Шаманство из строительного мусора: какой была первая арт-резиденция Горного Алтая

Tilda Publishing
КУЛЬТУРА
Ирина Апуник

Команда Artweek продолжает делать современное искусство ближе: с 2016 года кулуарные вечеринки в гаражах преобразовались в экспозиции на стенах Белой галереи «Победы» и digital art на базе «Веги-Абсолют». Летом 2022 года организаторы запустили ещё один формат — арт-резиденцию. Каким образом из камней и веток под ногами создаётся полноценный land art, почему горам Алтая так подходит сибирский диджитал и при чём здесь символизм — о первой арт-резиденции художников на Горном Алтае читайте в нашем обзоре.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Фото предоставлено организаторами Artweek
Гимн свободному творчеству: когда искусство становится точкой притяжения
22 июня 2022 года команда Artweek объявила об открытии своей первой арт-резиденции на Горном Алтае. Она получила название Rebel: в переводе с английского это означает «бунт» или «восстание», а ещё созвучно названию локации, в которой проходила арт-резиденция, — её запустили на базе отдыха «Берель». В течение месяца там побывали около двадцати художников из разных уголков Сибири.

Rebel стала своеобразным продолжением ещё одного события, организованного командой Artweek, — первого в истории Алтая фестиваля современного искусства Reart, который прошёл в сентябре 2021 года на базе глэмпинга «Ороктой Парк». Тогда у организаторов получилось не просто совместить органику естественного ландшафта с цифровыми арт-объектами, но и воплотить digital-искусство в месте, где не было даже привычной для всех мобильной связи.

Алтайская арт-резиденция стала гимном свободного творчества: участников не ограничивали ни в формате, ни в количестве работ, которые они должны были создать за время пребывания на Rebel. Возможно, это и стало одной из причин того, что в итоге их получилось значительно больше, чем рассчитывали организаторы: на территории базы появилось больше 60 арт-объектов из природных материалов, которые сразу же стали частью окружающего пейзажа.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Фото предоставлено организаторами Artweek
История арт-резиденции началась этим летом — туристическую базу «Берель», построенную 20 лет назад неподалеку от села Чепош, решили восстановить после масштабного потопа, который в 2014 году практически полностью снёс место известных вечеринок. Летом 2022-го её очистили от ветхих строений, уничтоженных или испорченных водой, а в то, что ещё можно использовать, художники вдохнули новую жизнь, причём сделали это своими руками.
«Тот же амбар мы планировали снести, но художники преобразили его так, что он стал местом притяжения базы: рестораном и коворкингом, площадкой для мастер-классов и концертов. У них здесь полная свобода, и то, что в ней рождается, — восхитительно», — говорит Антон Крупенин, управляющий базы «Берель».
Одна из уникальных особенностей алтайской арт-резиденции — самодостаточность места. Для своих работ художники задействовали всё, что смогли найти поблизости, — от мотков бечёвки и кусков мешковины до строительного мусора и старых плафонов из помутневшего стекла.

Большинство арт-объектов были созданы из коры, еловых ветвей и шишек, прибрежных камней, охапок цветов. За несколько дней эти элементы получили новое воплощение: камни и ветки стали рамами для зеркал, куски коры и шишки сложились в шаманские маски, а бечёвка и перья здешних птиц сплелись в колышущиеся на ветру ловцы снов.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Фото предоставлено организаторами Artweek
Анонимное искусство: как арт сливается с пространством
Арт-объекты обнаруживаются в буквальном смысле во всех уголках базы: от банок на столах и под потолком ресторана, заполненных только что сорванными полевыми цветами, до нарисованных мелом «наскальных» знаков на балках.

Художникам резиденции удалось сделать своё искусство созвучным протекающей на расстоянии десятка шагов Катуни — текучим, прозрачным и звонким. В пространстве Rebel разместилось множество зеркал: они возникают в деревянных рамах, среди композиций из сухоцветов и даже на отвесной скале, окруженные мхом. По утрам на них остаются капли росы и ночного дождя, и тогда отражение леса дробится на мозаичные фрагменты.

Зеркало стало и центральной точкой для арт-объекта «Око» — одной из самых заметных инсталляций, расположившейся на некотором удалении от базы. В этой работе небольшое круглое зеркало превратилось в зрачок, к которому паутиной размахрившегося шпагата прикрепили радужку из эпоксидной смолы, выкрашенную акрилом. И если поймать собственное отражение в зеркале такого размера — как насчёт того, чтобы отыскать себя в бесконечном потоке вокруг?
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Фото предоставлено организаторами Artweek
Вторая особенность Rebel — отсутствие любых тегов работавших здесь художников. Такой «безымянный» арт словно становится общим и начинает принадлежать всем одновременно. Это ощущение усиливается и за счёт осязаемости работ: их фактуру и объём несложно почувствовать на самом базовом, физическом уровне.
Этот принцип стал неотъемлемой частью событий, организуемых командой Artweek, — на любой экспозиции вне зависимости от того, находится она в галерее, гараже или лесу, арт-объекты открыты для активного взаимодействия.
«Всем нужна свобода действий — это часть нашей природы. Здесь действительно такая атмосфера: нет ощущения законцептуализированных рабочих рамок, мы просто живём все вместе, и каждый выполняет свою функцию», — рассказывает Лиза, волонтёр на Rebel.

Арт-резиденция объединила не только художников, но и добровольцев, которые помогали и в творческом процессе, и в поддержании должного порядка.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Фото предоставлено организаторами Artweek
Языческие обряды и души из бетона:
новый взгляд на land art
Более масштабные работы художники поместили в паре сотен метров от жилых домиков, в Западном лесу. Первый арт-объект можно заметить ещё на подходе к нему, в высокой траве вдоль тропинки: там «утоплена» выкрашенная в цвет неба коряга. Часть голубого покрытия уже успела отпасть и поблёкнуть из-за воздействия дождя и ветра — так естественные факторы стали ещё одним элементом общей концепции. Необратимая трансформация материала символизирует наши собственные изменения, неизбежные и, казалось бы, не щадящие, но являющиеся частью естественного процесса, который и делает нас теми, кто мы есть.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Фото предоставлено организаторами Artweek
Эту идею транслирует ещё один арт-объект: железный стул, на который усадили человеческий силуэт из проволоки, — обозначение тела и его физического воплощения в пространстве. Металл уже начал ржаветь, но закреплённое внутри контура головы лицо из бетона, символизирующее душу, остаётся прежним.

Прислонённые к стволу ставни можно потрогать рукой — потемневшее от времени причудливо выструганное дерево расписала одна из художниц. Ставни являются не только отдельным арт-объектом, но и «входом» на площадку для медитации — лаконичный деревянный настил разместили высоко над Катунью. С этой точки видно лишь переливающуюся под солнцем аквамариновую гладь реки, с обеих сторон обрамлённую горами и сливающуюся с чистым горизонтом.
«Тут время течёт абсолютно по-другому, и у каждого свой ритм. Нельзя что-то запланировать — всё может измениться за мгновение. Но творчество здесь даже в помощи и организации мероприятий, украшении пространства…
Конечно, идеи совместных проектов постоянно возникают, и вообще помогать друг другу здесь — это как сказать «доброе утро», — делится впечатлениями Даша Алаева, режиссёр, студентка Алтайского государственного института культуры.

Она приехала в начале июля и почти сразу решила остаться до конца резиденции. Спустя неделю работы из «свободного художника» Даша стала младшим помощником куратора. Сначала девушка хотела создать на Rebel театральный перформанс или эскиз спектакля, но на всём протяжении резиденции каждый художник был занят реализацией собственных идей, и Даша начала плести ловцы снов — теперь они развешаны по всей территории базы.

«Люди наслаждаются не только природой, но и самим местом, в котором находятся. Они рассматривают арт-объекты, и это цепляет их, притягивает внимание. Места, насыщенные такими деталями, люди будут знать, потому что детали и создают настроение, и дарят впечатления», — уверен Никита Шведов, владелец строящейся базы в Турочаке.

По его словам, после возведения новой базы современные художники появятся и там — возможно, некоторые из них будут отсюда, с Rebel.
От Rebel — к новой реальности
Арт-резиденция стала и самостоятельным событием в мире новосибирского искусства, и неким прологом к следующему фестивалю команды Artweek. Он тоже пройдёт на Горном Алтае, а его центральным мотивом станут сказки. Художники смогут окунуться в любые сюжеты — от народных эпосов до сложных мифологических образов, включиться в движение с Запада на Восток, от традиций к технологиям будущего. Ограничений не будет и в формах воплощения: фестиваль представит land art, проекты дополненной реальности (VR), 3D-мэппинг и световые инсталляции.

Некоторые элементы, превращающие реальность в сказку, стихийно появились уже во время резиденции Rebel. Например, отсылка к языческой обрядовости достаточно явно отразилась в арке, для возведения которой использовали прибрежные брёвна, старый тюль, только что сорванные растения и перья пролетавших мимо птиц. Изначально запланированная как фотозона для одного из этномаркетов, арка превратилась в полноценный арт-объект и более того — обозначила некий переход из одного пространства в другое, только зарождающееся.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Фото предоставлено организаторами Artweek
Так арт-резиденция Rebel стала гимном будущего искусства, которое способно создаваться в любых условиях и обстоятельствах, воплощаться с помощью свободы и совместного творчества.
поделитесь статьей