Премьера отреставрированного в 4К под руководством самого режиссёра фильма. В России этот эротический триллер на киноэкране вообще никогда не шёл, но все, естественно, его посмотрели — на кассетах, в киносалонах, по ТВ. Теперь можно наконец увидеть во всей красе и подробностях — говорят, что только на большом экране получается разглядеть, что там под платьем у Шэрон Стоун в знаменитой сцене допроса.
Голландец Пол Верховен, дома снимавший вполне авторское кино, в Америке стал специалистом по кино высокобюджетному, неглупому и жанровому. Поэтому и сценарий Джо Эстерхаза, за который заплатили немыслимые в начале 90-х три миллиона долларов, доверили ему.
Верховен снял в итоге киноманский неонуар, отсылающий к классике жанра, — потрёпанный жизнью немолодой детектив с зависимостями, переживающий утрату жены; роковая блондинка, femme fatal, под непреодолимое обаяние которой он попадает; зыбкая атмосфера моральной неопределённости и липкой параноидальной подозрительности; мотивы двойничества; фрейдизм; непобедимость зла, в конце концов.
Героиня Шэрон Стоун носит хичкоковские платья из «Головокружения», нож для колки льда под кроватью — из джалло Умберто Ленци, также режиссёр использует свой ранний фильм «Четвёртый мужчина» — и при этом полное, точное попадание в массовую аудиторию.
Несмотря на премьеру в Каннах, сразу после выхода критики приняли фильм довольно прохладно, но зрители ан масс были покорены, а кино растаскивают на цитаты и пародируют все кому не лень до сих пор. Та самая пресловутая сцена допроса воспроизведена, наверное, сотни раз — от кино до комедийных шоу. Феминистская оптика фильма (хотя некоторые считают его абсолютно мизогинным) дала пищу для десятков исследований, сформировавших интеллектуальный шлейф этой ленты, например, на выпущенном в 2001 году DVD был комментарий знаменитой феминистки Камиллы Палья (и прилагался миниатюрный ножичек для колки льда).
В то же время лента вызвала бурные протесты ЛГБТ-сообщества, посчитавшего, что Верховен тенденциозно, в чёрном свете изобразил лесбиянок и бисексуалов. Сам жанр эротического триллера стал после этого фильма очень популярным, а словосочетание «основной инстинкт» — расхожим и обозначающим вот именно то, что и обозначало в кино. Наконец, героиня-нимфоманка стала ролевой моделью для многих девушек, именно она в фильме торжествует победу над слабым мужчиной, которым легко можно манипулировать.
В отреставрированной версии обещаны вырезанные по причине цензуры сцены (Верховен тридцать лет назад несколько раз перемонтировал их, чтобы получить приемлемый для массового показа рейтинг). За эти годы кинематограф, конечно, сильно прогрессировал в плане откровенности и легализации порно на большом экране — но интересно посмотреть, так ли эротически заряжено это кино, как раньше. Не говоря уже о сюжете — может, наконец удастся понять, кто там убийца?
Верховен, совершенно в традициях нуара, оставляет вопрос об авторе (авторке?) многочисленных убийств открытым, заставляя зрителей до сих пор ломать голову.
Существует даже несколько сайтов, на которых киноманы всего мира пытаются эту загадку разрешить. Согласно легенде, в своё время режиссёр Ховард Хоукс на пару со сценаристом Уильямом Фолкнером во время съёмок фильма «Глубокий сон» звонили автору романа Рэймонду Чандлеру, чтобы узнать, кто же там убил шофёра. Чандлер честно ответил, что не имеет никакого представления. Имел ли представление об убийце Верховен, можно будет решить самому (фильм, кстати, покажут на английском, с субтитрами).