Главные фильмы недели:

Tilda Publishing
что смотреть в «Победе» 2 — 8 июня?
СОБЫТИЯ
Сергей Самойленко
«Хиросима, моя любовь»
(реж. Ален Рене, Франция, 1959)
Со 2 июня
Кинопоиск 8.012 / IMDb 7.9
RWV Films
О фильме одним предложением
Великое кино, смешавшее ядерный пепел и пот на телах любовников, любовь и смерть, память и примирение.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Один из самых известных фильмов в истории кино реставрирован в 4k и выходит в российский прокат.
Полнометражный дебют режиссёра, до этого снимавшего только документальные ленты и короткий метр, сразу же вознёс его на кинематографический олимп — его коллеги-ровесники, творцы «новой волны», были в восторге.

Годар не скрывал зависти и говорил, что после пятнадцати первых минут ленты Рене понял, что теперь снимать постельные сцены бессмысленно. Шаброль уверял, что это лучшее кино, которое он видел за 500 лет. Премии и номинации только подтвердили статус фильма, который, тем не менее, вызвал и скандал, и бурные обсуждения.

История короткой любви случайно встретившихся французской актрисы и японского архитектора через пятнадцать лет после атомной бомбардировки японских городов была воспринята если не кощунственной, то провокационной.
Безымянные герои, проводящие большую часть фильма в постели, на фоне документальных кадров жертв трагедии и планов восстановленного города, разговоры о памяти — всё это многим показалось несовместимым.
Плюс ко всему личная история героини, которая в шестнадцать лет в родном городе Невере во время оккупации влюбилась в немецкого солдата, была наголо обрита после освобождения, заточена в подвал и отправлена затем подальше от родного дома — в Париж.

Режиссёра обвиняли в том, что он уравнял и обесценил (если пользоваться современным термином) трагедию десятков тысяч погибших и пострадавших с частной, незначительной историей, сравнил «горизонтальный коллаборационизм» (язвительный термин о связях француженок с немцами во время оккупации) с атомной бомбардировкой.

Советские кинокритики называли фильм прогрессивным и писали о нём, но показать в прокате его в то время было немыслимо — при всем антивоенном пафосе постельные сцены цензуру не могли пройти.
А на фестивале в Каннах, где фильм поддерживало французское министерство культуры и лично министр Андре Мальро, под давлением американской делегации, усмотревшей в «Хиросиме» обвинительный приговор атомной войне и США, фильм исключили из конкурса.
Сегодня это кино актуально ничуть не меньше. Рене, до этого снявший ленту «Ночь и туман» о холокосте, в «Хиросиме» задаётся вопросом, возможно ли делать кино об исторической катастрофе, и приходит к выводу, что невозможно — но можно говорить о невозможности такого кино, такого разговора.

Поэтический, разорванный на фрагменты текст Маргерит Дюрас (номинация на «Оскар» за лучший сценарий, для писательницы фильм тоже стал дебютом в кино, искусством, которое стало для неё впоследствии не менее важным, чем литература) играет не меньшую роль, чем камера Саши Верни, кружащая по японскому городу, пустым гостиничным коридорам, заглядывающая в больницы и кафе. Оператор, впоследствии сотрудничавший с Питером Гринуэем, создал для фильма эффектное чёрно-белое решение.
В фильме друг на друга наслаиваются мужской и женский голоса, прошлое и настоящее, игровое и хроникальное, любовь двоих — и историческая трагедия.
Сегодня, в дни великих потрясений и угроз мирового масштаба, это кино стоит посмотреть — и не только как предупреждение и предостережение, но и как фильм о надежде и примирении. О том, что жизнь продолжается даже после великих катастроф.
«Вторая жизнь Уве»
(реж. Ханнес Хольм, Швеция, 2015)
Со 2 июня
Кинопоиск 8.071 / IMDb 7.7
Русский Репортаж
О фильме одним предложением
Грустная жизнеутверждающая комедия о пожилом шведе, расхотевшем жить.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Шведское кино, возможно, будет вскоре ассоциироваться не только с именем титана Бергмана и сумрачным шведским нуаром, но и с позитивными, да простится мне этот эпитет, хотя и грустными комедиями, снятыми по бестселлерам последнего времени.
«Вторая жизнь Уве» — как раз символ такого нового шведского кино.
История сварливого 59-летнего инженера, потерявшего любимую жену и любимую работу и вследствие этого расхотевшего жить, стала третьим по сборам фильмом на родине и международным хитом, чуткие к трендам американцы в этом году выпускают свой ремейк.

Российские зрители в отзывах привычно ругают фильм за толерантность (по сюжету от суицида Уве спасает «понаехавшая» из Ирана соседка Парване с её не в меру общительными детьми). А «Искусство кино» пишет, что история укладывается в глобальный метасюжет о всемирном переселении народов. Российское кино только-только начинает осознавать эту тему и подступаться к ней. Как и российское общество в целом.
«Служанка»
(реж. Пак Чхан-Ук, Южная Корея, 2016)
С 1 июня
Кинопоиск 7.61 / IMDb 8.1
Официальные трейлеры HT-SiK
О фильме одним предложением
Лесбийский эротический триллер на грани софт-порно от культового корейского режиссёра.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Перенесённый на корейскую почву роман англичанки Сары Уотерс, изысканный эротический триллер-детектив, в котором злодей нанимает мошенницу, чтобы она в роли служанки в аристократическом доме помогла обольстить хозяйку и завладеть наследством, — но у служанки с хозяйкой завязывается любовь. Режиссёр крайне всерьёз относится к жанру мелодрамы, доводя её до трагедийности.
«Олдбой»
(реж. Пак Чхан-Ук, Южная Корея, 2003)
4, 5 июня
Кинопоиск 8.075 / IMDb 8.4
Русский Репортаж
О фильме одним предложением
Жесточайшая кровавая драма вины и мести в жанре детектива.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Самый знаменитый фильм южнокорейского режиссёра Пак Чхан-Ука (кажется, сегодня именно так правильно пишется его фамилия), средняя часть трилогии о мести по мотивам японского комикса.
Простого клерка после попойки похищают неизвестные, пятнадцать лет держат в комфортабельной тюрьме, а потом выпускают — и он пытается найти похитителя и отомстить ему.
В «Олдбое» сюжетная пружина закручена на максимум, он нашпигован цитатами и аллюзиями до предела: от «Царя Эдипа» и «Графа Монте-Кристо» до Фрейда.
Фильм называли восточным ответом тарантиновскому «Убить Билла» — сам американец в это кино, по его словам, влюбился.
Фильм настолько поразил всех, что Спайк Ли потом снял голливудский вариант — но, как обычно, американский ремейк получился куда более пресным, бледным и предсказуемым.
«Святым тут не место»
(реж. Альфонсо Пинеда Ульоа, Мексика, США, 2022)
С 1 июня
IMDb 4.3
Kinologistika
О фильме одним предложением
Крайне жестокая криминальная драма о вышедшем из тюрьмы наемном убийце, ищущем сына.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Вышедший несколько дней назад в прокат мексиканско-американский триллер снят по сценарию Пола Шредера, соавтора Марина Скорсезе («Таксист», «Бешеный бык». «Последнее искушение Христа») и режиссёра («Американский жиголо», «Холодный расчёт»). Судя по скудным отзывам и зрительским рейтингам, лента, в которой снялись во второстепенных ролях Тим Рот и Рон Перлман, а главную роль, убийцу по имени Иезуит, сыграл Хосе Мария Яспик («Нарко»), не задалась.

Лучший пока критический отзыв — советы родителям: «Это очень жестокий, подпитываемый местью триллер с проблематичным отношением к женщинам и детям, с расовыми стереотипами.
Женщин избивают и пытают, ребёнка пытают и убивают, кино включает в себя стрельбу, драки, кровавые раны и брызги крови, а также различные «творческие» способы причинять боль и убивать…
Есть две довольно безобидные сексуальные сцены (слышны стоны, но ничего не видно), плюс несколько обнажённых до пояса женщин в стриптиз-клубах, плюс несколько диалогов, связанных с сексом».

Персонажи нюхают кокаин, курят сигареты и сигары и пьют виски. Лексика, предупреждают, очень насыщенная и сильная, такие фильмы, кажется, любит переводить Гоблин — интересно, как перевели для российского проката.
«Нелегал»
(реж. Дмитрий Давыдов, Россия, 2022)
Спецпоказ 7 июня
Melomankaz
О фильме одним предложением
Жестокая почти документальная драма о мытарствах киргизского подростка-мигранта в Якутии.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Новый фильм одного из первых якутских режиссёров, признанных на федеральном уровне. Фильм о нелегальном мигранте в Якутии снял режиссёр, сам якутом не являющийся.
Критик «Фонтанки» предполагает, что Давыдова взяли в конкурс «Кинотавра», наградили за его «Пугало» потому, что сам он «чисто физиономически не отличается от своих коллег из Москвы и Петербурга…»
В российском кино тема мигрантов (важнейшая для общества последние тридцать лет) почти не отражена: едва ли не одна «Айка» Сергея Дворцевого, претендовавшая на «Оскар» (от Казахстана, что характерно), несколько сериалов и расистские по сути анекдоты «Нашей Раши».

Давыдову работу над фильмом пришлось много раз откладывать, в частности, и потому, что сама тема мигрантов стала огнеопасной: в Якутии в 2019 году вспыхнули масштабные протесты против мигрантов, дошедшие до открытых столкновений.
Режиссёр снимает без прикрас, без метафор и поэтичности, герой фильма, подросток Нурбек, приезжает в холодный и злой Якутск, где никому не нужен, на заработки, терпит побои и издевательства, живёт как изгой.
О фильме уже сейчас много положительных отзывов, но хватает и упрёков в спекуляции на острой теме. Чего в нем больше, правды жизни или хайпа, лучше решить самому. Тем более что после спецпоказа в «Победе» (7 июня, 19:00) состоится видеоконференция с режиссёром.
«Модель»
(реж. Ольга Ланд, Россия, 2022)
Со 2 июня
В Рейтинге
О фильме одним предложением
Кино о российской модели в Калифорнии, проснувшейся после бурной вечеринки на пляже с окровавленным ножом в руках рядом с трупом.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Большего о фильме не известно, трейлер, кроме убийства, намекает не только на расследование, но и на похищение девушки с требованием выкупа, и неоднозначное прошлое её отца…
В общем, не всё так просто. На счету режиссёрши — несколько сериалов, названия которых вряд ли что скажут зрителю, про Анну Дойникову в главной роли вообще ничего не известно, кроме того, что она сыграла в мелодраме «Не в деньгах счастье» Ольги Ланд.
«Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция»
(реж. Дмитрий Крымов, Россия, 2021)
5 июня
TheatreHD
О фильме одним предложением
Кинопоказ одного из лучших спектаклей прошлого года, гимн во славу театра.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Запись спектакля, поставленного на сцене «Мастерской Петра Фоменко», «Золотые Маски» Дмитрию Крымову за режиссуру и Евгению Цыганову за главную роль, девять номинаций на национальную театральную премию.

По сюжету это репетиция оперы Моцарта, главный герой — прославленный режиссёр Евгений Эдуардович. Когда он входит в зал, по его лицу, скрытому под маской, походке, жестам невозможно узнать Евгения Цыганова.
Режиссёр в бешенстве от того, как поют молодые актёры, когда нет сил объяснять, он расстреливает их по очереди…
Лиричная и иронично безжалостная комедия масок, нечто среднее между Габриадзе и Тарантино, как определил журнал «Театр».

Театр, в который для постановки оперы Моцарта «Дон Жуан» возвращается некогда известный, великий и могучий Режиссёр и который населяют люди-шаржи. Театровед Павел Руднев так говорит о спектакле: «Поначалу кажется капустником. А потом мнимое, такое весёлое представление первого акта сменяется глубоко трагическим вторым актом.
Ближе к финалу мы понимаем: это разговор о жизни и смерти в искусстве. О том, как художник кровью расплачивается за собственное чудачество на сцене. О том, что каждая сцена является кладбищем для артиста».
В «Победе» спектакль представит главный режиссёр театра «Глобус», член жюри фестиваля «Золотая Маска» Алексей Крикливый (5 июня, 15:00).
Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».
поделитесь статьей