Главные фильмы недели:

Tilda Publishing
что смотреть в «Победе» 9 — 15 июня?
СОБЫТИЯ
Сергей Самойленко
«Новое кино Якутии»
7 — 11 июня
Фото: vpobede.ru
О фестивале развёрнуто (многобукв)
«Новое кино Якутии» — так называется программа-фестиваль, которую показывает «Победа». В рамках программы можно посмотреть четыре фильма молодых, но уже известных якутских режиссёров.

Феномен якутского кино, «новой якутской волны», уже вышел не просто на российский, но и на международный уровень.
Республика Саха, она же Якутия, занимает третье место в России по объему кинопроизводства после Москвы и Петербурга, там снимают до 20 фильмов в год, и только за последние десять лет снято около ста картин.
Всё это начиналось в 1990-е годы экспериментов с любительскими камерами, а сегодня якутские фильмы получают призы фестивалей и собирают залы в прокате.

Программа, открывшаяся «Нелегалом» Дмитрия Давыдова и продолжившаяся альманахом «ЫТ» из семи смешных, грустных и трагических историй, включает ещё три фильма.
«Срединный мир» (реж. Алексей Романов, 1993)
9 июня, 18:30 Кинопоиск 6.953 / IMDb 6.9
Фото: vpobede.ru
Первый полнометражный якутский фильм об обрядах, обычаях, верованиях и образе жизни народа саха.
Это история о традиционной якутской жизни на примере собирательного образа молодого якута, первое экранное воплощение якутского эпоса Олонхо, фильм о якутской идентичности с очевидным деколониальным дискурсом, отсылающий к традициям Роберта Флаэрти и Жана Руша с его cinema verité.
Посыл «Срединного мира» и якутского кино в целом, пишут киноведы, — в чувственном переоткрытии родного, выстраивании своей экзистенции заново.
Свой документально-игровой фильм в режиме видеоконференции представит режиссёр Алексей Романов.
«Бугун-былыр» (реж. Александр Лукин, 2022)
10 июня, 19:00
ЫЛДЬЫЫС
Комедия о музейном охраннике Васе, попавшем в прошлое и ставшем членом племени, жившего на месте нынешней столицы Якутии.
Фильм вышел в прокат 21 апреля, в канун празднования 100-летия образования республики, и в первый же день показов занял 11-е место по сборам среди всех лент в кинотеатрах России, при этом число сеансов якутского фильма было меньше в 10–20 раз, чем у картин из первой десятки.

Название этого фантастического фильма и означает «Сегодня-прошлое», в главной роли снялся непрофессиональный актёр, невероятно популярный в Якутии вайнер (так, оказывается, называют создателей коротких, секунд на 20, видеороликов для интернета, так называемых вайнов) Ярослав Лебедев.
Кино, как обещают, будет интересно и за пределами Якутии. После сеанса можно будет пообщаться с режиссёром по видео.
«Пугало» (реж. Дмитрий Давыдов, 2020)
11 июня, 20:00, Кинопоиск 6.566
Про:взгляд
Мистическая драма о якутской знахарке-колдунье, ставшая победителем фестиваля «Кинотавр».
Дмитрий Давыдов, до недавнего времени работавший в школе учителем (сейчас он директор), снял «Пугало» за одиннадцать дней с бюджетом в 1,5 млн рублей.
Фильм стал первой якутской лентой, представленной на «Кинотавре», самом важном российском кинофестивале, — и сразу получил главный приз.
А потом собрал немаленький урожай наград и номинаций отечественных и зарубежных премий и фестивалей.

Треть бюджета фильма — деньги самого режиссёра, который говорит, что сейчас якутское кино на родине собирает кассу больше, чем голливудское. Понятно, что местный зрительский патриотизм и условия, созданные для кинопроизводства, подбадривают режиссёров и способствуют кинобуму, но и серьёзные кинокритики говорят про «Пугало», что эта мрачная и таинственная якутская картина оказывается более честной, чем фильмы многих российских авторов, сравнивая её с лентами Карла Теодора Дрейера, Ларса фон Триера, «Зелёной милей» и «Малефисентой».
История о колдунье, высасывающей из тел раненых пули и скрывающей тайны прошлого, абсолютно самобытна по киноязыку, суровому, скупому, но предельно далёкому от любования уродством и бедностью, что часто делает российское фестивальное кино.
Фильм красив первобытной красотой, в нём феноменальная исполнительница главной роли, впервые снявшаяся в кино этнопевица Валентина Романова-Чыскыырай (приз «Кинотавра» за лучшую женскую роль), заслуженная артистка Республики Саха. Пишут, что фильм на фоне отечественного кино выглядит белой вороной, полностью соответствуя своему названию, и кажется даже чересчур необычным и талантливым. У нас есть шанс оценить его по достоинству и поговорить с режиссёром после показа.
«Молодой человек»
(реж. Александр Фомин, Россия, 2022)
С 9 июня
Киностудия Горького
О фильме одним предложением
Российская комедия о молодом ботанике-лузере, решившем круто изменить жизнь, притворившись подростком.
О фильме развёрнуто (многобукв)
История про Ивана, который, несмотря на золотую медаль и красный диплом МГУ, оказался на обочине жизни — жена ушла к боксёру, из банка уволили. Всю жизнь Ваня, не знавший детских радостей, под бдительным оком мамы учился и зубрил, но оказалось, что к троечникам судьба более благосклонна — его одноклассник стал крупным бизнесменом и объявил конкурс для талантливых старшеклассников.
Иван, выглядящий для своих лет неприлично юно, решает притвориться тинейджером и поучаствовать, рассчитывая, что конкуренцию ему никто не сможет составить. Как и положено, всё оказывается не так просто…
На счету дебютанта Александра Фомина — короткометражка «Последний москвич», нынешний фильм взялся без разговоров продюсировать Илья Найшуллер («Хардкор», «Никто»), в главной роли — обаятельный Павел Табаков с папиной улыбкой, а также снимались Данила Козловский (Фомин был соавтором сценария недавнего сериала Козловского «Карамора»), стендапер Данила Поперечный, Ингрид Олеринская («Неадекватные люди», сериалы «Лондонград», «Мастер»), кроме них — много настоящих подростков.

Фильм, говорят создатели, о гиперопеке, о позднем взрослении кидалтов, о продлённом, но всё-таки кончающемся детстве. Очень актуально, говорю с полной ответственностью, родители никак не желающих взрослеть бородатых подростков за двадцать меня прекрасно поймут.
«Одна»
(реж. Дмитрий Суворов, Россия, 2021)
С 9 июня
В Рейтинге
О фильме одним предложением
Российский фильм-катастрофа о выжившей после падения с пятикилометровой высоты пассажирке.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Фильм основан на реальных событиях: в августе 1981 года на Дальнем Востоке столкнулись пассажирский Ан-24 и военный Ту-16, выполнявший разведку погоды.
Лариса Савицкая, возвращавшаяся домой с мужем после медового месяца, стала единственной выжившей, и после восьмиминутного падения в обломившемся хвосте, и после трёх суток в уссурийской тайге, со сломанным позвоночником, при температуре восемь градусов, среди хищников, комаров и гнуса, в летнем платье.
О катастрофе, как водилось в СССР, не сообщали, сама Савицкая получила страховую выплату в 75 рублей и о деталях и причинах страшной аварии (а она задокументирована подробнейшим образом) узнала лишь спустя 20 лет.

Съёмки велись в Пермском крае, Ан-24 для фильма отыскали в Томске, он был ещё в рабочем состоянии, самолёт распилили на несколько частей, некоторые секции сбрасывали с вертолёта с прикреплёнными камерами, две сохранили для павильонных работ; для одной части, чтобы она могла вращаться во всех направлениях, имитируя свободное падение, несколько месяцев разрабатывали и собирали специальные агрегаты с мощными гидравлическими насосами, другая разваливалась пополам — создатели с гордостью говорят, что ничего подобного никто в мире ещё не делал.
Ноу-хау нашего фильма — в отличие от голливудских образцов, наша сцена падения снята одним куском, практически без монтажных склеек, чтобы создать эффект присутствия.
«Голоса Арктики»
(реж. Иван Вдовин, Россия, 2022)
С 9 июня
Central Partnership
О фильме одним предложением
Кинопутешествие за Полярный круг, в котором сплетены тайны шаманов, технический прогресс и борьба малых народов за свои традиции и культуру.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Фильм состоит из трёх новелл. Первая — о молодой ненке Масне, ставшей популярной в «ТикТоке»; она мечется между возможностями, которые ей может дать большой город, и тихой счастливой жизнью в чуме. Вторая — история семейства Тайбареев, язычников, владельцев мастерской по пошиву народной одежды, вместе с которыми съёмочная группа отправится в тундру за оленьими шкурами и познакомится с шаманскими обрядами. Третья знакомит с Николаем Куриловым, автором культового стихотворения «Родное», звучащего (в переводе) в фильме «Брат-2».
Новеллы связывает Денис Симачёв, отправившийся в путешествие по русской Арктике в поисках уникальных музыкальных напевов. В финале он играет на огромном вездеходе диджей-сет, основанный на фольклоре северных народов.
«Невидимый мир»
(реж. Лаура Вандель, Бельгия, 2022)
Спецпоказ 14 июня
IMDb 7.3
Capella Film
О фильме одним предложением
Психологическая драма, в которой начальная школа становится полем битвы за справедливость.
О фильме развёрнуто (многобукв)
История о Норе, семилетней девочке, которая пытается приспособиться к новой школе и завести друзей, но замечает, что её брат Абель, несколькими классами старше, подвергается домогательству со стороны старшеклассников. Абель не защищается и не хочет сообщать отцу об этих притеснениях, поэтому перед Норой встаёт выбор — молчать или всё-таки сказать взрослым.
Проблема нешуточная, фильм изображает детскую жестокость с беспристрастной визуальной откровенностью и как бы намекает на то, что, возможно, именно школьная система способствует развитию дарвиновской жестокости, которая затем продолжается во взрослой жизни.
«Афера по-неаполитански»
(реж. Альфонсо Пинеда Ульоа, Мексика, США, 2022)
Спецпоказ 15 июня
IMDb 5.7
топКино
О фильме одним предложением
Лёгкая криминальная комедия в духе старого доброго итальянского кино.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Комедия, снятая режиссёром «Из Неаполя с любовью», премьера которой состоялась пошлой осенью, также её уже показывали в «Победе» в рамках фестиваля итальянского кино. Но тогда — под названием «Добро пожаловать в семью Эспозито», как оно и есть на самом деле, — нынешнее название, по обыкновению, выдумка прокатчиков.

Герой — Тонино, сын Дона Дженнарино Эспозито, босса каморры. Тонино — хронический недотёпа, не может даже дань с местных торговцев собрать, немудрено, что после смерти отца должность главы района возложена не на него, а на бессовестного преступника Дона Пьетро де Лука, который пообещал заботиться о Тонино, и назначает ему щедрое содержание.
Однако Тонино лажает до такой степени, что Дон Пьетро предлагает ему удвоить размер ренты, если тот откажется от «работы». Но тут Тонино узнает, что его дочь помолвлена с сыном судьи, который хочет извести каморру...
Критики пишут, что в фильме много южного китча, юмор простоват, а кино укрепляет неаполитанские стереотипы. Но российским зрителям, судя по отзывам, нравится: уверяют, что кино в лучших традициях старых добрых итальянских комедий, и даже стрельбы самый минимум. Тем не менее, там имеется и пища для вполне серьёзных размышлений о жизни, о совести и о любви. На показе в «Победе» 15 июня фильм по видеосвязи будет представлять руководитель Итальянского центра культуры, киноэксперт Сильвия Мандруццато.
«Комеди Франсез: Мнимый больной»
(реж. Клод Стратц, Фрация, 2020)
Спецпоказ 15 июня
TheatreHD
О фильме одним предложением
Киноверсия спектакля по последней комедии Мольера, за 350 лет нисколько не устаревшей.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Мольер, как известно, медицину и врачей недолюбливал, не доверял им и не без основания подозревал в шарлатанстве. Его последняя пьеса — как раз об этом, и звучит она до сих пор невозможно современно.
Клод Стратц, известный режиссёр и педагог, поставил эту комедию в «Доме Мольера», как называют «Комеди Франсез», ещё в 2001 году, постановка на сегодняшний день выдержала более 500 представлений, пережив своего создателя (режиссёр скончался в 2007 году) и была записана для проекта Theatre HD накануне пандемии, в 2020 году. В отличие от многих последних спектаклей театра, в ней нет внешнего осовременивания — герои носят условно «исторические» костюмы, декорации соответствующие, но «Мнимый больной» не перестаёт быть смешным, острым и актуальным.
Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».
поделитесь статьей