Что смотреть в «Победе» на этой неделе?

Tilda Publishing
Шорт-лист 8 – 15 июля
СОБЫТИЯ
Сергей Самойленко
«Чёрная Вдова»
(реж. Кейт Шортланд, США, 2021).
С 8 июля
IMDb 6.8
MARVEL Россия
Долгожданный фильм студии Marvel, сольник русской супершпионки Наташи Романофф в исполнении Скарлетт Йоханссон, 24-я полнометражная лента франшизы и первая — в четвёртой фазе этой кинематографической вселенной. Премьера несколько раз откладывалась из-за пандемии, в итоге фильм стартует во всём мире одновременно и на большом экране, и на стриминговом сервисе Disney+, в России пока не запущенном.

Родословную Наташа Романофф ведёт от оригинальных комиксов 60-х годов, где впервые появляется эта уроженка Сталинграда, сначала ставшая мастером боевых искусств, опаснейшим агентом КГБ и противником организации Щ.И.Т., а потом перевербованная и перешедшая на сторону стратегического врага.

В кинематографической вселенной Marvel героиня Скарлетт Йоханссон, получившая скорректированную биографию, появляется впервые в 2010 году во втором «Железном человеке», но главе студии Кевину Файги потребовалось ещё несколько фильмов и десять лет, чтобы впервые посвятить фильм целиком женскому персонажу, причём уже погибшему — Наташа Романофф героически принесла себя в жертву ради спасения Вселенной в последнем по времени фильме франшизы «Мстители. Финал».

В итоге «Чёрную Вдову» некоторые критики уже успели раскритиковать за то, что фильм посвящен не развитию персонажа, а прощанию с ним. При этом другие отмечают явный феминистский след в фильме — хотя бы в том, что женские персонажи на первом плане, они ярче и талантливее героев-мужчин. Очевидно, что это — вклад режиссёра Кейт Шортланд, в её предыдущих лентах, «Лоре» и «Берлинский синдром», в центре были героини-женщины.

А ещё все посмотревшие в один голос говорят об укорененности фильма в реальности,
о некой, по выражению русского классика, «мысли семейной». Наташе Романофф приходится разбираться со своим прошлым, выяснять отношения с суррогатным (родные отец и мать Наташи погибли) семейством. А это приёмный отец Алексей Шостаков (Дэвид Харбор), он же Красный Страж, бывший суперагент КГБ, русский аналог Капитана Америки; сводная сестра Елена Белова (Флоренс Пью), также супершпионка и мастер убийств, обучавшаяся, как и Наташа, в советской программе подготовки «Красная комната», и приёмная мать Мелина Востокова (Рэйчел Вайс), также тренировавшаяся в «Красной комнате» шпионка. При этом Елена Белова тоже имеет позывной «Чёрная Вдова», и фильм, насколько можно понять, выглядит презентацией нового персонажа.

Хронологически действие «Чёрной Вдовы» встроено в промежуток между «Первым Мстителем. Противостояние» и «Войной бесконечности», зерно фабулы — возможность узнать, что случилось во время операции в Будапеште, которую выполняли Наташа и Соколиный Глаз. Задача интонационная — совместить неизбежный супергеройский пафос с юмором (за него, насколько можно судить, отвечает герой Дэвида Харбора), а сюжетная — истоптанную супершпионскую канву — от бондианы и невыполнимых миссий до недавнего сериала «Убивая Еву» — оживить и расцветить пародийными цитатами и реминисценциями.

Что до клюквы в изображении России, хоть Петербурга, хоть ГУЛАГа, хоть типично русских пейзажей — она есть, успокаивает Антон Долин. И было бы, наверное, странно ожидать чего-то иного от кинокомикса.

Для армии фанатов супергеройских фильмов «Чёрная Вдова» — очередное высокотехнологическое подтверждение того, что есть незыблемые ценности, какими и являются фильмы студии. Для менее восторженных и простодушных — возможность наблюдать, как Marvel Studios продолжает плести свою сверхпрочную паутину, вовлекая в неё новых и новых зрителей. На этот фильм можно делать ставки — какими будут его кассовые сборы во всем мире и в России в частности. Фильмы франшизы, как правило, показывают отличные сборы и входят в списки самых кассовых.

Нетрудно догадаться, что львиная доля российской аудитории и этого фильма, и ему подобных — это кидалты («взрослые дети», от английских слов kid — «ребёнок» и adult — «взрослый»), взрослые с детскими увлечениями, выросшие на комиксах и не спешащие с ними расставаться, при этом они весьма платежеспособные и активные потребители зрелищ. В этом смысле и само кино, и кинопрокат говорят о социальных изменениях в обществе едва ли не точнее социологии.
«Игорь Бутман. Импровизация в поисках диалога»
(реж. Александр Бруньковский, Россия, 2020).
8, 10, 11 июля
TVHD
В октябре известному музыканту исполняется 60 лет, часовая лента — рассказ о нём и его творческом пути. Игорь Бутман — звезда первой величины на музыкальном небосклоне, без него трудно представить музыкальную жизнь последних нескольких десятилетий: он играл в ансамбле Давида Голощёкина и в оркестре Олега Лундстрема, выступал с Сергеем Курёхиным и участвовал в записи альбомов «Табу» и «Радио Африка» «Аквариума», выходил на сцену вместе с Арчи Шеппом и Лайонелом Хэмптоном.

Он продюсер нескольких крупнейших джазовых фестивалей, создавал разные коллективы и руководил ими, играл в Кремле перед президентом США Биллом Клинтоном, он участвует в политической жизни страны и успевает играть в хоккей на льду...

Как простому ленинградскому мальчику удалось шагнуть на мировую сцену, какую роль в его жизни сыграли Дейв Брубек и Уинтон Марсалис, в чем секрет удачной импровизации — обо всём этом зритель узнает из монологов самого Игоря Бутмана, из интервью его друзей — джазменов Давида Голощёкина и Николая Левиновского, певца Сергея Мазаева, знаменитого хоккеиста Вячеслава Фетисова.

Автор фильма Александр Бруньковский, на счету у которого документальные ленты о таких фигурах в мире искусства, как Тонино Гуэрра и Олег Табаков, говорит: «Прежде всего это фильм о характере, о великой страсти к музыке... Я постарался, насколько это возможно, оставить на экране ключевые моменты, по которым можно почувствовать музыку жизни нашего героя. Мы импровизировали. Это был джаз...»
«Облачный атлас»
(реж. Лана Вачовски, Том Тыквер, Лилли Вачовски, США, Германия, Гонконг, Сингапур, 2012)
10, 11 июля
IMDb 7.7 / Кинопоиск 7.7
20th Century Studios Russia
Повторный российский прокат амбициозной трёхчасовой фрески, поставленной по одноименному роману английского прозаика Дэвида Митчелла (вышел в 2004 году, шорт-лист Букеровской премии). Книгу, по рассказам, подсунула одной из сестёр Вачовски Натали Портман во время съёмок «V значит Вендетта», сёстры пригласили Тома Тыквера, и в результате получился независимый фильм со звёздным составом (Том Хэнкс, Холли Берри, Хью Грант, Джим Стёрджесс, Сьюзен Сарандон и др.) и самым крупным бюджетом в независимом кино.

Интересно, что Тыквер и Вачовски снимали свои части параллельно — Вачовски предсказуемо работали в основном над съёмками эпизодов из будущего и историей XIX века, а Том Тыквер занимался режиссурой сюжетов, разворачивающихся в 30-х и 70-х годах века прошлого.

В фильме шесть историй, несколько столетий, артисты играют по несколько ролей, глобальные темы современности перемежаются с историческими пластами и фантастикой, зрелище без всякой развлекательности и достаточно высоколобое и претенциозное, получившее несколько заметных наград и высокий рейтинг у синефилов.

Есть такой анекдот: две мыши в фильмотеке грызут киноплёнку, одна говорит другой: «Сценарий был лучше!» Обычно так и бывает. Но в случае с «Облачным атласом» вряд ли справедливо: книга и фильм стоят друг друга.
«Венская опера. Тоска»
(реж. Маргарет Вальман, дирижёр Бертран де Бийи, Австрия, 2021)
11 июля
TheatreHD
«Тоска» Джакомо Пуччини не сходит со сцен оперных театров со дня своей премьеры в 1900 году. Пьеса французского драматурга Викторьена Сарду, написанная для великой Сары Бернар, прочно забыта, а оперу с тех пор поставили более 3000 раз: великолепная музыка, яркие персонажи, динамичный сюжет, сочетание драматизма, пафоса и лиризма.

Знаменитая австрийская и немецкая балерина, хореограф, сценограф и театральный режиссёр Маргарет Вальман поставила в Венской опере свою «Тоску» в 1957 году с роскошными костюмами и монументальной сценографией Николая Бенуа, с тех пор она не сходит со сцены, выдержав более 600 постановок.

Партию Тоски, трагической певицы, бросившейся в финале оперы с парапета в пропасть, исполняли оперные звёзды прошлого века, в том числе Рената Тебальди и Мария Каллас. В прошлом сезоне в этой роли на сцену вышла звезда сегодняшняя — Анна Нетребко, в партии Каварадосси выступил тенор Юсиф Эйвазов, оркестром управлял дирижёр Бертран де Бийи — из-за пандемии премьера 13 декабря 2020 года проходила перед пустым залом, но транслировалась в интернете.

11 июля этот спектакль можно будет увидеть на большом экране «Победы» в рамках программы «Опера в кино». Особенно должны быть довольны ценители оперного искусства, не приемлющие каких-либо новаций и на дух не переносящие осовременивания: спектакль идёт всё в тех же декорациях Бенуа и в тех же исторических костюмах.
«Магазинные воришки всего мира»
(реж. Стивен Кайек, США, 2021)
8, 9, 10, 11 июля
IMDb 5.4
IVideos
Название этого инди-фильма отсылает к песне культовой британской группы 80-х годов The Smiths: «Магазинные воришки всего мира, объединяйтесь!» (Shoplifters of the World Unite). И весь фильм – пронзительное признание в любви к этой недолго просуществовавшей группе, игравшей альтернативный рок, и сильно повлиявшей на музыкальный ландшафт того времени.

История довольно проста: летом 1987 года четверо друзей в Денвере, потрясенных внезапным распадом The Smiths, собираются на вечеринку оплакивать потерю. В это время другой фанат группы, вооружившись пистолетом, берёт в заложники ди-джея местной радиостанции и заставляет его играть только треки The Smiths. Вечеринка, как и полагается, изменит юных героев фильма и даст им возможность познать самих себя.

Режиссер Стивен Кайек известен своими документальными лентами о музыкантах, среди героев его фильмов – «Роллинг Стоунз», Скотт Уокер, «Бэкстрит бойз», Ёсики Хаяси.

Фильм, посвященный The Smiths, Кайек задумал еще десять лет назад – снять получилось во время пандемии, премьера состоялась в марте этого года, фильм уже успел выйти на носителях. Ностальгическая атмосфера 80-х и саундтрек с 20 песнями The Smiths – то, из-за чего фильм стоит смотреть любителям музыки.
Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».
поделитесь статьей