«Кин-дза-дза!» с полным правом можно назвать одним из главных фильмов эпохи перестройки, хотя, кажется, никто особенно не рассматривал картину как манифест «нового мышления» (с ударением на первый слог), в ряду с «Покаянием», «Проверкой на дорогах», «Ассой» и другими лентами, ставшими для нас символами времени.
Сценарий придумывался Георгием Данелия и Резо Габриадзе ещё в эпоху застоя, при Черненко, печатался в журнале «Искусство кино» в первые месяцы прихода Горбачёва, снимался фильм в атмосфере пробуждающейся гласности, а вышел — в разгар общественных дискуссий и начала необратимых перемен. При этом полюбившееся миллионам советских зрителей кино сразу ушло, что называется, в народ: словечки и фразы стали общеупотребительными и вошли в словарь, школьники приветствовали друг друга, приседая с разведёнными руками, эстетика дерьма и палок воспринималась на ура в стране, измученной дефицитом товаров народного потребления.
За прошедшие годы кино бессчётное число раз показали по телевидению, выпустили на всевозможных носителях, поэтому миф, сложившийся вокруг фильма, только укреплялся. Об этом кино, кажется, известно всё до мелочей: как писался сценарий, чем он отличается от итоговой версии фильма, как и где происходили съёмки, кто снимался в самых мелких эпизодах и кому роли не досталось (снимались самые советские «первачи» — Михаил Любшин, Евгений Миронов, Юрий Яковлев, а некоторым по тем или иным причинам роли не досталось — например, Ярмольнику, которому не удалось сняться в своём эпизоде торговца звёздной пылью), как делались костюмы и откуда взялось название…
Нет смысла пересказывать, большая часть историй на слуху — и про костюмы с помойки, и про технические ухищрения в стиле «голь на выдумки хитра», и про импровизации в ходе съёмок, и про саундтрек (а музыку писал гениальный композитор Гия Канчели). В общем, легендарное по всем параметрам кино. Способствовал легенде и режиссёрский писательский талант: остроумный рассказчик и блестящий мемуарист Георгий Данелия много про этот фильм писал.