Сегодня, пожалуй, именно Сокуров отвечает и за престиж российского кино в мире (несколько десятков престижнейших премий, присутствие в списке ста крупнейших режиссёров, составленном Европейской киноакадемией ещё в середине 90-х), и за новые технологические решения (вспомнить хоть «Русский ковчег», снятый одним кадром), и за гражданскую позицию кинематографа (режиссёр, известный критическим отношением ко многим политическим решениям внутри страны, был до недавнего времени членом Совета по правам человека, едва ли не единственным, позволявшим себе спорить с президентом), и за преемственность поколений, в конце концов (выпускники его школы уверенно выходят на международную арену, это самая заметная молодая киноплеяда российских режиссёров последних двух десятилетий).
О поэтике Сокурова, его принципиальной новизне, работе на стыке документального и художественного кино (в художественных лентах он использует хронику и многие приёмы кино документального, а к документальным фильмам подходит как к художественным), обращение к серьезнейшим моральным и общественным проблемам, размышления о природе власти и человека, роли культуры и искусства в жизни — это только малая часть граней таланта художника.