Главные фильмы недели:

Tilda Publishing
что смотреть в «Победе» 28 июля — 3 августа?
СОБЫТИЯ
Сергей Самойленко
«Кин-дза-дза!»
(реж. Георгий Данелия, СССР, 1986)
С 28 июля
Кинопоиск 7.974 / IMDb 8.0
Киноконцерн «Мосфильм»
О фильме одним предложением
Культовая советская антиутопия, в которой «Монти Пайтон» встречается с «Безумным Максом».
О фильме развёрнуто (многобукв)
«Кин-дза-дза!» с полным правом можно назвать одним из главных фильмов эпохи перестройки, хотя, кажется, никто особенно не рассматривал картину как манифест «нового мышления» (с ударением на первый слог), в ряду с «Покаянием», «Проверкой на дорогах», «Ассой» и другими лентами, ставшими для нас символами времени.

Сценарий придумывался Георгием Данелия и Резо Габриадзе ещё в эпоху застоя, при Черненко, печатался в журнале «Искусство кино» в первые месяцы прихода Горбачёва, снимался фильм в атмосфере пробуждающейся гласности, а вышел — в разгар общественных дискуссий и начала необратимых перемен. При этом полюбившееся миллионам советских зрителей кино сразу ушло, что называется, в народ: словечки и фразы стали общеупотребительными и вошли в словарь, школьники приветствовали друг друга, приседая с разведёнными руками, эстетика дерьма и палок воспринималась на ура в стране, измученной дефицитом товаров народного потребления.

За прошедшие годы кино бессчётное число раз показали по телевидению, выпустили на всевозможных носителях, поэтому миф, сложившийся вокруг фильма, только укреплялся. Об этом кино, кажется, известно всё до мелочей: как писался сценарий, чем он отличается от итоговой версии фильма, как и где происходили съёмки, кто снимался в самых мелких эпизодах и кому роли не досталось (снимались самые советские «первачи» — Михаил Любшин, Евгений Миронов, Юрий Яковлев, а некоторым по тем или иным причинам роли не досталось — например, Ярмольнику, которому не удалось сняться в своём эпизоде торговца звёздной пылью), как делались костюмы и откуда взялось название…

Нет смысла пересказывать, большая часть историй на слуху — и про костюмы с помойки, и про технические ухищрения в стиле «голь на выдумки хитра», и про импровизации в ходе съёмок, и про саундтрек (а музыку писал гениальный композитор Гия Канчели). В общем, легендарное по всем параметрам кино. Способствовал легенде и режиссёрский писательский талант: остроумный рассказчик и блестящий мемуарист Георгий Данелия много про этот фильм писал.
Сейчас удивительно, но советские критики фильм приняли неоднозначно, упрекали и за эклектику, и за мутность характеров героев, и вообще за всё подряд. По прошествии лет большое стало видно отчётливее. Тем более на расстоянии.
Интереснее всего сегодня читать западных критиков, увидевших в фильме не просто антиутопию и не совсем научную фантастику, но и вписанность в мировой киноконтекст. Ну да, про экологию и антиутопию было понятно сразу, сам Данелия всегда подчёркивал, что закладывал в кино вопросы о будущем нашей планеты и выживании человечества.

Но вот европейцы сразу увидели мультикультурную и колониальную повестку, провели параллели с Афганистаном (о выводе советских войск тогда и речи ещё не шло), а эстетику фильма соотнесли с актуальным в те годы стимпанком, встроив советское кино в ряд таких мировых хитов, как «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, «Безумный Макс» Джорджа Миллера, «Пятый элемент» Люка Бессона, «Бандиты во времени» Терри Гиллиама, «Дюна» Дэвида Линча и «Сталкер» Андрея Тарковского. Согласитесь, серьёзный пантеон.

Один из слоганов европейской прокатной компании: «Монти Пайтон» встречает «Автостопом по галактике». И в самом деле — по типу юмора «Кин-дза-дза!» близок великой британской комик-группе, а с шедевром Дугласа Ноэля Адамса фильм роднят многие детали. Колокольчики в носу, позволяющие понимать инопланетный язык, — чем не та же вавилонская рыбка в ухе? Ну и многое другое. Так что сегодня есть смысл смотреть этот фильм на большом экране именно в такой оптике — в мировом киноконтексте, где он занимает достойное место.
«Нимфоманка. Часть 2»
(реж. Ларс фон Триер, Дания, Германия, Франция, Бельгия)
C 28 июля
Кинопоиск 6.815 / IMDb 6.6
Central Partnership
О фильме одним предложением
Вторая часть скандального кинотрактата о поисках утраченного оргазма от датского провокатора.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Окончание квазипорнографического opus magnum, в котором режиссёр продолжает следить за сексуальной жизнью героини Шарлотты Генсбур, окончательно стирая грань между фестивальным артхаусом и фильмами категории XXX — на экране крупным планом эрегированные чёрные члены и double penetration. Всё это опять же приправлено рассуждениями об апории Зенона про Ахиллеса и черепаху, о разнице между западной и восточной церквями и о православной иконе. Причём с той же степенью достоверности, что и в первой части, где герой Стеллана Скарсгарда называет сакральные для Джо числа 3 и 5 числами Фибоначчи.

Плюс киноцитаты — непременно из Тарковского под Баха.
В финале оправдываются худшие подозрения зрителя, что холостяк Селигман, приютивший Джо, не просто так терпеливо выслушивает её исповедь, что-то да будет…
Так и есть, предчувствие его не обмануло. Ружьё, то есть пистолет, стреляет.
«Рапана»
(реж. Виталий Суслин, Россия, 2021)
Спецпоказ 31 июля, 19:00
Кинофестиваль «ОКНО В ЕВРОПУ»
О фильме одним предложением
Трагикомедия маленького человека в большом городе, безработного актёра, ушедшего в таксисты.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Имя Виталия Суслина не на слуху у широкого зрителя, но его фильмы всегда замечают критики и отмечают на фестивалях. Несколько лет назад на «Кинотавре» его полнометражный дебют «Голова, два уха» получил приз за лучший сценарий, с тех пор выпускник ВГИКа и ученик Карена Шахназарова считается в новом российском кино «смотрящим» за провинцией и её обитателями.

В первых двух фильмах у него снимался деревенский житель Иван Лапшин, играя по сути самого себя в обстоятельствах и перипетиях своей нехитрой и обычной в нашем отечестве жизни, — молодого пастуха выманили в город и набрали на его имя кредитов, за которые он не может расплатиться, и не сможет никогда, если только не сыграет главную роль в голливудском блокбастере.

В «Рапане», уже пятом полном метре режиссёра, главный герой — такой же маленький человек, разве что чуть более заметный в провинциальном пейзаже — он актёр областного драматического театра, уволившийся оттуда и ушедший таксовать в столицу. Уволившийся из-за того, что в новой постановке «Короля Лира», где он должен был играть Шута, отказался вручать Королю вместо короны кучку дерьма (муляж, естественно, хотя в современном театре может быть что угодно). История с уходом в таксисты очень жизненная — недавно в нашем возлюбленном Новосибирске один очень талантливый и популярный артист поссорился с режиссёром и ушёл в таксисты.

В «Рапане» (премьера была в прошлом году на фестивале в Выборге) меньше натурализма, пишут смотревшие, и больше театральности и условности, Суслин не злоупотребляет наработанными приёмами. Отмечают главную роль Вячеслава Гардера, артиста Воронежского облдрамтеатра, и в роли его матери, бывшей актрисы — Елену Шанину, блиставшую когда-то в роли Кончиты в ленкомовском мюзикле «Юнона и Авось».
Рапана в названии фильма — это имя головоногого моллюска, обладателя роскошной раковины, которую все привозят из отпуска на побережье в качестве сувенира: можно слушать шум моря, а можно использовать как пепельницу. Что и делает мать героя, понемногу спивающаяся за воспоминаниями о своей блестящей карьере.
Режиссёра уже окрестили Гиляровским русской глубинки и одним из самых интересных постановщиков нового поколения, новый его фильм, пишут, не разочарует.
После показа в «Победе» 31 июля в 19:00 о фильме можно будет поговорить с режиссёром Виталием Суслиным.
«Начать с нуля!»
(реж. Гуидо Кьеза, Италия, 2020)
С 28 июля
Кинопоиск 6.692 / IMDb 6.0
Кинотеатр ПОБЕДА
О фильме одним предложением
Феминистская комедия о женщине, способной изменить свою жизнь.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Героиня фильма, менеджер по маркетингу, чувствует постоянную фрустрацию, у неё всё не так и на работе, и в семье. Её нынешний партнёр — художник-неудачник, с сыном-подростком тоже не всё гладко, а на работе её обходит некомпетентный 20-летний инфлюэнсер… Модный гуру-консультант, к которому она обращается, даёт ей лекарство — и её жизнь меняется, точнее, меняется отношение к жизни…

Итальянские критики пишут, что Гуидо Кьеза, мастер зрительских комедий, снял в этот раз фильм, имеющий непосредственное отношение к нашей действительности, где женщины до сих пор страдают от неравноправия и абьюза, получают меньшую зарплату, подвергаются оскорблениям, чувствуют себя незащищёнными и ущемлёнными.
Пишут, что в героине эклектичной и разносторонней актрисы Валентины Лодовини, на которой фильм во многом и держится, многие итальянские женщины узнают себя. Наверное, узнают себя и многие российские женщины.
На постерах фильма — Валентина Лодовини с бейсбольной битой, что сразу вызывает в памяти образ Майкла Дугласа в незабвенном боевике Джоэла Шумахера «С меня хватит». Кинознатоки пишут, что итальянский фильм — ремейк чилийского прототипа, но кажется, сюжет настолько распространён, что трудно найти первоисточник. Из достоинств фильма итальянцы отмечают и хороший актёрский, «чемпионский» состав.

Оригинальное название «Я всё меняю!», российский вариант на удивление близок. Фильм показывается в рамках программы итальянских комедий.
«Не звезди!»
(реж. Оливье Барру, Франция, 2022)
С 28 июля
IMDb 4.9
В Рейтинге
О фильме одним предложением
Комедия о неисправимом лжеце, однажды просыпающемся в реальности, где все его выдумки стали правдой.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Ремейк канадского фильма трёхлетней давности. В квебекском «Лжеце» (оригинальное название обоих фильмов) герой должен был победить русских шпионов, спасти планету, завоевать сердце обладательницы титула «Мисс мира». Помогал ему его брат-близнец.
Фильм собрал в канадском прокате более 5 миллионов долларов, французы его заметили, компания «Гомон» купила права, Оливье Барру, на счету которого почти два десятка в основном комедий, сразу назвал сценарий гениальным.
Фильм снимали на Лазурном берегу, в прокате он уже две недели, среди французских фильмов на втором месте, критика разная — от полного восторга до очень скептических оценок. Но все сходятся, что для летнего отдыха, между пляжем и вечеринкой, кино вполне подходит.
«Асфальтовое солнце»
(реж. Илья Хотиненко, Россия, 2021)
С 28 июля
Central Partnership
О фильме одним предложением
Молодёжная комедийная драма о подростке на роликовой доске в конце советских 80-х.
О фильме развёрнуто (многобукв)
В конце 80-х в Советском Союзе не было не только секса, но и скейтбордов, точнее, не было такого слова, назывались они доской на роликах или даже «роликовым самокатом». Сам скейтборд, если не подводит память, появлялся впервые в фильме Карена Шахназарова «Курьер», где герой вместо того, чтобы отвезти вёрстку автору, отправляется с другом кататься на этой доске на Воробьёвы горы.
В фильме Ильи Хотиненко 15-летний Антон, переживающий последнее лето детства, переживает заодно и кризис — предательство отца, оставшегося за границей, размолвку с девушкой. Чтобы найти себя и пережить трудности, он отправляется на соревнования по скейтбордингу.
Кроме молодого, но известного по сериалам Артёма Фадеева, в фильме снимались Полина Агуреева и звезда театра Николая Коляды Олег Ягодин.
Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».
поделитесь статьей