Главные фильмы недели:

Tilda Publishing
что смотреть в «Победе» 6 — 12 января?
СОБЫТИЯ
Сергей Самойленко
«Самый лучший босс»
(реж. Фернандо Леон Де Араноа, Испания, 2021)
С 6 января
IMDb 7.4
Каскад-фильм
О фильме одним предложением
Драматичный матч за звание чемпиона мира по шахматам Карпов — Корчной под пропагандистским соусом.
О фильме развёрнуто (многобукв)
На духоподъёмный жанр спортивной ретродрамы, эксплуатирующей достижения советского спорта, российские кинематографисты набрели в «Движении вверх», истории победного броска в финале мюнхенской Олимпиады.

После этого было много разных видов спорта, дошла очередь до шахмат.
Действительно, уж что-что, а советская шахматная гегемония продолжалась практически полвека — грех не поэксплуатировать.
Тем более что и мировой кинотренд советует. В основу положена история редкого по драматизму матча за шахматную корону между Анатолием Карповым и Виктором Корчным, проходившего в филиппинском городе Багио в 1978 году.

Молодого Карпова играет Филипп Янковский, Виктора Корчного — Константин Хабенский. Фильм достаточно точно воспроизводит перипетии матча, но выбранный угол зрения, пишут критики, превращает драму в банальную агитку — Корчной изображён так, что зритель лишён возможности этому взвинченному и злобному персонажу не то что сопереживать и сочувствовать, но и понять его точку зрения. Все симпатии режиссёра — на стороне Карпова, он защищает честь советской Родины, у него долгие телефонные беседы с женой, он положительный славный молодой советский человек… А Корчным манипулируют неназванные западные спецслужбы.

Стоит, наверное, напомнить, как всё было на самом деле. Карпов получил титул чемпиона без игры — Роберт Фишер, выигравший матч у Бориса Спасского (тоже чем не сюжет для кино?), отказался играть с советским гроссмейстером. Корчной к тому времени сбежал за границу — остался в Нидерландах после шахматного турнира. В отместку советская власть отказалась выпустить к нему жену и сына. Сына исключили из института, хотели призвать в армию и в итоге посадили за уклонение от службы.
При этом Корчной, как он много раз подчёркивал, не был диссидентом — он просто хотел играть в шахматы, а советские чиновники не давали ему этого делать.
За матчем в Багио следил весь СССР, Корчной изображался в газетах как исчадье ада — чёрный пиар работал не хуже, чем сейчас. Матч игрался до шести побед, чаша весов качалась, Карпову помогал психолог, Корчному — йоги, в итоге Карпов вырвал решающую победу в 32-й партии.

Критики пишут, что режиссёр посчитал недостаточно драматичным просто показать всё это, и он визуализирует происходящие в головах шахматистов процессы расчёта — Карпов, весь в белом, командует чёрными рыцарями, Корчной — белыми. Графика, как пишут, уровня первых «Ночных дозоров» двадцатилетней давности. Но хорошо хоть то, что не допущено сугубо шахматных ляпов. Хватит и того, что три секунды «Движения вверх» растянулись на три месяца — столько длился матч.
«10 дней с Сантой»
(реж. Алессандро Дженовезе, Италия, 2020)
30 декабря
IMDb 6
HD Трейлеры
О фильме одним предложением
Итальянская семья по дороге в Швецию сбивает человека в костюме Санта-Клауса и решает его подвезти.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Продолжение двухлетней давности фильма «10 дней без мамы» (в российской версии «Папа вместо мамы»), получившего неожиданную популярность.

В том кино Карло оставался с тремя детьми, пока Джулия устраивала себе отпуск. В этом дети подросли, Джулия получает новую должность в Стокгольме, куда они всем семейством и едут на старом кемпере, на котором путешествовали в молодости.

Итальянские критики пишут, что несмотря на условность жанра семейного кино, в этом фильме есть уважение к персонажам и человеческие диалоги, есть «химия» между героями и понятный дискомфорт родителей, осознающих, что поколенческий разрыв с детьми становится пропастью — дочь близка к «зелёным» и озабочена экологической повесткой, сын якшается с правыми, натуральными неонацистами. Образец достойной рождественской комедии.
«Любовное настроение»
(реж. Вонг Кар-Вай, Гонконг, 2000)
2 января
Кинопоиск 7.866 / IMDb 8.1
Иноекино
О фильме одним предложением
Любовная драма о мужчине и женщине, которых обманывают супруги и между которыми ничего не происходит.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Шедевр гонконгского режиссёра, получивший мировую популярность далеко за пределами киноманских кругов, массу наград на мировых фестивалях и уступивший в Каннах только «Танцующей в темноте».

Камерная ретродрама в убогих интерьерах эмигрантских жилищ начала 60-х, гипнотической красоты кадры походов героини за лапшой, ощущение грусти и невозможности счастливого исхода.
Фильм пронизан поэзией и целомудренным любовным томлением, Кар-Вай, оказывается, при монтаже изъял все отснятые эротические эпизоды, осталось чувство вне плоти.
Фантастическая работа со светом оператора Кристофера Бойла, красота много раз меняющихся платьев героини, музыка Сигэру Умэбаяси и Майкла Галассо, которым фильм обязан доброй половиной обаяния… И западающая в сердце и память Quizás, Quizás, Quizás Нэта Кинга Коула. Фильм открывает новогоднюю программу показов от компании «Иное кино».
«Малхолланд Драйв»
(реж. Дэвид Линч, США, Франция, 2001)
3 января, 20:00
Кинопоиск7.645 / IMDb 7.9
Иноекино
О фильме одним предложением
Сновидческий неонуар Дэвида Линча невиданной красоты и гипнотической силы.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Загадочная история двух женщин в виду Голливуда, один из самых герметичных фильмов Линча, смыслы которого 20 лет пытаются разгадать киноманы.

Среди референсов и источников вдохновения Линча — картины Эдварда Хоппера, классический нуар «Гильда» с Ритой Хейворт и вообще весь нуаровый канон, параноидальные саспенсы Хичкока, сюрреалистическая традиция, фрейдизм и чёрт знает что ещё.

Интерпретаций фильма от критиков и киноведов не счесть, да и для широкого зрителя искать смыслы в фильмах Линча — народная забава, на посвящённых фильму сайтах и форумах обсасывание и толкование каждой мелочи идёт со дня премьеры.
Гипнотическая музыка Анджело Бадаламенти довершает дело — общий вердикт: «Шедевр, безусловный шедевр!»
Один из критиков писал о картине: «Чем меньше в ней кажется смысла, тем больше хочется смотреть на происходящее». Есть шанс проверить самому, в России на большом экране фильм не показывали.
«На последнем дыхании»
(реж. Жан-Люк Годар, Франция, 1960)
4 января, 20:00
Кинопоиск 7.841 / IMDb 7.8
Иноекино
О фильме одним предложением
Манифест «новой волны», первый фильм Годара и лучшая роль Бельмондо, великое кино, которое с годами становится всё лучше.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Один из важнейших фильмов в истории кино: полнометражный дебют Годара, ставший манифестом французской «новой волны», который до сих пор смотрится удивительно свежо. История скрывающегося от полиции мелкого преступника, которого выдаёт его девушка, герой Бельмондо подражает Богарту, копирует жест американца — проводит большим пальцем по губам (девять раз за фильм!), слоняется по Парижу, угоняет машины. Сам Годар был уверен, что снимает классический нуар, но в результате вышло ошеломляющее своей новизной кино, которое в рамки нуара не укладывалось.

Можно только представить, какой эффект фильм производил 60 лет назад.
Советские режиссёры, в молодости видевшие это кино, кто в фильмотеке ВГИКа, кто на фестивалях, вспоминают, что от нового киноязыка у них буквально сносило крышу.
Андрей Тарковский восторгался сценой, где герои едут в открытой машине по улицам Парижа, их разговор не прерывается, а городской пейзаж меняется с сумасшедшей скоростью. Андрей Смирнов — естественностью персонажей.

Лёгкая камера на плече оператора Рауля Кутара, которого в инвалидной коляске катал во время съёмок на улицах Парижа сам Годар, дёргающийся монтаж, непрямые цитаты из любимых нуаров, новые герои — негероичный мелкий преступник Жан-Поль Бельмондо, андрогинная Джин Сиберг, говорящая с американским акцентом, — всё это произвело неизгладимое впечатление на близких по возрасту режиссёров во всём мире, не желающих снимать «папино кино».

Фильм растащили на цитаты, серьёзные и ироничные, американцы сняли неудачный ремейк с Ричардом Гиром в роли Бельмондо — и очевидно, что с годами кино, как минимум, не забронзовело, не обветшало, а может быть, даже стало лучше. Реставрированная копия — в таком качестве этот фильм не видели даже современники.
«Таксист»
(реж. Мартин Скорсезе, США, 1976)
5 января, 20:00
Кинопоиск 7.851 / IMDb 8.2
iVideos
О фильме одним предложением
Шедевральный неонуар о таксисте-социопате, ветеране вьетнамской войны, мечтающем очистить город от скверны.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Реставрированный в 4К лучший фильм Мартина Скорсезе, одна из главных ролей Роберта Де Ниро, одна из самых важных лент «нового Голливуда» начала 70-х, знаковое кино, в котором вьетнамский синдром наложился на Уотергейтский скандал. «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля.

Среди источников, повлиявших на сценарий Пола Шредера, — «Записки из подполья» Достоевского и «Тошнота» Сартра, европейский экзистенциализм наложился на правые взгляды «глубинных американцев», в этом смысле фильм остаётся актуальным и сейчас.

Критик Андрей Плахов писал: «Трэвис Бикл стал восприниматься как далёкий предшественник фанатиков-антиглобалистов, взрывающих торговые центры и рассылающих смертельные бандероли», — таких хватает и сегодня. Кроме Де Ниро, Харви Кейтель в роли сутенёра, Джоди Фостер играет малолетнюю проститутку.
«Три богатыря и Конь на троне»
(реж. Константин Феоктистов и Дарина Шмидт. Россия, 2021)
С 30 декабря
SonyPicturesRU
О фильме одним предложением
Продолжение отечественной анимационной франшизы про трёх богатырей и их верного коня Юлия.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Новые приключения полюбившихся народных героев разворачиваются в тот момент, когда из-за колдовства Бабы-яги Юлий поменялся телами с князем, и теперь Киевом управляет конь (такое не снилось и Калигуле). Княжество в опасности, надо спасать. Богатыри и спасают. В одиннадцатый раз с 2004 года — таков порядковый номер этой истории об Илье Муромце, Алёше Поповиче и Добрыне Никитиче. Князь говорит голосом Сергея Маковецкого.
«Карнавальная ночь»
(реж. Эльдар Рязанов, СССР, 1956)
30, 31 декабря
Кинопоиск 7.929 / IMDb 7.5
Inventor Headquarters
О фильме одним предложением
Первый фильм Эльдара Рязанова, классика советской новогодней комедии.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Песни, пляски, басни, фокусы и речь про то, как правильно веселиться передовикам труда. Фильм бесчисленное количество раз показывали по телевизору, историю про то, как директор клуба Огурцов получил установку весело встретить Новый год, знал практически наизусть (растащили, говоря сегодняшним языком, на мемы) каждый советский человек.

Беззубая сатира на бюрократа, совершенно в духе эпиграммы: «Нам, товарищи, нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали». Одна из самых известных ролей Игоря Ильинского, вторая роль Людмилы Гурченко, сделавшая её всесоюзной звездой — девушки всей страны мерились с ней талиями. Очень поучительное и своевременное кино, примерно такие, без проблем и эстетического радикализма, фильмы востребованы и сегодня.
Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».
поделитесь статьей