Главные фильмы месяца: что смотреть в апреле?

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Сергей Самойленко
«Сядь за руль моей машины»
(реж. Рюсукэ Хамагути, Япония, 2021)
С 31 марта
Кинопоиск 7.281 / IMDb 7.6
В Рейтинге
О фильме одним предложением
Психологическая оскароносная драма о любви и чувстве вины на фоне японской трактовки русского театра.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Экранизация рассказа Харуки Мураками, только что получившая «Оскар» как лучший иностранный фильм, хотя номинаций вообще-то было четыре, в том числе главная.
До этого фильм получил приз в Каннах за лучший сценарий, британскую премию BAFTA и «Золотой глобус» за лучший иностранный фильм, другие награды. Предыдущий фильм Рюсукэ Хамагути, «Случайность и догадка», получил Гран-при Берлинского фестиваля в прошлом году, несколько месяцев назад его можно было посмотреть в российском прокате.

Новая лента — о театральном режиссёре по имени Кафуку, который слепнет на один глаз (глаукома) и не может водить машину. Он собирается ставить «Дядю Ваню» Чехова, эту пьесу он слушал много раз в аудиозаписи и хорошо знает текст. В прошлом он нечаянно застал жену с молодым любовником, но не признался ей, что знает об измене, а когда жена вскоре умерла, начал страдать от не выясненных вовремя отношений.
Через два года после смерти жены его приглашают участвовать в крупном фестивале в Хиросиме, он решает поставить, естественно, «Дядю Ваню» Чехова — очень радикальная постановка, актёры должны будут играть на разных языках, в том числе на языке жестов…
В этом месте продвинутый новосибирский зритель воскликнет «Ба!» и хлопнет себя по лбу. Действительно, в своё время Сергей Афанасьев ставил чеховский «Вишнёвый сад», где актёры произносили текст на французском и русском, а Тимофей Кулябин — чеховских «Трёх сестёр» на языке жестов. Такое впечатление, что японский кинорежиссёр вдохновился новосибирским театром, но на самом деле вряд ли — он сам в интервью признался, что страшно радовался, когда придумал такой ход, но потом узнал, что подобных постановок много.

Вернёмся к фильму.
Во время работы над спектаклем его водителем работает молодая девушка Мисаки, а бывший любовник жены должен играть роль в его постановке.
Понятно, что такой расклад действующих лиц позволяет максимально обострить психологический сюжет и проявить характеры — что режиссёр и делает.

В рассказе Мураками чеховская пьеса едва упомянута, в фильме же она играет конструктивную роль — подчёркнуты параллели между Кафуку и дядей Ваней, Соней и Мисако. Смотреть стоит и ради того, чтобы понять, насколько пьесы Антона Павловича стали интернациональным достоянием и внятны в любых культурах и на любых языках.

Это, апропо, по поводу часто раздающихся воплей возмущения ревнителей аутентичности из-за какой-нибудь новой экранизации: дескать, почему Джульетту играет темнокожая актриса или азиатка? Как они смеют? А вот потому.
«Роман служанки»
(реж. Ева Хассон, Великобритания, 2021)
С 31 марта
Кинопоиск 5.371 / IMDb 5.9
GPM KIT
О фильме одним предложением
Филигранно снятая любовная драма из жизни английской аристократии столетней давности.
Андрей Тарковский. Ретроспектива.
С 3 по 17 апреля
Фото: vpobede.ru
О ретроспективе одним предложением
Фильмы великого режиссёра, сегодня актуального как никогда более.
О ретроспективе развёрнуто (многобукв)
«Победа» показывает фильмы главного русского режиссёра, которому 4 апреля исполнилось бы 90 лет. Выходившие в советское время крошечным тиражом копии можно было посмотреть в основном по маленьким залам киноклубов.
Эти фильмы сразу же становились событием, легендой и получали призы на крупнейших европейских фестивалях — но на родине при жизни режиссёра их официально не особо жаловали.
Громкая, оглушительная слава Тарковского началась в последние годы советской власти и — увы — уже после его смерти, он умер в 1986 году в эмиграции, в Париже. Все его фильмы считаются безусловной мировой классикой, о нём и о его кинематографе написаны сотни книг на разных языках, он повлиял на многих знаменитых режиссёров, которые не раз признавались в любви к его фильмам. Более того, он, как это обычно и бывает с культовыми фигурами, пережил период ниспровержения и отрицания, особенно в недавнее время.
Но очевидно, что без его фильмов современное кино невозможно представить, настолько глубоко вошли они в плоть и кровь кино, изменили его оптику и акустику.
Победа» начала показы с «Зеркала», самого поэтичного, личного и автобиографичного из его фильмов, в котором сложный комплекс идей и мыслей, связанный с отечественной историей, спаян с картинами детства, семьи, воспоминаниями о войне и размышлениями о творчестве. Мысли о вине и ответственности пронизывают всё творчество Тарковского, но в «Зеркале» они выражены максимально лично, без какой-либо абстракции.

«Иваново детство» (6–9 апреля) — первый полнометражный фильм тридцатилетнего режиссёра, снятый по короткой военной повести Владимира Богомолова (автора романа «В августе 44-го»). Герой фильма — 12-летний подросток, семья которого расстреляна фашистами, он становится разведчиком, много раз из-за линии фронта добывающим важные сведения.
Тарковский говорил, что ему было важно показать абсолютную несовместимость, абсолютное противоречие войны и детства.
Иван в фильме практически ровесник Андрея Тарковского в момент начала Отечественной войны: ему было девять лет, и он тоже, хоть и не настолько полно, как герой его фильма, знает, что такое ужасы войны. Позже режиссёр говорил, что считает свой первый фильм излишне красивым и претенциозным, что мальчик (это вторая роль Николая Бурляева в фильмах Тарковского) играет очень плохо… Тем не менее эту ленту высоко ценили многие: Бергман, Сартр, Кесьлёвский, а следы этого фильма находят во многих лентах — так, сцена в берёзовом лесу в «Мертвеце» Джармуша считается явным оммажем «Иванову детству», и даже в характере Энакина Скайуокера из «Звёздных войн» находят черты Ивана.

«Андрей Рублёв» (10–12 апреля) — важнейший в творчестве Тарковского фильм, снятый более полувека назад, но сегодня ставший ещё более современным, чем тогда — вопросы о национальной истории России, православии, русском характере, войне и искусстве, поставленные в нём, в наши дни болезненно, обжигающе актуальны. Вышедший через три года после съёмок в ограниченный прокат фильм критиковали за жестокость, антиисторичность, мрачность.
Сегодня после этого фильма впору прийти в полное отчаяние — смерть, кровь и мрак, кажется, не рассеиваются с веками, а сгущаются.
Но «Андрей Рублёв» не только погружает нас в бездну отчаяния, но и даёт надежду и просвет: в финале чёрно-белой кинофрески появляется цвет — рублёвские иконы и пасущиеся лошади пытаются нас убедить в том, что жизнь сильнее войны и смерти.
«Всё везде и сразу»
(реж. Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт, США, 2022)
С 7 апреля
IMDb 8.9
Кинокомпания ВОЛЬГА
«Вне закона»
(реж. Джим Джармуш, США, 1986)
С 14 апреля
Кинопоиск 7.847 / IMDb 7.7
Иноекино
О фильме одним предложением
Несмешная чёрно-белая комедия о трёх неудачниках, сначала попавших в тюрьму, а потом сбежавших и разошедшихся в разные стороны.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Третий полный метр Джима Джармуша, отобранный для конкурсного показа Каннского кинофестиваля, в котором фабула, как и в других ранних фильмах режиссёра, играет второстепенную роль. Тем не менее все критики (а фильм по выходу заслужил отклики ведущих американских киноэкспертов, начиная с великого Роджера Эберта) старательно её пересказывают.
Итак, Новый Орлеан, окраинные опасные кварталы, тюрьма, где скрещиваются судьбы трёх героев, из которых по-настоящему виновен только один, а двоих подставляют.
Один, высокомерный сутенёр, шёл по наводке вербовать новую «девочку», а она оказалась несовершеннолетней. Другой, диск-жокей, потерял работу, подруга выгнала его из дома со скандалом, и он согласился за тысячу баксов перегнать на другой конец города краденый лимузин, в багажнике которого был спрятан труп. Третий, наконец, итальянский турист — карточный шулер, почти не говорящий по-английски, его разоблачили во время игры, и он убил одного из преследователей бильярдным шаром. Все трое оказываются в одной камере, но чудесным образом совершают побег и, поскитавшись по заболоченным речкам Луизианы, добредают до придорожной забегаловки, где итальянец, влюбившись в хозяйку, остаётся, а сутенёр с диск-жокеем расходятся в разные стороны.
Фабула (и это заметно даже в пересказе) сшита на живую нитку из штампов старых нуаров и голливудской дребедени, но это-то и доставляет особенное удовольствие киноману. А ещё большее — кастинг.
Джармуш, водивший широкие знакомства не только в киношной нью-йоркской среде, но и среди совершенно разных музыкантов, пригласил на первую большую роль Тома Уэйтса (диск-жокей), уже снявшегося у Джармуша в «Более странно, чем в раю» джазового музыканта-саксофониста Джона Лури (сутенёр) и ещё малоизвестного тогда Роберто Бениньи, которого американские критики называют уморительным гибридом Чарли Чаплина и Пьера Ришара.

Фильм снял оператор Вима Вендерса голландец Робби Мюллер (потом снявший и другие фильмы Джармуша, включая «Мертвеца», а также «Рассекая волы» фон Триера), в саундтреке звучит наждачный голос Уэйтса (начальный головокружительный проезд камеры по криминальным задворкам Нового Орлеана с балюстрадами южной готики под «Жокея, полного бурбона»), абсурдные диалоги героев, снятые с совершенно серьёзным видом, нитевидный пульс сюжета (собственно побег из тюрьмы, основное блюдо тюремного жанрового кино, здесь почти и не показан), изысканная визуальность — образцовый фильм раннего Джармуша: герои встретились, поговорили ни о чём и разошлись, чтобы больше никогда не увидеться.
«Курьер»
(реж. Карен Шахназаров, СССР, 1986)
С 14 апреля
Кинопоиск 8.028 / IMDb 7.9
Искусство кино
О фильме одним предложением
Несмешная советская комедия времён ранней перестройки о поколенческом разломе.
О фильме развёрнуто (многобукв)
«Первый Оскар»
(реж. Сергей Мокрицкий, Россия, 2022)
С 21 апреля
Central Partnership
О фильме одним предложением
Военная драма о том, как советская документальная лента о разгроме фашистских войск под Москвой получила «Оскар».
О фильме развёрнуто (многобукв)
В основе фильма — факт кинематографической истории: в 1943 году первым документальным фильмом, удостоенным премии американской киноакадемии «Оскар», стала советская лента «Разгром немецких войск под Москвой» режиссёров Ильи Копалина и Леонида Варламова. Это и первый документальный фильм в истории премии (до этого такой номинации не было), и первый советский «Оскар».
Режиссёр, на счету которого российско-украинская военная драма «Битва за Севастополь», снял фильм, как он сам говорит, в первую очередь не о войне, а о любви, о первой любви. О первом чувстве молодых студентов ВГИКа (в фильме присутствует романтическая история) и о любви к кино.
Герои ленты, пятикурсники-операторы Лев (Антон Момот, «Кухня», «Воскресенский») и Иван (Тихон Жизневский, «Майор Гром») из Ташкента, куда эвакуировали институт, просятся на фронт — снимать происходящее. Они соперничают в учёбе и борются за любовь Юны, которая выступает в концертной бригаде перед бойцами.

Вторая линия картины — жизнь Голливуда, борьба поддержавшего советский фильм знаменитого продюсера Дэвида Селзника с великим Луисом Майером, главой Metro-Goldwyn-Mayer, студии, которая сняла, например, «Кинг-Конга» и «Унесённых ветром». Именно Селзник был инициатором включения в премию, одним из основателей которой был Майер (тесть Селзника, между прочим), номинации «Лучший документальный фильм», и он поддержал прокат советского фильма, специально перемонтированного для американского зрителя.

Сергей Мокрицкий говорил, что его фильм — не о войне:
«Он о молодых ребятах, которых научили снимать что-то светлое, доброе, оптимистичное, такое как «Волга-Волга», «Весёлые ребята», а им надо было создать кино, поднимающее дух, способное повести бойцов в атаку. Кино будет о том, как молодые ребята искали образ войны».
В каком-то смысле фильм, по словам режиссёра, — оммаж его институтскому мастеру Александру Гальперину, военному оператору. И ещё он в одном интервью сказал, что лучшие фильмы о войне — антивоенные. Нельзя не согласиться.
«Стикер»
(реж. Дмитрий Баран, Россия, 2022)
С 21 апреля
Polina Gagarina
О фильме одним предложением
Российская детективная остросюжетная высокобюджетная мелодрама.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Что-то конкретное о фильме сказать невозможно — режиссёр, для которого это первый полный метр, а следы снятых им короткометражек обнаружить сложно, говорит в многочисленных промоинтервью о чём угодно, только не о содержании фильма и тем более не об интриге. О том, что брат Джулии Робертс сравнил «Стикер» с «Красоткой», о том, что фильм уже показали фокус-группам по всему миру и отзывы у всех восторженные, вне зависимости от страны…

Ну вот, например:
«Мы тщательно подходили ко всем съёмкам, чтобы добиться качества, которое не уступает голливудскому. Съёмки проходили в Москве, на Сейшельских островах, в Дубае…»
Ещё:
«Фильм именно про настоящую любовь, про такие чувства, которые гораздо сильнее твоего разума…»
Анонсы тоже не приоткрывают ничего: молодой человек знакомится с молодой женщиной, они проводят вместе ночь, утром она без объяснений исчезает, а через пару дней появляется в его офисе под другим именем и с другой биографией… В главной роли занят бывший новосибирец Иван Стебунов, это, может быть, кого-то заинтригует сильнее.
«Отчаянные мстители»
(реж. Габриэль Майнетти, Италия, Бельгия, 2021)
С 22 апреля
Кинопоиск 6.185 / IMDb 7.1
Ракета Релизинг
О фильме одним предложением
Диковинный гибрид шоу уродов, супергеройского боевика и исторической драмы о Второй мировой войне.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Фильм показывали на фестивале итальянского кино, тогда он назывался «Отчаянные фрики», что было ближе к оригинальному названию. Ну, «Мстители» так «Мстители».

В 1943 году четверо звёзд из цирка уродов, в который попала бомба, скитаются по Италии и ищут сбежавшего с деньгами директора по имени Израэль — повелитель насекомых (кроме пчёл), страдающий гипертрихозом (повышенной волосатостью) человек-зверь, карлик, притягивающий металл, и способная генерировать электричество (но плохо умеющая управлять им) юная Матильда. Матильда верит в честность хозяина, а трое остальных нанимаются в Риме в цирк к немцу Францу (почему не Фрицу, интересно?), который обладает даром ясновидения — он знает, что Гитлер покончит жизнь самоубийством, но его могут спасти четверо супергероев с суперспособностями, и он опознаёт их в новоприбывших.

Фильм, премьера которого состоялась в прошлом году на фестивале в Венеции, вполне ироничный и даже киноманский.
Большая часть трюков связана с Францем, на стенах его мастерской — эскизы айфонов, контроллеры Playstation и соковыжималка модного сегодняшнего дизайнера Филиппа Старка, а сам поклонник нацизма играет на фоно хиты рок-музыки так, будто это произведения Шумана.
Среди бесчисленных отсылок к киноклассике есть даже «Рим, открытый город» Росселлини (знаменитая сцена, где Анна Маньяни следует за грузовиком, перевозящим заключённых).
«Казнь»
(реж. Ладо Кватания, Россия, 2021)
С 21 апреля
В Рейтинге
О фильме одним предложением
Российский психологический триллер о советском маньяке, следователе и невинно осуждённых.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Ладо Кватания известен как музыкальный и рекламный клипмейкер (Oxxxymiron, Хаски, «Ленинград», Reebok, Adidas, Google), фильм для него — дебют в полном метре. По сюжету, в деле о расследовании серийных убийств, которое длилось 10 лет и было официально закрыто, появляется новое обстоятельство — выжившая жертва.

Следователь по особо важным делам Исса Давыдов срочно выезжает на место, чтобы разобраться в ситуации. Когда-то под давлением системы правосудия он закрыл глаза на недостаточность улик и осудил невиновных по этому делу.
Теперь ему предстоит исправить свою ошибку и сделать всё возможное, чтобы маньяк признался в убийствах. Но он не догадывается, что это — приглашение на казнь.
В главных ролях — Нико Тавадзе, Юлия Снигирь, Виктория Толстоганова, Даниил Спиваковский, Евгений Ткачук и Аглая Тарасова, режиссёр досконально воспроизводит советские 80-е годы, от одежды до музыки, критики хвалят и пишут о том, что сценарий фильма умеет удивлять и богат на всевозможные обманные маневры, разбрасывая ложные улики и ведя к развязке окольными путями, что режиссёрский талант Кватании виден невооружённым глазом: длинные планы, цветовая гамма, скрупулёзные декорации.

В общем, обещают густую и мрачную атмосферу промозглого триллера, напоминающую работы Дэвида Финчера. Хорошего жанрового кино в России всегда было мало, а с триллерами вообще не задалось — «Казнь» можно считать нечаянной радостью.
«Этот новый мир»
(реж. Луи Гаррель, Франция, 2021)
С 21 апреля
IMDb 5.8
Weareonefilms
О фильме одним предложением
Экологическо-утопическая сказка, в которой подростки решают спасти планету.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Третий полнометражный фильм известного французского актёра (полсотни ролей в фильмах самых разных режиссёров, у своего брата Филиппа прежде всего, но и у многих других — «Мечтатели», «Все песни только о любви», «Молодой Годар» etc), с симпатией принятый критиками и зрителями.
Пара парижских «бобо», как иронично во всем мире зовут богемную буржуазию, обнаруживают, что их 13-летний сын распродал кое-что из их вещей (коллекцию дорогих часов и вина, люксовую одежду, ещё какие-то цацки), чтобы финансировать некий тайный проект по спасению планеты.
В ролях ошеломлённых родителей сам Луи Гаррель и Летиция Каста, в роли их сына — очаровавший зрителей Жозеф Энжель, сценарий помогал режиссёру писать большой писатель Жан-Клод Каррьер, хотя некоторые всё-таки упрекают кино в излишней поверхностности, а диалоги — в избыточной доходчивости, слишком уж авторы старались все объяснить.

В оригинале кино называется «Крестовый поход», подразумевая с долей самоиронии известный «Крестовый поход детей». Но вообще-то фильм, хоть и брызжет юмором, касается вполне важных тем, однако режиссёр утверждает, что у него получилась прежде всего комедия — о современном мире, подрастающем поколении и ценностях. И да, про Грету Тунберг нельзя не вспомнить.
«Осло, 31 августа»
(реж. Йоаким Триер, Норвегия, Дания, Швеция, 2011)
25 апреля
Кинопоиск 7.033 / IMDb 7.6
KinoReview
О фильме одним предложением
Признание в любви норвежской столице, грустный фильм об одиночестве и отчаянии.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Один день из жизни Андерса, симпатичного молодого человека чуть-чуть за тридцать, который уже почти прошёл лечение в клинике от наркозависимости, и на один день он возвращается домой в Осло, чтобы пройти собеседование на работу и встретиться со своими друзьями и близкими.
Потерянные шансы и время, упущенные возможности, разобщённость и отчуждённость.
Вольная экранизация романа французского писателя Пьера Дрё Ла Рошелля, того же самого, по которому Луи Маль когда-то снял «Блуждающий огонек».
«Похищенные сокровища Европы»
(реж. Клаудио Поли, Италия, Франция, Германия, 2018)
24 апреля
IMDb 6.9
NevafilmEmotion
О фильме одним предложением
Захватывающее расследование судьбы европейских коллекций искусства — от фашистской Германии до наших дней.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Фильм в оригинале называется «Гитлер против Пикассо и других», это путешествие по нескольким европейским выставкам, на которых показывали выплывшие из небытия арт-сокровища — картины, которые считались пропавшими и уничтоженными во время Третьего Рейха, объявленные «дегенеративным искусством», но, оказывается, уцелевшие и сохранившиеся.
Историки оценивают количество произведений искусства похищенных нацистами с 1937 по 1945 год, не менее чем в 600 тысяч.
Умопомрачительное число — столько картин, скульптур и других des objets d'art было отобрано, украдено, присвоено «ценителями» и затем перепродано, спрятано, укрыто в частных коллекциях, музеях, просто в тайных хранилищах — таких как, например, квартира Корнелиуса Гурлитта, арт-дилера, продававшего искусство в пользу нацистов. История с коллекцией Гурлитта, в которой хранились сотни произведений авангарда, например, шедевры Шагала, Моне, Пикассо и Матисса, — самая громкая из прозвучавших в последние годы, но она — лишь одна из фабульных кирпичиков фильма.
Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».
поделитесь статьей