Главные фильмы недели:

Tilda Publishing
что смотреть в «Победе» 15 — 21 сентября?
СОБЫТИЯ
Сергей Самойленко
«Кэт»
(реж. Борис Акопов, Россия, 2022)
С 15 сентября
Melomankaz
О фильме одним предложением
Российский трагифарс о молодой маме, труженице сферы эскорт-услуг.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Премьера «Кэт» состоялась в конкурсе «Русские премьеры Московского кинофестиваля». Это вторая картина режиссёра, за первую, «Бык», Акопов стал лауреатом фестиваля «Кинотавр».

У эскортницы Кэт (Анастасия Кувшинова) заболел ребёнок, ещё совсем грудничок, поэтому она со своим сутенёром Аликом (Дмитрий Карташов) едет в больницу. Алик не отец её дочки Маши, но ведёт он себя так, будто девушка и ребёнок — его собственность.
Кэт находится в долговой зависимости у Алика (по сути, в рабстве), поэтому вынуждена брать любые его заказы, хотя некоторые из них за гранью добра и зла. Кэт хочет вырваться из порочного круга, но для этого нужен рывок, на который у секс-работницы не хватает сил. И тут жизнь подкидывает ей вариант.
«Афиша» пишет, что второй фильм Акопова мог бы называться так же, как и первый: Кэт бычит не хуже гопника из соседнего двора, а ближе к финалу надевает кофту с эмблемой баскетбольной команды «Чикаго Буллз», на которой красуется красная морда быка. Тактика Кэт проста: её защита — это нападение. Она всегда готова броситься в атаку, потому что знает: если она не сделает этого, её ударят первой. Герои, пишет критик, как будто всё ещё живут в условиях дикого капитализма, эпохи первоначального накопления капитала, когда всем мальчикам суждено было стать бандитами, а девочкам — секс-работницами.

Режиссёр устраивает своей героине путешествие по всем кругам современного московского ада, показывая зрителю нелицеприятный портрет России на обочине: модная вечеринка с женскими боями в грязи и закулисье Большого театра с извращенцами от мира искусства (Акопов не понаслышке знает мир балета, сам 14 лет простоял у станка), митинг против власти и концерт шансона, на котором выступает отец её дочки, не признающий отцовство (мужчины все в этом фильме отъявленные сволочи), наконец, рабочие визиты то к ветерану войны с протезом, то к представителю элиты с сексуальной дисфункцией…

При этом фильм — не драма, а социальный гротеск не без кринжа, Акопов признавался, что ориентировался во многом на «Неогранённые алмазы» братьев Сэфди. Ещё он признавался, что страдал «синдромом второго фильма», пока не взял и не написал сам сценарий, по которому и снял кино. Кино в основном хвалят, хотя и упрекают: в том, допустим, что за впечатляющей визуальностью не вполне артикулированы смыслы, в напускном подростковом драматизме, в объективирующем мужском взгляде на героиню…

И предупреждают, что в третий раз этот метод — набросать хтони на вентилятор неонового вайба — у него не прокатит. И язвят: неогранённый алмаз найдёт своего ювелира, когда он обретёт хорошего сценариста.

В роли юной (у героини даже паспорт требуют в магазинах) эскортницы — ученица Грамматикова Анастасия Кувшинова, до этого снявшаяся только в одной роли, в фильме «Одержимая», недавно вышедшем в прокат. После сеанса 15 сентября в «Победе» всё это можно будет обсудить с режиссёром фильма.
«Лебединое озеро»
(реж. Антон Бильжо, Россия, 2021)
С 15 сентября
Cпецпоказ 17 сентября
Sinemaus Studio
О фильме одним предложением
Артхаусная трагикомедия на тему всенародно любимого балета.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Третий фильм Антона Бильжо (сына известного карикатуриста), предыдущие два («Рыба-мечта», 2016 и «Амбивалентность», 2018) были замешаны на смелой, по выражению критиков, но интеллигентной эротике. В третьей работе режиссёр обратился к политической повестке.

На постерах «Лебединого озера» четыре тётки в балетных пачках, готовых станцевать танец маленьких лебедей, но под пачками — джинсы. То есть это и вправду «Лебединое озеро», но довольно странное, и танцевать его будут не балерины, а обычные люди «с улицы» разной комплекции и возраста. Балет, по сценарию, ставит в провинциальном театре героиня фильма Ксения (Ольга Цирсен), жена кандидата в губернатора, местного олигарха Александра Степановича (Игорь Яцко), который попросил супругу, бывшую балерину, взять под крыло «храм искусства» — это его подарок ей ко дню рождения.

У кандидата в губернаторы всё как положено: поместье, усадьба с колоннами, дворецким, горничными, страусами и собственной церковью, ещё бы пару сотен крепостных душ — и была бы образцовая Россия, которую мы потеряли. Будущий губернатор — русофил-почвенник, потому и на челяди причудливый микс современного прикида и позапрошловековых сюртуков, кафтанов, кринолинов, платьев в пол.

Балет должен стать частью предвыборной кампании супруга, но, как и следовало ожидать, что-то идёт не так, и события принимают оборот, который предположить в здравом уме и трезвой памяти вряд ли сможет самый проницательный зритель. Поэтому и приоткрывать занавес над перипетиями сюжета мы не будем, дабы не лишать удовольствия.
Удовольствие, похоже, неизбежно: смотревшие (фильм в прошлом году показали на нескольких российских фестивалях) уверяют, что в зале стоит непрекращающийся хохот.
Социально-политическая сатира в фильме смешна и актуальна, бурлеск ярок и остроумен, но чуть глубже — очень живая и болезненная тема для тех, кто имеет хоть какое-то отношение к культуре: глоток свободы, который успевает сделать героиня в процессе постановки балета, оказывается последним вольным вдохом не только для неё, но и для тех, кто вместе с ней стал создавать новое и странное искусство.

Ещё очень хвалят камеру Даниила Фомичева, создающую волшебный мир странного, между двумя мирами, балета, особо отмечают Александр Чередника в роли бывшего педагога героини, спившегося балетмейстера — актёр снимался у Александра Сокурова («Спаси и сохрани», «Тихие страницы»), но потом, что называется, выпал из обоймы и в последние годы снимался в основном в сериалах. Отмечают и то, что «Лебединое озеро» снято не на государственные деньги — ещё год назад это было возможно, сегодня, надо признать, уже вряд ли.

Фильм снимали в Северной Пальмире и области, поместьем нувориша стала усадьба Строгановых-Голицыных в Марьино в семидесяти километрах от Санкт-Петербурга, в старой кирхе устроили театр, а сам провинциальный городок снимался в Гатчине. Кино успели показать на нескольких российских фестивалях, фильм везде принимали очень тепло. В «Победе» после показа 17 сентября можно будет в режиме видеоконференции пообщаться с режиссёром Антоном Бильжо.
«Кто там?»
(реж. Владимир Маслов, Виталий Дудка, Михаил Морсков, Россия, 2022)
С 15 сентября
Кинопоиск 6.636
Central Partnership
О фильме одним предложением
Фильм из пяти новелл с несколькими героями, переживающими столкновение с тревогой и страхом.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Анонс интригует: герои фильма — миллиардер, пилот самолёта, стажёр-полицейский, молодая мама и её дочь — оказываются перед лицом неизвестности, им предстоит заглянуть по ту сторону, а главное, внутрь себя, чтобы понять, чего же они боятся на самом деле. Слоган: «Стоит ли открывать постучавшему в твою дверь незнакомцу?»

Каждая история, объясняют создатели, иллюстрирует определённый общечеловеческий страх. Например, миллиардер (олигархов не привыкать играть Владимиру Машкову) обороняет свой дом от ломящегося в двери незваного гостя. Для съёмок новеллы «Твой выход» был построен полномасштабный макет самолета, у которого, судя по трейлеру, в полёте начинаются проблемы.

Съёмки проходили этой весной в Москве и в Ленинградской области, в посёлке Большая Ижора, все истории сняты в становящемся популярным не только в авторском, но и в массовом кино формате «одним кадром».
Фильм, объясняет один из режиссёров и по совместительству генеральный продюсер Владимир Маслов, это размышление о разных фобиях, живущих в глубине современного человека: страх смерти, одиночества, шизофрении, страх перед чужаками и насилием.
Все эти страхи в той или иной степени знакомы всем, ситуации, в которых оказываются герои, легко себе представить в обычной жизни, и поэтому создатели не без основания надеются на то, что у зрителей, представивших себя на месте персонажей, пойдёт мороз по коже.

Пилота играет Кирилл Кяро, полицейский-стажёр — Тихон Жизневский, молодая мама — Александра Бортич. С ними и придётся зрителю переживать страх, жуть и ужас одним кадром.
«Чёрная кошка, белый кот»
(реж. Эмиль Кустурица, Югославия, Франция, Германия, Австрия, Греция, 1998)
С 15 сентября
Кинопоиск 7.979 / IMDb 8.0
Кинотеатр ПОБЕДА
О фильме одним предложением
Цыганская вечеринка на классический сюжет о влюблённых, которых родители хотят женить на нелюбимых.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Один из самых жизнеутверждающих и светлых фильмов, в котором буйный талант Эмира Кустурицы достигает феллиниевского размаха. «Нью-Йорк Таймс» писала после выхода фильма: «Дайте этому человеку Дунай, цыганских музыкантов и камеру, и вы получите праздник». «Чикаго трибьюн»: «Безумный, удивительный и восхитительный фильм».

Отправной точкой для «Чёрной кошки, белого кота» была идея снять документальный фильм о музыкантах с тубой, которые бродили по мрачному и пессимистичному «Андерграунду». Югославским гражданским войнам, приведшим к распаду единой некогда страны, ещё не было видно конца, и фильм стал отдушиной, прорывом из безнадёжной и горькой действительности.
Фильм снят с таким всепоглощающим ликованием, что цыганские золотозубые издержки вкуса раскрепощают, ноги сами просятся в пляс, а из кинозала выходишь с широкой улыбкой до ушей, которой на экране и улыбаются персонажи, в основном непрофессиональные артисты.
Фильм получил сразу же любовь, признание и премии — Малого и Серебряного «Львов» в Венеции, приз на биеннале киномузыки, саундтрек не может оставить неподвижным даже безногого. В общем, если мысли чёрные тебя одолевают, то откупори чего-нибудь позабористей и пересмотри «Чёрную кошку, белого кота», друг Сальери.
«Поехали!»
(реж. Дидье Барсело, Франция, 2022)
С 15 сентября
Кинопоиск 6.586 / IMDb 6.7
В Рейтинге
О фильме одним предложением
Роуд-муви по-французски на двоих с отличным актёрским дуэтом.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Медсестра Луиза, замученная жизнью (муж бросил её ради лучшей подруги и укатил на край света, прихватив сына), никак не может завести машину, а когда ей это удаётся и она сворачивает не туда, её догоняет приступ отчаяния. Но в этот момент тачку вместе с ней угоняет молодой злоумышленник… В общем, этой парочке суждено пересечь всю Францию с востока на запад, по дороге встретив немало чудиков.

Дебютный фильм Дидье Барсело, вышедший во французский прокат в июне этого года, заслужил очень приличные оценки зрителей и разнородные — критиков. Но все единодушно хвалят исполнителей двух главных ролей, Марину Фоис («Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра») и Бенжамена Вуазена (недавние «Утраченные иллюзии», уверяют, что в новом фильме он даже более убедителен).
Вот типичный отзыв: «Дидье Барсело играет с кодами комедии и драмы, будто играет в теннис. Конечно, это не идеально, не революционно, возможно, для многих это даже не слишком примечательно, но я получил огромное удовольствие от этого фильма».
Есть надежда, что и российский зритель получит.
«Шёпоты и крики»
(реж. Ингмар Бергман, Швеция, 1972)
С 15 сентября
Кинопоиск 7.984 / IMDb 8.0
Горизонт Cinema
О фильме одним предложением
Психологическая драма об отношениях трёх сестёр и одной служанки: воспоминания и терзания совести.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Безусловный всемирно признанный шедевр (20 премий, начиная с «Оскара» и Каннского фестиваля) шведского мастера копаться в душе и больной совести.
Три некогда неразлучные сестры, отношения между которыми уже совсем не такие безоблачные, как в счастливом детстве, мучаются и вспоминают, одна из них, Агнес, старшая, неизлечимо больна и умирает (в записке, приколотой к сценарию, Бергман писал о раке матки).
Зритель видит их в окружении красных стен (бергмановское цветовое наваждение того времени, красный ассоциировался у него с нутром души), среди оглушительно тикающих часов, фарфоровых статуэток и фаянсовых кукол. Самой человечной из всех оказывается служанка Анна, в финале читающая дневник Агнес, — зритель видит на экране эпизоды счастливого детства: три сестры вместе со служанкой гуляют в парке, качаются на качелях.
Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».
поделитесь статьей