Tilda Publishing
КУЛЬТУРА

Хранитель моря

Евгений Шкаруба — легендарная личность в российском яхтенном мире, само воплощение традиций мореходства. Родился и вырос в Новосибирске, детство провёл в яхт-клубе на Обском море, учился в художественной школе. В молодости освоил кузнечное дело, работал мастером художественной ковки, в том числе и на Соловках, где долгое время жил и руководил центром современного искусства, имея адрес прописки «Соловки, Кремль». В 90-е вернулся в яхтинг, работал инструктором в Московской яхтенной школе, совершил большое количество яхтенных переходов. Будучи лидером школы, эволюционировал в сторону практического освоения и возрождения русской национальной парусной традиции, которая ведёт свою родословную с допетровских времён. В данное время живёт и работает в Архангельске.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Евгений Шкаруба. Фотография со страницы Евгения во ВКонтакте, vk.com
О русской мореходной культуре, великой истории русского мореходства и возрождении национальных парусных традиций с Евгением беседует Игорь Белокобыльский.
— Хотелось бы поговорить с тобой о русских мореходных традициях и твоей реконструкции нашего исторического наследия. Таких энтузиастов, как ты, во всей стране не более десятка — вы возвращаете нашему обществу память о своих корнях и открываете знания, о которых мы и не подозревали. Даже я, человек, имеющий профессиональное морское образование, считал, что русская мореходная школа — это что-то вторичное, лапотное, то ли дело могучие британская, голландская, испанская и португальская школы. Имеем ли мы право говорить о великом русском мореходстве?
— Конечно, имеем право. Русская мореходная культура известна, в первую очередь, по освоению огромных пространств Российской Евразии. Зародившись в XI веке на Архангельском Севере, у берегов Белого моря, в Поморье, она стала предтечей колоссального, взрывоподобного расширения наших земель в XVII веке — всего за 100 лет русские освоили гигантские пространства, причём исключительно по воде. У наших предков и не было другого выбора для экспансии в Сибирь, ведь у них на пути стояли непроходимые леса, расстилались болота — это была огромная, труднопроходимая территория.
На своих особых облегчённых лодках, качество которых было отработано столетиями, наши первопроходцы очень быстро прошли всю необъятную Сибирь. Основные сибирские реки текут с юга на север — первопроходцы шли по ним, пересекали их, поднимались по притокам, например, с Оби по реке Таз, по водоразделу, переходили к Енисею и шли дальше.
Такие люди, как Ерофей Хабаров, Семён Дежнёв, и создали Большую Россию. Это один из самых ярких и недооценённых до сих пор феноменов освоения столь обширных пространств.
К другому феномену русского мореходства стоит отнести покорение Севера: Грумант, Новая Земля, Земля Франца-Иосифа и то, что находится дальше, поиск и открытие Северного морского пути; и здесь для арктических плаваний русские создали особые суда — прочные и маневренные корабли, которые могли путешествовать во льдах.

Феноменальным было и влияние нашей школы судостроения на значимых европейских корабелов. Например, норвежец Колин Арчер при строительстве «Фрама» для Фритьофа Нансена взял за основу модель коча — судна, которое создали поморские судостроители.
Русский Север vs Санкт-Петербург
— Снисходительное отношение общества к нашей традиционной мореходной культуре оправданно или нет? Как формировалось это презрительное снисхождение?
— В допетровские времена Россия жила в своём отдельном, достаточно замкнутом мире. И все мы знаем, что произошло после прихода к власти Петра I — разворот России в сторону Запада, прорубание «окна в Европу».

На Поморье к Петру и его корабельным реформам двоякое отношение.
Царь любил море, интересовался всем, что с ним связано, считал, что море очень важно для развития страны, — за это поморы его уважали.
С другой стороны, было грубое насаждение западных технологий — Пётр был очарован Западом во время своего «ученического» путешествия в Европу, когда успел поработать плотником на амстердамской верфи.

Он связал Запад и Россию односторонним технологическим мостом и запрещал строить староманерные суда по исконным русским технологиям, заставляя строить по-новому, по-западному — но зачастую необоснованно, потому что у западной школы (особенно это касается внутренней Голландии, где Пётр и практиковал) другие навигационные условия.

Он был сильно увлечен Западом, и современники писали, что им тяжело достаются его затеи — поморам запрещалось строить суда «прежнего дела», отправлять на них грузы из Архангельска под угрозой различных наказаний, людей заставляли строить суда по новым чертежам — во всём этом была одержимость иноземным и непродуманность.
Но народ ему многое прощал, потому что ценил его увлечённость морем, тем более что позднее он ослабил напор, поэтому всё это как-то уживалось.
Однако дальше произошёл раскол: среди элиты насаждалась мысль, что западные технологии кораблестроения — это единственно верный путь, а исконно русские, поморские — мужицкие забавы. И это при том, что западные профессионалы того времени пользовались нашим судостроительным опытом для хождения в Арктике!
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Евгений Шкаруба при спуске на воду карбаса «Койду» летом 2021 года. Фотография из группы «Поморская шхуна» во ВКонтакте, vk.com
— Можно ли сказать, что лоцманский опыт поморов и их культура арктического мореплавания имеют общемировое значение? Что они уникальны и неповторимы?
— Безусловно. Это опыт, которым до сих пор пользуются моряки, это база ледового плавания. Если вы откроете хороший морской словарь для северных капитанов, то найдёте в нём огромное количество поморских терминов для плавания в Арктике, во льдах. В наше время бывали случаи, когда во время тяжёлой обстановки в Антарктиде американцы запрашивали у нас помощь, арендовали ледокол и передавали бразды правления спасательными операциями нашим арктическим капитанам, у которых кратно больший опыт плавания во льдах.
Можно смело заявлять о том, что наша школа полярного плавания является главной в мире.
Товарищество поморского судостроения
— Что тебя заставило переместиться из ситуации изучения в ситуацию действия? Ведь ты взял на себя ответственность за очень сложный проект — возрождение поморского судостроения. [1]
— Это произошло естественным образом. Я начинал как гонщик-парусник, затем стал организовывать походы, обучать людей управлять современным парусным судном, много и долго этим занимался — у меня есть и опыт кругосветного плавания на парусной яхте.

Но в какой-то момент мне стало понятно, что без наличия национальной базы с собственной терминологией, основанной на твоём языке, культуре твоего народа, дальнейшего развития не будет. Тот факт, что я долго преподавал по европейским канонам, не отменил моего стремления к национальным основам, к исторической глубине.

Без этого сложно дать людям полноценные знания — это как преподавание только новейшей истории, без древней, или истории искусств без классических периодов. Когда мы ходили на современной яхте, мы упирались в ограниченные технические возможности современного судна — случалось так, что мы теряли в Тихом океане мачты, а при этом мечтали ходить в самые сложные места, в Арктику, в Антарктику.
Евгений является руководителем Товарищества поморского судостроения, которое по музейным экспонатам восстановило технологию строительства поморского парусного судна — карбаса. В данный момент команда Евгения восстанавливает технологию строительства поморской шхуны.
Мне захотелось найти истоки, знания, культуру наших предков-судостроителей. Это оказалось очень непростым, но чрезвычайно интересным делом.
Сначала мы с командой единомышленников пришли к пониманию того, что нужно самим построить судно, которое будет нас полностью устраивать. Потом был долгий поиск типов судов, размышления о том, каким должен быть наш корабль. В итоге мы сделали выбор в пользу строительства своей шхуны — судна, которое было очень распространено на Русском Севере в начале XIX века.
Это особенная конструкция, особенная прочность и, что удивительно, комфортные бытовые условия для экипажа. Если на карбасе — самовар, то на шхуне — банька)
Хочется отметить, что это будет не совсем реконструкция исторического корабля, а скорее развитие исторической основы: прочности, мореходных качеств, исходного материала. Под исходным материалом я подразумеваю дерево, которое экологично, чисто, естественно — внутри деревянного судна просто приятно находиться. Но при этом наша шхуна будет оборудована всем самым современным: двигателями, механизмами, навионикой, связью.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Строительство поморской шхуны Товариществом поморского судостроения в Архангельске, февраль 2022 года. Фотография из группы «Поморская шхуна» во ВКонтакте, vk.com
— И что самое парадоксальное, использование такого вроде бы несовременного материала — дерева — оказывает самое благотворное влияние на скоростные и прочностные качества судна, в отличие от общеупотребимого в наше время пластика.
Отход на Север
— Евгений, в России очень большой интерес ко всему, что связано с парусами. Как ты думаешь, российское парусное сообщество, которое ориентировано на западную мореходную культуру, сможет оценить твои дерзновения?
— В 2015-м мы в первый раз «погрузились в домашние воды»: нашли в Архангельске классическое судно, арендовали его и сделали первые маршруты из Архангельска по Онежскому заливу на Соловки. Все места были сразу же раскуплены.
Интерес к домашнему мореплаванию, к родной культуре оказался таким зримым и ощутимым, что я понял: это то, чего ждали наши яхтсмены.
По их лицам было видно, насколько им интересно путешествовать по поморским деревням, видеть поморские лодки, беседовать с местными жителями, слушать их язык, содержащий огромное количество мореходных слов, которые относятся к культуре глубокого житейского осознания человеком особенностей его жизни в море.

Бабушки между делом говорят о науке приливов-отливов — и это не то, что слушать урок в аудитории, — ты разговариваешь с бабулей, и она упоминает, что вот сейчас «полвод отживых вод, вот ты сейчас лодочку вытащил, будет маловодье, и лодку не снимешь». Здесь люди погружены в мореходство, они знают, какая сейчас фаза луны, какая у них вода, какая сизигия, квадратура и прочее. И когда морские знания преподают человеку в бытовых разговорах, он совершенно по-другому их воспринимает и запоминает, более цепко.
— То есть в современном российском яхтенном сообществе есть запрос на такие путешествия?
— Да, этот запрос и подтолкнул нас к непростому решению начать строить большое судно, вложиться в этот многолетний проект. Для проекта понадобились специалисты по постройке судов подобного класса, и мы продолжаем искать этих специалистов, воспитывая при этом своих. Причём весь этот проект идёт рука об руку с культурной составляющей — у нас на верфи есть и выставочные пространства.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Выставка работ архангельской художницы Ирины Кривополеновой на верфи Товарищества поморского судостроения. Фотография Екатерины Суворовой из группы «Поморская шхуна» во ВКонтакте, vk.com
Обретение клада
— Мы начинали свой проект с поиска чертежей по государственным учреждениям, но там их было очень мало, и они были разрозненными. Неожиданно в Архангельске мы нашли огромный, забытый всеми архив чертежей деревянных судов.
Когда мы осознали уровень находки, то поняли, что это хранилище уникально не только для России, но и для всего мира — подобных архивов очень мало, а такого количества чертежей деревянных судов, собранных в одном месте, в России вообще нет.
Это был архив Соломбальской судоверфи, которая перестала работать в только в нулевых. Ещё недавно здесь строили шлюпки, ялы, боты, транспортные и прогулочные суда. Архиву около ста лет, и в нём сохранились чертежи судов, которые выпускались весь XX век, — это было золотое время промышленного деревянного судостроения, вершина мастерства, отработанные веками подходы и технологии. Пик пришёлся на 60-е годы, а дальше начался спад.

Сейчас эта верфь практически разорена, но архив сохранился благодаря старой работнице-архивариусу, которая поддерживала его всё это время вопреки обстоятельствам, без зарплаты и доброго слова, просто от осознания его уникальности.

В какой-то момент я вышел на нынешнего владельца этой верфи и самого архива — Сергея Николаевича Николаева. Мы получили грант, и теперь сканируем этот архив и выкладываем в открытый доступ.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Из архива Соломбальской судоверфи. Фотография из группы «Поморская шхуна» во ВКонтакте, vk.com
Это огромная работа. На грант мы закупили специальное оборудование, разработали специальную технологию, создали классификацию — и теперь сканируем, осмысляем, организовываем выставки.
Выложено уже более тысячи чертежей, а вообще в архиве их десятки тысяч — на сегодняшний день мы отсканировали не больше процента, такой гигантский объём у этого хранилища.
Нам помогают студенты Северного Арктического федерального университета им. В. М. Ломоносова, местные, архангельские и иногородние волонтёры — пользуясь случаем, приглашаю всех желающих принять участие в этом благородном деле!

Сейчас у нас начинается новый проект, партнёров для которого мы хотели бы найти в технологически самодостаточном Новосибирске, — на базе чертежей мы запустили цифровое 3D-моделирование судов. Получили на эту работу президентский грант, который называется «Лаборатория деревянного судостроения», и вот на основании тех чертежей, которые уже выложены, либо «живых» чертежей, которые мы привезём, можно делать модели нескольких типов судов, причём модели не только цифровые.

Если кто-то в Новосибирске готов откликнуться, принять участие в этой работе, то приглашаем к сотрудничеству. Связаться с нами можно по контактам, указанным на нашем сайте http://seapractic.ru.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Из архива Соломбальской судоверфи. Фотография из группы «Поморская шхуна» во ВКонтакте, vk.com
Первый успех и будущие полюса
— Несколько раз ты упомянул фразу «президентский грант», значит ли это, что ваш проект привлекает достаточно серьёзное внимание государства?
— Да, это так. Первый проект, который мы осуществили, — построили «лодку Белого моря», карбас. В отличие от шхуны, которую мы сейчас строим, постройка карбасов живая, до сих пор существующая поморская традиция.

В 2017-м мы нашли мастера Виктора Петровича Кузнецова, который всю свою сознательную жизнь делал эти лодки, построили её за 16 дней, дошли на ней до Соловков, сняли фильм — и в этот момент поняли, насколько это интересно общественности.
К нам пришёл губернатор Игорь Орлов, сам судостроитель, сейчас он возглавляет «Северную верфь», к нам приходили местные жители, простые люди, интеллигенция, бизнесмены — практически все слои общества.
А в тех местах, куда мы заходили на карбасе, к нам выходили все, от подростков до стариков, им было очень интересно, потому что они в этом многое понимают, это часть их жизни. Все обсуждали эту лодку, как она построена, «всхожая» она или «не всхожая», если критика и была, то только по делу — поразительно, настолько они погружены в тему. Мне кажется, что в наше время очень нужны такие проекты, которые консолидируют общество со знаком «да», со знаком «плюс», нужны истории, вокруг которых общество объединяется.
— Можешь описать ТТХ шхуны?
— Это не огромное, маломерное судно, которым может управлять человек без профессионального образования, для нас это очень важно: мы за то, чтобы в наших проектах участвовали обычные люди, не профессионалы, чтобы это было доступно всем тем, кто хочет научиться управлять парусными судами, совершать на них путешествия.

Поэтому длина судна до 20 метров, косое парусное вооружение, позволяющее управлять шхуной двоим. Две мачты — такое судно более устойчиво в суровых морях, там, где сильно качает, им легче управлять. Мореходность — возможность ходить в необорудованных сложных акваториях, в том числе во льдах. Повышенная крепость корпуса за счёт поморских шпангоутов — ведь поморские суда ходили в очень сложных водах.

Водоизмещение порядка 60 тонн, одновинтовой двигатель порядка 250 л. с., генератор, три разных вида отопления, запас топлива минимум 6 тонн, опреснитель, 3 тонны воды, современная навионика, современная связь. Вместимость экипажа — восемь-девять человек, как раз для компании, которая собиралась в морскую экспедицию.

Обслуживающего персонала не будет — ни моториста, ни наёмного шкипера, ни кока, поход только своими силами.
Цель экспедиционного путешествия — удивительные места, в которые на обычной лодке не доберёшься, только на ледоколе, но на ледоколе в реку не зайдёшь, а на нашей шхуне это возможно.
Судно должно быть автономным минимум полгода, при этом экипажу должно быть комфортно, потому что когда ты путешествуешь на Крайнем Севере, очень важна возможность растопить баньку где-нибудь в районе Гренландии или Малой Земли, искупаться… Мы за то, чтобы наше судно приносило радость в полном объёме — рядом суровое море, вахта, но при этом есть возможность обсохнуть, согреться, есть печка с огнём, кухня — комфорт экипажа в числе главных приоритетов.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Евгений Шкаруба во время сборки и установки киля поморской шхуны в феврале 2021 года. Фотография из группы «Поморская шхуна» во ВКонтакте, vk.com
— И куда? После того, как разобьёте о борт бутылку шампанского?
— Приполярье, Заполярье — всё наше родное, Северный морской путь начиная от Шпицбергена, Исландия, Гренландия, Канада. Юг — Новая Зеландия. Переходы от одного полюса к другому.
— Шхуна будет создана, начнутся экспедиции — будет ли Евгений Шкаруба только экспедиционным шкипером? Или тот гигантский опыт, который будет получен при создании шхуны, позволит запустить серию подобных кораблей?
— При том интересе, который сейчас вызывает полярный туризм, могут быть реализованы самые смелые планы. Наша шхуна может быть как туристическим, так и научно-исследовательским судном, я практически уверен, что будут заказы на целую линейку таких судов — конструкция может развиваться, меняться, это открытый процесс.

И что очень важно, это отличное учебное судно. Любая морская школа, морское училище старается устроить своих студентов на парусное судно, самые большие парусники в мире — это учебные парусники. Познание науки мореходства без парусного опыта ущербно и практически невозможно. По аналогии с конструкторской школой, воссоздание моделей судов по чертежам, которым мы сейчас занимаемся, — это не только воссоздание исторических технологий, но и развитие школы конструкторского мышления.
Северный космос
— Расскажи о том мировидении, которое сложилось вокруг северной мореходной культуры, о том живом, что эту культуру окружает.
— Дальние походы в арктических водах, жизнь в тяжёлых условиях Арктики — это одна сторона северной жизни, а другая — материальные и духовные проявления этой цивилизации, которые удивляют своей теплотой и душевностью. Это как гармония двух взаимоисключающих начал.

Удивительно северное домостроительство: огромные деревянные виллы, которые строились на века, веками и стояли, усадьбы, в которых жили родами. Созданное здесь декоративное народное искусство в эстетическом плане может поспорить с профессиональным.
Жизненная философия, круговорот жизни в этих местах, фольклор, предания, истории, поэтика языка — из всего этого и складывается северная морская культура. То, что создали наши предки, — удивительно.
В дошедших до нас книгах рассказывается о том, как создавались артели, которые уходили на север: это были команды со своими старшим артельщиком и обязательно песенником, главной работой которого было петь и рассказывать, — по сути, это был поморский комиссар отряда.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Евгений Шкаруба (крайний слева) на борту карбаса «Надысь», осень 2021. Фотография из группы «Поморская шхуна» во ВКонтакте, vk.com
— Сообщества со своей невообразимой демократией — если где и было народное самоуправление, то именно в этих артелях.
— Да, ведь старших артельщиков выбирали, и это был особый обряд: вся артель приходила к нему в дом, избирала и ставила над собой. Он принимал эту должность торжественно, с пониманием того, что теперь он несёт ответственность за тех людей, которые за ним пойдут.

Наша поморская культура радует своей удивительной человечностью — это как согревающий костёр внутри огромного сурового мира, который они исследовали, в котором научились жить, чтобы добывать себе пищу — а в те давние времена была священной — и товары для заработка: рыбу, морского зверя, жир, кожи.

Для того чтобы строить настоящие суда, нужно хорошо понимать окружающую природу, её законы. Почему эта лодка вообще плывёт, почему эта лодка мореходна, почему её не захлёстывает при любой волне? Потому что это особая форма корпуса, подходящая для здешних акваторий. У поморов были огромные знания о погоде тех мест, в которых они жили и путешествовали. Например, в старые времена навигация строилась на основе сказаний — именно таким путём передавались знания.
И что самое главное: когда сталкиваешься с этим миром, тобой овладевает неподдельное чувство гармонии, красоты — настоящая лодка обязательно красива, ведь это материализация окружающего в конкретном предмете.
Представьте, насколько отточена форма того же карбаса, если этому судну уже 500 лет — эту форму оттачивали поколения и поколения. Если есть желание познакомиться с этим миром поближе, почитайте книги архангельского писателя Бориса Викторовича Шергина — откройте любую книгу, и вы почувствуете всё богатство этого языка, который как губка пропитан морскими знаниями.

Здесь же стоит сказать и о специфической философии построения коллективной работы — люди, которые отправлялись в дальние северные путешествия, вели себя особым образом и жили в пути как бы в некоем другом измерении, отличном от обычной жизни на берегу.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Евгений Шкаруба во время похода по реке Мезени, 2019 год. Фото с сайта клуба «Морские практики», seapractic.ru
— Людей, подобных тебе, в наше время единицы, но такие люди могут всколыхнуть поколения. Искренне желаю, чтобы наш мир услышал твои сигналы, чтобы ты был услышанным.
— Мне кажется, что сейчас наше общество очень быстрым шагом идёт к осознанию своей идентичности, это очень важно для России — понять свою целостность, своё ядро, понять, что мы существуем здесь, а не в другой части света, в которую раньше было принято стремиться.

И если мы говорим о русском мореходстве, то мы говорим о русской культуре, русском космосе, и неважно, морская это культура или любая другая сторона большой русской культуры — интерес к этому у обычных людей, когда они объединяются в команду, чтобы сделать что-то вместе, огромен.

Мы все постепенно осознаём, что дальше двигаться без этого нельзя.
Человеку, который погружается в изучение собственной культуры, открываются невиданные по своему духовному могуществу миры.
Мне кажется, что если мы говорим о каком-то национальном росте, национальной зрелости, то именно здесь они и раскрываются, потому что людям это искренне интересно, они к этому тянутся.
— Евгений, сейчас все твои проекты реализуются на Русском Севере, а что тебя связывает с родиной, с Новосибирском?
— Я мечтаю, Игорь, сделать экспедицию из Архангельска в Новосибирск — путём поморов, на классических поморских лодках, через волока, как это делалось в историческую старину, и организовать эту экспедицию не только для себя и круга единомышленников — я хочу всё это отснять, сделать фильм. Хочу показать эту северную лодку новосибирцам — я здесь родился, вырос, и поэтому моя связь с Сибирью настоящая, живая.
поделитесь статьей