Главные фильмы месяца: что смотреть в августе?

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Сергей Самойленко
«Основной инстинкт»
(реж. Пол Верховен, Франция, США, 1992)
с 29 июля
IMDb 7 / Кинопоиск 7.734
weareaonefilms
Премьера отреставрированного в 4К под руководством самого режиссёра фильма. В России этот эротический триллер на киноэкране вообще никогда не шёл, но все, естественно, его посмотрели — на кассетах, в киносалонах, по ТВ. Теперь можно наконец увидеть во всей красе и подробностях — говорят, что только на большом экране получается разглядеть, что там под платьем у Шэрон Стоун в знаменитой сцене допроса.

Голландец Пол Верховен, дома снимавший вполне авторское кино, в Америке стал специалистом по кино высокобюджетному, неглупому и жанровому. Поэтому и сценарий Джо Эстерхаза, за который заплатили немыслимые в начале 90-х три миллиона долларов, доверили ему.

Верховен снял в итоге киноманский неонуар, отсылающий к классике жанра, — потрёпанный жизнью немолодой детектив с зависимостями, переживающий утрату жены; роковая блондинка, femme fatal, под непреодолимое обаяние которой он попадает; зыбкая атмосфера моральной неопределённости и липкой параноидальной подозрительности; мотивы двойничества; фрейдизм; непобедимость зла, в конце концов.

Героиня Шэрон Стоун носит хичкоковские платья из «Головокружения», нож для колки льда под кроватью — из джалло Умберто Ленци, также режиссёр использует свой ранний фильм «Четвёртый мужчина» — и при этом полное, точное попадание в массовую аудиторию.

Несмотря на премьеру в Каннах, сразу после выхода критики приняли фильм довольно прохладно, но зрители ан масс были покорены, а кино растаскивают на цитаты и пародируют все кому не лень до сих пор. Та самая пресловутая сцена допроса воспроизведена, наверное, сотни раз — от кино до комедийных шоу. Феминистская оптика фильма (хотя некоторые считают его абсолютно мизогинным) дала пищу для десятков исследований, сформировавших интеллектуальный шлейф этой ленты, например, на выпущенном в 2001 году DVD был комментарий знаменитой феминистки Камиллы Палья (и прилагался миниатюрный ножичек для колки льда).

В то же время лента вызвала бурные протесты ЛГБТ-сообщества, посчитавшего, что Верховен тенденциозно, в чёрном свете изобразил лесбиянок и бисексуалов. Сам жанр эротического триллера стал после этого фильма очень популярным, а словосочетание «основной инстинкт» — расхожим и обозначающим вот именно то, что и обозначало в кино. Наконец, героиня-нимфоманка стала ролевой моделью для многих девушек, именно она в фильме торжествует победу над слабым мужчиной, которым легко можно манипулировать.

В отреставрированной версии обещаны вырезанные по причине цензуры сцены (Верховен тридцать лет назад несколько раз перемонтировал их, чтобы получить приемлемый для массового показа рейтинг). За эти годы кинематограф, конечно, сильно прогрессировал в плане откровенности и легализации порно на большом экране — но интересно посмотреть, так ли эротически заряжено это кино, как раньше. Не говоря уже о сюжете — может, наконец удастся понять, кто там убийца?

Верховен, совершенно в традициях нуара, оставляет вопрос об авторе (авторке?) многочисленных убийств открытым, заставляя зрителей до сих пор ломать голову.

Существует даже несколько сайтов, на которых киноманы всего мира пытаются эту загадку разрешить. Согласно легенде, в своё время режиссёр Ховард Хоукс на пару со сценаристом Уильямом Фолкнером во время съёмок фильма «Глубокий сон» звонили автору романа Рэймонду Чандлеру, чтобы узнать, кто же там убил шофёра. Чандлер честно ответил, что не имеет никакого представления. Имел ли представление об убийце Верховен, можно будет решить самому (фильм, кстати, покажут на английском, с субтитрами).
«Круиз по джунглям»
(реж. Жауме Кольет-Серра, США, 2021)
с 29 июля
Disney Россия
Очередная приключенческая фэнтези-комедия из кинематографического Дисней-парка. По сюжету английская феминистка и искательница приключений (Эмили Блант, «Тихое место», «Грань будущего», «Виктория», «Дьявол носит Prada») и капитан речного судна (Дуэйн Джонсон, «Второй шанс», «Сокровище Амазонки») отправляются на поиски магического дерева, исцеляющего любые болезни. По пути им придётся встретиться с чудовищами и столкнуться с конкурентами — и всё это в декорациях латиноамериканской сельвы.

Режиссёр испанского происхождения Жауме Кольет-Серра известен несколькими триллерами и боевиками с Лиамом Нисоном («Пассажир», «Неизвестный») и ужастиками. Видевшие уже фильм говорят о нём как о нестыдном и довольно увлекательном летнем зрелище для всей семьи, в духе «Пиратов Карибского моря» или «Мумии». По общему мнению, эффекты уступают блокбастерам и могли бы быть поубедительней, но сцены погонь и драк компенсируют этот недостаток.

Сам режиссёр, впрочем, говорил, что среди источников его вдохновения были фильмы посерьёзнее: сага об Индиане Джонсе, «Роман с камнем» и, главное, «Африканская королева».

Мизансцены классического фильма Джона Хьюстона с великими Хамфри Богартом (капитан-пьяница) и Кэтрин Хепбёрн (чопорная англичанка-миссионерка), спасающимися на старой посудине по реке от немцев (действие происходит в 1941 году, во время Второй мировой войны) среди джунглей, действительно, узнаются даже в трейлере. В «Круизе» даже костюмы героев отсылают к фильму Хьюстона.

Хотя той сексуальной химии, что была между героями Богарта и Хэпбёрн, в новой ленте нет, что и понятно — это кино для семейного просмотра. Также понятно, что западным зрителем эти аллюзии и отсылки к классике опознаются и считываются мгновенно, для зрителя российского же они останутся, увы, непонятыми.
«Красотка на взводе»
(реж. Таня Уэкслер, США, 2021)
с 29 июля
IMDb 5.5 / Кинопоиск 5.435
Кинокомпания ВОЛЬГА
Комедийный боевик о плохо управляющейся со своим гневом девушке (Кейт Бекинсейл), у которой убили парня, и никто, кроме неё, не сможет расследовать убийство.

Оригинальная в довольно обычной фабуле деталь: героиня носит специальный жилет из электродов, и её, когда она благоразумно нажимает кнопку, бьёт током за мгновение до срыва, предотвращая таким образом разрушительные последствия. Она наделена смертоносной сверхъестественной силой, которая проявляется в ярости — и тут уж не поздоровится никому.

Фильм сняла американская режиссёрка Таня Уэкслер, её самая успешная работа — комедийная мелодрама «Без истерики» об английском враче, который в разгар викторианской эпохи изобрел интимный вибромассажёр для женщин, излечивающий истерию.

«Красотка на взводе» уже вышла в США две недели назад, и критики, и зрители в целом благожелательно оценивают ленту и работу ветерана жанра Кейт Бекинсейл. А кто-то шутит, что каждый раз, когда её героиня нажимает кнопку, чтобы получить заряд электротока, он вспоминал как раз «Без истерики» и включающийся вибратор.

Голос Сьюзен Сарандон звучит за кадром в первых минутах, а сама она мельком появляется в виде таинственной безымянной женской фигуры в финале. Возможно, предполагают критики, намекая на сиквел.
«Родовое проклятие»
(реж. Джозеф Маркантонио, Великобритания, 2020)
с 29 июля
IMDb 5.1
В Рейтинге
Полнометражный дебют молодого итальянского режиссёра — и, по общему мнению, кинокритиков, дебют эффектный и элегантный. Сценарий он написал сам, добавив в хорошо знакомый газлайтинг ползучего ужаса.

История как бы не раз отыгранная: роман чернокожей девушки и белого парня из хорошей семьи, нежелательная беременность, намерение уехать из Британии в Австралию, смерть Бена в подозрительной аварии, заточение будущей матери в странном семейном особняке, зловещая свекровь, пугающие видения и кошмары — преследующие героиню стаи птиц семейства врановых.

Фильм интересен, однако, не только мастерством нагнетания тревоги и беспокойства.

Осенью прошлого года, после выхода фильма в прокат в США, многие американские кинокритики писали, что это кино для них в первую очередь о том негуманном отношении к чернокожим женщинам во время беременности, которым они подвергаются со стороны медиков, — и вспоминали по этому поводу откровенные рассказы Бейонсе и Серены Уильямс, которыми они поделились в Vogue в 2018 году. Вряд ли российский зритель сможет считать эти актуальные нюансы, но и остального достаточно, чтобы это кино посмотреть.
«Карман России»
(реж. Сергей Нурмамед, Россия, 2021)
с 29 июля
Трейлеры на русском языке
Фильм, конечно, не режиссёра Нурмамеда, а сценариста и продюсера Леонида Парфёнова.

Очередной продукт студии «Намедни», историческая публицистика с использованием самых разнообразных приёмов «оживляжа», от реконструкции до мультипликации.

Фильм о Нижнем Новгороде, его истории, архитектуре, деловых и общественных традициях. О месседже фильма говорится открыто: повышение туристической и инвестиционной привлекательности региона, не случайно партнёр студии — компания «Нижегородская ярмарка».

Фильм уже показали в Нижнем Новгороде, сам Леонид Парфёнов в видеообращении к зрителям сказал: «История Нижнего Новгорода дала редкие в России примеры частной инициативы, предпринимательства, деятельности гражданского общества. Прежде всего им посвящён фильм «Карман России». Это наша попытка понять и показать особый тип нижегородского характера».
«Globe: Комедия ошибок»
(реж. Бланш МакИнтайр, 2014)
4 августа
IMDb 8.3
TheatreHD
Запись для большого экрана образцовой комедии положений, поставленной на сцене шекспировского «Глобуса». Режиссёр — Бланш МакИнтайр, работавшая как в опере, так и в драматическом театре («Тит Андроник», «Зимняя сказка»). Как и все спектакли «Глобуса», «Комедия ошибок» — очень традиционное, без каких-либо новаций зрелище, театр как он есть и должен быть с точки зрения эстетического консерватора: исторические и реалистические (или то, что таковыми считается) костюмы и декорации, преувеличенная актёрская игра, никакой связи с современностью.

Комедия, однако, действительно смешная — архетипический сюжет, идущий от античного комедиографа Плавта, на сцене разыгрывают бодро и динамично, герои швыряют друг в друга что под руку попадётся, включая сушёных осьминогов. Публика в зале, видно по записи, не то что довольна, а безмерно счастлива. Надо думать, зрители кинопоказа тоже порадуются.
«Отряд самоубийц: Миссия навылет»
(реж. Джеймс Ганн, США, 2021)
с 5 августа
IMDb 8
В Рейтинге
Премьера отреставрированного в 4К под руководством самого режиссёра фильма. В России этот эротический триллер на киноэкране вообще никогда не шёл, но все, естественно, его посмотрели — на кассетах, в киносалонах, по ТВ. Теперь можно наконец увидеть во всей красе и подробностях — говорят, что только на большом экране получается разглядеть, что там под платьем у Шэрон Стоун в знаменитой сцене допроса.

Голландец Пол Верховен, дома снимавший вполне авторское кино, в Америке стал специалистом по кино высокобюджетному, неглупому и жанровому. Поэтому и сценарий Джо Эстерхаза, за который заплатили немыслимые в начале 90-х три миллиона долларов, доверили ему.

Верховен снял в итоге киноманский неонуар, отсылающий к классике жанра, — потрёпанный жизнью немолодой детектив с зависимостями, переживающий утрату жены; роковая блондинка, femme fatal, под непреодолимое обаяние которой он попадает; зыбкая атмосфера моральной неопределённости и липкой параноидальной подозрительности; мотивы двойничества; фрейдизм; непобедимость зла, в конце концов.

Героиня Шэрон Стоун носит хичкоковские платья из «Головокружения», нож для колки льда под кроватью — из джалло Умберто Ленци, также режиссёр использует свой ранний фильм «Четвёртый мужчина» — и при этом полное, точное попадание в массовую аудиторию.

Несмотря на премьеру в Каннах, сразу после выхода критики приняли фильм довольно прохладно, но зрители ан масс были покорены, а кино растаскивают на цитаты и пародируют все кому не лень до сих пор. Та самая пресловутая сцена допроса воспроизведена, наверное, сотни раз — от кино до комедийных шоу. Феминистская оптика фильма (хотя некоторые считают его абсолютно мизогинным) дала пищу для десятков исследований, сформировавших интеллектуальный шлейф этой ленты, например, на выпущенном в 2001 году DVD был комментарий знаменитой феминистки Камиллы Палья (и прилагался миниатюрный ножичек для колки льда).

В то же время лента вызвала бурные протесты ЛГБТ-сообщества, посчитавшего, что Верховен тенденциозно, в чёрном свете изобразил лесбиянок и бисексуалов. Сам жанр эротического триллера стал после этого фильма очень популярным, а словосочетание «основной инстинкт» — расхожим и обозначающим вот именно то, что и обозначало в кино. Наконец, героиня-нимфоманка стала ролевой моделью для многих девушек, именно она в фильме торжествует победу над слабым мужчиной, которым легко можно манипулировать.

В отреставрированной версии обещаны вырезанные по причине цензуры сцены (Верховен тридцать лет назад несколько раз перемонтировал их, чтобы получить приемлемый для массового показа рейтинг). За эти годы кинематограф, конечно, сильно прогрессировал в плане откровенности и легализации порно на большом экране — но интересно посмотреть, так ли эротически заряжено это кино, как раньше. Не говоря уже о сюжете — может, наконец удастся понять, кто там убийца?

Верховен, совершенно в традициях нуара, оставляет вопрос об авторе (авторке?) многочисленных убийств открытым, заставляя зрителей до сих пор ломать голову.

Существует даже несколько сайтов, на которых киноманы всего мира пытаются эту загадку разрешить. Согласно легенде, в своё время режиссёр Ховард Хоукс на пару со сценаристом Уильямом Фолкнером во время съёмок фильма «Глубокий сон» звонили автору романа Рэймонду Чандлеру, чтобы узнать, кто же там убил шофёра. Чандлер честно ответил, что не имеет никакого представления. Имел ли представление об убийце Верховен, можно будет решить самому (фильм, кстати, покажут на английском, с субтитрами).
«Я создан для тебя»
(реж. Мария Шредер, Германия, 2020)
с 5 августа
IMDb 7.2
iVideos
Фантастическая романтическая комедия о любви человека и робота — сюжет совершенно расхожий, много раз отыгранный. Фильм, однако, получил «Серебряного медведя» за главную женскую роль на Берлинском кинофестивале в прошлом году (его мало кто видел из-за ограничений, связанных с пандемией), стало быть, всё не так просто.

История такая: Альма работает научным сотрудником в Пергамском музее в Берлине, и для того чтобы получить финансирование на исследования, она соглашается принять участие в необычном эксперименте. Три недели Альме предстоит жить в компании робота-гуманоида, который благодаря искусственному интеллекту должен стать для неё идеальным партнёром, — и от её экспертного мнения зависит судьба этой модели. Роль Альмы играет немка Марен Эггерт (российские зрители могут помнить её по фильму «Эксперимент» Оливера Хиршбигеля), роль быстро обучающегося делать свою хозяйку счастливой робота Тома — британец Дэн Стивенс («Аббатство Даунтон», Мэтью Кроули).

Фильм, по отзывам критиков и зрителей, очень хорошо сделан — диалоги остроумны, действие движется стремительно, в правильных пропорциях смешаны пафос и трогательность. Хотите узнать, что значит жить с идеальным партнёром, немедленно исполняющим все твои желания? Посмотрите, может, после этого фильма уже не захочется.

«Незваные детки»
(реж. Мишель Лерок, Франция, 2020)
с 5 августа
IMDb 4.1
iVideos
Комедия о ценности семейной жизни от известной французской актрисы, ставшей режиссёром, но продолжающей сниматься в своих фильмах в главных ролях. Первый опыт, «Великолепная», о попытке женщины в пятьдесят начать новую жизнь — был не ужасным. Новый фильм — более традиционная комедийная история.

У Катрин, героини Лерок, после долгих лет совместной жизни с мужем брак разладился — муж Ян (Стефан де Грот) потерял работу и всё свободное время уделяет искусству бонсай, выращивая карликовые деревья. Катрин участвует себя обделённой вниманием, это вызывает у неё фрустрацию. Ко всему прочему, лишившись жилья, пожить у родителей приезжает взрослая дочь с бойфрендом-неудачником.

Во Франции фильм вышел в прокат два месяца назад, и критики отозвались довольно едко: комедия привнесла мало что нового в сюжет о сожительстве разных поколений под одной крышей (вспоминают «Танги» Этьена Шатилье), попытки родителей избавиться от понаехавших детей могли бы быть острее, а диалоги — ядовитее. Ну и ещё пишут, что фильм получился не смешным, а скорее грустным. Даже не знаю, считать ли это упрёком или комплиментом.

«На последнем дыхании»
(реж. Жан-Люк Годар, Франция, 1960)
с 4 августа
IMDb 7.8 / Кинопоиск 7.871
Иноекино
В прокат выходит один из важнейших фильмов в истории кино: полнометражный дебют Годара, ставший манифестом французской «новой волны», который до сих пор смотрится удивительно свежо. Можно только представить, какой эффект фильм производил 60 лет назад.

Советские режиссёры, которые в молодости видели это кино, кто в фильмотеке ВГИКа, кто на фестивалях, вспоминают, что от нового киноязыка у них буквально сносило крышу. Андрей Тарковский восторгался сценой, где герои едут в открытой машине по улицам Парижа, их разговор не прерывается, а городской пейзаж меняется с сумасшедшей скоростью. Андрей Смирнов — естественностью персонажей.

Лёгкая камера на плече оператора Рауля Кутара, которого в инвалидной коляске катал во время съёмок на улицах Парижа сам Годар, дергающийся монтаж, непрямые цитаты из любимых нуаров, новые герои — негероичный мелкий преступник Жан-Поль Бельмондо, андрогинная Джин Сиберг, говорящая с американским акцентом, — всё это оказало неизгладимое впечатление на близких по возрасту режиссёров во всем мире, не желающих снимать «папино кино».

Фильм растащили на цитаты, серьёзные и ироничные, американцы сняли неудачный ремейк с Ричардом Гиром в роли Бельмондо — и очевидно, что с годами кино, как минимум, не забронзовело, не обветшало и, может быть, стало лучше. Можете убедиться.

«Любить...»
(реж. Михаил Калик, СССР, 1968)
с 5 августа
IMDb 7.2 / Кинопоиск 8.043
Alizhon Dadadzhanov
Фильм Михаила Калика выходит в пандан годаровской ленте «На последнем дыхании». Михаила Калика французские критики называют главным советским продолжателем французской «новой волны». В Советском Союзе тоже была своя «новая волна», а фильм Калика «Человек идёт за солнцем» 1961 года как раз и стал одной из первых ласточек советского поэтического кино периода оттепели.

Важно сказать, что режиссёр — ровесник поколения Годара и Трюффо, может, старше на несколько лет. На несколько лет — и на другой, нефранцузский опыт: Калик был во время учёбы во ВГИКе арестован, получил десять лет, через три года после смерти Сталина был реабилитирован и вернулся в институт.

Конечно, у французских режиссёров был опыт немецкой оккупации во время Второй мировой войны — но не ГУЛАГа. Фильм «Любить...», в котором документальные съёмки чередуются с постановочными кадрами, снят по четырём новеллам советских писателей, в том числе по шедевру короткой прозы, рассказу Юрия Казакова «Осень в дубовых лесах». Фильм был без согласия режиссёра перемонтирован и вышел ограниченным тиражом.

Уже в 1990 году в Израиле режиссёр частично восстановил и доработал ленту, хотя оригинал в авторской версии, увы, не сохранился. Сейчас мы можем только представлять, каким могло бы быть советское кино, если бы режиссёрам давали снимать без оглядки на цензуру и чиновников. Возможно, не менее знаменитым и влиятельным, чем «новая волна». По фильму Михаила Калика это видно.

«Хищники»
(реж. Пьетро Кастеллитто, Италия, 2020)
с 5 августа
IMDb 5.9
01Distribution
Фильм получил приз за лучший сценарий в программе «Венецианские горизонты» на прошлогоднем Венецианском кинофестивале. Это дебют молодого режиссёра, сына актёра и режиссёра Сержо Кастеллитто, сценарий он тоже писал сам.

В фильме, пишут итальянские критики, ему приходится соревноваться с авторами классических лент, и заслуга молодого постановщика в том, что он этого соревнования не боится. Хотя, как пишут, он старается показать сразу всё, что знает и умеет, злоупотребляет кровавыми сценами и ограничивает спектр фильма гротескно-комедийными красками.

История же, в которой сплетены судьбы интеллигентного семейства и продавцов оружия — неофашистов из пригорода, заслуживает внимания. Одним прекрасным утром уличный торговец впаривает за тысячу евро грошовые часы старой Инес, матери Клаудио, одного из этих оружейников-ультрас. Клаудио в ярости, а Инес так расстроена, что попадает под машину. Её удаётся спасти — доктор Пьерпало Павоне на высоте, Клаудио не знает, как благодарить врача. Но в семье у медика не всё ладно — сына Федерика, студента-философа, исключают из группы, которая будет заниматься эксгумацией тела Ницше. В ярости он покупает у Клаудио бомбу и разносит могилу к чертям собачьим. Это, заметьте, только завязка. Обойдёмся без спойлеров — чем кончилось дело, узнайте сами.

«Корпорация «Святые моторы»
(реж. Леос Каракс, Франция, 2012)
9 августа
IMDb 7.1 / Кинопоиск 6.653
Русский Репортаж
Первый фильм Каракса, снятый в новом тысячелетии, после которого списанный было со счетов постановщик оказался, как писали восторженные критики, актуальнее многих молодых.

Режиссёр, священное чудовище и главный анархист французского синематографа, известен тем, что снимает фильмы годами, доводит продюсеров до разорения, но каждая лента становится шедевром.

«Моторы» Каракс снял, однако, невероятно быстро — фильм посвящён умершей за год до съёмок его жене Катерине Голубевой, в кадре мелькает их двенадцатилетняя дочь, а в одном из эпизодов сам Каракс играет отца дочери-подростка. Барочная лента — признание в любви к кинематографу, Дени Лаван, альтер эго режиссёра, актер-фетиш («Дурная кровь», «Любовники с Нового моста»), катается по Парижу в белом лимузине, преображаясь для каждой новой встречи то в старуху-нищенку, то в господина Дерьмо (персонаж новеллы фильма «Токио!», снятой Караксом), то в банкира, встречается то с Евой Мендес, то с Кайли Миноуг, то с Мишелем Пикколи. Вся эта поездка — путешествие по невероятному миру кино, которое одно и способно дать режиссёру силы продолжать жить.

«Аннет»
(реж. Леос Каракс, Франция, Мексика, США, Швейцария, Бельгия, Япония, Германия, 2021)
11 августа
IMDb 7
Kinoman
Англоязычный мюзикл (точнее, музыкальная трагедия) Каракса с Адамом Драйвером («Звёздные войны», «Патерсон») и Марион Котийар («Долгая помолвка», «Жизнь в розовом цвете») в главных ролях, открывавший Каннский фестиваль этого года и получивший приз за режиссуру.

Фильм поставлен по сценарию, написанному Расселом Мейлом и Роном Мейлом из группы Sparks. В основе — история стендап-комика, у которого умерла жена, оперная певица. А у его двухлетней дочери обнаруживается необычный дар — девочка, больше похожая на деревянную куклу, способна петь взрослым голосом своей матери.

Получилась, как пишут смотревшие, полноценная перенесённая на большой экран рок-опера, пугающая и откровенная до неприличия, режиссёр буквально выворачивает наружу собственные кишки, переживая свои, мягко сказать, непростые отношения с покойной Катей Голубевой — есть, например, эпизод, в котором пьяный герой заставляет испуганную жену танцевать на палубе яхты во время шторма. При всём при этом фильм посвящён их дочери Насте. Кино Каракса — гротеск и макабр, по драматическому напряжению не уступающий музыке, которую уже успели назвать великой. К тому же фильм выходит с пылу с жару, сразу после Канн. Как думаете, достаточно ли, чтобы пойти в кино?

«Климт и Шиле: Эрос и Психея»
(реж. Микеле Мали, 2018)
8 августа
IMDb 6.9 / Кинопоиск 7.117
NevafilmEmotion
Фильм-выставка, два австрийских художника, два великих мастера, умерших в один год — в 1918-м. Соперники за титул лучшего австрийского художника. Один — самый яркий представитель австрийского модерна, другой — экспрессионизма. Климт — с обилием золота в картинах, почти декоративный, второй — неистовый, уязвимый, хрупкий в живописи. Учитель и ученик — да, Шиле учился у Климта, и у него есть работы, написанные под сильным влиянием наставника. Оба женолюбы, но женщины на их картинах разные — томные, ухоженные, источающие соблазн и тайну у Климта, изломанные, открытые, несовершенные (и несовершеннолетние) — у Шиле.

Про обоих сняты фильмы, том числе и художественные — «Климт» Рауля Руиса, «Эгон Шиле. Смерть и дева» Дитера Бернера и «Скандал» Херберта Весели. Картины и того, и другого сегодня стоят миллионы, впрочем, оба были успешны и при жизни. Разве что Шиле несколько дней посидел в тюрьме по обвинению в распространении порнографии — после этого его творчество стало трагичнее и депрессивнее. Один умер на 57-м году жизни в результате последствий инсульта — и бюллетени о состоянии его здоровья публиковались национальными газетами, другой — скоротечно от «испанки» через несколько дней после смерти жены от гриппа. Сегодня оба — канонические фигуры австрийской столицы. Вену невозможно представить без них.


«Хищники»
(реж. Пьетро Кастеллитто, Италия, 2020)
с 5 августа
IMDb 5.9
01Distribution
Фильм получил приз за лучший сценарий в программе «Венецианские горизонты» на прошлогоднем Венецианском кинофестивале. Это дебют молодого режиссёра, сына актёра и режиссёра Сержо Кастеллитто, сценарий он тоже писал сам.

В фильме, пишут итальянские критики, ему приходится соревноваться с авторами классических лент, и заслуга молодого постановщика в том, что он этого соревнования не боится. Хотя, как пишут, он старается показать сразу всё, что знает и умеет, злоупотребляет кровавыми сценами и ограничивает спектр фильма гротескно-комедийными красками.

История же, в которой сплетены судьбы интеллигентного семейства и продавцов оружия — неофашистов из пригорода, заслуживает внимания. Одним прекрасным утром уличный торговец впаривает за тысячу евро грошовые часы старой Инес, матери Клаудио, одного из этих оружейников-ультрас. Клаудио в ярости, а Инес так расстроена, что попадает под машину. Её удаётся спасти — доктор Пьерпало Павоне на высоте, Клаудио не знает, как благодарить врача. Но в семье у медика не всё ладно — сына Федерика, студента-философа, исключают из группы, которая будет заниматься эксгумацией тела Ницше. В ярости он покупает у Клаудио бомбу и разносит могилу к чертям собачьим. Это, заметьте, только завязка. Обойдёмся без спойлеров — чем кончилось дело, узнайте сами.

«Корпорация «Святые моторы»
(реж. Леос Каракс, Франция, 2012)
9 августа
IMDb 7.1 / Кинопоиск 6.653
Русский Репортаж
Первый фильм Каракса, снятый в новом тысячелетии, после которого списанный было со счетов постановщик оказался, как писали восторженные критики, актуальнее многих молодых.

Режиссёр, священное чудовище и главный анархист французского синематографа, известен тем, что снимает фильмы годами, доводит продюсеров до разорения, но каждая лента становится шедевром.

«Моторы» Каракс снял, однако, невероятно быстро — фильм посвящён умершей за год до съёмок его жене Катерине Голубевой, в кадре мелькает их двенадцатилетняя дочь, а в одном из эпизодов сам Каракс играет отца дочери-подростка. Барочная лента — признание в любви к кинематографу, Дени Лаван, альтер эго режиссёра, актер-фетиш («Дурная кровь», «Любовники с Нового моста»), катается по Парижу в белом лимузине, преображаясь для каждой новой встречи то в старуху-нищенку, то в господина Дерьмо (персонаж новеллы фильма «Токио!», снятой Караксом), то в банкира, встречается то с Евой Мендес, то с Кайли Миноуг, то с Мишелем Пикколи. Вся эта поездка — путешествие по невероятному миру кино, которое одно и способно дать режиссёру силы продолжать жить.

«Аннет»
(реж. Леос Каракс, Франция, Мексика, США, Швейцария, Бельгия, Япония, Германия, 2021)
11 августа
IMDb 7
Kinoman
Англоязычный мюзикл (точнее, музыкальная трагедия) Каракса с Адамом Драйвером («Звёздные войны», «Патерсон») и Марион Котийар («Долгая помолвка», «Жизнь в розовом цвете») в главных ролях, открывавший Каннский фестиваль этого года и получивший приз за режиссуру.

Фильм поставлен по сценарию, написанному Расселом Мейлом и Роном Мейлом из группы Sparks. В основе — история стендап-комика, у которого умерла жена, оперная певица. А у его двухлетней дочери обнаруживается необычный дар — девочка, больше похожая на деревянную куклу, способна петь взрослым голосом своей матери.

Получилась, как пишут смотревшие, полноценная перенесённая на большой экран рок-опера, пугающая и откровенная до неприличия, режиссёр буквально выворачивает наружу собственные кишки, переживая свои, мягко сказать, непростые отношения с покойной Катей Голубевой — есть, например, эпизод, в котором пьяный герой заставляет испуганную жену танцевать на палубе яхты во время шторма. При всём при этом фильм посвящён их дочери Насте. Кино Каракса — гротеск и макабр, по драматическому напряжению не уступающий музыке, которую уже успели назвать великой. К тому же фильм выходит с пылу с жару, сразу после Канн. Как думаете, достаточно ли, чтобы пойти в кино?

«Климт и Шиле: Эрос и Психея»
(реж. Микеле Мали, 2018)
8 августа
IMDb 6.9 / Кинопоиск 7.117
«Главный герой»
(реж. Шон Леви, США, 2021)
с 12 августа
20th Century Studios Russia
Неглупая душевная фантастическая комедия, в которой второстепенный персонаж видеоигры, осознавая свою несвободу и нереальность, хочет стать главным героем.

Три раза откладывавшаяся из-за пандемии премьера фантастической метакомедии — приставку «мета-» используют американские кинокритики, которые уже успели кино посмотреть — в мире оно вышло на два дня раньше. Ленту называют лучшим из когда-либо снятых фильмов о видеоиграх.

Режиссёр Шон Леви (несколько «Ночей в музее», «Живая сталь», участие в сериале «Очень странные дела») умудрился снять фильм, ставший, как почти единодушно уверяют посмотревшие, приятным сюрпризом, более того, одним из самых больших сюрпризов летнего американского проката.

При этом история выглядит довольно расхожей: так называемый «неигровой персонаж» (второстепенный, тот, кем не может управлять игрок) видеоигры по имени Гай, банковский кассир, осознает свою несвободу, начинает сомневаться в своей реальности и решает всё изменить — сделать себя героем, пока разработчики не успели игру закрыть. По поводу сюжета критики вспоминают «День сурка», «Шоу Трумана», «Матрицу» и еще десяток фильмов, но уверяют, что «Главному герою» удаётся внести кое-что новое в шаблон.

Подробностей никто не раскрывает, но пишут, что фильм куда сложнее, чем можно было ожидать, что в нём легко и весело решаются философские головоломки, что он полон качественных шуток, юмора и трогательной сердечности.

На авторитетном сайте киноотзывов Rotten Tomatoes у него уже очень приличный рейтинг 86%. В главной роли — звезда «Дэдпулов» Райан Рейнольдс, также в фильме снялись Джоди Комер из «Убивая Еву» и Тайка Вайтити из «Кролика Джоджо», плюс несколько камео, например, Алекса Требека (сериалы «Секретные материалы», «Вегас», «Как я встретил вашу маму»). Как раз в эти дни фильм должны показать на кинофестивале в Локарно на Пьяцца Гранде — это один из самых больших кинозалов под открытым небом.

«Не дыши 2»
(реж. Родольфо Саягес, США, Сербия, 2021)
с 12 августа
SonyPicturesRU
Сиквел успешного хоррор-триллера, в котором слепой пенсионер — ветеран боевых действий в Персидском заливе жестоко наказывает преступников, похитивших его воспитанницу-сироту.

Сиквел хоррор-триллера шестилетней давности, ставшего неожиданно успешным. Напомним, что в той истории несколько мелких преступников собираются ограбить слепого пенсионера — ветерана войны в Персидском заливе, забрать у него деньги, которые ему выплатила виновная в смерти его дочери в аварии. Ограбление, понятно, пошло не так — слепой оказался опасней любого зрячего, охраняющий дом ротвейлер — сущим дьяволом, не говоря уже о тайном подвале с пленницей... Первый фильм снял уругваец Федерико Альварес, в сиквеле он значится как один из продюсеров и сценаристов, а для Родольфо Саягеса фильм — режиссёрский дебют.

Действие сиквела происходит через восемь лет после событий первого фильма, ветеран Норман (Стивен Лэнг, из ролей — полковник Майлз Куоритч из «Аватара» и Айк Клентон в фильме «Тумстоун: Легенда Дикого Запада») скрывается в уединённом домике вдали от людей и воспитывает одиннадцатилетнюю девочку по имени Феникс, осиротевшую после пожара. Девочку похищают, и Норману приходится спасать её и наказывать подонков.

Премьера в России одновременно со всем миром, так что мы не знаем реакции зрителей и критиков и можем только надеяться, что продолжение будет не хуже первого фильма: не так много крови, зато цветут тревога и неопределённость, всё тот же слепой смертельно опасный психопат-ветеран с травмой в анамнезе вершит свою слепую извращённую справедливость.

«Воспоминания об убийстве»
(реж. Пон Джун-хо, Южная Корея, 2003)
18 августа
IMDb 8.1 / Кинопоиск 7.792
В Рейтинге
Социальная драма под видом детектива, в которой два провинциальных полицейских вместе со столичным сыщиком ищут серийного убийцу женщин в красном, но так и не находят.

Один из самых известных корейских фильмов, как минимум не уступающих оскароносным «Паразитам» этого же режиссёра. Социальная драма под видом детектива, расследование недалёкими деревенскими полицейскими убийств нескольких женщин на фоне неспешной панорамы южнокорейского общества второй половины 80-х, с разгонами студенческих демонстраций, учениями по гражданской обороне и неистребимым бардаком во всех сферах, что сильно напоминает отечественные реалии.

Фильм снят по мотивам реальных событий — о поиске серийного убийцы, едва ли не первого в Южной Корее. Детективный элемент есть, но он, пожалуй, не главный в фильме — расследование идет через пень-колоду, два ведущих дело полицейских не имеют представления о криминалистике и технологиях расследования, действуют по-простому — выбивают показания и фабрикуют улики. И даже молодой следователь, приехавший на помощь из Сеула, не способен добиться результата.

Специфический юмор, убедительные в своих недостатках и достоинствах персонажи, атмосфера безнадёжности и беспросветности, дождь и грязь — стоит смотреть ради этого, а не поимки преступника, которой в финале не случается. Вопреки всем законам жанра триллера.

В реальности к моменту выхода фильма на экран убийца так и не был пойман, его нашли только через 16 лет по результатам ДНК-теста в тюрьме, он уже отбывал наказание за убийство и изнасилование. В общем, один из самых знаковых южнокорейских фильмов и один из любимых Квентина Тарантино.

«Магия лунного света»
(реж. Вуди Аллен, США, Франция, 2014)
с 12 августа
IMDb 6.5 / Кинопоиск 7.019
Новые трейлеры
Романтическая ретрокомедия от Вуди Аллена, в которой знаменитый иллюзионист приезжает на Лазурный берег разоблачить шарлатанку, но в результате влюбляется в неё.

Повторный прокат снятой в фирменном «вудиалленовском» стиле романтической комедии на европейском материале. В свой поздний период творчества режиссёр снимает в Европе картину за картиной, умудряясь не повторяться и не сильно снизить уровень.

Пожалуй, «Магия лунного света» не относится к числу шедевров Вуди Аллена, но, согласно пословице про старого коня и борозду, сильно упрекнуть фильм не в чем. Отличие разве что в том, что действие режиссёр отнёс на Лазурное побережье Франции в прекрасную эпоху между двумя войнами, в 1928 год.

История проста, как почти всегда у режиссёра: известный иллюзионист приезжает по приглашению членов аристократического семейства, чтобы разоблачить обворожившую хозяев дома мошенницу. Иллюзионист — Колин Фёрт, мошенница — Эмма Стоун, между ними, как и следовало ожидать, несмотря на все противоположности, возникают симпатия и романтические отношения. Собственно, вот и всё. Нет, ещё спиритический сеанс, эктоплазма и вопрос: действительно ли Софи Бейкер шарлатанка или у неё и правда есть экстрасенсорные способности?

«Остров проклятых»
(реж. Мартин Скорсезе, США, 2009)
с 14 августа
IMDb 8.2 / Кинопоиск 8.495
В Рейтинге
Мрачный неонуар, в котором два пристава прибывают расследовать исчезновение пациентки на остров с клиникой душевнобольных преступников, но всё в итоге оказывается совсем не тем, чем кажется.

Экранизация триллера Денниса Лихейна, четвёртый фильм, в котором Мартин Скорсезе снял Леонардо ДиКаприо. Мрачный неонуар в стиле ретро, действие которого происходит в середине 50-х годов: длинные пальто, шляпы, атмосфера тревоги и отчаяния, мутный герой с непонятным прошлым и травмой, тень лагерей смерти и нацистов.

Два пристава прибывают на остров, где находится лечебница для душевнобольных преступников, чтобы расследовать исчезновение одной из пациенток. Паутина лжи, неопределённость, сплошные загадки — вроде бы всё в рамках нуарового канона.

Но нет, всё в итоге оказывается вообще не тем, чем кажется, переворачивается с ног на голову, и озадаченный зритель чем дальше, тем сильнее трёт лоб, пытаясь отделить реальность от вымысла, действительность от инсценировки.

ДиКаприо отрабатывает гонорар и статус звезды на полную, упрекнуть не в чем, но в остальном, кажется, режиссёр излишне перемудрил с фабульными твистами, и в итоге финальные трюки не очень хорошо работают, выходишь из зала с некоторым недоумением и разочарованием. Решать, впрочем, каждому зрителю самостоятельно.

«Верхний свет»
(реж. Стивен Долдри, Робин Лок, Великобритания, 2014)
18 августа
IMDb 8.5 / Кинопоиск 8.642
TheatreHD
Киноверсия спектакля Королевского национального театра, в которой однажды холодным вечером к пожилой школьной учительнице приходит её бывший любовник. У которого недавно умерла жена.

Киноверсия камерной драмы, поставленной в Королевском национальном театре по пьесе известнейшего английского драматурга Дэвида Хеа (David Hare), премия за лучшую пьесу года в 1996-м.

Пьеса про то, как однажды холодным промозглым вечером в скромной квартире немолодой школьной учительницы появляется её бывший возлюбленный, блестящий харизматичный ресторатор, у которого недавно умерла жена.

Спектакль на пятерых актёров, в главных ролях Кэри Маллиган («Воспитание чувств», «Драйв», «Великий Гэтсби») и Билл Найи (несколько «Пиратов Карибского моря», «Рок-волна», сериал «Испытание невиновностью»).

Психологический театр в лучшем виде, с превосходной игрой актёров, сдержанной, без пережимов и бенефицианства, чем и славится Королевский национальный театр, основанный Лоуренсом Оливье в 1963 году и в 1988-м получивший право назваться «национальным». Спектакль записан в рамках программы National Theatre Live, осуществляемой с 2009 года, благодаря которой зрители во всём мире могут смотреть качественно отснятые постановки на экранах кинотеатров.

«Флоренция и Галерея Уффици»
(реж. Лука Виотто, Италия, 2015)
16 августа
IMDb 6.8 / Кинопоиск 8.058
NevafilmEmotion
Высокотехнологичное кинопутешествие по одному из красивейших городов мира, давшему таких гигантов, как Данте, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Галилей.

Многомерное и практически осязаемое путешествие по флорентийскому Возрождению, со всеми красотами и достопримечательностями великолепного города, напичканного искусством под завязку.

Пишут, что в фильме применены самые передовые технологии съёмки и моделирования, потому в итальянском прокате он в первые два дня побил все рекорды, что для документальной ленты невероятно.

Образ Лоренцо Медичи, дворцы и палаццо, скульптуры и живописные полотна, Давид Донателло и Давид Микеланджело, 2000 кинотеатров в 60 странах, технологии 3D и 4K. Такую Флоренцию и Галерею Уффици вы вряд ли видели даже в реале.

«Побег из Нью-Йорка»
(реж. Джон Карпентер, США, 1981)
21 августа
IMDb 7.2 / Кинопоиск 7.016

Иноекино
Культовый фантастический постапокалиптический боевик, в котором одноглазый ветеран спасает похищенного президента США в превратившемся в адские городские джунгли Нью-Йорке.

По случаю 40-летия в прокат в 4К выходит ставший за эти годы культовым фильм, ролевая модель для целой вереницы последовавших за ним постапокалиптических лент. Фильм — одно из высших достижений в долгой карьере режиссёра Джона Карпентера, ветерана жанров фантастики и ужасов. А Курт Рассел, сыгравший в фильме главного героя Снэйка (Змея), военного преступника с чёрной повязкой на левом глазу, однозначно считает эту роль лучшей в своей карьере. Фильм был снят на очень скромные деньги, хорошо принят критиками и публикой, а в эпоху позднего Советского Союза был гвоздём программы в репертуаре видеосалонов — хотя уже тогда мрачное пророчество о наступившем в 1997 году хаосе в США, превращённом в тюрьму Манхэттене и ставшем дикими городскими джунглями Нью-Йорке, в котором не действуют никакие законы и власть бессильна, смотрелось, мягко говоря, не очень убедительно. Плюс веселили мутные намеки на мировую войну — герой Рассела потерял глаз в некой битве за Ленинград.

Сегодня год, в котором Курт Рассел спасает президента, захваченного некой революционной Армией освобождения, далеко позади, и мы можем смотреть кино с чисто исследовательской точки зрения: какие страхи и фобии бытовали в 70–80-х годах прошлого века, насколько пугающим представлялось будущее — мы знаем, что именно массовая культура их аккумулирует и выражает чётче всего.

Кино, тем более фантастическое, не обязано, естественно, быть точным и сбывающимся футурологическим прогнозом, тут и большинство именитых учёных, съевших собаку на предсказаниях, ошибаются, не говоря уж о прорицателях антинаучных. Смысл таких фильмов — в предостережении, алармизме, пугающей картинке, служащей предупреждающим и запрещающим знаком на дороге в будущее, — дескать, туда нельзя. Общество любит, когда его пугают страшными пророчествами, и не только в кино, СМИ занимаются примерно тем же самым. Интуитивная уверенность в том, что древле всё было лучше и дешевле, а преступность растёт с каждым днем, неискоренима, она в природе человека, уверенного, что дальше будет только хуже, вопреки и окружающей действительности, и своему повседневному опыту, и всем выкладкам учёных, доказывающих, что уровень насилия снизился радикально за последние 50–70 лет, причём во всем мире. Конечно, на это можно возразить, что вот башен Всемирного торгового центра, на крышу которого приземляется герой Рассела, отправившийся выполнять миссию, не стало — но даже такие трагические события с тысячами жертв не меняют общей картины.

Натурально, такому фильму не требуется быть научным трактатом, чтобы кино было убедительно как кино, — и тут у «Побега из Нью-Йорка» почти всё в порядке, несмотря на не слишком убедительную историю, не очень динамичный темп и шаткие декорации. Во всяком случае, Курт Рассел действительно сыграл одного из самых брутальных, харизматичных и маскулинных героев постапокалиптики, этакого пирата нашего времени. Ну и то, что фильм называют в числе любимых Квентин Тарантино и Гильермо дель Торо, тоже что-то значит.

Стоит добавить, что сеанс в «Победе» 21 августа пройдёт на несколько дней раньше начала российского проката, а после фильма будет обсуждение с онлайн-включением кинокритика и редактора сайта «Искусство кино» Максима Селезнёва.
«Ненависть»
(реж. Матьё Кассовиц, Франция, 1995)
С 19 августа
IMDb 8.1 /Кинопоиск 7.759
weareaonefilms
Жестокая социальная драма, в которой три молодых маргинала из парижского пригорода конфликтуют с полицией и шляются по городу с найденным на улице револьвером.

Ещё один знаменитый фильм, добравшийся до российского проката через четверть века после создания. Один день из жизни трёх юных маргиналов из парижского пригорода, бесцельно болтающихся по городу, тогда как четвёртый из их компании — в больнице после столкновения с полицией. Травка, подобранный на улице полицейский револьвер, стычки с правоохранителями, не стесняющимися в применении насилия, желание мести. Срез жизни столицы от центра до пригородов, от районов ашэлэм (типового жилья, аналог наших хрущевок) до благополучных буржуазных кварталов, от богемных посетителей вернисажа современного искусства до скинхедов.

Чёрно-белая лента, начинающаяся пятью минутами документальных кадров уличных демонстраций, беспорядков, горящих автомобилей, разгона митингующих, показывает цепную реакцию обоюдного насилия, страха, недоверия и ненависти и смотрится так, будто снята вчера. Фильм попал в одну из главных болевых точек современной Франции (да и не только, история типична и универсальна) — как мы знаем, беспорядки вспыхивают то и дело, машины поджигают и бьют витрины регулярно. Отличные роли Венсана Касселя, Юбера Кунде и Саида Тагмауи, приз за режиссуру Каннского фестиваля, три «Сезара».

В Новосибирске фильм сегодня смотрится так, будто он снят здесь и сейчас, финал, во всяком случае. В финале фильма Кассовица полицейский, задерживая героя Касселя под дулом пистолета, случайно стреляет ему в голову. Это — до мороза по коже — как две капли воды похоже на недавний трагический инцидент в Мошкове, когда полицейский случайно убил во время задержания молодого парня-азербайджанца. Кажется, пора снимать наш вариант «Ненависти».
«Служанка»
(реж. Пон Джун-хо, Южная Корея, 2016)
20 августа
IMDb 8.1 / Кинопоиск 7.552
Официальные трейлеры HT-SiK
«Олдбой»
(реж. Пак Чхан-Ук, Южная Корея, 2003)
22 августа
IMDb 8.4 / Кинопоиск 8.073
Русский Репортаж
Два фильма культового южнокорейского режиссёра, один — лесбийский эротический триллер на грани софт-порно, другой — жесточайшая кровавая драма вины и мести в жанре детектива.

Два фильма знаменитого южнокорейского режиссёра Пака Чхан-Ука (кажется, сегодня именно так правильно пишется его фамилия), один в прокате уже был, второй — впервые. Сверхжестокий даже по меркам восточного кино «Олдбой» и изысканный эротический триллер-детектив. Вторая часть трилогии о мести по мотивам японского комикса и перенесённый на корейскую почву роман англичанки Сары Уотерс. В одном злодей нанимает мошенницу, чтобы она в роли служанки в аристократическом доме помогла обольстить хозяйку и овладеть наследством — но у служанки с хозяйкой завязывается роман. В другом простого клерка после попойки похищают неизвестные. Пятнадцать лет держат в комфортабельной тюрьме, а потом выпускают — и он пытается найти похитителя и отомстить ему. Фильмы настолько разные, что трудно поверить в их общее авторство. Тем не менее.

Общее, пожалуй, в них то, что режиссёр крайне серьёзно относится к жанру мелодрамы, доводя её до трагедийности. И то, как изощрённо строится фабула фильмов, с какой изворотливостью каждый новый сюжетный твист меняет угол зрения и искажает общую картину. «Олдбой», пожалуй, в этом смысле изобретательнее, сюжетная пружина в нём закручена до максимума, да и нашпигован цитатами и аллюзиями фильм до предела: от «Царя Эдипа» и «Графа Монте-Кристо» до Фрейда. Фильм назвали восточным ответом тарантиновскому «Убить Билла» — сам американец в это кино, по его словам, влюбился, что, впрочем, не помогло «Олдбою» получить «Пальмовую ветвь» в Каннах, хотя Тарантино и был председателем жюри. Фильм настолько поразил всех, что Спайк Ли потом снял голливудский вариант «Олдбоя» — но, как обычно, американский ремейк получился куда более пресным, бледным и предсказуемым. Пятиминутной бойни с использованием молотка в нём нет.
«Босс-молокосос 2»
(реж. Том МакГрат, США, 2021)
С 18 августа
IMDb 5.9 / Кинопоиск 5.617
Universal Pictures Russia
Продолжение мультфильма, в котором ставшим взрослыми героям-братьям надо объединиться и снова стать маленькими, чтобы спасти мир от революции детей.

Продолжение мультфильма четырёхлетней давности от студии DreamWorks. В первом появившийся в семье младший братик, с рождения обладающий талантами управленца и начальника, вместе со старшим братом успешно спасал мир. Во втором оба они благополучно выросли и повзрослели, Тед, как и ожидалось, стал крупным боссом, а Тим — любящий отец семейства, но его маленькая дочь Тина явно пошла в дядю и демонстрирует с младенчества те же деловые и интеллектуальные качества. Но миру опять грозит беда: злодей по имени Армстронг задумал совершить революцию детей против взрослых, чтобы в новом прекрасном мире обходиться без старших. Для спасения привычной модели мира братьям надо снова объединиться. Но не только — они снова должны стать детьми. И что вы думаете? Становятся. Очень забавно, что воюющие со злодеем папа и дочка — одного возраста. Злодей побеждён, как и должно быть, Тим спасает дочку — и выдерживает тем самым экзамен на звание отца.

В мире фильм вышел почти на два месяца раньше, отзывы по большей части хорошие, но факт, что в летнем прокате, кроме этого мультфильма, мало что можно найти для совместного семейного просмотра. А «Босс-молокосос» — почти идеальное укрепляющее семейные узы и способствующее взаимопониманию разных поколений зрелище.
«Всё о сексе»
(реж. Дакота Горман, США, 2020)
С 19 августа
IMDb 5.4
Русский Репортаж
Очередной фильм, эксплуатирующий паттерн «Секса в большом городе» для нового поколения, в котором три подруги в основном обсуждают свою жизнь.

Режиссёрский дебют актрисы Дакоты Горман (сериал «Мыслить как преступник»), в одной из ролей она сама и снялась. Кино создано по универсальному рецепту — три подруги, которым примерно лет по 25, Сейдж (Дакота Горман), Кейси (Натали Линез) и Морган (Эмма Декерс), встречаются в барах и кафе, разговаривают о сексе и мужчинах, работе и жизни, бродят по городу, ходят на свидания — короче, взрослеют. У одной депрессия, вторая хочет быть не бариста, а художницей, третья работает в издательстве, но чтобы свести концы с концами, подрабатывает в сфере частного интима. То есть это очередная попытка повторить успех «Секса в большом городе» для нового поколения — реклама, собственно, и эксплуатирует этот паттерн.

Фильм вышел полтора года назад на различных стрим-сервисах, но отзывов на него на удивление мало, и совсем скудно с рецензиями — сетуют, что персонажи неубедительны, взаимозаменяемы, им сложно сопереживать, да и сама история не слишком вдохновляет.
«Сирано де Бержерак»
(реж. Джейми Ллойд, Великобритания, 2019)
25 августа
IMDb 8.8 / Кинопоиск 8.363
TheatreHD
Спектакль Королевского национального театра по знаменитой героической комедии Эдмона Ростана, в котором нет ни шпаг, ни мушкетёров, ни длинного носа Сирано, но постановка от этого только лучше.

Запись спектакля Королевского национального театра. Знаменитая героическая комедия Эдмона Ростана на английском языке в версии Мартина Кримпа, без камзолов, мушкетёров, шпаг и даже без длинного носа Сирано, но с его остроумием и обаянием. В роли Сирано — Джеймс МакЭвой («Искупление», «Джейн Остин», сериал «Большая игра»). История, в которой уродливому Сирано приходится озвучивать лишённого дара слова красавца Кристиана перед красавицей и интеллектуалкой Роксаной, в спектакле поворачивается другой гранью — это рассказ об обольщающей силе языка, о его способности не только очаровывать, но и обманывать. Анита-Джой Увадже играет Роксану с недюжинным феминистским куражом, а Кристиан в спектакле хоть и туповат, но более честен, чем Сирано, который погряз в самообмане. Знаменитая сцена объяснения обходится без ночного мрака, плащей и балкона — персонажи сидят на пластиковых стульях при полном свете, но от этого грустная ирония только сильнее. В общем, свежая, очень современная без зауми постановка с отличными актёрскими работами.

«Так поступают все»
(реж. Кристоф Лой, Майкл Бейер, Австрия, Германия, 2020)
22 августа
NevafilmEmotion
Запись моцартовского шедевра с прошлогоднего, юбилейного Зальцбургского фестиваля, стильная современная постановка с превосходными вокальными партиями.

Постановка прошлого, юбилейного года к столетию Зальцбургского фестиваля. Естественно, Моцарт, одна из самых его знаменитых опер. За пультом — Йоана Малльвиц, впервые в Зальцбурге оперой дирижировала женщина. Постановка известнейшего драматического и оперного режиссёра Кристофа Лоя (немецкая премия «Фауст», английская Лоуренса Оливье), выстроившего на фоне минималистичной декорации (всё происходит на фоне белой стены с двумя дверями) визуально графичный, динамичный спектакль с живыми, вызывающими сопереживание персонажами. При этом не были утеряны ни искромётный юмор, ни изящество моцартовских ансамблей. Дирижёр сократила оперу до двух с половиной часов без антракта (условия показа во время пандемии), что сделало постановку ещё более динамичной. Критики очень хвалят и режиссуру, и дирижёра, и уровень исполнителей — актёрский и вокальный.

«Zappa»
(реж. Алекс Уинтер, США, 2020)
24 августа
IMDb 7.6
CoolConnections
Документальный фильм о великом музыканте, оказавшем влияние на несколько поколений и самые разные области музыки, — о нём говорят его коллеги, от Дэвида Боуи до Пола МакКартни.

Основу фильма составляют архивные видео и современные интервью с постаревшими участниками группы The Mothers of invention и многими музыкантами. Фильм снял режиссёр Алекс Уинтер, с благословения вдовы Гейл и при полной поддержке Фонда семьи Заппа, благодаря чему режиссёр получил доступ к сотням часов записей, хранящихся в семейном архиве. Работа длилась шесть лет, и получился сложный, отнюдь не агиографический портрет великого музыканта. Кто-нибудь может засомневаться: великого? Но если Зубин Мета, музыканты «Кронос квартета», Джон Леннон, Кент Нагано называли его великим, то сомнений не остаётся. Список высоко ценивших Заппу и как композитора, и как исполнителя, и как радикального новатора в музыке, изменившего весь музыкальный ландшафт, можно длить практически бесконечно. Считать ли Заппу музыкантом для музыкантов? Почему бы и нет, в этом нет ничего зазорного. Это не мешало ему быть гением.


Единственный показ в «Победе» — 24 августа в 19:30. После сеанса — разговор о фильме и творчестве Фрэнка Заппы с музыкальным критиком Александром Морсиным.


«Мартин Иден»
(реж. Пьетро Марчелло, Италия, Франция, Германия, 2019)
С 26 августа
IMDb 6.9 / Кинопоиск 6.705
iVideos
О фильме одним предложением
Итальянская экранизация автобиографического романа Джека Лондона о превращении моряка в знаменитого писателя, в которой действие перенесено в Италию, а герой похож на молодого Маяковского.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Экранизация знаменитого отчасти автобиографического романа Джека Лондона, первый художественный фильм итальянского режиссёра, снявшего несколько заметных документальных драм.

Пьетро Марчелло переносит действие из Америки начала XX века в родной Неаполь, оставляя время действия неопределённым — реалии и детали столетней давности сочетаются с пишущей машинкой «Оливетти», появившейся после Второй мировой войны, в фонограмме звучат Salut Джо Дассена и Олег Каравайчук, а обильные документальные кадры обыденной итальянской жизни разного времени прослаивают историю превращения простого моряка из самых низов, влюбившегося в девушку из аристократической семьи, в известного писателя.

Роман Джека Лондона — до сих пор одна из самых мотивирующих книг для начинающего литератора, доводилось встречать многих, для которых он стал триггером, побудившим изменить биографию. Может, он даёт новичку меньше для понимания литературного мастерства, чем многочисленные сегодняшние учебники и курсы «креатив райтинг», но зато гораздо сильнее подталкивает карабкаться на Парнас и заниматься самообразованием, чем книжки с завлекательными названиями типа «Как написать роман за 30 дней».

В фильме на этой стороне преображения героя-селфмейдмена режиссёр не так сильно делает упор, зато снятые на киноплёнку в формате «Супер 16» «ламповые» кадры самоценно ностальгически поэтичны. Декадентски красив и Мартин Иден в исполнении Луки Маринелли (самая известная роль в сериале «Траст» Дэнни Бойла), российские критики в один голос вспоминают молодого Владимира Маяковского в немй фильме «Не для денег родившийся», снятой как раз по мотивам джеклондоновского романа, увы, не сохранившейся, остались только фотографии и воспоминания.

В финале герой, добившийся славы и денег, не выбирается через иллюминатор фешенебельного лайнера в открытое море, а заходит в воду в белой рубашке, тогда как на берегу греются приплывшие из Африки мигранты и резвятся чернорубашечники.
«Небесный замок Лапута»
(реж. Хаяо Миядзаки, Япония, 1986)
С 26 августа
IMDb 8 / Кинопоиск 8.232
Новые Трейлеры
О фильме одним предложением
Реставрированный аниме-шедевр японского волшебника, в котором пираты, военные и дети ищут сокровища летающего замка.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Выход в повторный российский прокат реставрированного шедевра японского волшебника-мультипликатора, на котором выросло уже несколько поколений детей во всем мире, российских в том числе.

Фильм снят на специально для этой цели созданной студии Ghibli и сразу же стал всеобщим любимцем зрителей и критиков. Как и все фильмы Миядзаки, он силён детально прописанным миром, в котором разворачиваются события. В этом фильме действие происходит в некой альтернативной реальности — у девочки Сита в руках магический Летающий Камень, являющийся ключом от легендарного летающего замка Лапуты с несметными сокровищами. За камнем охотятся воздушные пираты, потом военные, потом потомок древних королей Лапуты, потом... Короче, детям удаётся спасти мир, потому что Лапута — это еще и страшная боевая машина.

Взрослому зрителю, конечно, тоже интересно следить за приключениями детей-героев и поисками сокровищ, но можно оценить и богатство культурных референсов: свифтовский летающий остров из «Путешествий Гулливера», дирижабль «Голиаф», отсылающий к «Гинденбургу», «Метрополис» Фрица Ланга и «Вавилонская башня» Брейгеля Старшего, смешанные со стилистикой стимпанка. И не менее волшебный саундтрек, первый, который написал к фильмам Миядзаки Дзё Хисаиси — великий композитор, автор музыки почти к сотне фильмов, известный работой с Такэси Китано.
«Кэндимен»
(реж. Ниа ДаКоста, Канада, США, 2021)
С 26 августа
Universal Pictures Russia
О фильме одним предложением
Ремейк знаменитого ужастика тридцатилетней давности, в котором старую легенду о выходящем из зеркала убийце с крюком вместо руки изучает художник для оживления своего творчества.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Ремейк знаменитого ужастика 1992 года, снятого Бернардом Роузом, в котором группа исследователей городского фольклора изучает легенду о появляющемся из зеркала потустороннем маньяке-убийце по прозвищу Леденец с крюком вместо руки (так в период видеосалонов переводили название фильма). У старого фильма куча поклонников, некоторые киноманы видят в нем проблески гениальности, один из плюсов — параноидальная тягучая атмосфера кошмара и почти полное отсутствие крови, в сравнении с более примитивными слэшерами. К старому «Кэндимену», к слову, саундтрек написал Филип Гласс, в те годы еще не суперзвезда минимализма и киномузыки.

Ремейк — прямое, как пишут, продолжение того сюжета, только историю Кэндимена изучает художник с подругой-галеристкой. Биография маньяка претерпела изменения в полном соответствии с новой повесткой: теперь это призрак чернокожего обитателя района, любившего угощать детей конфетами и забитого насмерть полицейскими, заподозрившими его в том, что он вставлял в конфеты бритвенные лезвия.

Сиквелы старого фильма были не очень успешны — и Кэндимен оказался заслонен в памяти любителей ужастиков более «удачливыми» маньяками и убийцами. Возможно, ремейк воскресит его — рейтинг ожидания очень высок. Достаточно, как известно, перед зеркалом пять раз произнести вслух его имя — и вот он.
«Воспоминания»
(реж. Лиза Джой, США, 2021)
С 26 августа
IMDb 5.9 / Кинопоиск 6.265
О фильме одним предложением
Ретрофантастический неонуар с Хью Джекманом в роли частного детектива, в котором он помогает клиентам заново пережить воспоминания прошлого и ищет роковую блондинку.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Ретрофантастический неонуар с Хью Джекманом в роли уставшего от жизни частного детектива, за небольшие деньги с помощью специальной технологии погружающего клиентов в их воспоминания — потому что после гигантского наводнения и последующей войны воспоминания составляют главную ценность и смысл жизни, ни в настоящем, ни в будущем нет ничего хорошего. Эта технология вызывает зависимость и чем-то (погружением в ванну) напоминает наркотик под названием «слег» из романа братьев Стругацких «Хищные вещи века».

Лиза Джой (один из сценаристов сериала «Мир Дикого Запада»), как по учебнику, отрабатывает все паттерны неонуара: шляпа и небритость детектива, похожего в этом фильме на Владимира Машкова, загадочная клиентка-блондинка (Ребекка Фергюсон — «Величайший шоумен», «Доктор Сон», две части «Миссия невыполнима»), которая хочет вспомнить, куда подевались потерянные ключи, закадровый монолог героя.

У детектива с блондинкой вспыхивает короткий, но бурный роман, потом она исчезает — и герой пытается её найти. Нуар сплавлен с фантастикой, опрокинутой в прошлое (точнее, в наше, зрительское настоящее), и соединён с любовной историей и даже социально-общественной проблематикой, куда же без неё.

Критики — фильм вышел двумя неделями ранее — порицают ленту за послушное следование штампам нуара и фантастики, за невнятную историю, но признают, что на Джексона и Фергюсон смотреть приятно. Ну и на затопленный по самые уши Майами тоже приятно посмотреть.
«Легенда о Зелёном Рыцаре»
(реж. Дэвид Лоури, Ирландия, Канада, США, Великобритания, 2020)
С 26 августа
IMDb 6.9 / Кинопоиск 6.457
Кинокомпания ВОЛЬГА
О фильме одним предложением
Средневековый рыцарский квест по лесам и долинам Англии, в котором победителя ждёт усекновение головы.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Жанр обозначен как «фэнтези, приключения, драма» — и это была бы сущая правда, если не знать, что фильм снят по поэме неизвестного английского поэта XIV века «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь», значимому образчику рыцарского романа.

Ожидать можно было чего угодно, например, развесистой исторической клюквы про рыцарей, но получилось хорошо снятое, серьёзное кино, отнюдь не бездумно-развлекательное. Причём большую часть фильма очень тщательно следующее за фабулой первоисточника.

Напомним для тех, кто забыл или вдруг не читал эту поэму (это ирония, если что). На пир к Королю Артуру с членами его круглого стола является загадочный Зелёный Рыцарь и предлагает любому желающему сразиться с ним, точнее, нанести удар. Решается молодой Гавейн — он отрубает склоненную голову Зелёного Рыцаря, но тот ставит голову обратно на плечи и уходит, пообещав вернуть удар через год. Далее следуют долгие странствия Гавейна по Англии, с лисицей и без, приключения и встреча с Рыцарем. Сюжетно немного напоминает (да простится ирония) гибрид майнридовского «Всадника без головы» и пушкинского «Выстрела».

Молодого черноглазого Гавейна, отправляющегося в долгое путешествие, играет Дев Патель («Миллионер из трущоб»), и это нетипичный рыцарь без страха и упрека — колеблющийся, рефлексирующий, боящийся смерти. Его долгий, медленный вояж, проходящий на фоне завораживающих пейзажей (снимали в Ирландии) в эпоху перехода от язычества к христианству, действительно затягивает.

Некоторые особо бескомпромиссные критики считают, что адаптации не удалось передать величия исходного материала, но рейтинги на киносайтах высокие, а в отзывах по большей части хвалят картину, спорят, чего в ней больше — артхауса или киносказки, и держат пари, что на «Оскар» во всех категориях визуальных эффектов ленту непременно номинируют.
«Римские приключения»
(реж. Вуди Аллен, США, Италия, Испания, 2012)
С 26 августа
IMDb 6.3 / Кинопоиск 7.005
Central Partnership
О фильме одним предложением
Романтическая вудиалленовская комедия десятилетней давности, в которой несколько пар решают свои любовные проблемы на фоне Вечного города.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Повторный релиз романтической комедии режиссёра, создавшего уникальный жанр «вудиалленовской комедии». Такое впечатление, что мэтр, снимая последние двадцать лет с расторопностью туроператора по фильму, а то и по два ежегодно, в основном в различных странах Европы, едет на велосипеде от догоняющей старости, крутит то быстрее, то медленнее педали с одной целью — не остановиться и не упасть.

В «Римских приключениях» дорога под уклон, и нажимать на педали Вуди Аллену особо не пришлось. Главную роль в фильме сыграл Вечный город, и сыграл безупречно. Рим, впрочем, почти всегда хорошо выглядит на экране, очень киногеничный город. На его фоне приключения нескольких пар (кастинг, как почти всегда у Аллена, звёздный — Алек Болдуин, Роберто Бениньи, Пенелопа Крус, Джесси Айзенберг, не считая режиссёра собственной персоной, не появлявшегося на экране со времен «Сенсации») заняты типично вудиалленовскими проблемами — в основном любовными.

Критики, помнится, изощрялись в остроумии по поводу режиссёрского возраста и профессионализма, позволяющего снимать хоть что и хоть где. Зрители, однако, принимают поздние фильмы Вуди Аллена куда более благосклонно. Возвращение «Римских приключений» в кинотеатры — свидетельство этой благосклонности.
«Петровы в гриппе»
(реж. Кирилл Серебренников, Россия, Франция, Швейцария, Германия, 2021)
1 сентября
SonyPicturesRU
О фильме одним предложением
Экранизация бестселлера Алексея Сальникова, в которой много известных актёров варятся в гриппозной атмосфере русского абсурда.
О фильме развёрнуто (многобукв)
За неделю до российской премьеры, 1 сентября, «Победа» покажет одним сеансом фильм Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе». Многие — и не без основания — считают эту ленту самым ожидаемым отечественным кино этого года.

Фильм — адаптация романа уральского прозаика Алексея Сальникова — долго и мучительно снимался параллельно судебному процессу над Серебренниковым со товарищи, самому громкому «театральному делу» последнего времени. Как бы то ни было, кино досняли, смонтировали и даже показали в этом году в Каннах.

Отзывы отечественных кинокритиков, умудрившихся сквозь все карантинные кордоны добраться до Лазурного берега, скорее восторженные, тогда как жюри фильм не оценило — полученная независимая премия Vulcan присуждается за работу технического художника, хотя её в разные годы и получали отменные фильмы, считать её можно только утешительной «серьгой» сестре-бесприданнице.

Возможно, фильм так пропитан отечественной спецификой, не постижимым иностранцами русским абсурдом, что ему не вняли в европах. Тогда как на родине пойдет на ура — в ролях сплошь артисты первого ряда: Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд, Юрий Колокольников, Иван Дорн.

Мнение о фильме лучше составить самим — сильно уж разнятся многочисленные отзывы. После показа можно будет поговорить о фильме с исполнителем главной роли — автомеханика Петрова — Семеном Серзиным, театральным актёром, в кино отметившимся ролями в сериале «Казанова» и фильме «Лето», а также режиссёрским дебютом — «Человеком из Подольска».
«Удивительный мир Иеронима Босха»
(реж. Дэвид Бикерстафф, Великобритания, 2016)
31 августа
IMDb 7.3 / Кинопоиск 7.865
#АртЛекторийВкино
О фильме одним предложением
Видеопослесловие к уникальной выставке к 500-летию самого загадочного художника, на которой были показаны почти все дошедшие до нас работы.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Виртуальное посещение крупнейшей выставки одного из самых загадочных художников за всю историю искусства, состоявшейся в родном городе мастера Северного Возрождения — в голландском Хертогенбосе.

Выставка была юбилейная — в 2016 году отмечалось 500-летие со дня рождения великого художника. По этому случаю со всего мира в музей Северного Брабанта было собрано большинство работ Босха — 17 из 24 живописных произведений, 19 из 20 рисунков.

Уникальная возможность вглядеться в поражающие воображение и сбивающие с толку образы, которые как только ни пытались истолковать, то через мифологию, то посредством фрейдизма.

Фильм снят британским режиссёром, специализирующимся на лентах об искусстве, — на его счету полтора десятка работ о самых разных художников, от Каналетто до Люсьена Фрейда, новосибирские зрители могли видеть его фильм «Ван Гог и Япония».
«Проект Бетховен»
(реж. Джон Ноймайер, Германия, 2019)
29 августа
О фильме одним предложением
Киноверсия балета, поставленного крупнейшим современным хореографом на музыку нескольких произведений Бетховена.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Джон Ноймайер — легендарный хореограф американского происхождения, уже почти полвека работающий в Германии. Сам начинавший как танцовщик, Ноймайер перебрался в Европу в начале 70-х годов, а в 1973 году возглавил Гамбургский балет, за последующие годы ставший одной из лучших трупп мира.

Балетмейстер, которому в этом году исполнилось 82 года, поставил такое количество выдающихся спектаклей, что любой сколь-либо уважающий ценитель классического балета просто обязан пойти смотреть «Проект Бетховен» на большом экране. Тем более что вряд ли труппа Ноймайера доберется когда-либо до Новосибирска (хотя в нашей стране она выступала несколько раз, начиная ещё со времен СССР).
Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».
поделитесь статьей