Главные фильмы недели:

Tilda Publishing
что смотреть в «Победе» 15 — 21 декабря?
СОБЫТИЯ
Сергей Самойленко
«Антон тут рядом»
(реж. Любовь Аркус, Россия, 2012)
Спецпоказ 15 декабря, 18:30
Кинопоиск 7.73 / IMDb 7.5
ARNY PRAHT
О фильме одним предложением
Благотворительный показ документального фильма, главный герой которого — мальчик-аутист.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Режиссёр фильма Любовь Аркус — главный редактор журнала «Сеанс», одного из лучших изданий о кино, снявшая как режиссёр несколько фильмов, последний, о Балабанове, сейчас в прокате. «Антон тут рядом» — её первый фильм.
В центре истории — мальчик-аутист, написавший когда-то сочинение, опубликованное в журнале и заинтересовавшее её. Сочинение (жаль, его невозможно привести полностью) называлось «Люди» и заканчивалось словами «Люди конечны. Люди летают».
Любовь Аркус, начиная снимать фильм, по собственному признанию, узнавала в герое себя, но не только себя — а каждого из нас. При этом она четыре года не столько снимала кино, сколько спасала человека, меньше всего думая о месседже, реакции зрителей и критиков и призах на фестивалях (а они были). Это мощная, светлая, бесконечно печальная и в то же время вдохновляющая картина о любви, неизбежном человеческом одиночестве и жизни.

При всей своей значимости как человеческого и социального документа, это ещё и очень хорошо сделанный фильм, в котором есть сюжет, монтаж, саспенс. И ещё это признание в любви к кино.

Сеанс в «Победе» 15 декабря в 18:30 — благотворительный, 50% сбора за проданные билеты будет передано в благотворительный фонд «Антон тут рядом», поддерживающий людей с аутизмом.
«Королевство. Исход»
(реж. Ларс фон Триер, Дания, Швция, 2022)
17 декабря
Кинопоиск 7.483 / IMDb 8.3
Arthouse Distribution
О фильме одним предложением
Пять серий третьего сезона постмодернистского хоррора от великого провокатора.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Первые два сезона проекта вышли в 1990-х, спустя 25 лет вернувшийся в копенгагенский госпиталь фон Триер реконструирует стилистику первых двух сезонов, включая систему персонажей, и оставляет зрителя не менее запутавшимся, смятенным, одновременно пугая, завораживая и заставляя смеяться. Тем, кто не видел первые два сезона «Королевства» (а таких, можете быть уверены, большинство), в двух словах: это телевизионный проект, затеянный Триером с целью заработать немного денег в середине 90-х, на пороге всемирной славы, упавшей на него после Гран-при в Каннах за «Рассекая волны».

События сериала разворачиваются в крупнейшем королевском госпитале в Копенгагене (в реальности прозванном «Королевством»), по жанру это смесь мыльной оперы на медицинские темы, готического хоррора и сатирической комедии: приглашённый шведский специалист, ненавидящий датских коллег, и местные врачи решали свои личные и профессиональные проблемы, в больницу проникали привидения, за ними гонялась пациентка-медиум, патологоанатом пытался завладеть печенью своего пациента…
Были также плачущие в лифте невидимые девочки, спрятанные в тумбочке отрезанные головы, призрачные скорые, масонская ложа, гаитянские зомби, ребёнок-мутант, спиритические сеансы.
Каждый эпизод сопровождался комментариями о происходящем в кадре. Первый комментарий давали посудомойщики с синдромом Дауна, второй — сам Ларс фон Триер, рассуждавший о Боге и дьяволе. Вышло два сезона по четыре серии, кончилось всё на полуслове.

Сериал любили сравнивать с «Твин Пиксом», но Линч, взявшийся за третий сезон, ушел невесть куда, а Триер снял так, будто паузы не было. Видевшие третий сезон на фестивале в Венеции уверяют, что это, прежде всего, отличная комедия — инфантильная, рискованная, часто идиотская, но ужасно смешная.
«Новая игрушка»
(реж. Джеймс Ют, Франция, 2022)
18 декабря
IMDb 5/1
Наше кино
О фильме одним предложением
Незадачливый парафраз культовой комедии Франсиса Вебера семидесятых годов.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Новая версия легендарной «Игрушки» 1976 года с Пьером Ришаром. В ремейке ему наследует Жамель Деббуз («Амели», «Город потерянных детей») в роли Сами, нерадивого будущего папаши, в свете прибавления семейства вынужденного устроиться охранником в отдел игрушек, где его и встречает капризный отпрыск одного из самых богатых людей Франции (Даниэль Отой вместо Мишеля Буке).

Фильм показал приличные результаты бокс-офиса (от третьего места на первой неделе до восьмого на четвёртой), а французские критики встретили ленту теплее, нежели зрители, замечая, что новая версия очень уважительна по отношению к оригиналу.

Были, впрочем, и достаточно жёсткие отзывы. Например, киносайт «Широкий экран» считает, что качественная операторская работа и большой бюджет не могут заставить нас забыть, насколько фильм не соответствует действительности — и как ремейк, и как продукт своего времени.
Оригинальная версия, пишет критик, кажется более современной и по смыслу, и по форме, чем его «обновление»: «Не будем срезать углы — это хуже, чем неудачный ремейк, это вопиющее непонимание самой сути истории, её оболванивание».
Фильм, пишут, лишён измерения горькой и едкой социальной сатиры, а Жамель Деббуз, при всём уважении, не достигает тех трагических высот, которые по плечу печальному клоуну Пьеру Ришару. И да, «живая игрушка» образца 2022 года больше не журналист, преследуемый безработицей, которая, несомненно, ждёт его за кадром. Он счастливый торговец на рынке, мечтающий стать предпринимателем… Ну и избыток, килотонны смеха в вакуумной упаковке, смеха, которому не хватает смелости и честности даже для того, чтобы нарушить установившийся порядок вещей.
«Кто украл Banksy»
(реж. Марко Просерпио, Италия, 2018)
С 20 декабря
Кинопоиск 6.925 / IMDb 6.2
CoolConnections
О фильме одним предложением
История о том, как Бэнкси сделал граффити в Вифлееме, а палестинский таксист вырезал его и попытался продать.
О фильме развёрнуто (многобукв)
В 2007 году лондонская организация «Картины на стенах» привезла в палестинский город Вифлеем 14 уличных художников с Запада, которые расписали стену безопасности, разделяющую город.
Бэнкси нарисовал израильского солдата, проверяющего документы у осла, — для него это была возможность напомнить о бесправном существовании палестинцев, но они сами сочли работу оскорбительной. Один предприимчивый местный таксист решил вырезать кусок стены и продать на eBay.
Фильм, снятый в 2018 году, — это остросюжетное расследование хитрых отношений политики, бизнеса и искусства, закадровый текст читает Игги Поп. По его словам, это рассказ о том, что создавать искусство — незаконно, но воровать, продавать и собирать его — законно. Фильм, впрочем, многие раскритиковали за то, что ему не хватает фокуса, и он постоянно уходит в сторону, не слишком много добавляя к уже известному о Бэнкси из других документальных фильмов. Но нам история, возможно, будет интересна тем, что недавно она почти буквально повторилась в Украине — несколько предприимчивых ребят срезали со стены одно из граффити Бэнкси.
«Щелкунчик: Перезагрузка»
(реж. Фредерик Ридман, Швеция, 2018)
21 декабря
TheatreHD
О фильме одним предложением
Уличная версия, в которой Чайковский встречается с хип-хопом, а вампир Дроссельмейер — с Дартом Вейдером.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Звёздный шведский хореограф и сценограф уже перезагружал классический балет Петра Ивановича — в «Лебедином озере» десятилетней давности (его показывали в России) лебеди выходили на сцену с серпом и молотом не на пуантах и в пачках, а на каблуках и в париках, вместо колдуна, хозяина озера, — владелец публичного дома, где лебеди и работали. Чайковский был разбавлен электроникой, от классической версии остались имена героев, всё остальное напоминало первоисточник очень отдалённо, не все российские зрители выдерживали шоу до конца.

Но у европейского зрителя успех был бешеный. «Щелкунчика» хореограф перезагрузил примерно так же.
В постановке 2015 года классический танец взболтали и смешали с брейк-дансом и хип-хопом, девочка Клара стала бездомным ребёнком, живущим на свалке, который в поисках своих родителей встречает Супер Марио, Дарта Вейдера и вампира по имени Дроссельмайер.
Шоу тем не менее семейное, поставлено с размахом и большим воображением, отражающее ситуацию с беженцами в Европе.
«Три толстяка. Эпизод 7. Учитель»
(реж. Андрей Могучий, Россия, 2021)
18 декаября
Фан-канал актрисы Александры Магелатовой
О фильме одним предложением
Третья часть театральной саги-блокбастера на сцене БДТ, «Золотая Маска» прошлого года за спектакль большой формы.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Форма действительно очень большая — без малого четыре часа. Театр уверяет, что это история про непрошедшее время, в которой страшная реальность сталинских репрессий переплетается с фантасмагорическими снами и фантазиями, что это путешествие в пространстве памяти, вымысел и реальность, предательство и прощение.

К «Трём толстякам» Юрия Олеши и советскому фильму спектакль отношение имеет очень косвенное: предыдущие части сериала рассказывают историю учёного-затворника Гаспара Арнери, которому вместе с революционерами из цирковой труппы суждено столкнуться с тёмной космической энергией «Т-3», превратившей жизнь людей в хаос, полный бессмысленного зла… В продолжении он попадает в загадочный песочный мир — не то на пляж, не то в пустыню.

Фантастический песчаный пейзаж спектакля напоминает то ли «Кин-дза-дза!», то ли планету из «Маленького принца», на которую герои катапультировались после планетарной катастрофы. Третью часть упрекают за герметичность и концентрацию эзотерики, доходящей до автопародии: тёмные, загадочные речи Гаспара смонтированы из текстов Георгия Гурджиева, Александра Пятигорского, Мераба Мамардашвили, итальянского советского физика и философа Роберта Бартини и сказки Гауфа «Холодное сердце».

Зрителю действительно придется нелегко — три часа напряжённого «вчитывания» в не самый простой текст, звучащий со сцены.
Даже авторитетные театральные критики признаются, что разобраться в происходящем на сцене трудновато: от Олеши ушли, никуда не пришли, заблудились в придуманных самовольных мирах…
В спектакле — оснащённый блестящей актёрской техникой Сергей Дрейден, много Сталина в различных видах, есть даже несколько экземпляров в пионерском галстуке, по образцам соц-арта в духе Комара и Меламида, в общем, происходит, как это было очень востребовано и даже модно совсем недавно, проговаривание коллективной травмы — но интереснее всего то, как сегодня, в совершенно другом ландшафте, этот спектакль смотрится, какие смыслы возникают при просмотре, на какие вопросы он может ответить здесь и сейчас.
«Нижинский»
(реж. Джон Ноймайер, Германия, 2017)
17 декабря
TheatreHD
О фильме одним предложением
Балет о боге танца, великом русском танцовщике Вацлаве Нижинском.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Балет «Нижинский» начался для балетмейстера двадцать лет назад с маленькой постановки «Вацлав», появившейся почти случайно как номер для гала-концерта в Гамбурге, посвящённого Сергею Дягилеву. В течение последних десятилетий балет создавался по одному па, движению, сцене...

Сюжет воспроизводит последнее публичное выступление Нижинского (свой спектакль он назвал «Венчание с Богом»), состоявшееся вечером 19 января 1919 года в бальном зале отеля «Сувретта Хаус» в швейцарском Санкт-Морице. Хореограф представляет великого танцора как живого бога танца, напоминая зрителю его сценические воплощения: Арлекин из «Карнавала», Призрак Розы из одноимённого балета, Юноша из «Игр» и легендарный Петрушка.
Джон Ноймайер, как живописец, создает полотно чувств, воспоминаний и призраков из прошлого, населявших сознание Нижинского во время его последнего выступления, — вплоть до встречи с безумием (последние 30 лет жизни Нижинский страдал от душевной болезни и провёл их в психиатрической клинике).
Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».
поделитесь статьей