Главные фильмы недели:

Tilda Publishing
что смотреть в «Победе» 19 — 25 января?
СОБЫТИЯ
Сергей Самойленко
Ретроспектива Джима Джармуша
19 — 25 января
Фото: vpobede.ru
О ретроспективе развёрнуто (многобукв)
К 75-летию Джима Джармуша «Победа» показывает ретроспективу его фильмов — семь первых лент, начиная с самых ранних, которые никогда не шли в российском прокате. Кинотеатр будет их демонстрировать, будто прокручивая киноплёнку времени наоборот, задом наперёд — от более поздней ленты «Кофе и сигареты» к самой первой, «Отпуску без конца», снятой ещё на 16-миллиметровую плёнку.
Джим Джармуш — важнейшая фигура независимого американского кино, да и мирового тоже. Он снимает уже больше сорока лет и место в истории кинематографа себе обеспечил.
Родившийся в Огайо, живущий в Нью-Йорке, учившийся в том числе и в Париже, работавший ассистентом Николаса Рэя Джармуш — белая ворона на родине, более европеец, чем многие режиссёры Старого Света.

Его картины долго лучше принимали в Европе, чем в Америке, хотя и европейские критики далеко не сразу распознали в нем большого, ни на кого не похожего режиссёра. Достаточно полистать рецензии на его фильмы в ведущих изданиях. Собственно, мы сейчас и воспользуемся случаем, чтобы напомнить, насколько неоднозначными были оценки.

Показы будут проходить на языке оригинала с субтитрами.
«Кофе и сигареты» (США, Япония, Италия, 2003)
19 января, 18:45. Кинопоиск 7.532 / IMDb 7.0
Иван Петров
Одиннадцать чёрно-белых новелл-разговоров обо всём и ни о чём.

Фильм собирался 17 лет — первая история с участием друзей, практически неизвестного тогда Роберто Бениньи и американского комика Стивена Райта, была снята в 1986 году. Потом с перерывами в несколько лет появились ещё две части — одна, в которой сыграли Том Уэйтс и Игги Поп, получила приз за лучшую короткометражку в Каннах. Ещё через несколько лет пазл из абсурдных сатирических, лирических и поэтичных историй собрался.

К этому времени у Джармуша уже было реноме и в Соединённых Штатах, но всё равно отзывы были скорее кислые. Судите сами. Например, San Francisco Chronicle, кинокритик Мик ЛаСалль: «Несмотря на богатый кастинг, кофе получился слабый. Лучший возможный отзыв — фильм доказывает, что у Джима Джармуша много знаменитых друзей и его настолько высоко ценят хорошие люди, что готовы сниматься в любом проекте с его именем. Но сам фильм плоский и не вдохновляющий. Снятый в чёрно-белых тонах, «Кофе и сигареты» представляет собой серию не связанных между собой разговоров, иногда занятных… Но если бы весь фильм был просто милым и пустым, это было бы хоть что-то. В основном же он до боли скучен… Чтобы оставаться в сознании во время просмотра, может потребоваться не одна чашка кофе…»

А вот отклик Би-би-си: «Беспорядочная и совершенно бессмысленная сценка с Бениньи и Стивеном Райтом в главных ролях типична для Джармуша: два человека сидят в комнате, не понимают друг друга, пыхтят сигаретами и пьют гадость чёрного цвета…» Ну и ещё несколько цитат из обзоров крупных газет. Spectator: «Фильм так же безнадежен, как попытка поймать взгляд официанта в обеденный перерыв…» Boston Globe: «Учитывая, что крутой ретрообраз фильма держится на контрасте между чёрным кофе и белыми сигаретами, жаль, что добрая половина актёров довольно неубедительно курит.
Кофе и сигареты, чёрное и белое — это практически вся идея фильма. У Джармуша возникла мысль собрать вместе маловероятные комбинации актёров для 11 виньеток и посмотреть, что получится. Ответ: ничего особенного».
В общем, статус культового этот альманах получил далеко не сразу и не единодушным голосованием.
«Мертвец» (США, Германия, Япония, 1995)
20 января, 18:45.
Кинопоиск 7.843 / IMDb 7.5
Иноекино
Мистический вестерн о посмертном путешествии молодого счетовода Уильяма Блейка по Дикому Западу.

Фильм вышел в год, когда мир торжественно отмечал столетие кинематографа, и потому поезд, на котором едет на Дикий Запад герой Джонни Деппа, имеет особое значение. Поезд — символ кино со времён братьев Люмьер, и для киномана Джармуша, во время своей учёбы в Париже пропадавшего в синематеке, это средство передвижения наполнено глубокими смыслами (напомним, фильм Джармуша 1989 года называется «Таинственный поезд»).

Проехавшая по экранам картина далеко не сразу была признана шедевром, да и с прокатом всё сложилось не так блестяще, как могло быть. «Мертвец», в производство которого режиссёр вложил и свои деньги, был первым фильмом, который он отдал во всеамериканский прокат. Занималась показом компания Харри Вайнштейна (того самого недавно осуждённого за абьюз и сексуальное насилие киномагната), но делала это — умышленно — из рук вон плохо.
Вайнштейн уже после подписания договора ультимативно потребовал внести изменения в ленту, Джармуш отказался, продюсер обиделся, и в итоге фильм собрал в США только миллион долларов. Успех в Европе был в основном творческий — приз Европейской киноакадемии, фестиваль в Каннах и поклонение фанатов.
Но на родине отзывы влиятельных критиков были далеко не комплиментарными. Вот, например, New York Times: «Фильм начинается с гротеска, настолько сенсационного, что ждешь сюрреалистическое надгробное слово о голливудском вестерне. Ожидания, к сожалению, не оправдываются… Энергия фильма ослабевает менее чем через час, и по мере того, как пульс ослабевает, он превращается в причудливую аллегорию…»

А вот цитата из San Francisco Chronicle: «Действительно ли нам нужна сцена с Игги Попом, читающим Библию, пока его товарищи сдирают шкуры с животных? Или ссорящаяся троица охотников за головами?..
Джармуш пробует множество приёмов — некоторые забавны, некоторые гротескны — и настолько увлекается стилистическими изысками, что так и не заканчивает своё высказывание о хрупкости жизни…»
Что хвалили единодушно, так это музыкальные темы Нила Янга, подчёркивающие психоделическо-апокалиптическую атмосферу фильма, и чёрно-белую операторскую работу.

Время, однако, всё расставило по местам, и сегодня никто из вменяемых критиков не рискнёт подвергнуть сомнению достоинства картины.
«Ночь на земле» (Франция, Великобритания, Германия, США, Япония, 1991)
21 января, 18:45. Кинопоиск 7.9 / IMDb 7.7
Иноекино
Один из лучших фильмов Джима Джармуша, пять такси-историй в разных концах мира.

Пять городов, пять историй о таксистах — Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Париж, Рим, Хельсинки. В эпизоде в Хельсинки играют актёры из фильмов братьев Каурисмяки, в римском — Роберто Бениньи, водитель, рассказывающий пассажиру-священнику о своей сексуальной жизни (сначала тыква, потом овца, потом жена брата) и не замечающий, как тот умирает, в Лос-Анджелесе Вайнона Райдер играет таксистку по имени Корки, которая подвозит на съёмки артистку, та предлагает ей пройти пробы в Голливуде, но Корки отказывается.
Человечное, грустное и смешное кино, не без мрачного юмора, такое сейчас никто уже не снимает, даже сам Джармуш.
Но сразу после выхода фильм мало кто оценил. Вот, к примеру, The Washington Post снисходительно похваливает кино: «Даже в своих самых плохих работах (то есть в этом фильме) режиссёр Джармуш сохраняет привлекательное чувство эксперимента… В европейских эпизодах комедия быстро сходит на нет… В хельсинкском эпизоде зритель уже молит о скорейшем наступлении рассвета…»

Подобных рецензий было много, но зато авторитетнейшая New York Times отозвалась очень благосклонно: «Джармуш как режиссёр «актёрский» становится всё лучше и лучше… Этот фильм, будто джаз, превращает обыденность в нечто захватывающее, таинственное и новое…»
«Таинственный поезд» (США, Япония, 1989)
22 января, 18:45.
Кинопоиск 7.626 / IMDb 7.5
Shasta Fay
Три абсурдно-комедийных истории, герои которых встречаются в отеле Мемфиса в штате Теннесси.

В четвёртом фильме Джармуша связывающий новеллы не очень таинственный поезд из названия (и песенки Элвиса Пресли) прибывает на вокзал Мемфиса, города короля рок-н-ролла, а в конце увозит возлюбленную одного из персонажей-неудачников — безработного Джонни по кличке Элвис.

Действие происходит в старом отеле «Аркада» (его снесли, так что фильм — документальный памятник легендарному месту), за стойкой — портье в ярко-красном пиджаке и галстуке (великий блюзмен Скримин Джей Хокинс) и его помощник, мальчишка-носильщик (Синке Ли, младший брат режиссёра Спайка Ли). В каждом номере на стене — портрет Элвиса Пресли.
Герои одной новеллы — пара японских тинейджеров, второй — итальянка Луиза, сопровождающая гроб с телом мужа и застрявшая в Мемфисе, третьей — тот самый неудачник Джонни, которого бросила подруга. В общем, ранний Джармуш во всей красе.
Американская критика приняла фильм на удивление тепло. В основном, конечно, газеты подробно пересказывали сюжеты историй, но и оценки давали тоже. New York Times: «При повторном просмотре я был поражён тем, каким прекрасным сценаристом стал Джармуш. Диалоги звучат так, словно их записывали микрофонами, спрятанными в закусочных, автобусах, залах ожидания, уборных, мотелях и под парковыми скамейками. Иногда уморительно банальные, но при этом ни одно слово не пропадает зря».

Washington Post: «Самое замечательное в этом фильме — его безграничность. Щедрый сценарий даёт равную свободу всем персонажам, а затем оставляет их с незаконченными делами, что делает их очень живыми».
«Вне закона» (США, 1986)
23 января, 18:45.
Кинопоиск 7.843 / IMDb 7.7
Иноекино
Несмешная чёрно-белая комедия о трёх неудачниках, сначала попавших в тюрьму, а потом сбежавших и разошедшихся в разные стороны.

Третий полный метр Джима Джармуша, отобранный для конкурсного показа Каннского кинофестиваля, в котором фабула, как и в других ранних фильмах режиссёра, играет второстепенную роль. Тем не менее все критики (а фильм по выходе заслужил отклики ведущих американских киноэкспертов, начиная с великого Роджера Эберта) её старательно пересказывают.

Итак, Новый Орлеан, окраинные «опасные кварталы», тюрьма, в которой скрещиваются судьбы трёх героев, из которых по-настоящему виновен только один, а двоих подставляют. Один, высокомерный сутенёр, идёт по наводке вербовать новую «девочку», оказывающуюся несовершеннолетней. Другой, диск-жокей, потерявший работу, которого со скандалом выгоняет из дома подруга, соглашается за тысячу баксов перегнать на другой конец города краденый лимузин, в багажнике которого оказывается труп. Третий, наконец, итальянский турист — карточный шулер, почти не говорящий по-английски, разоблачённый во время игры и убивший одного из преследователей бильярдным шаром. Все трое оказываются в одной камере, но чудесным образом совершают побег и, поскитавшись по заболоченным речкам Луизианы, добредают до придорожной забегаловки, где итальянец, влюбившись в хозяйку, остаётся, а сутенёр с диск-жокеем расходятся в разные стороны.
Фабула (заметно даже в пересказе) сшита на живую нитку из штампов старых нуаров и голливудской дребедени, но это-то и доставляет особенное удовольствие киноману.
А еще большее — кастинг. Джармуш, водивший широкие знакомства не только в киношной нью-йоркской среде, но и среди совершенно разных музыкантов, пригласил на первую большую роль Тома Уэйтса (диск-жокей), уже снявшегося у Джармуша в «Более странно, чем в раю» джазового музыканта-саксофониста Джона Лури (сутенёр) и ещё малоизвестного тогда Роберто Бениньи, которого американские критики называют уморительным гибридом Чарли Чаплина и Пьера Ришара.

Фильм снял оператор Вима Вендерса голландец Робби Мюллер (потом снявший и другие фильмы Джармуша, включая «Мертвеца», и «Рассекая волны» фон Триера), в саундтреке звучит наждачный голос Уэйтса (начальный головокружительный проезд камеры по криминальным задворкам Нового Орлеана с балюстрадами южной готики под «Жокея, полного бурбона»), абсурдные диалоги героев, снятые с совершенно серьёзным видом, нитевидный пульс сюжета (собственно побег из тюрьмы, основное блюдо тюремного жанрового кино, здесь почти и не показан), изысканная визуальность — образцовый фильм раннего Джармуша: герои встретились, поговорили ни о чём и разошлись, чтобы больше никогда не увидеться.
«Более странно, чем в раю» (США, Германия, 1984)
24 января, 18:45. Кинопоиск 7.69 / IMDb 7.4
Vagabundo
Тонкая драмеди про молодого нью-йоркского шулера, к которому приезжает кузина из Венгрии и меняет его жизнь.

Немногие фильмы считаются действительно важными вехами в истории американского инди-кино последней четверти XX века. Второй фильм Джармуша — из их числа.
В нём уже есть всё, что потом принесёт ему успех и любовь ценителей, — чёрно-белая, как бы выцветшая плёнка, трёхчастная структура, много мелких эпизодов, странные, как бы чужие в своей стране персонажи, специфический юмор, коктейль киноманской насмотренности и тусовочной американской клубной культуры.
И великая песня Скримин Джей Хокинса I Put a Spell on You.

Неслучайно фильм получил «Золотого леопарда» на фестивале в Локарто, а в Каннах — премию за лучший дебют. А в 2002 году Библиотекой Конгресса он был внесён в национальный реестр фильмов, имеющих культурное и художественное значение. На дисках фильм издавался много раз, в том числе и в престижнейшей Criterion Collection, но на большом экране в России его никогда не показывали.
«Отпуск без конца» (США, 1980)
25 января, 18:45.
Кинопоиск 7.071 / IMDb 6.2
Jenya Avdeev
Два с половиной дня юного жителя Нью-Йорка, обаятельного лоботряса, любящего джаз.
Дебютный полный метр Джармуша, снятый на деньги, полученные по гранту на оплату обучения в киношколе Нью-Йоркского университета, — фильм должен был стать дипломной работой. Университет, впрочем, он бросил, а диплом получил только годы спустя.
В фильме критики видят сильную автобиографическую составляющую: герой Олли, увлечённый Чарли Паркером молодой человек, слоняется по совсем не парадному городу, встречает знакомых и незнакомых людей, напевает, рисует на стенах, читает подруге Лотреамона, чтобы, наконец, отправиться в этот самый отпуск: в финале мы видим его на палубе корабля, отплывающего в сторону Европы, и под заключительные титры смотрим на панораму удаляющегося Манхэттена.
Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».
поделитесь статьей