«Портреты в движении» с Антоном Веселовым. Июль. Неделя 2

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Антон Веселов
Сергей Алексеенко
академик РАН, научный руководитель Института теплофизики им. С. С. Кутателадзе СО РАН
Сергей Алексеенко. Фото предоставлено автором
Академик Алексеенко готовит новую авторскую фотовыставку в ГПНТБ СО РАН. Пейзажи, пойманные объективом художника-теплофизика в уникальных экспедициях, можно будет увидеть в интерьерах третьей библиотеки страны уже в сентябре.
На сегодняшний момент подобные российские станции действуют только на Камчатке. И кстати, в рамках этой поездки теплофизики посетили одну из них — Мутновскую геотермальную станцию.

Институт теплофизики им. С. С. Кутателадзе СО РАН уже участвовал в изысканиях и в проектировании геотермальных станций на Камчатке. Теперь специалисты намерены продолжать эту деятельность — готовятся соглашения и программа будущих работ.

«Мы рассчитываем снова заняться созданием геотермальных станций, действующих на основе бинарного цикла. В 1970 году наш институт впервые в мире запустил такую геотермальную станцию на Паратунке недалеко от Петропавловска-Камчатского. Позднее, к сожалению, эта станция была закрыта. И сейчас в России ни одной подобной станции нет.
Принцип работы бинарного цикла прост. У нас есть два контура — по одному течёт горячая геотермальная вода, а по-другому, вторичному, — фреон, который кипит при низких температурах. Пар фреона мы можем использовать для вращения турбины и генерации электрической энергии в случае недостаточной температуры основного теплоносителя. Высказано предложение построить подобную станцию на острове Парамушир. Надеюсь, уже в следующем году начнём работать и на Камчатке, и в Сахалинской области.
Другое важное направление работы Института — комплексные научно-технические программы (КНТП), это основной способ реализации стратегии научно-экономического развития России, которая была принята в конце 2016 года. Мы разработали КНТП «Комплексные системы обращения с коммунальными и промышленными отходами» и принимаем участие ещё в двух других программах — «Энергетика больших мощностей нового поколения» и «Чистый уголь — зелёный Кузбасс». Планируем подать новые заявки, в том числе — по геотермальной энергетике. Надеюсь, получим финансирование.

И ещё одна тема — климатическая повестка. Я в целом разобрался в возможных механизмах изменения климата и готов согласиться, что пора переходить к малоуглеродной энергетике. Но действовать нужно без фанатизма.
Совсем отказываться от угля и газа просто глупо. Стоит напомнить, что самые большие запасы угля — в России и США, нам хватит на 400 лет, им — на 500.
Чтобы снизить антропогенное влияние, достаточно использовать современные технологии. Например, цикл Аллама, названный так в честь изобретателя Родни Аллама. Его идея — сжигать природный газ CH4 не в воздухе, а в атмосфере кислорода. Тогда на выходе мы получим CO2 и пары H2O. Пары легко удаляются методом конденсации — остаётся CO2. Мы можем его складировать или перерабатывать, важно, что в атмосферу ничего не попадёт. Так же можно поступить и с углём, достаточно для начала его газифицировать. Наш институт работает над этими программами прямо сейчас».
Владимир Комаров
музыкант, журналист
Владимир Комаров. Фото предоставлено автором
1 августа состоится премьера нового фильма новосибирца, лидера группы Hot Zex Владимира Комарова (читайте «Зеки в собственном соку» на «Искрах») «James Atkin: Remembering Rock Summer 1992». Владимир давно уже живёт в Нью-Йорке и оттуда формирует нашу советскую и постсоветскую память о событиях, связанных с гитарной музыкой, Россией и тоньше — с Новосибирском.
Несколько лет назад Владимиру пришла идея снять серию документальных фильмов про то, как в 80-е и в ранние 90-е, когда страна уже называлась по-другому, но по сути ещё ничего не изменилось, к нам приезжали с концертами (или в частном порядке) настоящие рок-звёзды.

Таких фактов было немного, но с каждым визитом связаны свои крутые истории. В 1988-м приезжали PIL в Вильнюс. В 1989-м в Таллине играли The Jesus & Mary Chain. Состоялся знаменитый концерт Sonic Youth, про который надо вообще книгу писать. Отдельный фильм стоило бы снять о новосибирской Интернеделе, где ещё при советской власти играли The Shamen, а позднее — Marc Almond.
И это при том, что первым цивилизованным «привозом» рок-звезды этого калибра считается выступление The Smashing Pumpkins на «Горбушке» в 1998 году. Дескать, всё, что было до этого, — не всерьёз.
«Всё это очень интересно — как мы смотрели на них, как они смотрели на нас. На чём звёзды выступали, где спали, что ели, с кем общались. Я задумал такую серию и обратился к друзьям. Первое интервью записал с Franz Treichler из The Young Gods. Эта команда выступала в новосибирском ДК «Юность» в 1996 году.

Потом — с James Atkin, вокалистом EMF. С ним вообще ведь вышла шикарная история — он ещё подростком приезжал в СССР в 1989 году с родителями, которые крепко сочувствовали коммунистам Великобритании, выписывали Morning Star и ездили на «Жигулях». Мы сняли об этом короткий фильм и выложили его на YouTube в прошлом году.

Хотелось продолжения, ведь EMF выступали в 1992 году в Таллине на Rock Summer, этот концерт отсняла «Программа А», его показывали по центральному телевидению! Можно сказать, впервые наши люди увидели по «ящику» смесь панка и рейва, модную музыку. Я смотрел этот концерт прямо в трансляции — помню, чуть с ума не сошёл. А потом бесконечно прокручивали запись этого концерта с телевизора на VHS-кассету.
Мы записали с Джеймсом интервью, нашли архивы со съёмок концерта. Начали разыскивать других участников — там выступали и «Мальчишник», и «Технология», и Inspiral Carpets. Но сейчас такие времена, что не все хотят высказываться на развлекательные темы. Скажем, Юрий Макаров, организатор Rock Summer, не захотел записывать беседу дистанционно — он в Таллине, я в Нью-Йорке… Зато согласились на разговор легендарный клавишник Inspiral Carpets Clint Boon и Роман Рябцев, который просил лишний раз не упоминать группу «Технология».

Тизер фильма уже в сети, а сам кинотруд будет доступен всем на YouTube 1 августа — вернее, не работа моя, а гуманитарная миссия.
В будущем надеюсь записать беседу с Марком Алмондом. А если удастся договориться с Sonic Youth — это будет отрыв башки.
Но горизонтом, конечно, остаётся Игги Поп, который основательно покатался по Союзу с Дэвидом Боуи в начале 80-х. И всюду, где это оправданно — это я торжественно обещаю, — я буду включать новосибирскую кинохронику и другие упоминания Сибири. Я же патриот и, можно сказать, работаю на имидж столицы Сибири».
Иван Кулаков
учёный-геофизик, член-корреспондент РАН, художник
Иван Кулаков. Фото предоставлено автором
В выставочном зале Дома учёных СО РАН открылась персональная выставка Ивана Кулакова (читайте «Вулканические войны. Член-корреспондент РАН — о рисках для землян» на «Искрах»). Доктор геолого-минералогических наук проводит исследования земных недр, изучает механизмы образования гор и океанов и функционирования вулканов. И пишет картины.
Это уже четвёртая «большая» выставка Ивана в Доме учёных, не считая полудюжины «малых» в «Зимнем саду». На выставке собраны работы из разных периодов, созданные за более чем тридцать лет, по которым можно проследить эволюцию художника и человека.
В первых работах «французского периода» искусствоведы отмечают «энергию и чувственность лаконичной линии при минимуме деталей и цветов». С годами сюжеты становятся более сложными, а цвета — насыщенными. В более поздних картинах их полноценным персонажем становится время — оно буквально присутствует в виде часов или ритмично перемещающихся фигур. Наконец, в самой свежей серии пейзажей — натурные зарисовки из курильских экспедиций.

«Изначально я хотел эту выставку назвать «ретроспектива», но мне указали на возраст — ещё рано подводить итоги. Хотя я ведь на самом деле вытащил из анналов очень старые работы, которые никому не показывал десятилетия. И это очень интересно — оценить собственную эволюцию.

Понятно, что в 90-е я был совсем другим человеком: ничего общего с тем Иваном — наверное, ни одной клеточки — не осталось. И характер, и статус, и время — всё другое. Раньше я был заносчивым, амбициозным, считал себя абсолютным гением и ужасно обижался, если кто-то с этим не соглашался.
С начала нулевых стал более трезво оценивать себя, даже критически. Теперь удивляюсь, как я с юношескими работами стучался в любые двери. Но эта смелость и даже безрассудство давали драйв, энергию. Благодаря такому подходу я многого достиг ещё в молодости.

На этой выставке представлены работы с 1991 по 2022 год. Это очень разные периоды. Некоторые работы привезены из Франции — в 1997 году я жил на Лазурном берегу.
Можно ожидать, что и цвета на этих работах будут лазурные. Но французский цикл, напротив, почти монохромный, тёмный, пронзительный. Такие вот парадоксы…
В начале нулевых я несколько лет провел в Германии — в экспозиции есть и немецкие работы. Наконец, за последний год я впервые в жизни сделал серию картин с реалистичными пейзажами. Дело в том, что я попал в совершенно фантастическое место — реалистичные пейзажи оттуда кажутся вполне концептуальными.

Последние годы я мало писал — захлёстывали административные дела. Сейчас я перестал быть заместителем директора Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН. Когда сбрасываешь эти вериги, начинаешь прыгать до неба, появляется время на искусство.

Надеюсь, благодаря этой выставке я пополню заряд творческой энергии и за ближайший год сделаю много новых работ в своём стиле. А может, замахнусь на портреты».
Николай Бахарев
фотограф
Николай Бахарев. Фото предоставлено автором
В ЦК19 открылась Портретная выставка городских персонажей известного сибирского фотографа Николая Бахарева. Из этого цикла в экспозиции представлено около 80 фотографий.
Герои снимков новокузнецкого фотографа — обычные люди, жившие в поздний период истории СССР. Подход автора к съёмке — необычный для того времени. Сейчас его описывают так: стремление к максимальной открытости и нарушению существовавших табу.
А про обнажение модели добавляют, что для Бахарева это технология, позволяющая увидеть внутреннюю жизнь изображённого героя, его психологический портрет, а не самоцель. Это уже после европейских и американских выставок.

В 80-е и 90-е к автору относились с большим сомнением, а его работам отказывали в художественной ценности. То, что тогда называли «бытовухой», сейчас именуют «продуманным провинциальным бытом», «естественными и по-своему красивыми героями со своей внутренней значимостью». Дескать, это передаёт атмосферу простой жизни «простых» людей и отражает ушедшую эпоху.
Исследователи творчества Николая Сергеевича делят его снимки на публичные и приватные. Своих земляков он снимал на пляже или в лесу (циклы «Типажи» и «Отношения»). Те модели, которых заинтересовывал подход к съёмке фотографа, соглашались позировать уже в домашней обстановке.

В течение нескольких часов (а иногда в течение нескольких лет) Бахареву удавалось выстроить доверительные отношения со своими моделями, что в контексте фотосъёмки позволяет достичь особой формы демонстрации себя и самовыражения (циклы приватных фотографий «В интерьере», «Вместе», «Диванчик», «Развлечение» и другие).

«Знак восприятия не меня поменялся в 90-е, а восприятия моего материала!
Всё же среда, которую я снимаю, убедительна для зрителя. Официальные художники до сих пор считают этот подход сомнительным.
Скажем, для группы «ТриВА» (читайте «Изобретение велосипеда: партизаны от фотоискусства в советском Новокузнецке» на «Искрах») я не могу быть фундаментом и единомышленником — они не принимают эту вот постановочную фотографию. А я же фотограф службы быта! Всё, что в салонах снимается, до сих пор большой ценности не представляет. А здесь всё как в салоне, только организовано дома.

Ничего нового я не открывал — сейчас я вам список любимых авторов покажу, они давно всё открыли. По их меркам я и работаю. Тут и русские есть, тоже в Новосибирске выставлялись — и Чежин, и Максимишин. Чежин, правда, отошёл от фотографии, сейчас ближе к дизайну, всё эстетизирует. У меня же всё просто — если я плохо сделаю, клиент платить не будет. Я его обслуживаю, а он для себя может позволить всё что хочет. Не надо мне предъявлять, что я что-то там придумал, что я художник, — на меня это свалили.
Я начал в салоне работать лет 45 назад. Сначала всё было хорошо, потом узнали, что я обнажённых начал снимать за деньги. Меня уволили. Я пробовал восстановиться — даже ездил в областной город к кагэбэшникам, чтобы такую съёмку официально разрешили. Многие ведь дома обнажёнку снимают — получается порнография. И никак это не проконтролируешь. А тут, в салоне, можно было бы приглядывать! А они мне ответили: «Скажи спасибо, что тебя не отправили по этапу».
Эти карточки много дохода мне не давали. С каждым героем по три часа работаешь, раз 100 его снимаешь, делаешь контрольки — заказчик платит за 2–3 кадра и за плёнку. Я по пляжу ходил, предлагал. А они у берёзки встанут, как столбы. Я их спрашиваю: «Вы друг друга знаете? Схватитесь, обнимитесь! Что-нибудь делайте!» И так вот постепенно собралась выставка. Это всё многообразие эстетики не я придумал — герои дают идеи, а я только иду по их дороге.

От меня требуется только грамотная эстетическая форма. Я им объясняю, что они привыкли к четырёхмерному пространству, а у меня двумерное, и та поза, которую они приняли, для меня неприемлема. Вот так рука превращается в точку. Подними руку. А это что за култышка — убери, поворачивай!»
Леонид Мельников
музыкант
Леонид Мельников. Фото предоставлено автором
31 июля в лофт-пространстве «Подземка» пройдёт концерт группы «Город Дит» памяти знаменитого (в узких, но самых рокерских кругах) звукорежиссёра и продюсера Владимира Сечко.
Владимира Сечко многие называли Харрисоном — уж очень он был на него похож в молодости. Владимир был звукооператором и автором текстов группы «Город Дит», продюсером альбомов группы.

Конечно, Харрисон работал не только с группой «Город Дит» — его фирменный звук можно услышать в записях десятков рок-групп Новосибирска. Так повелось ещё со времен существования музыкального объединения «Студия 8», которую создал Сергей Бугаев в конце 80-х годов в Культурном центре «Пионер».

Дело в том, что в «Пионере» была построена и долгое время работала первая и единственная в Новосибирске профессиональная студия звукозаписи (тон-студия), где записывали свои музыкальные альбомы многие рок-группы Новосибирска. Харрисон был там старшим (главным) звукооператором и сопроюсером многих альбомов таких групп, как «Путти», «Закрытое предприятие», «Мужской танец», «Промышленная архитектура», ну и конечно, «Город Дит».
Владимир Сечко умер в прошлом году, после тяжёлой болезни.

«Почему «Город Дит»? Это из «Божественной комедии» Данте. Его герой, Вергилий, путешествуя по Раю и Аду, попадает в разные миры, пространства, и однажды оказывается в самом жутком месте чистилища в Аду — в городе Дит. Так что вот это мифологическое название города мы и взяли себе. «Город Дит» не так часто выступает с концертами. Скорее редко, примерно раз в пять лет! Например, последний концерт состоялся в рамках фестиваля «Рок в СССР», который прошёл в Новосибирске в 2017 г.
Ну а на концерте в «Подземке» группа исполнит 10 композиций. Песни из альбома, который готовился к записи ещё Володей Харрисоном, и старые песни, так называемые главные хиты группы.

Вместе с группой «Город Дит» на сцене будет новосибирская группа «РемОра». Это тоже тяжёлый рок, или лучше сказать, альтернативный рок. Любители рок-музыки, конечно же, знают эту группу.

Приходите все, кто любит и ценит тяжёлый рок, кто слушал и слушает такие группы, как Deep Purple, Led Zeppelin, Iron Maiden, Black Sabbath, Dio и другие.
Ждём всех, кто помнит Володю Харрисона, хотел бы с нами вместе услышать вновь песни на его стихи. Он очень многое вложил в их создание.
Наконец, концертов сейчас не так много, а «Город Дит» всегда устраивает настоящее металлическое шоу со спецэффектами, крутым освещением и отличным звуком».
поделитесь статьей