Арт глубокого погружения. Как в Новосибирске создают международный фестиваль сибирского искусства

Tilda Publishing
КУЛЬТУРА
Ирина Апуник

Может ли художественная выставка в ангаре стать популярной, почему элементом экспозиции стал костёр, как андеграундное искусство становится близким людям «с улицы» и каким образом связаны между собой инфляция, Босх и Алтай? Ответы на все эти вопросы уже есть в истории новосибирского фестиваля современного искусства Artweek.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Фотография из группы AKTRUE ART WEEKEND во «ВКонтакте», vk.com/aktrueartweekend
Фестиваль сибирского современного искусства Artweek, запланированный на апрель 2022 года, пройдёт в Новосибирске четвёртый раз. Рассказываем, как локальные вечеринки выросли в масштабные экспозиции, почему пласт новосибирского искусства неотделим от высоких технологий и может ли андеграундное творчество быть понятным массовой аудитории.
Спектакли в пентхаусах и картины в гаражах
Первый фестиваль сибирского искусства, созданный командой Artweek, прошёл в 2016 году.
Тогда он назывался Aktrue Art Weekend и был своеобразным преемником тех самых вечеринок Pop Up на пляже Академгородка, словно перенесённых в стеклянный пентхаус в центре города.
В мероприятии приняли участие представители молодого андеграунда новосибирского искусства: например, художник Алексей Грищенко, который и сам организовывал выставки в собственном гараже; тогда ещё начинающая инсталлятор Маяна Насыбуллова; а театральный режиссёр Серёжа Чехов перенёс на площадку фестиваля экспериментальный спектакль «Путешествие Алисы в Швейцарию».
По словам кураторов, тогда все участники экспозиции и программы были просто «знакомыми по арт-тусовке», и знакомыми этих знакомых.
Концепцией Aktrue стал фестиваль как таковой: всё изначально не просто выстроили в формате экспозиции, а сопроводили её перформансами, мини-лекторием от участников, вечерними выступлениями и максимальным интерактивом.

Маргарита Морева, создатель и куратор фестиваля Artweek: «Нам всегда была важна аудитория и возможность поделиться, поэтому мы планомерно растили комьюнити, которое сейчас понимает, что, как, зачем и почему мы делаем».
AKTRUE
В 2017-м прошёл Fart Weekend — фестиваль, на котором в Сибири первый раз показали 3D-мэппинг.
Тогда были задействованы одновременно две локации: пустующий гараж размером с ангар и мастерская художницы Маргариты Моревой, одного из бессменных кураторов всех событий команды Artweek.

Уже на Fart Weekend был сделан упор на digital art и авторские коллаборации, но ни одну из представленных в том году работ больше нельзя воспроизвести или увидеть: этот фестиваль стал единственным, после которого не осталось даже любительских фотографий и видеозаписей.
А в 2018 году прогремела «Инфляция кайфов» — арт-вечеринка, которая закончилась приездом ОМОНа и обыском гостей.
После этого команде пришлось остановить проведение фестивалей на два года: все потенциальные площадки, которые могли их принять, сразу отказались от переговоров о сотрудничестве. Тем не менее именно «Инфляция кайфов» стала исходной точкой для циклической концепции, по которой проекты команды Artweek движутся до сих пор.
О том, что после первой вечеринки гарантированно будут вторая и третья, организаторы знали заранее. Только так получилось бы раскрыть концепцию до конца, ведь после инфляции всегда наступает кризис, а следом приходит возрождение.
Бесцеремонно прерванная «Инфляция кайфов» ощущалась командой как незакрытый гештальт, поэтому в 2019 году прошла Inflation of Joy, а в 2021-м Artweek вернулся с названием «Кризис наслаждений».
Наука делать искусство
В этот раз экспозиция переместилась в полноценное выставочное пространство на базе компании «Вега-Абсолют». С его наполнением возникла только одна проблема: двух этажей не хватало, чтобы разместить всех авторов, которых хотелось пригласить — и которые желали присоединиться сами.

К этому моменту артисты стали находить кураторов фестиваля самостоятельно. Кто-то не только предложил свои работы, но и присоединился к организаторам, которые неоднократно отмечали: в их команде почти нет «обученных» искусству профессионалов, но есть настолько неравнодушные энтузиасты, что это позволяет нарастить необходимую компетентность непосредственно в процессе.

В 2021 году Artweek объединил уже не только художников и кураторов, но также танцовщиков и перформеров, дизайнеров и фотографов, журналистов и лингвистов, юристов и IT-аналитиков.
Говоря о концепции «Кризиса наслаждений», ставшего следующим этапом «Инфляции», кураторы подчёркивали: для них кризис — не конечная, а переломная точка; момент перехода из привычного состояния в новое.
Маргарита Морева, создатель и куратор фестиваля Artweek: «Кризис — сжатая пружина, которая может выбросить куда угодно. И тут принципиально важно, как ты используешь эту энергию: чтобы взлететь или опуститься на дно».

На подготовку более 50 арт-объектов и программы — картин, инсталляций, а также перформансов, мастер-классов и паблик-токов — у команды ушло меньше трёх месяцев. Среди них было около десятка якорных арт-объектов, по которым фестиваль стали узнавать меньше чем за неделю:

— пятиметровая голова из металлической сетки работы скульптора Максима Александрова;
— многослойные AR-картины художника Антона Бунденко;
— собранный Маргаритой Моревой костёр из светодиодных панелей;
— электронные устройства междисциплинарной художницы Анастасии Алёхиной;
— поющие чаши, из которых можно извлечь звук погружением пальцев внутрь, были созданы в коллаборации трёх участников — саунд-дизайнера Ольги Максимовой (она же ОММА), основательницы галереи Issmag Дишон Юлдаш и студии креативных технологий Playtronica.

Среди художников, чьи работы включили в экспозицию, были и новосибирские авторы, и те, кто уже переместились в другие города, но свой творческий путь начали именно в Сибири.
Якорными арт-объектами снова стал чистый art & science, и этот акцент делался кураторами осознанно.
Масштабных фестивалей в таком направлении до команды Artweek в Новосибирске не проводил никто, не так много их и по России. Из самых ярких примеров — Digital OPERA в Санкт-Петербурге и выставки в московском Мультимедиа Арт Музее (МАММ).

Маргарита Морева, создатель и куратор фестиваля Artweek: «Мы из Академгородка, поэтому для нас наука и искусство всегда очень больная тема — а ведь есть виды искусства, которые абсолютно органично сочетаются с наукой и технологиями».

Кураторы не скрывают и стратегического аспекта: для чёткой тематики гораздо проще найти локацию — абстрактный фестиваль современного искусства можно сделать на улице, в поле или гаражах, а вот art & science предполагает обязательное наличие специализированной площадки.
ART WEEK SIBERIA
Маргарита Морева, создатель и куратор фестиваля Artweek: «Это убирает абстрактность, потому что просто фестиваль современного искусства можно сделать на улице, в поле или гаражах, а вот art & science предполагает обязательное наличие специализированной площадки».

Artweek-2021 стал первым арт-фестивалем «полного включения» в Сибири. Кураторы уверены: взаимодействовать с искусством необходимо всеми органами чувств, поэтому арт-объекты подключали не только зрение, но также слух, обоняние и осязание.
Зрители могли взаимодействовать с инсталляциями, как им хотелось: трогать, изучать, рассматривать. Так фестиваль предлагал каждому индивидуальный эксперимент и поиск, а не готовую интерпретацию чужого опыта.
Осенью 2021 года «Кризис наслаждений» получил концептуальное продолжение в Reart — первом фестивале цифрового искусства на Алтае. Он был задуман как возможность вырваться из бесконечного потока информации и отыскать истинную природу — как снаружи, так и внутри себя. Таким образом должно было произойти преодоление кризисной точки.

Место проведения удалилось от Новосибирска почти на 600 километров, но это не помешало ни неразрывности с предыдущим событием, ни релокации нескольких инсталляций.
Одной из первых на территорию глэмпинга «Ороктой Парк» перевезли голову из металлической сетки. Кураторы не отрицают: здесь сработала не только сила искусства, но и бизнес-модель — этот арт-объект был выкуплен владельцем глэмпинга.

Сменил геолокацию и электронный костёр, который стал первым полноценным digital-объектом в месте без интернета и мобильной связи. Также на Reart появилась новая вариация арт-объекта авторства Playtronica, и на этот раз взаимодействие вышло на уровень «природного диджитала».
С помощью специальной призмы солнечный свет направлялся на стеклянные шары с фотоэлементами внутри — после попадания на них радуги появлялся звук, тональность которого зависела от цвета спектра.
Другая часть арт-объектов создавалась художниками специально для Reart. Их намеренно сделали словно затерянными в природе: таким образом кураторы продемонстрировали, что digital-объекты могут органично существовать даже в максимально естественном ландшафте. Поэтому в зеркалах, вмонтированных в скалы водопада, нельзя было увидеть себя полностью — как в каплях воды или речной ряби. Зеркальные камни, которые стали своеобразными преемниками зеркальных кубов «Кризиса наслаждений», издалека нельзя было отличить от обычных валунов, а вблизи — от травы, отражающейся в припылённых гранях.
Ещё одну часть экспозиции можно было увидеть лишь ночью: только в темноте начинала светиться флюоресцентная краска, которой покрыли стволы деревьев и камни.
Время ставить точку:
искусство, которое мы не потеряли
В 2022 году концепция фестиваля изменилась три раза, два из них — за один месяц.

Первой идеей был «Сад наслаждений», где первоосновой послужило одноименное произведение Иеронима Босха: фестиваль должен был стать воплощением чистилища, из которого нам не удаётся совершить переход ни в какую сторону.

Зимой, когда по всему миру прокатилась увлечённость метавселенными, команда Artweek решила отдать дань тренду — так появилась «Мета/Не мета Вселенная».
А в марте темой фестиваля объявили точку — символ неразрывных законченности и бесконечности.
ART WEEK SIBERIA
В этой концепции художников, фотографов, дизайнеров, перформеров, танцовщиков не ограничивали абсолютно ничем: миссией фестиваля стало предоставление возможности высказаться.

Маргарита Морева, создатель и куратор фестиваля Artweek: «Мы независимый фестиваль, и это даёт нам возможность принимать только внутренние решения, а не подчиняться повестке институций извне».

Тогда же Artweek перестал быть только сибирским фестивалем и вышел на международный уровень. В этом году среди участников можно будет увидеть авторов из Америки, Франции, Китая, Аргентины, Польши, Кыргызстана, Казахстана.

«Точка» покажет идеи и смыслы 168 творцов, разместившись на двух площадках. Первая будет там же, где год назад открылся «Кризис наслаждений», — в здании «Веги-Абсолют». Второй локацией стала «Победа», в Белой галерее которой прошло множество самых разноплановых вернисажей: от персональной выставки куратора Artweek Маргариты Моревой до экспозиции фоторабот из ежегодного календаря Пирелли.

Ещё одним нововведением стала продолжительность фестиваля. Aktrue Art Weekend и Fart Weekend шли по три дня, а «Кризис наслаждений» увеличили сразу до календарной недели. В 2022 году событие продлится полных две недели, в течение которых будут работать экспозиции, пройдут медиации по ним, также вас ждет традиционный лекторий, состоятся и другие точечные события.
По словам кураторов, строгой очерёдности посещения локаций нет — можно сразу приходить в ту, что будет ближе или покажется интереснее.
Единственное, что стоит учесть: на базе «Веги-Абсолют» разместят больше технологических арт-объектов, а в галерее «Победы» покажут более классическое искусство.

«Инфляция кайфов» стала причиной двухлетнего молчания. «Кризис наслаждений» собрали в условиях пандемии. «Точка» ставится в полной турбулентности, которая отражается на всех сферах.
Но организаторы по-прежнему уверены: искусство — всё ещё территория настоящей свободы, которую нельзя терять ни при каких обстоятельствах.
Именно оно способно по-особенному объединять и быть тем самым лучом света, без которого не обойтись.
поделитесь статьей