Что смотреть в «Победе» на этой неделе?

Tilda Publishing
Шорт-лист 15 – 22 июля
СОБЫТИЯ
Сергей Самойленко
«На игле»
(реж. Дэнни Бойл, Великобритания, 1996)
С 15 июля
IMDb 8.1 / Кинопоиск 7.94
Иноекино
В российском прокате при поддержке компании «Иноекино» — премьера без преувеличения культового фильма, снятого четверть века назад. Да, как ни странно — премьера.

В 1996 году, когда «На игле» Дэнни Бойла феерически прокатывался по всему миру, никакого кинопроката в постсоветской России ещё не было — в большинстве кинотеатров чем-то торговали, от шуб до автомобилей, а вовсе не крутили кино. Популярности фильма у российских зрителей это не помешало, его смотрели на кассетах и регулярно крутили по всё умножающимся телеканалам.

Лихо и сюрреалистично стильно снятая комедия из жизни четырёх шотландских джанки оказалась необычайно уместна не только в посттэтчеровской Англии, но и в ельцинской России. Вдруг выяснилось, что и тут достаточно молодых маргиналов, выбравших вместо гонок за преуспеванием и карьерой, успешностью и процветанием существование на дне, на обочине.

Щегольский киноманский фильм (с кучей цитат и отсылок то к Стэнли Кубрику, то к Мартину Скорсезе), поженивший эстетику распада с поп-культурой, в России ценили более всего не потребители веществ, а вполне благополучные русские яппи.

Ирвин Уэлш, бывший шотландский сантехник, описавший в первом романе свой опыт зависимости, был едва ли не самым популярным писателем у русскоязычного читателя, не в пример, допустим, отечественному аналогу Баяну Ширянову. Это как минимум парадоксально, потому что главный посыл фильма — антиконсюмеристский, протест против общества потребления в нём звучит от начала до конца.

В фильме, по общему признанию, Дэнни Бойлу удалось ухватить что-то из духа времени и этим изменить благочинный английский кинопейзаж 90-х. Успех фильма в результате запустил карьеры и Дэнни Бойла (оскароносный «Миллионер из трущоб», театральная постановка «Франкенштейна» с Камбербетчем), и Юэна Макгрегора, сыгравшего главную роль.

«На игле» нельзя в полной мере отнести к кино проблемному и социальному, хотя отчасти Бойл унаследовал эту традицию. Нельзя и назвать фильмом против — все ужасы героиновой зависимости подаются в нём без морализаторства, а сцены трипов сняты красочно, с гротеском и чёрным юмором.

Фильм Дэнни Бойла не первый и не последний о смешных и страшноватых приключениях джанки (вспомним хотя бы столь же отвязный «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» Терри Гиллиама), но, безусловно, один из самых талантливых. Куча призов и статус всенародно любимого кино совершенно заслужены, хотя интересно, что найдут для себя сегодняшние зрители в злоключениях героев. Они, впрочем, на большом экране уже могли их видеть — в фильме «Т2: Трейнспоттинг». Дэнни Бойл в 2017 году снял сиквел по другому роману Уэлша, более того, где-то обмолвился, что возможен и третий фильм с этими же героями.

Все сеансы фильма пройдут на английском языке с русскими субтитрами — для тех, кто хочет попробовать пробиться через шотландский акцент персонажей. Для проката в США, например, часть фильма пришлось переозвучивать — зрители ничего не могли понять.
«Бендер: Золото империи»
(реж. Игорь Зайцев, Россия, 2021)
с 15 июля
Central Partnership
Вторая, средняя часть киносериального проекта киностудии Sreda и канала «Россия». Продюсер Александр Цекало, нашедший рецепт успеха в бойком «Гоголе», вновь сделал продукт, рассчитанный сразу на две платформы: в кинопрокате можно показать как отдельные полнометражные ленты, на телевидении — как сериал.

Обращение к русской литературе тоже логично, где же ещё черпать сюжеты и темы, как не у классиков. Фильм этот никакой, по правде говоря, не сиквел — хотя действие и отнесено к первым годам Гражданской войны в России, на которую пришлась юность великого комбинатора, внятной связи ни с романами Ильфа и Петрова, ни с фильмами по романам в этом кино не просматривается. Это, скорее, вольная вариация на тему, где главную роль играет даже не сын турецкоподданного, а папа-турецкоподданный, Ибрагим Бендер. Пастиш, фанфик.

В первом фильме, «Бендер: Начало», уже идущем в прокате, завязаны все фабульные узлы и щедро брошены на холст краски: отношения папы с сыном, поиски всё ускользающего драгоценного жезла, одесский юмор вперемежку с камедиклабовским, немного Бабеля и неуловимых мстителей, Мишка Япончик, любовь-морковь и всё такое. Во втором фильме будет Нестор Махно.

При этом у фильма-сериала впечатляющий кастинг: папа-Бендер — Сергей Безруков, сын — Арам Вардеванян, Махно — Павел Деревянко. Впереди маячит третья часть. Очевидно, что кино будут сравнивать с фильмом Марка Захарова с Мироновым в роли Бендера, но по мне, это бессмысленно — мексиканский тушкан стоит шанхайского барса.
«Расторгуев»
(реж. Елена Останина, Россия, 2021)
с 15 июля
Meduza
Документальная лента о режиссёре документального кино Александре Расторгуеве, погибшем три года назад в Центральноафриканской Республике (вместе с ним были убиты журналист Орхан Джемаль, оператор Кирилл Радченко), куда маленькая съёмочная группа отправилась снимать фильм о российской ЧВК Вагнера.

Расторгуев — ключевая фигура в документальном российском кино, бескомпромиссный и страстный исследователь русской жизни. В соавторстве с Павлом Костомаровым он снял документальные фильмы «Я тебя люблю» (2010) и «Я тебя не люблю» (2012), которые были представлены на нескольких зарубежных кинофестивалях, в том числе Роттердамском. В 2012 году совместно с ведущим НТВ Алексеем Пивоваровым и Павлом Костомаровым создал интернет-проект «Срок», позже вместе с ними же запустил масштабный документальный проект «Реальность». В своих работах был близок к «новой драме» и Театру.doc.

Самое масштабное, эпическое документальное полотно Расторгуева — фильм «Дикий, дикий пляж. Жар нежных», после него режиссёра станут называть главным документалистом современной России. Виталий Манский считал, что если бы Расторгуев снял только эту картину, этого было бы более чем достаточно для того, чтобы говорить о нём как о гении. Авторский хронометраж ленты — более пяти часов, это документальный блокбастер из жизни отдыхающих на берегу Чёрного моря, портрет современной России во всей красе.

Посмертный оммаж режиссёру сняла его вдова Елена Останина. О Расторгуеве говорят в кадре многие знавшие его и работавшие с ним режиссёры, актёры, продюсеры, киноведы: Фёдор Бондарчук, Алексей Попогребский, Александр Роднянский, Любовь Аркус. Важно, что в картине использованы только те кадры, где Расторгуев говорит и действует, или те кадры, которые он снял сам.
«Влюблённый Ван Гог»
(реж. Жан-Люк Аяш, Франция, 2020)
с 15 июля
Русский Репортаж
Излюбленное блюдо французского кинематографа — романтическая комедия, в меру сентиментальная и лирическая, при этом неглупая. Фильм, надо заметить, не только, как обычно, о любви, но и об искусстве, в том числе современном.

Фабула вполне фантазийная: художник Лео Мадзотти, когда-то с фразой Ван Гога на устах «Подлинная любовь вселяет отвращение к искусству» покинувший возлюбленную и родной город, делает головокружительную карьеру арт-звезды и возвращается через много лет к родным пенатам на открытие своей большой выставки. Для него это повод восстановить отношения — но он обнаруживает, что за Элизой ухаживает сошедший со своего живописного автопортрета Ван Гог, который собирается жениться на ней, нарожать детей и бросить искусство...

Режиссёр говорит, что старался быть максимально точен в изображении фигуры Ван Гога, художника и человека, который никогда не знал счастливой любви. Жан-Люк Аяш признаётся, что хотел смешать в картине коктейль из лёгкости, эмоций, юмора, повседневности и сверхъестественного. Любовный четырёхугольник на экране (у художника есть подруга, модная нью-йоркская галеристка, которой он обязан славой и гонорарами) складывается на фоне рассуждений об искусстве, успехе, подлинности, преемственности. И потерянном счастье, которое хочется обрести вновь.
«Город тайн»
(реж. Роберт Коннолли, Австралия, США, 2020)
с 15 июля
IMDb 6.9 / Кинопоиск 6.39
iVideos
Режиссёр Роберт Коннолли известен своей драмой «Бумажные самолётики», получившей «Хрустального медведя» в Берлине в 2015 году, работой в сериале «Тайная власть», документальным фильмом о Джулиане Ассанже.

«Город тайн» снят по свежему бестселлеру австралийки Джейн Харпер. По описаниям, это вариация классического детектива whodunit, в котором сыщик распутывает криминальную загадку на радость зрителям. Фабула проста: детектив Аарон Фальк, сделавший карьеру федерального уровня, приезжает через 20 лет в родное захолустье на похороны лучшего друга юности, который, судя по всем уликам, сначала убил жену и дочь, а потом себя. Детектив не верит очевидному и берётся распутывать клубок, в котором тайны прошлого сплелись с настоящим. Попутно одолевая своих демонов — 20 лет назад ему с отцом пришлось уехать из городка после смерти гёрлфренд, смерти, в которой он невиновен, но подозревали его.

Декорации детектива — засушливая местность, в которой вся природа страдает от жажды, собственно, и оригинальное название фильма можно перевести как «Засуха» или «Сушь». Возможно, при дефиците качественных детективов на экране он хоть немного утолит жажду запутанных расследований.
«Унесённые призраками»
(реж. Хаяо Миядзаки, Япония, 2001)
20, 21 июля
IMDb 8.6 / Кинопоиск 8.443
Pioner Cinema
Повторный прокат шедевра великого японского аниматора — фильм, как и 16 других шедевров, выпущен в прокат компанией «Пионер», а сами киноленты отреставрированы под присмотром мастера. Первый показ в «Победе» 20 июля состоится аккурат в 20-летие премьеры, сеанс на японском языке с русскими субтитрами. Сеанс на следующий день — с новым русским дубляжом.

«Унесённые призраками» — самый успешный из японских кинофильмов, он получил «Оскара» за лучший анимационный фильм и «Золотого медведя» Берлинского фестиваля, премию «Сезар» и ещё целый ряд крупнейших наград.

Это история о маленькой девочке Тихиро, чья семья, переезжая на новое место жительства, попадает в заброшенный таинственный городок, где родители превращаются в свиней, а у девочки получается их спасти.

Как и во всех фильмах Миядзаки, в этом сочетаются узнаваемые бытовые детали и подробности с атмосферой незнакомого, странного мира со своими законами. Японская специфика мультфильма (японские ценности противостоят западному консюмеризму) не мешает универсальной внятности сюжета, всемирной отзывчивости, как сказано было по другому поводу одним русским классиком.

Акира Куросава как-то сказал о Миядзаки, что в основе его творчества лежат большие человеческие истории. Большая история «Унесённых призраками» понятна зрителям из разных культурных матриц, разных возрастов и поколений. Идеальное кино для семейного просмотра.

Три фильма о художниках в рамках программы «Артлекторий в кино»
«Сальвадор Дали: В поисках бессмертия»
(реж. Давид Пужоль, Андорра, 2018)
17 июля, 13:00
IMDb 7.5 / Кинопоиск 7.92
#АртЛекторийВкино
Почти двухчасовой фильм о Сальвадоре Дали создан при поддержке Фонда «Гала — Сальвадор Дали», он охватывает шесть десятилетий жизни и творчества художника, начиная с 1929 года, когда он присоединился к движению сюрреалистов и встретил Гала, до 1989-го — года его смерти. В фильме использованы множество архивных съёмок и огромное количество редких и малоизвестных фотографий, на которых Дали и Гала запечатлены в разные периоды жизни. Локации фильма: Нью-Йорк, Порт-Льигат, где Дали устроил в рыбацкой хижине мастерскую, дом-музей в Фигерасе и замок в Пуболе. Интерьеры, рисунки, объекты, странные и экзотические кинокадры. Например, те, где Дали рассказывает, как он соблазнял Гала пастой, сделанной из козьего помёта и рыбного клея.
«Клод Моне: Магия воды и света»
(реж. Джованни Троило, Италия, 2018)
18 июля, 19:00
IMDb 7.4
NevafilmEmotion
Фильм о Моне — неторопливое путешествие по миру его картин, погружение в импрессионистский мир воды и теней (мы помним, что само направление «импрессионизм» получило имя по названию одной из картин Клода Моне), вглядывание в магию холстов одного из самых почитаемых художников. Немногочисленные кинокадры, фотографии художника, французские пейзажи, скалы Нормандии, берега Сены и его дом-музей в Живерни. И кувшинки, кувшинки, кувшинки, куда же без них в разговоре о Моне. А разговор о Моне, его картинах и местах, где он жил, ведёт Элиза Ласовски, известная не только по «Игре престолов», но и по многим другим фильмам.
«Фрида Кало»
(реж. Али Рэй, Великобритания, 2020)
20 июля, 19:00
IMDb 7.3
#АртЛекторийВкино
Фрида Кало много раз становилась героиней документальных фильмов, а 20 лет назад — и художественного. Новая документальная лента снята, как отмечают рецензенты, отчасти с использованием феминистской «оптики». Фильм получился не обычной «выставкой на экране», а документальным байопиком, исследующим связь жизни и творчества мексиканской художницы. Снявший ленту Али Рэй, журналист и телеведущий, специализирующийся на истории популярного искусства, еде и путешествиях, говорит: «Съёмки этого фильма полностью изменили мой взгляд на Фриду Кало как на художницу. Доступ к её личным письмам был ключевой частью и создания фильма, и моего понимания её работы. Это позволило мне увидеть, как хрупкость и неуверенность её писем отражалась и преображалась в её искусстве... Как она интерпретировала мир, политику, страсти и эмоции, превращая их в образы силы и неповиновения».
Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».
поделитесь статьей