Главные фильмы месяца: что смотреть в июне?

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Сергей Самойленко
«Хиросима, моя любовь»
(реж. Ален Рене, Франция, 1959)
Со 2 июня
Кинопоиск 8.012 / IMDb 7.9
RWV Films
О фильме одним предложением
Великое кино, смешавшее ядерный пепел и пот на телах любовников, любовь и смерть, память и примирение.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Один из самых известных фильмов в истории кино реставрирован в 4k и выходит в российский прокат.
Полнометражный дебют режиссёра, до этого снимавшего только документальные ленты и короткий метр, сразу же вознёс его на кинематографический олимп — его коллеги-ровесники, творцы «новой волны», были в восторге.

Годар не скрывал зависти и говорил, что после пятнадцати первых минут ленты Рене понял, что теперь снимать постельные сцены бессмысленно. Шаброль уверял, что это лучшее кино, которое он видел за 500 лет. Премии и номинации только подтвердили статус фильма, который, тем не менее, вызвал и скандал, и бурные обсуждения.

История короткой любви случайно встретившихся французской актрисы и японского архитектора через пятнадцать лет после атомной бомбардировки японских городов была воспринята если не кощунственной, то провокационной.
Безымянные герои, проводящие большую часть фильма в постели, на фоне документальных кадров жертв трагедии и планов восстановленного города, разговоры о памяти — всё это многим показалось несовместимым.
Плюс ко всему личная история героини, которая в шестнадцать лет в родном городе Невере во время оккупации влюбилась в немецкого солдата, была наголо обрита после освобождения, заточена в подвал и отправлена затем подальше от родного дома — в Париж.

Режиссёра обвиняли в том, что он уравнял и обесценил (если пользоваться современным термином) трагедию десятков тысяч погибших и пострадавших с частной, незначительной историей, сравнил «горизонтальный коллаборационизм» (язвительный термин о связях француженок с немцами во время оккупации) с атомной бомбардировкой.

Советские кинокритики называли фильм прогрессивным и писали о нём, но показать в прокате его в то время было немыслимо — при всем антивоенном пафосе постельные сцены цензуру не могли пройти.
А на фестивале в Каннах, где фильм поддерживало французское министерство культуры и лично министр Андре Мальро, под давлением американской делегации, усмотревшей в «Хиросиме» обвинительный приговор атомной войне и США, фильм исключили из конкурса.
Сегодня это кино актуально ничуть не меньше. Рене, до этого снявший ленту «Ночь и туман» о холокосте, в «Хиросиме» задаётся вопросом, возможно ли делать кино об исторической катастрофе, и приходит к выводу, что невозможно — но можно говорить о невозможности такого кино, такого разговора.

Поэтический, разорванный на фрагменты текст Маргерит Дюрас (номинация на «Оскар» за лучший сценарий, для писательницы фильм тоже стал дебютом в кино, искусством, которое стало для неё впоследствии не менее важным, чем литература) играет не меньшую роль, чем камера Саши Верни, кружащая по японскому городу, пустым гостиничным коридорам, заглядывающая в больницы и кафе. Оператор, впоследствии сотрудничавший с Питером Гринуэем, создал для фильма эффектное чёрно-белое решение.
В фильме друг на друга наслаиваются мужской и женский голоса, прошлое и настоящее, игровое и хроникальное, любовь двоих — и историческая трагедия.
Сегодня, в дни великих потрясений и угроз мирового масштаба, это кино стоит посмотреть — и не только как предупреждение и предостережение, но и как фильм о надежде и примирении. О том, что жизнь продолжается даже после великих катастроф.
«Вторая жизнь Уве»
(реж. Ханнес Хольм, Швеция, 2015)
Со 2 июня
Кинопоиск 8.071 / IMDb 7.7
Русский Репортаж
«Новое кино Якутии»
7 — 11 июня
Фото: vpobede.ru
О фестивале развёрнуто (многобукв)
«Новое кино Якутии» — так называется программа-фестиваль, которую показывает «Победа». В рамках программы можно посмотреть четыре фильма молодых, но уже известных якутских режиссёров.

Феномен якутского кино, «новой якутской волны», уже вышел не просто на российский, но и на международный уровень.
Республика Саха, она же Якутия, занимает третье место в России по объему кинопроизводства после Москвы и Петербурга, там снимают до 20 фильмов в год, и только за последние десять лет снято около ста картин.
Всё это начиналось в 1990-е годы экспериментов с любительскими камерами, а сегодня якутские фильмы получают призы фестивалей и собирают залы в прокате.

Программа, открывшаяся «Нелегалом» Дмитрия Давыдова и продолжившаяся альманахом «ЫТ» из семи смешных, грустных и трагических историй, включает ещё три фильма.
«Срединный мир» (реж. Алексей Романов, 1993)
9 июня, 18:30 Кинопоиск 6.953 / IMDb 6.9
Фото: vpobede.ru
Первый полнометражный якутский фильм об обрядах, обычаях, верованиях и образе жизни народа саха.
Это история о традиционной якутской жизни на примере собирательного образа молодого якута, первое экранное воплощение якутского эпоса Олонхо, фильм о якутской идентичности с очевидным деколониальным дискурсом, отсылающий к традициям Роберта Флаэрти и Жана Руша с его cinema verité.
Посыл «Срединного мира» и якутского кино в целом, пишут киноведы, — в чувственном переоткрытии родного, выстраивании своей экзистенции заново.
Свой документально-игровой фильм в режиме видеоконференции представит режиссёр Алексей Романов.
«Бугун-былыр» (реж. Александр Лукин, 2022)
10 июня, 19:00
ЫЛДЬЫЫС
Комедия о музейном охраннике Васе, попавшем в прошлое и ставшем членом племени, жившего на месте нынешней столицы Якутии.
Фильм вышел в прокат 21 апреля, в канун празднования 100-летия образования республики, и в первый же день показов занял 11-е место по сборам среди всех лент в кинотеатрах России, при этом число сеансов якутского фильма было меньше в 10–20 раз, чем у картин из первой десятки.

Название этого фантастического фильма и означает «Сегодня-прошлое», в главной роли снялся непрофессиональный актёр, невероятно популярный в Якутии вайнер (так, оказывается, называют создателей коротких, секунд на 20, видеороликов для интернета, так называемых вайнов) Ярослав Лебедев.
«Межсезонье»
(реж. Александр Хант, Россия, 2021)
Спецпоказ 20 июня
Кинотеатр ПОБЕДА
О фильме одним предложением
Жестокая драма о сбежавших из дома и из мира взрослых 16-летних влюблённых подростках.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Второй фильм Александра Ханта, снявшего бескомпромиссную ленту «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» (после выхода в 2017 году собравшую внушительный урожай наград на фестивалях дома и за границей). Новый фильм, о котором говорят как о главной российской премьере этого года, частично основан на страшной, дикой и несправедливой истории шестилетней давности псковских подростков, Денисе и Лизе, убежавших из дома с прихваченным отцовским охотничьим ружьём, спрятавшихся на даче и застрелившихся во время полицейского штурма.
«Межсезонье», взявшее призы на фестивалях в Варшаве и Таллине, пишут критики, оглушительно откровенный фильм, хотя насилия и грязи в нём гораздо меньше, чем в среднем российском фестивальном фильме.
Претензии детей к взрослым в этом кино — больше чем переходный возраст и подростковый бунт, старшее поколение не может научить их ничему, потому и протест против него выражается в нежелании жить. Фильм хвалят за органичность исполнителей главных ролей — Игоря Иванова и Жени Виноградовой, одному 18, второй 24 года, но в их превращение в детей веришь безусловно, героев к развязке воспринимаешь как живых людей.

Плюс точное понимание законов жанра фильма-погони, плюс саундтрек из музыки, которую подростки реально слушают.
Но главное достоинство, пишут критики, — вкрапление в фильм исповедей настоящих подростков в начале фильма и короткий эпизод в формате синема верите в середине.
Ещё одна вещь, играющая на подлинность фильма, — саундтрек, в котором звучат «Дайте танк», Shortparis, «Пошлая Молли», Face, «Шарлот» — то, что действительно слушают подростки (и не только они, впрочем).

Фильм на показе в «Победе» 20 июня представят и обсудят со зрителями режиссёр Александр Хант и исполнительница главной роли Женя Виноградова.
«Асса»
(реж. Сергей Соловьёв, СССР, 1987)
С 16 июня
Кинопоиск 7.763 / IMDb 7.7
TheLathamloop
О фильме одним предложением
Знаковое кино эпохи ранней перестройки о разломе времен и поколений, манифест русского рока.
О фильме развёрнуто (многобукв)
«Главная роль»
(реж. Мариано Кон, Гастон Дюпра, Испания, Аргентина, 2021)
Спецпоказ 25 июня
Кинопоиск 6.799 / IMDb 7.1
Kinoafisha.info
О фильме одним предложением
Едкая, неглупая и смешная сатира на кинобизнес с отличной ролью Пенелопы Крус в роли авангардной режиссёрки.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Пенелопа Крус последний раз снималась с Антонио Бандерасом в 2013 году — и то они вместе на экране были всего две минуты. К радости зрителей, в этом фильме они не расстаются практически все два часа. Третий, но не лишний — аргентинец Оскар Мартинес («Кубок Вольпи» за лучшую мужскую роль на Венецианском фестивале в 2016 году, в фильме «Почётный гражданин»).
Фильм снял аргентинский дуэт, известный и популярный у себя на родине интерактивной кинопередачей, в которой зрители участвуют в съёмках контента, а в большом кино их достижение — как раз упомянутый «Почётный гражданин».
В новом фильме («Официальный конкурс» — так называется картина в оригинале, неуместная «Главная роль» — нелепая выдумка отечественных прокатчиков) соавторы препарируют и выворачивают наизнанку кинопроизводство. История начинается с того, что почтенный бизнесмен-миллиардер на склоне жизни задумывается, что бы ему оставить потомкам, чтобы обессмертить имя — построить мост и передать государству, например, или финансировать кино? Выбор в пользу кино.

Его компания покупает за солидную сумму права на экранизацию романа нобелевскго лауреата, а для постановки решают нанять модную авангардную режиссёрку Лолу Куарес, славящуюся своей эксцентричностью, — у нее «Золотая пальмовая ветвь» и всё такое.
Разумеется, спонсор книгу не читал (он признаётся, что вообще читать не любит), а фильмов Лолы не смотрел (да и вообще в кино ни уха ни рыла).
Лола на первой встрече пересказывает ему содержание книги — это душераздирающая, в духе мексиканского «мыла», история двух соперничающих братьев — с аварией и гибелью родителей, борьбой за женщину и т. п.

На главные роли она приглашает двух звёзд: один — раскрученное лицо голливудского мейнстрима, недалекий секс-символ, самовлюблённый сердцеед (Антонио Бандерас), другой — знаменитость серьёзной театральной сцены, интеллектуал (Оскар Мартинес). Абсолютно разные во всем, схожие только в размерах своего необъятного эго и растущей неприязни к постановщице. Чтобы сбить с них немного спесь, Лола в течении девяти дней репетиций (это её фирменный творческий метод) подвергает их всё более абсурдным и нелепым упражнениям.
Фильм был показан прошлой осенью на фестивале в Венеции, затем в Торонто, получил завидную прессу и отличные зрительские рейтинги.
Кинокритики (рецензии в Variety, Hollywood Reporter, Time, Los Angeles Times) в восторге от Пенелопы Крус, в первую очередь, конечно, взахлёб описывая её пуделеобразную причёску и наряды, но не забывая и о её шипучей, бешеной, физически эластичной изобретательности, с которой она играет свою героиню, не превращая её при этом в полную карикатуру и комикс, Лоле даже сочувствуешь в её попытках добиться от своих подопечных искренности и подлинности. В общем, это «кино о кино» стоит того, чтобы его посмотреть на большом экране.

Сеанс в «Победе» 25 июня — российская премьера фильма. после показа кино можно будет обсудить онлайн с кинокритиком Денисом Виленкиным.
«Фанни и Александр»
(реж. Ингмар Бергман, Швеция, Франция, Германия, 1982)
С 23 июня
Кинопоиск 7.905 / IMDb 8.1
Иноекино
О фильме одним предложением
Семейная сага от сумрачного шведского гения, один из самых знаменитых фильмов Бергмана.
О фильме развёрнуто (многобукв)
История семьи Экдаль, увиденная глазами детей, брата и сестры, последний большой фильм Ингмара Бергмана, в эпическом размахе «мысли семейной» напоминающего о Толстом, Диккенсе и Стендале. Киноверсия, выходящая в повторный кинопрокат, длится три часа, но сам Бергман считал главной версию полную, сделанную для телевидения, разбитую на пять серий — пять часов с лишним.
Критики отмечают, что режиссёр в этом фильме с личной, автобиографической основой, в котором впервые так открыто присутствует тема отцовства и отцов, аккумулирует всё самое ему дорогое из воспоминаний детства как возраста мистического, в котором только и возможны чудеса и откровения.
Также отмечено, что «Фанни и Александр» с его программной семейственностью, явленной в телевизионной насыщенности и протяжённости, — возвращение к истокам, не только личным, но и национальным. Ибо сам жанр саги возник в Скандинавии и только потом был присвоен другими европейскими культурами.
«Род мужской»
(реж. Алекс Гарленд, Великобритания, 2022)
С 23 июня
Кинопоиск 6.670 / IMDb 6.3
Кинокомпания ВОЛЬГА
О фильме одним предложением
Фолк-хоррор о женщине, уехавшей в деревню привести нервы в порядок, но столкнувшейся с куда худшим.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Алекс Гарленд больше известен как романист и сценарист — «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя» сняты по его сценариям. На режиссёрском счету у него сериал «Программисты» и «Из машины». Новая работа вышла в прокат месяц назад и успела получить многочисленные отзывы критиков. Героиня, приходя в себя после гибели бойфренда (с этого фильм начинается — Харпер стоит у окна, а мимо пролетает он), отправляется в деревню, в глушь, в Хартфордшир.

Деревня — идеальная, с роскошно отреставрированным особняком елизаветинской эпохи, который она снимает через Airbnb. Харпер (её играет всегда превосходная Джесси Бакли) несчастна, она приехала для отдыха и лечения, травма её связана с погибшим партнером-абьюзером. Деревенские автохтоны — один другого страньше. Хозяин в красных брюках отчитывает Харпер за то, что та съела яблоко с дерева в палисаднике, а затем с улыбкой уверяет, что пошутил.

На прогулке она видит вдалеке обнажённого мужчину, следующего за ней, пока его не арестовывают. Офицер-полицейский, впрочем, тоже странен. Да и трактирщик в баре, куда она заходит выпить, не выглядит особенно сочувствующим. А когда она посещает местную церковь в поисках утешения, то ей встречаются там сквернословящий ребёнок и тонкогубый священник, который намекает, что во всех своих бедах виновата она сама.
В общем, сплошная мизогиния, токсичная маскулинность, а все мужчины одинаковые. Тем более что во всех этих ролях — многоликий Рори Киннер («Игра в имитацию», «Екатерина Великая»). Но хуже всего, что до конца не понятно, что же всё это — реальность или плоды её травмированного воображения.
Исполнение же, впрочем, этого псевдофеминистического ужастика, по общему мнению, скорее радует.
«Дикая»
(реж. Владимир Котт, Россия, 2022)
С 23 июня
Кинокомпания Каропрокат
О фильме одним предложением
Драматическая комедия о городской девушке, выживающей в дикой северной природе.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Один из самых популярных сюжетов: выживание горожанина в джунглях (тайге, пустыне, сельве, на необитаемом острове). В «Дикой» выживать придётся начинающей модели Алёне, познакомившейся на вечеринке с убедительным Егором, обещавшим отвезти её в Ниццу, но в итоге непонятно почему оказавшейся в Якутске (нет, фильм не имеет отношения к феномену нового якутского кино, просто ближе места для съёмок, видимо, не нашлось).
Как Егор с Алёной оказываются на катере, плывущем по северной реке, анонсы умалчивают. Известно, что Егор, пытаясь заслужить прощение Алёны, ныряет с высокой скалы в реку — и бултых, назад не выплывает.
Алёна оказывается одна на дрейфующем прочь от цивилизации катере. «Сможет ли городская красотка выжить, спасаясь от комаров, хищников и лесного пожара, имея в своем арсенале пилочку для ногтей, губную помаду и прибившегося к ней песца?» — вопрошает анонс. «Сможет!» — оптимистично уверенно ответит даже не самый эрудированный зритель.

Несмотря на то что героине будут попадаться люди, которые могут быть опаснее диких зверей. В главных ролях — Таисия Вилкова, Алексей Кравченко и Ильяна Павлова.
«Реки»
(реж. Дженнифер Пидом, Джозеф Ницети, Австралия, 2021)
С 24 июня
IMDb 7.3
Русский Репортаж
О фильме одним предложением
Документальный фильм с потрясающими видами рек и разнообразным саундтреком от Баха и Вивальди до Radiohead.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Дженнифер Пидом до этого сняла ленту с не менее ёмким названием «Горы». Питер Бредшоу из «Гардиан» писал, что его увлекла эта сочная смесь великолепной изобразительности, бурлящего оркестрового саундтрека в исполнении Австралийского камерного оркестра, звучного голоса Уиллема Дефо за кадром и сценария Роберта Макфарлейна.

И вот Пидом сделала это снова, на этот раз о реках — с таким же мощным монтажом. Бредшоу в связи с новой документалкой пишет, что при всей роскоши фильма его беспокоит эта разнузданная визуальность, как и весьма эффектные наблюдения, которые могут быть банальными и почти невыносимыми:
«В сердце всех великих городов мира есть река!» — проникновенно произносит Дефо (в русской локализации — Сергей Бурунов).
«Отсосите, Брюссель и Милан!» — ехидно восклицает в рецензии Бредшоу.
Несмотря на это, в фильм погружаешься с головой и рискуешь не вынырнуть.
«Школа жён»
(реж. Миндаугас Карбаускис, Россия, 2021)
Спецпоказ 26 июня
Театр Олега Табакова
О постановке одним предложением
Прямая трансляция спектакля по пьесе Мольера из московского Театра имени В. Маяковского.
О постановке развёрнуто (многобукв)
Сеанс — в рамках программы показов лучших спектаклей Национальной театральной премии «Золотая Маска» в кино.
Десятый (и последний) спектакль, поставленный Миндаусом Карбаускисом на сцене Театра имени В. Маяковского, — недавно режиссёр покинул коллектив.
Для постановки он выбрал мольеровскую комедию «Школа жён» в новом переводе Дмитрия Быкова, несколько лет назад он сделал его по заказу МХТ. Но тогда на сцене оказалось только одно действие в новом переводе, остальной спектакль шёл в переводе столетней давности Василия Гиппиуса — видно, перевод Быкова, насыщенный современной лексикой, показался слишком смелым и не в меру современным. Спектакль Театра Вл. Маяковского получил шесть номинаций на премию прошлого года, в том числе в главных разрядах.
Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».
поделитесь статьей