Главные фильмы месяца: что смотреть в июле?

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Сергей Самойленко
«Джетлаг»
(реж. Михаил Идов, Россия, 2021)
More TV
Главная российская премьера недели — романтическая история молодых людей, Никиты и Жени, поссорившихся в аэропорту и улетевших в разные концы света, он — в Таиланд, она — в Берлин, где встретила гениального режиссёра и стала соавтором его фильма.

В России к лентам такого рода приклеилось определение драмеди, во Франции этот жанр называют ромком (романтическая комедия), но суть от этого не меняется — зритель будет смеяться и следить за переживаниями молодых героев, у которых обычно всё кончается хорошо.

Для Михаила Идова это его вторая режиссёрская работа, первой был не слишком удачный «Юморист» с Алексеем Аграновичем в главной роли, история советского артиста разговорного жанра, выступающего то перед курортниками, то перед членами Политбюро и космонавтами. Фигура артиста вымышленная, но зритель легко вспоминал звёзд советской эстрады от Хазанова до Горина.

Путь Михаила Идова в режиссуру лежал через журналистику и сценарное ремесло — уроженец Риги несколько лет на рубеже тысячелетий писал для американских изданий, выпустил на русском несколько книг, самой успешной из которых была «Кофемолка», редактировал русский глянец GQ, а потом прибился к ТВ: написал несколько сценариев сериалов, в частности, небезынтересного «Лондонграда», стал сценаристом «Лета» Кирилла Серебренникова, и вот, наконец, снимает сам.

В «Джетлаге» Идов собрал хороший актёрский состав: известного в основном театральными ролями в «Гоголь-центре» и несколькими сериальными Филиппа Авдеева, Ирину Старшенбаум, а также Ксению Раппопорт, Егора Корешкова, Полину Долиндо и др.

«Джетлаг» — совместное производство онлайн-сервиса more.tv и канала СТС. Как это бывает всё чаще и чаще, проект сделан в двух форматах — фильма для большого экрана и десяти серий — для ТВ.

Фильм снимался в разгар пандемии, так что Берлин нашли в Москве, а Таиланд и Португалию — в Турции.
«Трилогия братьев Леман»
(реж. Сэм Мендес, Великобритания, 2019)
IMDb 9.1
TheatreHD
Сэм Мендес начинал как театральный режиссёр в 90-х, поставив несколько заметных спектаклей («Кабаре», «Оливер!», «Компания», «Вишневый сад» с Джуди Денч, «Голубая комната» с Николь Кидман, «Три дня под дождем» с Колином Фёртом), получивших признание и премии.

После оглушительной «Красоты по-американски» англичанин по сей день успешно совмещает кинокарьеру как режиссёр и продюсер («Проклятый путь», два фильма бондианы, «1917») и постановки на театральной сцене.

«Трилогия братьев Леман» — его последняя работа в лондонском Национальном театре, премьера 2018 года. Спектакль поставлен по пьесе итальянского автора Стефано Массини, мировом хите, переведенном на 24 языка.

Пьеса рассказывает историю компании «Леман Бразерс», основанной в середине XIX века тремя братьями, ставшей одним из крупнейших инвестиционных банков США и рухнувшей в нулевых — крах компании стал триггером мирового финансового кризиса 2008 года, затронувшего и нас в России.

Сэр Сэмюэл Александр Мендес работал над постановкой три года, роли в спектаклях исполняют три актёра, они играют и членов семейства Леман, и других персонажей.

У постановки было пять номинаций на главную английскую театральную награду — премию «Оливье», в 2019 году спектакль отыграли сезон в Нью-Йорке на Парк-Авеню, сейчас его можно увидеть в Вест-Энде.

И на большом экране «Победы» 4 июля в 15:00 благодаря проекту Theatre HD.
«Амели»
(реж. Жан-Пьер Жене, Франция, Германия, 2001)
IMDb 8.3 Кинопоиск 7.993
Киноклипы Хранилище
Двадцать лет спустя можно вновь посмотреть на большом экране этот нежный, смешной и трогательный фильм, обновивший все представления о лирической комедии.

После чёрной комедии «Деликатесы», мрачной фантазии «Город потерянных детей», снятых Жаном-Пьером Жене совместно с Марком Каро, и четвёртого «Чужого» режиссёр выпускает «Амели» — фильм, в котором уровень оптимизма (тогда ещё в этом смысле не использовали чудовищное слово «позитив») зашкаливает.

Лента с её карамельной цветопередачей, кукольностью и утрированной сентиментальностью многим критикам, особенно российским, показалась хорошо сделанной безделкой по сравнению, как кто-то написал, с танцующими пианистками.

Зритель же, как оказалось, как раз ждал чего-то такого: «Амели» при бюджете 10 миллионов долларов собрала в мировом прокате более 170, список наград и призов фильма длиннее его титров (только «Оскаров», шутка ли, пять штук). Одри Тоту вмиг стала суперзвездой, фильм — культовым, а на Монмартре тут же появились туристические маршруты по локациям, в которых снималось кино.

Я помню, как взахлёб рассказывал о только что вышедшей картине каким-то ветром занесённой в Сибирь француженке, фильм ещё не смотревшей. В том числе про ставшую сакраментальной шутку Амели про то, сколько пар в Париже испытывают оргазм в этот момент. Она поинтересовалась: «И сколько же?» Я назвал число: «Пятнадцать!» — «О-ля-ля! Да он оскорбил всех французов!» — возмутилась Виржини.

Трудно представить, что за двадцать лет кто-то ещё не посмотрел эту современную сказку. Но выросшее за эти годы поколение на большом экране фильм точно не видело — и мне их немного жаль. Зато теперь есть возможность исправить это упущение.
«Матисс»
(реж. Фил Грабски, Великобритания, 2014)
IMDb 7.6
TheatreHD
Цикл Exhibition On Screen даёт возможность увидеть большую выставку декупажей (по-английски cut-outs) великого французского художника Анри Матисса в лондонской галерее Тейт Модерн.

Декупаж — техника, в которой фигуры, вырезанные из какого-либо материала (бумаги, ткани, кожи) наклеиваются на различные поверхности. Анри Матисс, знакомый русскому ценителю искусства по грандиозным холстам в «Эрмитаже» — «Танец» и «Музыка», мало известен своим зрелым творчеством, в котором он отходит всё дальше от живописи, посвящая себя керамике, декупажу, графике. По сути, декупаж — технология, известная любому ребёнку, так что после фильма каждый может попробовать себя в искусстве бумажной вырезки.

Сама экскурсия по монументальной выставке дополнена беседами с директорами Тейт Модерн и нью-йоркского МоМА и живым исполнением в интерьере турбинного зала специально написанной композиции лондонского саксофониста Кортни Пайна, вдохновлённого работой Матисса «Джаз» 1947 года.

Плюс навеянный Матиссом танцевальный номер хореографа Уилла Такетта для звезды лондонского Королевского балета, испанки русского происхождения Зинаиды Яновски. Пишут, что танцовщица воплощает в себе дух последней музы художника — уроженки Томска Лидии Делекторской. Финал фильма — лицезрение интерьеров расписанной художником часовни Розер в городе Вансе.


Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».
«Чёрная Вдова»
(реж. Кейт Шортланд, США, 2021).
С 8 июля
IMDb 6.8
MARVEL Россия
Долгожданный фильм студии Marvel, сольник русской супершпионки Наташи Романофф в исполнении Скарлетт Йоханссон, 24-я полнометражная лента франшизы и первая — в четвёртой фазе этой кинематографической вселенной. Премьера несколько раз откладывалась из-за пандемии, в итоге фильм стартует во всём мире одновременно и на большом экране, и на стриминговом сервисе Disney+, в России пока не запущенном.

Родословную Наташа Романофф ведёт от оригинальных комиксов 60-х годов, где впервые появляется эта уроженка Сталинграда, сначала ставшая мастером боевых искусств, опаснейшим агентом КГБ и противником организации Щ.И.Т., а потом перевербованная и перешедшая на сторону стратегического врага.

В кинематографической вселенной Marvel героиня Скарлетт Йоханссон, получившая скорректированную биографию, появляется впервые в 2010 году во втором «Железном человеке», но главе студии Кевину Файги потребовалось ещё несколько фильмов и десять лет, чтобы впервые посвятить фильм целиком женскому персонажу, причём уже погибшему — Наташа Романофф героически принесла себя в жертву ради спасения Вселенной в последнем по времени фильме франшизы «Мстители. Финал».

В итоге «Чёрную Вдову» некоторые критики уже успели раскритиковать за то, что фильм посвящен не развитию персонажа, а прощанию с ним. При этом другие отмечают явный феминистский след в фильме — хотя бы в том, что женские персонажи на первом плане, они ярче и талантливее героев-мужчин. Очевидно, что это — вклад режиссёра Кейт Шортланд, в её предыдущих лентах, «Лоре» и «Берлинский синдром», в центре были героини-женщины.

А ещё все посмотревшие в один голос говорят об укорененности фильма в реальности,
о некой, по выражению русского классика, «мысли семейной». Наташе Романофф приходится разбираться со своим прошлым, выяснять отношения с суррогатным (родные отец и мать Наташи погибли) семейством. А это приёмный отец Алексей Шостаков (Дэвид Харбор), он же Красный Страж, бывший суперагент КГБ, русский аналог Капитана Америки; сводная сестра Елена Белова (Флоренс Пью), также супершпионка и мастер убийств, обучавшаяся, как и Наташа, в советской программе подготовки «Красная комната», и приёмная мать Мелина Востокова (Рэйчел Вайс), также тренировавшаяся в «Красной комнате» шпионка. При этом Елена Белова тоже имеет позывной «Чёрная Вдова», и фильм, насколько можно понять, выглядит презентацией нового персонажа.

Хронологически действие «Чёрной Вдовы» встроено в промежуток между «Первым Мстителем. Противостояние» и «Войной бесконечности», зерно фабулы — возможность узнать, что случилось во время операции в Будапеште, которую выполняли Наташа и Соколиный Глаз. Задача интонационная — совместить неизбежный супергеройский пафос с юмором (за него, насколько можно судить, отвечает герой Дэвида Харбора), а сюжетная — истоптанную супершпионскую канву — от бондианы и невыполнимых миссий до недавнего сериала «Убивая Еву» — оживить и расцветить пародийными цитатами и реминисценциями.

Что до клюквы в изображении России, хоть Петербурга, хоть ГУЛАГа, хоть типично русских пейзажей — она есть, успокаивает Антон Долин. И было бы, наверное, странно ожидать чего-то иного от кинокомикса.

Для армии фанатов супергеройских фильмов «Чёрная Вдова» — очередное высокотехнологическое подтверждение того, что есть незыблемые ценности, какими и являются фильмы студии. Для менее восторженных и простодушных — возможность наблюдать, как Marvel Studios продолжает плести свою сверхпрочную паутину, вовлекая в неё новых и новых зрителей. На этот фильм можно делать ставки — какими будут его кассовые сборы во всем мире и в России в частности. Фильмы франшизы, как правило, показывают отличные сборы и входят в списки самых кассовых.

Нетрудно догадаться, что львиная доля российской аудитории и этого фильма, и ему подобных — это кидалты («взрослые дети», от английских слов kid — «ребёнок» и adult — «взрослый»), взрослые с детскими увлечениями, выросшие на комиксах и не спешащие с ними расставаться, при этом они весьма платежеспособные и активные потребители зрелищ. В этом смысле и само кино, и кинопрокат говорят о социальных изменениях в обществе едва ли не точнее социологии.
«Игорь Бутман. Импровизация в поисках диалога»
(реж. Александр Бруньковский, Россия, 2020).
8, 10, 11 июля
TVHD
В октябре известному музыканту исполняется 60 лет, часовая лента — рассказ о нём и его творческом пути. Игорь Бутман — звезда первой величины на музыкальном небосклоне, без него трудно представить музыкальную жизнь последних нескольких десятилетий: он играл в ансамбле Давида Голощёкина и в оркестре Олега Лундстрема, выступал с Сергеем Курёхиным и участвовал в записи альбомов «Табу» и «Радио Африка» «Аквариума», выходил на сцену вместе с Арчи Шеппом и Лайонелом Хэмптоном.

Он продюсер нескольких крупнейших джазовых фестивалей, создавал разные коллективы и руководил ими, играл в Кремле перед президентом США Биллом Клинтоном, он участвует в политической жизни страны и успевает играть в хоккей на льду...

Как простому ленинградскому мальчику удалось шагнуть на мировую сцену, какую роль в его жизни сыграли Дейв Брубек и Уинтон Марсалис, в чем секрет удачной импровизации — обо всём этом зритель узнает из монологов самого Игоря Бутмана, из интервью его друзей — джазменов Давида Голощёкина и Николая Левиновского, певца Сергея Мазаева, знаменитого хоккеиста Вячеслава Фетисова.

Автор фильма Александр Бруньковский, на счету у которого документальные ленты о таких фигурах в мире искусства, как Тонино Гуэрра и Олег Табаков, говорит: «Прежде всего это фильм о характере, о великой страсти к музыке... Я постарался, насколько это возможно, оставить на экране ключевые моменты, по которым можно почувствовать музыку жизни нашего героя. Мы импровизировали. Это был джаз...»
«Облачный атлас»
(реж. Лана Вачовски, Том Тыквер, Лилли Вачовски, США, Германия, Гонконг, Сингапур, 2012)
10, 11 июля
IMDb 7.7 / Кинопоиск 7.7
20th Century Studios Russia
Повторный российский прокат амбициозной трёхчасовой фрески, поставленной по одноименному роману английского прозаика Дэвида Митчелла (вышел в 2004 году, шорт-лист Букеровской премии). Книгу, по рассказам, подсунула одной из сестёр Вачовски Натали Портман во время съёмок «V значит Вендетта», сёстры пригласили Тома Тыквера, и в результате получился независимый фильм со звёздным составом (Том Хэнкс, Холли Берри, Хью Грант, Джим Стёрджесс, Сьюзен Сарандон и др.) и самым крупным бюджетом в независимом кино.

Интересно, что Тыквер и Вачовски снимали свои части параллельно — Вачовски предсказуемо работали в основном над съёмками эпизодов из будущего и историей XIX века, а Том Тыквер занимался режиссурой сюжетов, разворачивающихся в 30-х и 70-х годах века прошлого.

В фильме шесть историй, несколько столетий, артисты играют по несколько ролей, глобальные темы современности перемежаются с историческими пластами и фантастикой, зрелище без всякой развлекательности и достаточно высоколобое и претенциозное, получившее несколько заметных наград и высокий рейтинг у синефилов.

Есть такой анекдот: две мыши в фильмотеке грызут киноплёнку, одна говорит другой: «Сценарий был лучше!» Обычно так и бывает. Но в случае с «Облачным атласом» вряд ли справедливо: книга и фильм стоят друг друга.
«Венская опера. Тоска»
(реж. Маргарет Вальман, дирижёр Бертран де Бийи, Австрия, 2021)
11 июля
TheatreHD
«Тоска» Джакомо Пуччини не сходит со сцен оперных театров со дня своей премьеры в 1900 году. Пьеса французского драматурга Викторьена Сарду, написанная для великой Сары Бернар, прочно забыта, а оперу с тех пор поставили более 3000 раз: великолепная музыка, яркие персонажи, динамичный сюжет, сочетание драматизма, пафоса и лиризма.

Знаменитая австрийская и немецкая балерина, хореограф, сценограф и театральный режиссёр Маргарет Вальман поставила в Венской опере свою «Тоску» в 1957 году с роскошными костюмами и монументальной сценографией Николая Бенуа, с тех пор она не сходит со сцены, выдержав более 600 постановок.

Партию Тоски, трагической певицы, бросившейся в финале оперы с парапета в пропасть, исполняли оперные звёзды прошлого века, в том числе Рената Тебальди и Мария Каллас. В прошлом сезоне в этой роли на сцену вышла звезда сегодняшняя — Анна Нетребко, в партии Каварадосси выступил тенор Юсиф Эйвазов, оркестром управлял дирижёр Бертран де Бийи — из-за пандемии премьера 13 декабря 2020 года проходила перед пустым залом, но транслировалась в интернете.

11 июля этот спектакль можно будет увидеть на большом экране «Победы» в рамках программы «Опера в кино». Особенно должны быть довольны ценители оперного искусства, не приемлющие каких-либо новаций и на дух не переносящие осовременивания: спектакль идёт всё в тех же декорациях Бенуа и в тех же исторических костюмах.
«Магазинные воришки всего мира»
(реж. Стивен Кайек, США, 2021)
8, 9, 10, 11 июля
IMDb 5.4
20th Century Studios Russia
IVideos
Название этого инди-фильма отсылает к песне культовой британской группы 80-х годов The Smiths: «Магазинные воришки всего мира, объединяйтесь!» (Shoplifters of the World Unite). И весь фильм – пронзительное признание в любви к этой недолго просуществовавшей группе, игравшей альтернативный рок, и сильно повлиявшей на музыкальный ландшафт того времени.

История довольно проста: летом 1987 года четверо друзей в Денвере, потрясенных внезапным распадом The Smiths, собираются на вечеринку оплакивать потерю. В это время другой фанат группы, вооружившись пистолетом, берёт в заложники ди-джея местной радиостанции и заставляет его играть только треки The Smiths. Вечеринка, как и полагается, изменит юных героев фильма и даст им возможность познать самих себя.

Режиссер Стивен Кайек известен своими документальными лентами о музыкантах, среди героев его фильмов – «Роллинг Стоунз», Скотт Уокер, «Бэкстрит бойз», Ёсики Хаяси.

Фильм, посвященный The Smiths, Кайек задумал еще десять лет назад – снять получилось во время пандемии, премьера состоялась в марте этого года, фильм уже успел выйти на носителях. Ностальгическая атмосфера 80-х и саундтрек с 20 песнями The Smiths – то, из-за чего фильм стоит смотреть любителям музыки.
«На игле»
(реж. Дэнни Бойл, Великобритания, 1996)
С 15 июля
IMDb 8.1 / Кинопоиск 7.94
Иноекино
В российском прокате при поддержке компании «Иноекино» — премьера без преувеличения культового фильма, снятого четверть века назад. Да, как ни странно — премьера.

В 1996 году, когда «На игле» Дэнни Бойла феерически прокатывался по всему миру, никакого кинопроката в постсоветской России ещё не было — в большинстве кинотеатров чем-то торговали, от шуб до автомобилей, а вовсе не крутили кино. Популярности фильма у российских зрителей это не помешало, его смотрели на кассетах и регулярно крутили по всё умножающимся телеканалам.

Лихо и сюрреалистично стильно снятая комедия из жизни четырёх шотландских джанки оказалась необычайно уместна не только в посттэтчеровской Англии, но и в ельцинской России. Вдруг выяснилось, что и тут достаточно молодых маргиналов, выбравших вместо гонок за преуспеванием и карьерой, успешностью и процветанием существование на дне, на обочине.

Щегольский киноманский фильм (с кучей цитат и отсылок то к Стэнли Кубрику, то к Мартину Скорсезе), поженивший эстетику распада с поп-культурой, в России ценили более всего не потребители веществ, а вполне благополучные русские яппи.

Ирвин Уэлш, бывший шотландский сантехник, описавший в первом романе свой опыт зависимости, был едва ли не самым популярным писателем у русскоязычного читателя, не в пример, допустим, отечественному аналогу Баяну Ширянову. Это как минимум парадоксально, потому что главный посыл фильма — антиконсюмеристский, протест против общества потребления в нём звучит от начала до конца.

В фильме, по общему признанию, Дэнни Бойлу удалось ухватить что-то из духа времени и этим изменить благочинный английский кинопейзаж 90-х. Успех фильма в результате запустил карьеры и Дэнни Бойла (оскароносный «Миллионер из трущоб», театральная постановка «Франкенштейна» с Камбербетчем), и Юэна Макгрегора, сыгравшего главную роль.

«На игле» нельзя в полной мере отнести к кино проблемному и социальному, хотя отчасти Бойл унаследовал эту традицию. Нельзя и назвать фильмом против — все ужасы героиновой зависимости подаются в нём без морализаторства, а сцены трипов сняты красочно, с гротеском и чёрным юмором.

Фильм Дэнни Бойла не первый и не последний о смешных и страшноватых приключениях джанки (вспомним хотя бы столь же отвязный «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» Терри Гиллиама), но, безусловно, один из самых талантливых. Куча призов и статус всенародно любимого кино совершенно заслужены, хотя интересно, что найдут для себя сегодняшние зрители в злоключениях героев. Они, впрочем, на большом экране уже могли их видеть — в фильме «Т2: Трейнспоттинг». Дэнни Бойл в 2017 году снял сиквел по другому роману Уэлша, более того, где-то обмолвился, что возможен и третий фильм с этими же героями.

Все сеансы фильма пройдут на английском языке с русскими субтитрами — для тех, кто хочет попробовать пробиться через шотландский акцент персонажей. Для проката в США, например, часть фильма пришлось переозвучивать — зрители ничего не могли понять.
«Бендер: Золото империи»
(реж. Игорь Зайцев, Россия, 2021)
с 15 июля
Central Partnership
Вторая, средняя часть киносериального проекта киностудии Sreda и канала «Россия». Продюсер Александр Цекало, нашедший рецепт успеха в бойком «Гоголе», вновь сделал продукт, рассчитанный сразу на две платформы: в кинопрокате можно показать как отдельные полнометражные ленты, на телевидении — как сериал.

Обращение к русской литературе тоже логично, где же ещё черпать сюжеты и темы, как не у классиков. Фильм этот никакой, по правде говоря, не сиквел — хотя действие и отнесено к первым годам Гражданской войны в России, на которую пришлась юность великого комбинатора, внятной связи ни с романами Ильфа и Петрова, ни с фильмами по романам в этом кино не просматривается. Это, скорее, вольная вариация на тему, где главную роль играет даже не сын турецкоподданного, а папа-турецкоподданный, Ибрагим Бендер. Пастиш, фанфик.

В первом фильме, «Бендер: Начало», уже идущем в прокате, завязаны все фабульные узлы и щедро брошены на холст краски: отношения папы с сыном, поиски всё ускользающего драгоценного жезла, одесский юмор вперемежку с камедиклабовским, немного Бабеля и неуловимых мстителей, Мишка Япончик, любовь-морковь и всё такое. Во втором фильме будет Нестор Махно.

При этом у фильма-сериала впечатляющий кастинг: папа-Бендер — Сергей Безруков, сын — Арам Вардеванян, Махно — Павел Деревянко. Впереди маячит третья часть. Очевидно, что кино будут сравнивать с фильмом Марка Захарова с Мироновым в роли Бендера, но по мне, это бессмысленно — мексиканский тушкан стоит шанхайского барса.
«Расторгуев»
(реж. Елена Останина, Россия, 2021)
с 15 июля
Meduza
Документальная лента о режиссёре документального кино Александре Расторгуеве, погибшем три года назад в Центральноафриканской Республике (вместе с ним были убиты журналист Орхан Джемаль, оператор Кирилл Радченко), куда маленькая съёмочная группа отправилась снимать фильм о российской ЧВК Вагнера.

Расторгуев — ключевая фигура в документальном российском кино, бескомпромиссный и страстный исследователь русской жизни. В соавторстве с Павлом Костомаровым он снял документальные фильмы «Я тебя люблю» (2010) и «Я тебя не люблю» (2012), которые были представлены на нескольких зарубежных кинофестивалях, в том числе Роттердамском. В 2012 году совместно с ведущим НТВ Алексеем Пивоваровым и Павлом Костомаровым создал интернет-проект «Срок», позже вместе с ними же запустил масштабный документальный проект «Реальность». В своих работах был близок к «новой драме» и Театру.doc.

Самое масштабное, эпическое документальное полотно Расторгуева — фильм «Дикий, дикий пляж. Жар нежных», после него режиссёра станут называть главным документалистом современной России. Виталий Манский считал, что если бы Расторгуев снял только эту картину, этого было бы более чем достаточно для того, чтобы говорить о нём как о гении. Авторский хронометраж ленты — более пяти часов, это документальный блокбастер из жизни отдыхающих на берегу Чёрного моря, портрет современной России во всей красе.

Посмертный оммаж режиссёру сняла его вдова Елена Останина. О Расторгуеве говорят в кадре многие знавшие его и работавшие с ним режиссёры, актёры, продюсеры, киноведы: Фёдор Бондарчук, Алексей Попогребский, Александр Роднянский, Любовь Аркус. Важно, что в картине использованы только те кадры, где Расторгуев говорит и действует, или те кадры, которые он снял сам.
«Влюблённый Ван Гог»
(реж. Жан-Люк Аяш, Франция, 2020)
с 15 июля
Русский Репортаж
Излюбленное блюдо французского кинематографа — романтическая комедия, в меру сентиментальная и лирическая, при этом неглупая. Фильм, надо заметить, не только, как обычно, о любви, но и об искусстве, в том числе современном.

Фабула вполне фантазийная: художник Лео Мадзотти, когда-то с фразой Ван Гога на устах «Подлинная любовь вселяет отвращение к искусству» покинувший возлюбленную и родной город, делает головокружительную карьеру арт-звезды и возвращается через много лет к родным пенатам на открытие своей большой выставки. Для него это повод восстановить отношения — но он обнаруживает, что за Элизой ухаживает сошедший со своего живописного автопортрета Ван Гог, который собирается жениться на ней, нарожать детей и бросить искусство...

Режиссёр говорит, что старался быть максимально точен в изображении фигуры Ван Гога, художника и человека, который никогда не знал счастливой любви. Жан-Люк Аяш признаётся, что хотел смешать в картине коктейль из лёгкости, эмоций, юмора, повседневности и сверхъестественного. Любовный четырёхугольник на экране (у художника есть подруга, модная нью-йоркская галеристка, которой он обязан славой и гонорарами) складывается на фоне рассуждений об искусстве, успехе, подлинности, преемственности. И потерянном счастье, которое хочется обрести вновь.
«Город тайн»
(реж. Роберт Коннолли, Австралия, США, 2020)
с 15 июля
IMDb 6.9 / Кинопоиск 6.39
iVideos
Режиссёр Роберт Коннолли известен своей драмой «Бумажные самолётики», получившей «Хрустального медведя» в Берлине в 2015 году, работой в сериале «Тайная власть», документальным фильмом о Джулиане Ассанже.

«Город тайн» снят по свежему бестселлеру австралийки Джейн Харпер. По описаниям, это вариация классического детектива whodunit, в котором сыщик распутывает криминальную загадку на радость зрителям. Фабула проста: детектив Аарон Фальк, сделавший карьеру федерального уровня, приезжает через 20 лет в родное захолустье на похороны лучшего друга юности, который, судя по всем уликам, сначала убил жену и дочь, а потом себя. Детектив не верит очевидному и берётся распутывать клубок, в котором тайны прошлого сплелись с настоящим. Попутно одолевая своих демонов — 20 лет назад ему с отцом пришлось уехать из городка после смерти гёрлфренд, смерти, в которой он невиновен, но подозревали его.

Декорации детектива — засушливая местность, в которой вся природа страдает от жажды, собственно, и оригинальное название фильма можно перевести как «Засуха» или «Сушь». Возможно, при дефиците качественных детективов на экране он хоть немного утолит жажду запутанных расследований.
«Унесённые призраками»
(реж. Хаяо Миядзаки, Япония, 2001)
20, 21 июля
IMDb 8.6 / Кинопоиск 8.443
Pioner Cinema
Повторный прокат шедевра великого японского аниматора — фильм, как и 16 других шедевров, выпущен в прокат компанией «Пионер», а сами киноленты отреставрированы под присмотром мастера. Первый показ в «Победе» 20 июля состоится аккурат в 20-летие премьеры, сеанс на японском языке с русскими субтитрами. Сеанс на следующий день — с новым русским дубляжом.

«Унесённые призраками» — самый успешный из японских кинофильмов, он получил «Оскара» за лучший анимационный фильм и «Золотого медведя» Берлинского фестиваля, премию «Сезар» и ещё целый ряд крупнейших наград.

Это история о маленькой девочке Тихиро, чья семья, переезжая на новое место жительства, попадает в заброшенный таинственный городок, где родители превращаются в свиней, а у девочки получается их спасти.

Как и во всех фильмах Миядзаки, в этом сочетаются узнаваемые бытовые детали и подробности с атмосферой незнакомого, странного мира со своими законами. Японская специфика мультфильма (японские ценности противостоят западному консюмеризму) не мешает универсальной внятности сюжета, всемирной отзывчивости, как сказано было по другому поводу одним русским классиком.

Акира Куросава как-то сказал о Миядзаки, что в основе его творчества лежат большие человеческие истории. Большая история «Унесённых призраками» понятна зрителям из разных культурных матриц, разных возрастов и поколений. Идеальное кино для семейного просмотра.

Три фильма о художниках в рамках программы «Артлекторий в кино»
«Сальвадор Дали: В поисках бессмертия»
(реж. Давид Пужоль, Андорра, 2018)
17 июля, 13:00
IMDb 7.5 / Кинопоиск 7.92
#АртЛекторийВкино
Почти двухчасовой фильм о Сальвадоре Дали создан при поддержке Фонда «Гала — Сальвадор Дали», он охватывает шесть десятилетий жизни и творчества художника, начиная с 1929 года, когда он присоединился к движению сюрреалистов и встретил Гала, до 1989-го — года его смерти. В фильме использованы множество архивных съёмок и огромное количество редких и малоизвестных фотографий, на которых Дали и Гала запечатлены в разные периоды жизни. Локации фильма: Нью-Йорк, Порт-Льигат, где Дали устроил в рыбацкой хижине мастерскую, дом-музей в Фигерасе и замок в Пуболе. Интерьеры, рисунки, объекты, странные и экзотические кинокадры. Например, те, где Дали рассказывает, как он соблазнял Гала пастой, сделанной из козьего помёта и рыбного клея.
«Клод Моне: Магия воды и света»
(реж. Джованни Троило, Италия, 2018)
18 июля, 19:00
IMDb 7.4
NevafilmEmotion
Фильм о Моне — неторопливое путешествие по миру его картин, погружение в импрессионистский мир воды и теней (мы помним, что само направление «импрессионизм» получило имя по названию одной из картин Клода Моне), вглядывание в магию холстов одного из самых почитаемых художников. Немногочисленные кинокадры, фотографии художника, французские пейзажи, скалы Нормандии, берега Сены и его дом-музей в Живерни. И кувшинки, кувшинки, кувшинки, куда же без них в разговоре о Моне. А разговор о Моне, его картинах и местах, где он жил, ведёт Элиза Ласовски, известная не только по «Игре престолов», но и по многим другим фильмам.
«Фрида Кало»
(реж. Али Рэй, Великобритания, 2020)
20 июля, 19:00
IMDb 7.3
#АртЛекторийВкино
Фрида Кало много раз становилась героиней документальных фильмов, а 20 лет назад — и художественного. Новая документальная лента снята, как отмечают рецензенты, отчасти с использованием феминистской «оптики». Фильм получился не обычной «выставкой на экране», а документальным байопиком, исследующим связь жизни и творчества мексиканской художницы. Снявший ленту Али Рэй, журналист и телеведущий, специализирующийся на истории популярного искусства, еде и путешествиях, говорит: «Съёмки этого фильма полностью изменили мой взгляд на Фриду Кало как на художницу. Доступ к её личным письмам был ключевой частью и создания фильма, и моего понимания её работы. Это позволило мне увидеть, как хрупкость и неуверенность её писем отражалась и преображалась в её искусстве... Как она интерпретировала мир, политику, страсти и эмоции, превращая их в образы силы и неповиновения».
«Время»
(реж. М. Найт Шьямалан, США, Канада, 2021)
iVideos
Режиссёр индийского происхождения известен своими мистическими триллерами, первый успех принес ему фильм 1999 года «Шестое чувство» с Брюсом Уиллисом. В дальнейшей неровной карьере у него чередовались провальные высокобюджетные ленты и снятые на медные деньги любопытные мистическо-фантастические картины («Знаки», «Таинственный лес», «Стекло»).

М. Найт Шьямалан отметился и двумя сериалами — «Сосны» и «Дом с прислугой». Новый фильм снят по графическому роману «Замок из песка» (издан, к слову, на русском), который десять лет назад создали швейцарский художник Фредерик Питерс и французский сценарист и режиссёр Пьер Оскар Леви, на счету которого около сотни документальных лент.

История, насколько можно судить, не сильно изменилась: на уединённый тропический остров прибывает отдыхать семейная пара, но обнаруживает, что время тут идёт не так, как в остальном мире, — они стремительно стареют, а вся жизнь вмещается в один день. Авторы этой тревожной фантастической рисованной ленты (так французы называют комиксы) говорят о богатой философско-психологической подоплёке своего произведения: например, страх старения и смерти, мучающий современного человека.

В фильме отличный кастинг: Гаэль Гарсиа Берналь («Сука-любовь», «Дневники мотоциклиста», «Вавилон», «Дурное воспитание», «Моцарт в джунглях»), Вики Крипс («Колония дигнидад», «Призрачная нить»), Руфус Сьюэлл («Иллюзионист», «Тристан и Изольда», «История рыцаря», «Дзен»), Кен Люн и другие. Уже по этому кастингу понятно, что семейная пара на острове будет не одна, в истории, положенной в основу сценария, вместе с главными героями там оказываются ещё несколько человек. И в самом начале обнаруживается — небольшой спойлер — труп молодой женщины. Надо полагать, режиссёр не пренебрёг такой возможностью накрутить вокруг загадочного преступления таинственности и мистики. Он это умеет. Ну что ещё добавить? Фильм снят не на цифру, а на 35-миллиметровую плёнку, съёмки проходили в Доминикане.
«Тайна Сен-Тропе»
(реж. Николя Бенаму, Франция, 2021)
IMDb 5.7
iVideos
Мотор этой французской пляжно-детективной комедии — Кристиан Клавье, он и один из сценаристов, и продюсер, и исполнитель главной роли. Клавье заменит своими работами вместе с Жераром Депардье в фильмах об Астериксе и Обеликсе, в нескольких «Пришельцах» с Жаном Рено, да и сольные комедии на слуху: «Между ангелом и бесом», например. В новом фильме компанию ему составляют немолодые французские звёзды: тот же Депардье, Тьерри Лермитт, Бенуа Пульворд, Росси де Пальма.

Фильм продолжает традицию (чтобы не сказать «эксплуатирует») французских пляжных комедий 70-х годов, начатую сагой о жандарме из Сен-Тропе в исполнении Луи де Фюнеса, почему-то этот курортный городок на средиземноморском побережье особо популярен как кинокомедийная локация, можно вспомнить и «Загорелых», и множество других лент. Молодой режиссёр Николя Бенаму («Superнянь») постарался сделать винтажное кино, со всеми ностальгическими приметами времени. Детективная фабула не главная, но она есть: кто-то покушался на жизнь жены миллионера барона Клода Траншана, который пригласил к себе на виллу сливки шоу-бизнеса. Злодей промахнулся, и на машине разбился один из гостей. Барон просит президента Ширака прислать лучшего в стране детектива, прибывает без пяти минут пенсионер инспектор Булен (Кристиан Клавье). Расследование, как пишут в отзывах уже посмотревшие фильм зрители (вышел во французский прокат неделю назад), сводится к череде гэгов (например, инспектор наступает на грабли — в прямом, не в переносном смысле слова), шутки не очень смешные, звёздам играть особо нечего. Тем не менее на не слишком богатом на события летнем большом экране посмотреть можно, особенно учитывая, что французское средиземноморское побережье пока для россиян недоступно.
«G. I. Joe. Бросок кобры: Снейк Айз»
(реж. Роберт Швентке, США, 2021)
Paramount Pictures Россия
Третий фильм супергеройской франшизы о команде G. I. Joe. Боевик, перезапуск франшизы и первый фильм о готовящейся к появлению на экранах киновселенной Hasbro.

Теперь ещё раз и по пунктам.

Hasbro — американская игрушечная империя, основанная в 1923 году братьями Генри и Хелалом Хасенфелдами. В 1964 году компания выпустила линию игрушек нового типа, они позиционировались как игрушки для мальчиков, которые не играют в куклы. Маркетологи компании назвали их экшен-фигурками и объединили общим названием G. I. Joe. G. I. Joe, или «Солдат Джо» — это серия 12-дюймовых (около 30 см) игрушек, максимально реалистично изображающих солдат различных родов войск.

С годами дизайн менялся — например, после войны во Вьетнаме игрушки стали менее милитаризированными и более фантастическими, потом, впрочем, вернулись к военному дизайну. Была разработана сложная схема взаимоотношений в мире игрушек, так, команде G. I. Joe противостоит всемирная террористическая группировка «Кобра». Количество мультфильмов и комиксов, созданных на основе этого игрушечного мира, огромно, в 2009 году дозрело кино. Продюсером первого «Броска кобры» стал именитый Лоренцо ди Бонавентура, он же выпускает и третий фильм.

Герой третьего фильма Снайк Айз — участник вьетнамской войны, воевавший в подразделении дальней разведки. В мире игрушек, пока он воевал, его семья погибла в автокатастрофе, сам он не нашёл места в Америке и уехал в Японию, где присоединился к клану ниндзя Арашикаге.

В кино речь и пойдёт о японской части жизни героя, в то же время откроются тайны его происхождения (судя по трейлеру, история гибели семьи отличается от игрушечной версии). В роли Спайка Айза — Генри Голдинг («Безумно богатые азиаты», «Джентльмены»). Приквел снял Роберт Швентке («Жена путешественника во времени», «РЭД», два «Дивергента», сериал «Обмани меня»). Зрителя ожидают неизбежные трюки, эффекты, подвиги, сражения с использованием разнообразного оружия из арсенала ниндзя и спасение мира в итоге.
«Зальцбург-100: Электра»
(реж. Кшиштоф Варликовский, Австрия, 2020)
28 июля
Запись оперы Рихарда Штрауса «Электра», поставленной польским режиссёром в Зальцбурге. Зальцбургский фестиваль, крупнейшее событие в мире европейской оперной музыки, год назад прошёл в сотый раз, но юбилей по причине коронавирусных ограничений был отпразднован по сокращённой программе. Одноактная опера «Электра» немецкого композитора, написанная сто с лишним лет назад по трагедии романтика Гуно фон Гофмансталя, открывала фестиваль и в офлайне, и посредством трансляции в кинозалах европейских столиц, в Москве в том числе. Через год запись выходит в прокат.

«Электра» — вторая после «Саломеи» опера Рихарда Штрауса, произведение в музыкальном плане крайне сложное, пример экспрессионизма в музыке. Трагедия фон Гофмансталя опирается на трагедию Софокла (Электра с братом Орестом мстят матери Клитемнестре за убийство отца Агамемнона), но герои куда более психологически изломаны. В опере, общепризнанно, Штраусу удалось задеть болезненный нерв искусства, герои стали средоточием патологических инстинктов, над всем витает тень Фрейда.

Музыка Рихарда Штрауса регулярно звучит в Зальцбурге, а к юбилейному фестивалю высказаться по поводу «Электры» пригласили одного из самых известных польских режиссеров Кшиштофа Варликовского, успешно работающего по всей Европе и в драме, и в опере. Критики пишут, что получилось мощное и концентрированное высказывание. В России три спектакля Варликовского можно было посмотреть только на московских фестивальных площадках, показ в «Победе» — хорошая возможность познакомиться, он того стоит.

Любители оперы должны быть готовы к тому, что there will be blood — кровавый сюжет режиссёр сделал ещё более кровавым. В финале в момент убийства Клитемнестры во всю стену Фельзенрайтшуле (фестивальный зал в вырубленном в горе бывшем конном манеже) на видео расплескиваются густые капли крови, над которыми вьются жирные мясные мухи — привет «Мухам» Сартра, ещё одной знаменитой вариации на тему.

Главные женские партии исполняют Аушрине Стундите (Электра), Таня Ариане Баумгартнер (Клитемнестра) и Асмик Григорян (сестра Электры Хризотемида). За дирижёрским пультом Венского филармонического оркестра — Франц Вельзер-Мест.
«Бесы Достоевского»
(реж. Константин Богомолов, Россия, 2021)
25 июля
Театр на Бронной
Прямая трансляция спектакля Театра на Малой Бронной, поставленного не так давно назначенным новым главным режиссёром в рамках программы «Золотая Маска в кино». Константин Богомолов, несмотря на своё регулярное присутствие в светской хронике и на телеэкране в качестве постановщика сериалов, в первую очередь всё-таки театральный режиссёр, и режиссёр незаурядный. Премьеру спектакля давали в концертном зале «Барвиха Luxury Village» (здание театра на ремонте), пресса писала, что это больше походило на светское мероприятие. Трансляция, надо думать, даст представление о театральной составляющей.

Критики писали, что Богомолов в «Бесах» вернулся к эклектичной эстетике капустника и КВН, в которой он ставил «Идеального мужа» и «Карамазовых», хотя актёры и играют в хорошо усвоенной в последних его спектаклях манере «покерфейс». Аттракционы, гэги, шутки в духе Пелевина, издёвка над вкусами публики, взыскующей «духовности», и над самой духовностью, умело составленное сочетание развлекательности и интеллектуального флёра — всё это будет. Редкий шанс увидеть новый (полгода — не срок) спектакль модного и, как принято писать, скандального режиссёра. Да хоть просто посмотреть на знакомых по сериалам актёров в театре. А в спектакле, кроме самого Константина Богомолова, заняты Никита Ефремов, Елена Морозова, Александра Ребенок, Игорь Миркурбанов, Дмитрий Куличков, Александр Яцко.
«Старикам тут не место»
(реж. Итан Коэн, Джоэл Коэн, США, 2007)
28 июля
IMDb 8.1 / Кинопоиск 7.762
Кинотеатр Победа
Возвращение без особого повода на один день шедевра братьев Коэнов. Коэны с этим фильмом вернулись через шесть лет после «Человека, которого не было», за которые они ничего толком не сняли. Возвращение оказалось настолько убедительным, что фильм по роману Кормака Маккарти получил четыре «Оскара», «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и ещё кучу призов.

В мрачной криминальной драме братья Коэны скрестили вестерн с их любимым нуаром, напрочь исключив из рецепта иронию и чёрный юмор, прославивший их в ранних фильмах.

Набивший сюжетную оскомину чемоданчик с бандитским миллионом долларов (в фильме — с двумя), попавший к охотнику, случайно оказавшемуся на месте кровавой разборки наркоторговцев в пустыне, простому ветерану Вьетнама, и его неуместное милосердие (вернулся напоить одного из умирающих) стали поводом для рассказа о цепной реакции насилия и убийств, прокатившейся по Техасу в 1980 году.

И Джош Бролин, и Томми Ли Джонс, и Вуди Харрельсон, и все остальные в фильме на месте, но навсегда в память врезается Хавьер Бардем в роли психопата Антона Чигура, убивающего своих жертв пневматическим оружием для забоя скота. Стрижка с чёлочкой и зловещая глумливая улыбочка этого ангела смерти, решающего человеческие судьбы броском монеты, стали визитной карточкой фильма. Никакого просвета до самого финала, никакого утешения, никакой надежды.

Три фильма о художниках в рамках программы «Артлекторий в кино»
«Гоген: В поисках утраченного рая»
(реж. Клаудио Поли, Италия, 2019)
25 июля
IMDb 7.4
NevafilmEmotion
В программе #АртЛекторийВкино — очередная попытка разобраться с одной из самых неоднозначных фигур мирового искусства. Биржевой агент, в тридцать с лишним лет занявшийся живописью, бросивший семью, детей, в конечном счёте — и современную ему цивилизованную жизнь, чтобы отправиться на поиски своего парадиза на Таити, Гоген привлекал и привлекает внимание кино, от байопиков до многочисленных документалок. Итальянские кинематографисты отправились по американским музеям («Метрополитен» в Нью-Йорке, музеи Бостона и Вашингтона), чтобы всмотреться в ослепительные, не потускневшие за сто лет краски полинезийских полотен Гогена и понять, что он хотел найти на Таити, от чего бежал из Европы. О картинах и художнике рассуждают искусствоведы, тексты из писем художника читает Адриано Джаннини («Двенадцать друзей Оушена», «Последствия любви», «Чёрное золото»), обворожительный саундтрек Ремо Анцовино.
«Ван Гог и Япония»
(реж. Дэвид Бикерстафф, Великобритания, 2019)
27 июля
IMDb 7.7
#АртЛекторийВкино
«Ван Гог: Золото и лазурь»
(реж. Джованни Пискалья, Италия, 2018)
26 июля
IMDb 7.1
NevafilmEmotion
Два фильма о великом живописце, жившем и умершем в нищете, у которого при жизни никто не купил ни одного холста — зато его полотна сегодня продаются на аукционах за десятки миллионов долларов. Один — об одержимости Ван Гога японским искусством в его начальный парижский период, погружение в картины того времени и путешествие в мир японского искусства. В конце XIX века европейское искусство открыло, что в других культурах можно найти и почерпнуть ту самую подлинность, которую оно взыскало. Пикассо и Модильяни были увлечены африканскими скульптурами, например, а чуть раньше Ван Гог — японцами. «Я завидую японцам», — писал Ван Гог своему брату Тео. Из фильма, который снят на выставке Van Gogh & Japan в музее Ван Гога в Амстердаме, можно понять, почему: как сакура и большая волна Хокусая повлияли на художника и сделали его тем Ван Гогом, которого мы знаем.

«Между пшеницей и небом» — так в оригинале называется итальянский фильм, по-русски, воля ваша, «Золото в лазури» сильно похоже не на название книги стихов Андрея Белого, а на «Золото на голубом» «Аквариума», на итальянском же отсылает к последнему, незадолго перед самоубийством написанному холсту «Вороны над пшеничным полем» и многочисленным «Сеятелям». В центре фильма — коллекция Хелен Крёллер-Мюллер, второе по объёму собрание работ художника после музея Ван Гога в Амстердаме. Коллекционер и меценат в начале прошлого века одной из первых стала покупать картины Ван Гога, лет через двадцать после его смерти, а в 1935 году, незадолго до смерти, сделала коллекцию общественным достоянием. Фильм — о мистической связи между холстами художника и собирательницей. Текст читает замечательная актриса Валерия Бруни-Тедески, старшая сестра Карлы Бруни, кстати, если кому интересно.



Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».
поделитесь статьей