Главные фильмы недели:

Tilda Publishing
что смотреть в «Победе» 31 марта — 6 апреля?
СОБЫТИЯ
Сергей Самойленко
«Сядь за руль моей машины»
(реж. Рюсукэ Хамагути, Япония, 2021)
С 31 марта
Кинопоиск 7.281 / IMDb 7.6
В Рейтинге
О фильме одним предложением
Психологическая оскароносная драма о любви и чувстве вины на фоне японской трактовки русского театра.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Экранизация рассказа Харуки Мураками, только что получившая «Оскар» как лучший иностранный фильм, хотя номинаций вообще-то было четыре, в том числе главная.
До этого фильм получил приз в Каннах за лучший сценарий, британскую премию BAFTA и «Золотой глобус» за лучший иностранный фильм, другие награды. Предыдущий фильм Рюсукэ Хамагути, «Случайность и догадка», получил Гран-при Берлинского фестиваля в прошлом году, несколько месяцев назад его можно было посмотреть в российском прокате.

Новая лента — о театральном режиссёре по имени Кафуку, который слепнет на один глаз (глаукома) и не может водить машину. Он собирается ставить «Дядю Ваню» Чехова, эту пьесу он слушал много раз в аудиозаписи и хорошо знает текст. В прошлом он нечаянно застал жену с молодым любовником, но не признался ей, что знает об измене, а когда жена вскоре умерла, начал страдать от не выясненных вовремя отношений.
Через два года после смерти жены его приглашают участвовать в крупном фестивале в Хиросиме, он решает поставить, естественно, «Дядю Ваню» Чехова — очень радикальная постановка, актёры должны будут играть на разных языках, в том числе на языке жестов…
В этом месте продвинутый новосибирский зритель воскликнет «Ба!» и хлопнет себя по лбу. Действительно, в своё время Сергей Афанасьев ставил чеховский «Вишнёвый сад», где актёры произносили текст на французском и русском, а Тимофей Кулябин — чеховских «Трёх сестёр» на языке жестов. Такое впечатление, что японский кинорежиссёр вдохновился новосибирским театром, но на самом деле вряд ли — он сам в интервью признался, что страшно радовался, когда придумал такой ход, но потом узнал, что подобных постановок много.

Вернёмся к фильму.
Во время работы над спектаклем его водителем работает молодая девушка Мисаки, а бывший любовник жены должен играть роль в его постановке.
Понятно, что такой расклад действующих лиц позволяет максимально обострить психологический сюжет и проявить характеры — что режиссёр и делает.

В рассказе Мураками чеховская пьеса едва упомянута, в фильме же она играет конструктивную роль — подчёркнуты параллели между Кафуку и дядей Ваней, Соней и Мисако. Смотреть стоит и ради того, чтобы понять, насколько пьесы Антона Павловича стали интернациональным достоянием и внятны в любых культурах и на любых языках.

Это, апропо, по поводу часто раздающихся воплей возмущения ревнителей аутентичности из-за какой-нибудь новой экранизации: дескать, почему Джульетту играет темнокожая актриса или азиатка? Как они смеют? А вот потому.
«Роман служанки»
(реж. Ева Хассон, Великобритания, 2021)
С 31 марта
Кинопоиск 5.371 / IMDb 5.9
GPM KIT
О фильме одним предложением
Филигранно снятая любовная драма из жизни английской аристократии столетней давности.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Невыносимо красивое, чувственно снятое и эффектно сыгранное кино, по отзывам критиков как отечественных, так и западных. Экранизация вполне серьёзной книги Грэма Свифта (полтора десятка романов, Букеровская премия 1996 года за «Последние распоряжения», переведена на русский) шестилетней давности, притворившейся женским ретророманом.

Итак, Англия, сто лет назад. Выросшая в приюте юная Джейн служит в имении семейства Нивенов (Оливия Колман и Колин Фёрт), она встречает молодого харизматичного англичанина из семьи аристократов, живущих по соседству, между ними вспыхивает чувство, но их любовь обречена — Пол должен жениться на Эмме, девушке из своего круга, которая была помолвлена со старшим братом Пола Джеймсом, погибшим на войне (Первой мировой).

История страсти и нежной любви укладывается в один судьбоносный день, который Джейн запомнила в мельчайших деталях и на склоне лет, став признанной писательницей, описала в романе.
Этот день, так называемое «материнское воскресенье» (в оригинале фильм так и называется), из которого вырос потом День матери, — единственный день для Пола и Джейн, когда они могли встретиться не на сеновале в конюшне, а в спальне на постели.
По традиции в этот день хозяева дают слугам выходной — вот и Джейн получила щедрые чаевые с советом ни в чём себе не отказывать. Родители Пола отправляются на обед к соседям, в усадьбу Нивенов, а молодой эсквайр, задержавшийся с юной очаровательной простолюдинкой, должен к ним присоединиться. Он оставляет Джейн одну, и та бродит нагишом по дому, рассматривая предметы и приметы той жизни, которую она никогда не проживёт.

Фильм, премьера которого состоялась в прошлом голу в Каннах, поставила француженка Ева Хассон, до этого обратившая на себя внимание чувственной и страстной мелодрамой Bang Gang («Современная история любви»). Критики в один голос хвалят молодую австралийскую актрису Одессу Янг в роли Джейн, до этого отметившуюся в ленте «Ширли» о писательнице Ширли Джексон. Здесь она сама играет будущую писательницу, в которой можно опознать Дороти Лессинг — хотя Питер Бредшоу из «Гардиан» считает, что те несколько кадров, в которых постаревшая Джейн печатает несколько строк на пишущей машинке, не способны убедить зрителя в писательском таланте героини этого фиктивного байопика.

Ну, можно философски заметить, что редко в какой кинобиографии создателям и исполнителям удаётся дать убедительный образ писателя во всей полноте его таланта. Писательская работа очень некинематографична — сидишь за столом, стучишь по клавишам, пьёшь кофе да куришь как паровоз.
Так что не будем придираться — Одесса Янг очень хороша, Джош О'Коннор («Даррелы», принц Чарльз в «Короне») тоже даёт настоящего английского эсквайра, костюмы изысканны, а добрая старая Англия снята в лучшем виде.
«Мегрэ и таинственная девушка»
(реж. Патрис Леконт, Франция, 2022)
С 31 марта
IMDb 5.9
Arna Media
О фильме одним предложением
Расследование убийства с Жераром Депардье в роли комиссара Мегрэ на мрачных парижских улицах.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Премьера этого года, продукт восьмидесятилетнего режиссёра, если не признанного классика, то точно мэтра зрительского кино, поработавшего за жизнь во всех жанрах: комедиях, боевиках, мелодрамах, детективах и даже в мультипликации.
Здесь он берётся за роман Сименона 1954 года, затевая бог весть какую по счету экранизацию детектива о расследованиях комиссара Мегрэ. К тому же приглашает на главную роль священное чудовище французского синематографа — Жерара Депардье.
Скептики предрекали фильму полный провал, учитывая и неровную карьеру постановщика, и репутацию Депардье, в последние годы если чем и отличавшегося, то любовью к российскому президенту. Но по отзывам (фильм вышел во французский прокат месяц назад), на удивление, получилось кино странное и совсем не развлекательное.

Интрига, как обычно в романах Сименона, не играет первостепенную роль, и здесь тоже поиски убийцы неизвестной молодой девушки не заставляют затаить дыхание.
Послевоенный Париж в фильме мрачен, грязен, тускл, снят в монохроме, почти в сепии, он полон тоски и депрессии, почти чёрного отчаяния — дети умирают или убегают подальше от семьи, мужчины бессильны что-либо сделать, если кто и остаётся в живых, то только женщины.
Депардье, если верить критикам, в этом фильме не делает практически ничего, он страдает одышкой, пьёт много белого вина, это для него горючее, на котором он ещё держится, но уже не ведёт никакого расследования — никого не расспрашивает, только слушает, только ходит в своём плаще и шляпе, только обречённо наблюдает за чуть теплящейся жизнью города. И просто растворяется в его серой перспективе в финале. В общем, посмотревшие обещают странное и депрессивное зрелище, не похожее на все предыдущие экранизации.
«Прятки»
(реж. Джоэл Мур, США, 2021)
С 31 марта
Кинопоиск 4.980 / IMDb 4.1
Про:взгляд
О фильме одним предложением
Состоятельный житель Нью-Йорка ищет в опасных трущобах своего пропавшего брата.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Ремейк южнокорейского фильма восьмилетней давности, может, не такой жестокий, как оригинал, но всё равно переполненный насилием: убийца в маске разбивает женщине голову молотком за кадром, но брызги крови до зрителя долетают, в ванной — труп женщины с обнажённой грудью, окровавленное лицо, осколки стекла…
Спальные районы в граффити, дети в опасности, рейтинги невысокие.
Пишут, что южнокорейский первоисточник был жутким и напряжённым, а американскому триллеру недостаёт саспенса, острых ощущений и эмоциональной глубины, несмотря на интригующую предпосылку. Тем более что отношения героя с братом слабо прописаны, сопереживать сложно.
«Последнее пришествие дьявола»
(реж. Алехандро Идальго, Мексика, Венесуэла, США, 2021)
С 31 марта
IMDb 5.6
Exponenta Film
О фильме одним предложением
Ужастик о священнике-экзорцисте, терзаемом демонами.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Американский священник-неофит в Мексике опрометчиво берётся изгнать желтоглазого демона из очень сексуального тела монахини. Но не рассчитывает силы и сам временно оказывается во власти суккуба.
Восемнадцать лет спустя он, похоже, оправился и выздоровел, его почитают в мексиканском приюте, но умирающие в городе от неизвестной болезни дети как бы намекают на тайну, скрывающуюся за этим почитанием.
Когда его вызывают в тюрьму к одержимой заключённой, ему приходится столкнуться с прошлым… Визуально фильм готически-чёрный, жанрово это мелодрама с высокими запросами и иконоборческими ставками (старый священник, потягивая мескаль, признаётся молодому коллеге: «Лучшая святая вода, которую я когда-либо пробовал»), при этом с отсылками к классическому фильму Уильяма Фридкина, до которого «Изгоняющему Бога» (так в оригинале) как до Луны.
«Осада»
(реж. Эдвард Дрэйк, США, 2021)
С 31 марта
IMDb 3.4
В Рейтинге
О фильме одним предложением
Брюс Уиллис в очередной роли полицейского, побеждающего злодеев.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Бывший офицер полиции Нью-Йорка — а теперь шериф небольшого городка в Джорджии — вынужден бороться с бандой воров, взявших в заложники богатого врача и требующих информацию о сестре одного из бандитов…

Дожидаясь прибытия агентов ФБР, герой Брюса Уиллиса держит ситуацию под контролем, но потом, получая приказы от мэра, начинает понимать, что все происходящее — лишь часть более масштабного плана, если не заговора…
Он подолгу задумчиво смотрит в пустоту, а его мужественное лицо не выражает ничего.
По словам режиссёра Эдварда Дрэйка, на съёмку фильма ушло всего восемь дней, а Брюс Уиллис снял все свои сцены всего за день. Режиссёр также уверяет, что его вдохновила реальная история, произошедшая в городке Фитцджеральд в штате Джорджия, — поэтому именно там фильм и снимали. Непонятно только, зачем.
«Любить...»
(реж. Михаил Калик, СССР, 1968)
С 31 марта
Кинопоиск 8.039 / IMDb 7.3
Alizhon Dadadzhanov
О фильме одним предложением
Четыре новеллы главного продолжателя французской «новой волны» в советском кино.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Михаила Калика французские критики называют главным советским продолжателем французской «новой волны». В Советском Союзе тоже была своя «новая волна», а фильм Калика «Человек идёт за солнцем» 1961 года как раз и стал одной из первых ласточек советского поэтического кино периода оттепели.

Важно сказать, что режиссёр — ровесник поколения Годара и Трюффо, может, старше на несколько лет.
На несколько лет — и на другой, нефранцузский опыт: Калик во время учёбы во ВГИКе был арестован, получил десять лет, через три года после смерти Сталина был реабилитирован и вернулся в институт.
Конечно, у французских режиссёров был опыт немецкой оккупации во время Второй мировой войны — но не ГУЛАГа.

Фильм «Любить...», в котором документальные съёмки чередуются с постановочными кадрами, снят по четырём новеллам советских писателей, в том числе по шедевру короткой прозы, рассказу Юрия Казакова «Осень в дубовых лесах».
Фильм был без согласия режиссёра перемонтирован и вышел ограниченным тиражом. Уже в 1990 году в Израиле режиссёр частично восстановил и доработал ленту, хотя оригинал в авторской версии, увы, не сохранился.
Сейчас мы можем только представлять, каким могло бы быть советское кино, если бы режиссёрам давали снимать без оглядки на цензуру и чиновников. Возможно, не менее знаменитым и влиятельным, чем кинематограф «новой волны». По фильму Михаила Калика это видно.
«Бассейн»
(реж. Жак Дере, Франция, 1969)
Спецпоказ 31 марта
Кинопоиск 7.648 / IMDb 7.1
kinoblock
О фильме одним предложением
Одна из лучших криминально-любовных драм в истории кино.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Первый из целого ряда шедевров, снятых Жаком Дере, — потом были «Борсалино» с продолжением, «Троих надо убрать», «Одиночка» и много чего ещё.
Первый, в котором Дере снял Алена Делона. Притом с Роми Шнайдер. Плюс безумно талантливый и страшно недооценённый Морис Роне и Джейн Биркин. Все молодые, все в расцвете славы и таланта.
История проста донельзя: на виллу, где отдыхает с подругой Марианной несостоявшийся писатель Жан-Поль, ушедший в рекламу, приезжает с юной пассией их друг юности и бывший любовник Марианны, успешный музыкант.
Кончается всё плохо, конечно: знойное лето Средиземноморья, любовь, ревность и зависть, красивые молодые мужчины и женщины.
Эту историю потом много раз пытались повторить небездарные режиссёры, но ничего внятного ни у кого не получилось. Ремейк, который спустя 40 лет снял Люка Гуаданьино, тем более не удался. А фильм Дере и сейчас смотрится на одном дыхании. Кстати, выучка у Дере была что надо — в начале своего режиссёрского пути он поработал ассистентом с Луисом Бунюэлем, Жилем Гранжье и Жюлем Дассеном. Было у кого учиться.
Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».
поделитесь статьей