Главные фильмы недели:

Tilda Publishing
что смотреть в «Победе» 5 — 11 мая?
СОБЫТИЯ
Сергей Самойленко
«Война Раи Синициной»
(реж. Ефим Грабой, Израиль, Россия, 2020)
С 5 мая
IMDb 8.2
Okapi Films
О фильме одним предложением
Документальная израильско-российская лента, воспоминания и сны 94-летней Раи, пережившей блокаду.
О фильме развёрнуто (многобукв)
В программе «9 мая. День Победы» — современные фильмы и советская классика.
Фильм молодого израильского документалиста начинается с чередования света и темноты, он произносит короткие слова, героиня отвечает. «Война», — трижды говорит режиссёр. «Страх», — отвечает она.
Фильм показывался в России на Международном еврейском фестивале в Москве, на «Флаэртиане» в Перми. Критики пишут, что воспоминания и рассказы о снах чередуются, хроника военных лет дана очень деликатно, а на первый план выходят опыт конкретной женщины (хотя во многом и типичный) и её попытки понять, что тогда произошло, как это её изменило, почему война до сих пор с ней и в ней и что делать с этой памятью сегодня.

Раиса Снегирёва задает себе нетипичные вопросы и старается отвечать на них честно. Возможность спокойного и честного разговора, пишет «Искусство кино», удивительна для зрителя, натренированного выверять каждое слово на военную тему, вздрагивающего при малейшем расхождении мысли с официально установленным курсом. Документальное кино здесь даёт пережить счастливый опыт свободного разговора.

Ближе к финалу вдруг оказывается, что героиня умеет играть на виолончели, хотя уже 30 лет не прикасалась к инструменту.
Режиссёр материализует и эту мечту, устраивая ей выступление в концертном зале, на сцене, правда, только для одного слушателя.
«Где Анна Франк»
(реж. Ари Фольман, Бельгия, Люксембург, Франция, Нидерланды, Израиль, 2021)
С 5 мая
IMDb 6.2
Русский Репортаж
О фильме одним предложением
Мультипликационная история, основанная на знаменитом дневнике Анны Франк.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Дневник, который вела еврейская 13-летняя девочка Анна Франк, прятавшаяся от нацистов в Нидерландах, но всё равно схваченная и отправленная в концлагерь, где умерла от тифа в конце войны, стал, если уместно сказать, всемирным бестселлером, а имя Анны — символом жертв нацизма, фашизма и антисемитизма.

К истории Анны Франк и её дневника кинематограф обращался много раз.
Фильм израильского режиссёра (на его счету новаторский антивоенный мультипликационно-документальный «Вальс с Баширом» о вооружённом конфликте в Ливане) нацелен на сегодняшнюю молодую аудиторию.
История такова: Китти, воображаемый адресат, девочка, к которой Анна обращалась, в наши дни оживает в музее Анны Франк, созданном на месте того здания, где девочка пряталась: в результате случайного взаимодействия погоды и магии стеклянная витрина, в которой выставлена тетрадь, разбивается, старинная авторучка оживает, и Китти материализуется из чернильных строчек.

Китти обнаруживает, что всё вокруг названо в честь её подруги: кинотеатр, библиотека…
Её саму никто не видит, включая туристов, но она становится настоящей, реальной девушкой всякий раз, когда берёт дневник с собой во внешний мир.
Китти отправляется на поиски Анны Франк в современном Амстердаме, полиция преследует её за кражу дневника, а она влюбляется в местного мальчика… Опять же при помощи магии девочка возвращается в прошлое, и современные сцены в фильме чередуются с военными, они решены в разной цветовой гамме, а фашисты изображены отвратительными серыми чудовищами.

Режиссёр стремится рассказать детям о холокосте и ужасах войны с помощью яркой фэнтезийной анимации, через привлекательную главную героиню, девочку-подростка.
Критики, сочувственно отзываясь о фильме, говоря о поразительных, смелых и глубоких визуальных образах, отмечают, тем не менее, клишированность и неубедительность некоторых решений.
Для режиссёра тема не случайна — его мать выжила в Аушвице. На премьере фильма она пошутила, что сыну потребовалось на создание фильма восемь лет, вдвое больше, чем длился холокост.
«Летят журавли»
(реж. Михаил Калатозов, СССР, 1957)
С 7 мая
Кинопоиск 8.298 / IMDb 8.3
Kino Konformist
О фильме одним предложением
Вечно актуальная советская киноклассика с невероятной операторской работой.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Единственный советский фильм, получивший «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.
О премии советская пресса упомянула сквозь зубы, не называя даже фамилии режиссёра. Тем не менее фильм стал одним из символов «оттепели» — о войне он рассказывает не только как о решающих сражениях, но и как о личной драме чувств и о солдатской жизни в окопах.

Фильм снят по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», удостоен множества наград и номинаций, сегодня его называют главной легендой и загадкой оттепельного кино, его визуальные решения вошли в хрестоматии и учебники операторского мастерства.
Камера Сергея Урусевского, роли Татьяны Самойловой и Алексея Баталова — всё это удивляет и сегодня, и особенно европейских кинозрителей.
Главный французский киносайт «АллоСине» полон восторженных отзывов неофитов, открывающих для себя советское кино, и «Летят журавли» получает едва ли не больше всех похвал и высших оценок.
«Судьба человека»
(реж. Сергей Бондарчук, СССР, 1959)
С 7 мая
Кинопоиск 8.384 / IMDb 8.0
old movie
О фильме одним предложением
Военные испытания, через которые прошёл солдат и остался человеком.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Экранизация рассказа Михаила Шолохова, один из самых знаменитых фильмов Сергея Бондарчука, одно из самых сильных свидетельств об ужасах войны и силе человеческого духа. Судьба простого русского мужика Андрея Соколова (его сыграл сам Бондарчук), ставшего военным шофером, потерявшего во время войны жену и сына, типична, потому и фильм так отозвался у советских зрителей, узнававших в нём и обстоятельства времени и места, и жизненные перипетии героя.
Фронт, плен, концлагерь побег, снова фронт, потеря семьи — это было знакомо многим и через пятнадцать лет после окончания войны, когда вышло кино, и через двадцать, и через тридцать.
Может быть, и сегодня кто-то вдруг откроет для себя после этого фильма, что война — это смерть, потери и горе.
«Белорусский вокзал»
(реж. Андрей Смирнов, СССР, 1971)
С 7 мая
Кинопоиск 8.115 / IMDb 7.8
Lushnikovna
О фильме одним предложением
Пронзительная и горькая драма о встрече фронтовиков-сослуживцев через 25 лет после войны.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Первый фильм тогда тридцатилетнего выпускника ВГИКа Андрея Смирнова, осмысляющий войну с четвертьвековой дистанции. Четверо друзей (директор одного московского завода, главный бухгалтер другого, журналист из Калининграда и простой слесарь коммунальных сетей) собираются через 25 лет после последней встречи на дне рождения своего бывшего командира — теперь на его похоронах. Постоянно отвлекаясь на свои служебные и житейские дела, они колесят по Москве в поисках места, где можно было бы спокойно посидеть и поговорить.
Сегодня это безусловная классика, и невозможно представить, что чиновники четыре раза останавливали съёмки, сценарий называли «упадническим», а Нину Ургант не хотели утверждать на роль.
Вырезанная сцена, придирки и претензии… Сегодня роли Евгения Леонова, Анатолия Папанова, Нины Ургант и других актёров заслуженно считаются лучшими в их карьере. Не считая роли Маргариты Тереховой, Юрия Визбора… Не считая песни Булата Окуджавы, ставшей на долгие годы неофициальным гимном Победы.
«Дылда»
(реж. Кантемир Балагов, Россия, 2019)
С 7 мая
Кинопоиск 6.584 / IMDb 7.2
Pioner Cinema
О фильме одним предложением
Эстетски снятая мучительная история контуженной войною любви.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Второй фильм ученика Александра Сокурова, отмеченный двумя призами в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля, стал сенсацией отечественного кинематографа и принес режиссёру славу и предложения участия в международных проектах. Эстетский, с отсылками к европейской классической живописи, Вермееру и Рембрандту, послевоенный полуразрушенный Ленинград, неоднозначные отношения героинь, их надломленный, травмированный войной внутренний мир — фильм Балагова сразу же выбивался из общего ряда военного кино, учитывая и трепетное отношение к победе в Великой Отечественной войне.
При всех вопросах к сюжету, это сильное и виртуозно снятое кино с мощными женскими ролями (Василиса Перелыгина и Виктория Мирошниченко).
«Двадцать дней без войны»
(реж. Алексей Герман, СССР, 1976)
9 мая
Кинопоиск 7.999 / IMDb 7.8
WORLD of HD
О фильме одним предложением
Военная драма в тылу без единого выстрела с великими актёрами.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Алексей Герман снял фильм по сценарию советского «литературного генерала» Константина Симонова, только это защитило кино, предыдущая лента Германа, «Проверка на дорогах», легла на полку и была выпущена в прокат только в перестройку.
«Двадцать дней без войны» тоже пытались остановить — чиновникам от кино не понравилось, что главную роль играет Юрий Никулин, для них всенародно любимый Балбес из комедий Гайдая был неприемлемой кандидатурой.
Вмешался Симонов, кричавший (по легенде) на высоких партийцев, что ему лучше знать, какой его Лопатин… В ролях также Людмила Гурченко, Алексей Петренко, Николай Гринько, Михаил Кононов Лия Ахеджакова… Короче, весь цвет советского кино.
«Проверка на дорогах»
(реж. Алексей Герман, СССР, 1971)
9 мая
Кинопоиск 8.009 / IMDb 7.9
Голубиная книга
О фильме одним предложением
Пролежавшая 15 лет на полке драма о предателе и партизанах.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Дебют Алексея Германа и сценариста Эдуарда Володарского (по повести Юрия Германа), запрещённый сразу же после съёмок.
Фильм рассказывает историю советского коллаборациониста, примкнувшего к партизанам и искупающего своё предательство.
Фильм запретили из-за дегероизации образа советского воина.

Надо сказать, что эта тема — коллаборационизм во время Великой Отечественной войны — очень мало обсуждалась и обсуждается не только в искусстве, но и в среде профессиональных историков. В отличие от Франции, например, где регулярно выходят тома серьёзных исследований, романы, фильмы, документальные и художественные. У нас же эта травма загнана в подсознание и до сих пор не то что не проговорена и не изжита, но и не признана толком.
«Сладкая жизнь»
(реж. Федерико Феллини, Италия, 1960)
С 5 мая
Кинопоиск 7.972 / IMDb 8.0
Иноекино
О фильме одним предложением
Путешествие по сладкой жизни послевоенного Рима и по его соблазнам.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Лишенная линейного сюжета лента, которую Роберто Росселлини назвал фильмом провинциала.
В ней действительно присутствуют и зависть выходца из Римини, и цепкая глазастая наблюдательность, и несколько неумеренные восторги.
Многофигурная фреска, населённая десятками персонажей, философская притча, изысканное визуальное пиршество глаза, ночное путешествие по кругам «дольче вита», роли Марчелло Мастроянни, Аниты Экберг, Анук Эме, купание в фонтане и бесконечная, безнадёжная грусть.
«Пролетая над гнездом кукушки»
(реж. Милош Форман, США, 1975)
С 5 мая
Кинопоиск 8.525 / IMDb 8.7
Иноекино
О фильме одним предложением
Великий фильм о ненапрасности бунта против любой системы, даже если бунтарь проигрывает.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Великое кино по большому роману, великая роль Джека Николсона — его Рэндл Патрик Макмёрфи, мелкий правонарушитель и патологический бунтарь, хотя бы попытался разрушить систему, хотя бы тоталитарную систему психиатрической клиники.
Кино стало одним из вершин «новой волны» в Голливуде 70-х, фильм по культовой битнической книге Кена Кизи хотели снять Джон Кассаветис, Питер Фонда и Ричард Раш, в итоге снял чехословацкий эмигрант Милош Форман, не понаслышке знающий о тоталитаризме. Второй его полный метр в Америке стал победой — фильм получил пять главных «Оскаров» в основных номинациях, а затем и пять «Золотых глобусов».

Нелишним будет вспомнить, что «Пролетая над гнездом кукушки» стал одним из первых показанных в прокате с началом перестройки западных фильмов, которые невозможно было до этого увидеть на киноэкранах.
Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».
поделитесь статьей