Главные фильмы недели:

Tilda Publishing
что смотреть в «Победе» 12 — 18 мая?
СОБЫТИЯ
Сергей Самойленко
«Улей»
(реж. Блерта Башолли, Швйцария, 2021)
С 12 мая
IMDb 7.1
ZeitgeistFilm
О фильме одним предложением
История женщины, потерявшей мужа во время войны в Косово и пытающейся открыть маленький бизнес в патриархальной деревеньке.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Первый полный метр косоварки Блерты Башолли, до этого снявшей документальную ленту «Зеркало, зеркало…» и короткометражку «Гякова 726» — у обоих фильмов успешная фестивальная судьба.

Башолли родом из Приштины, училась в Нью-Йоркском университете, получив диплом, вернулась на родину.
«Улей» в прошлом году был показан на фестивале независимого кино «Сандэнс», где он получил сразу три приза — приз Большого жюри, за режиссуру и приз зрительских симпатий.
По итогам «Санденса» «Улей» был выдвинут на «Оскар» и вошел в шорт-лист лучших иностранных фильмов, Башолли стала первым режиссёром из Косово, чей фильм попал в короткий список этой категории. В России фильм уже показывали несколько раз, в том числе в арт-центре «ГЭС-2».

Подчеркивается, что в основе фильма реальная история, но, кажется, это не так уж и важно — подобных историй после любой войны не счесть. Героиня по имени Фахри Хоти, потерявшая мужа во время войны в Косово, чтобы выжить и прокормить детей, пытается открыть собственный маленький кулинарный бизнес — готовит фаршированные перцы, получает водительские права. Но в крошечной деревеньке, где она живёт, большинство отнюдь не одобряет самостоятельную женщину, односельчане и даже родственники отворачиваются от неё.
Феминистическая оптика фильма не настолько радикальна, чтобы отпугнуть остальных зрителей, Блерте Башолли, пишут критики, интересны люди, которых она снимает, она великолепно передаёт ощущение и атмосферу косовской деревушки, не греша карикатуризацией.
Блерта Башолли не демонизирует антагонистов Фахри, а обрисовывает их общими чертами, что куда лучше показывает реальное окружение, опасности и вызовы для главной героини. Изображение не уходит в натуралистическую фиксацию — хотя, похоже, соблазн снять кулинарное порно с бескрайними тазами алого фарша был.

Пропавшего без вести мужа спустя двадцать лет после войны героиня так и не находит — хотя, по законам сюжетосложения, незадолго до финала такая надежда появляется. Особенно хвалят исполнительницу главной роли Иллку Гаши, которая показывает тихое отчаяние своей героини, не впадая в крайнюю экспрессию, всё строится на взглядах, осторожных движениях, на минимальных, скупых штрихах.
«Флешбэк»
(реж. Мартин Кэмпбелл, США, 2022)
С 12 мая
IMDb 5.6
TopFilmDistribution
О фильме одним предложением
История немолодого киллера, отказавшегося выполнить очередной контракт и ставшего мишенью.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Тридцать какая-то по счету работа заслуженного голливудского режиссёра, на счету которого два фильма бондианы («Золотой глаз» и «Казино Рояль», один из лучших фильмов о Бонде), «Маска Зорро», трёхлетней давности симпатичный боевик с Джеки Чаном «Иностранец».

В новой картине, кажется, всё на месте — пожилой киллер на таблетках, отказавшийся выполнить заказ и убить тринадцатилетнюю девочку, ставший в результате дичью для своих коллег. И для полиции, естественно, которой он мешает провести международное расследование.
Вроде бы всё как всегда, но что-то пошло не так — и зрительский рейтинг конвенционального боевика пока очень средний, а критики и вовсе ставят минимальные оценки.
И это несмотря на первоклассных актёров — главного героя, киллера с Альцгеймером, играет авторитетный Лиам Нисон, фээсбэшника — Гай Пирс, босса-злодейку, отдающую убийственные приказы, — Моника Беллуччи.

До недавнего времени главной мишенью киноострословов был Николас Кейдж, снимавшийся с завидной регулярностью в откровенной халтуре — в основном третьесортных боевиках и триллерах. Ещё, конечно, Брюс Уиллис, но после признания в болезни вряд ли у кого поднимется рука бросить в него камень. Но свято место, похоже, пусто не бывает — Лиам Нисон раз за разом в последнее время появляется в очень сомнительных лентах в однотипных ролях, а если глянуть на готовящиеся к выходу фильмы — «Возмездие», «В стране святых и грешников», «Мститель» и «Холодное преследование», — то и вовсе убеждаешься, что эта колея глубока, и конец её теряется в перспективе.
Пишут, впрочем, что «Флэшбек» — фильм более профессиональный и амбициозный, нежели подобная продукция, хотя масштабный экшен и подавляет человеческую драму старого убийцы с моральными понятиями.
И выражают надежду, что Нисону не удастся до конца карьеры, как Чарльзу Бронсону, совсем уж испортить свою репутацию большого актера фильмами категории Z. Зато хвалят неожиданную роль Моники Беллуччи — на неё всегда приятно посмотреть, независимо от качества кино.
«Дышите свободно»
(реж. Сергей Бодров, Россия, 2021)
С 12 мая
Наше кино
О фильме одним предложением
Мелодрама о заикании и любовном треугольнике.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Анонс обещает типичную мелодраму: это история о том, как молодому человеку Илье мешает его заикание, мешает в работе, в общении с ребёнком, с девушками — когда он сильно волнуется, то не может ничего сказать вообще.
На грани отчаяния Илья записывается на курс доктора Черкасовой, гуру дефектологии, излечившиеся говорят, что она творит чудеса, и называют её волшебницей. Во время лечения Илья встречает новых друзей и новую любовь — девушку Веру. Но тут оказывается, что Черкасовой самой нравится Илья…
Для Сергея Бодрова, снискавшего известность в самых разнообразных жанрах («Восток — Запад», «Баламут», «Сёстры», «Кавказский пленник»), тема, поднятая в фильме, оказывается, не просто личная, но и глубоко выстраданная: в юности он мечтал стать журналистом, но вынужден был отказаться от этой мысли именно из-за заикания. Дефект речи не помешал ему стать успешным сценаристом и режиссёром, но Бодров считает, что в России о людях с заиканием мало что известно, нет даже статистики. Тогда как в других странах, например, людям с подобной проблемой уделяется большое внимание. Можно вспомнить хотя бы фильм «Король говорит!».

Главную роль сыграл Евгений Ткачук («Тихий Дон», «Годунов», «Черновик»), Бодров писал сценарий, имея его в виду. Возлюбленную Веру играет Полина Пукарук («Угрюм-река», «Ненастье», «Колл-центр»), доктора Черкасову — прекрасная актриса театра и кино Полина Агуреева (сериалы «Ликвидация», «Жизнь и судьба», фильмы «Эйфория», «Долгое прощание», «ИЛЬФИПЕТРОВ»).
«Ботан и супербаба»
(реж. Дмитрий Меняйло, Россия, 2022)
С 12 мая
Кинокомпания Каропрокат
О фильме одним предложением
Российская фантастическая комедия о стеснительном молодом учёном из «Сколково» и его фиктивном браке с девушкой-андроидом.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Народный успех отечественного сериала «Проект «Анна Николаевна» (действительно отличного, очень неглупого и отменно смешного), похоже, вдохновил и создателей этой комедии, дебютной ленты молодого актёра, перековавшегося в режиссёры. В анонсе, кажется, есть какие-то намеки на общность: стеснительный Иван, учёный из «Сколково», которого в школе все называли Калом (сокращённо от фамилии Калинин), для встречи выпускников крадет андроида из научного центра и приделывает к её кибертелу лицо первой красавицы школы, чтобы выдать за жену.
Он думает, что успех среди одноклассников теперь обеспечен, но андроид оказался спецразработкой для ведения боевых действий.
Андроид, очевидно, узнает к финалу кое-что про теплоту и человечность, а Иван станет не таким ботаном, каким был вначале. Если, конечно, им удастся уберечься от коварных агентов иностранных разведок, которые охотятся за суперразработкой. В главных ролях София Каштанова (различные версии «Полицейского с Рублёвки») и Роман Попов (различные версии «Полицейского с Рублевки»). Показательно, что в зарубежных фильмах андроид частенько бывает мужеского пола. У нас же — никогда.
«Заклятье: Спуск к дьяволу»
(реж. Брендан Малдауни, Ирландия, 2021)
С 12 мая
Кинопоиск 5.298 / IMDb 5.3
iVideos
О фильме одним предложением
Медленный хоррор, в котором в подвале дома, куда переезжает семья, бесследно исчезает дочь.
О фильме развёрнуто (многобукв)
В оригинале фильм и называется «Подвал», но понятно, что в России кино с таким названием никто смотреть не будет, если только это не отчаянный артхаус.
Будет ли зритель его смотреть с названием «Заклятье: Спуск к дьяволу», тоже не вполне ясно.

Фильм мало кто успел увидеть, разве что на фестивале SXSW в городе Остине, что в штате Техас. Так вот, авторы авторитетного сайта Roger Elbert.com пишут, что фильм шокирующе некомпетентен с точки зрения основных критериев кинопроизводства, таких как темп, кадрирование, персонажи, освещение и т. д. В нём есть, впрочем, одно действительно эффектное место — сцена, когда девочка Элли спускается в подвал своего нового дома, считая ступеньки, пока мать разговаривает по телефону.

Потом уверяют, что не стоит ожидать ни мгновения единого реального страха, всё будет происходить медленно и неправильно, пока мать будет расшифровывать руны, начертанные на всём подряд в доме и во дворе. Иначе, как известно, древнее зло не победить.
«Ника»
(реж. Василиса Кузьмина, Россия, 2022)
Спецпоказ 14 мая
Central Partnership
О фильме одним предложением
Драматическое кино по мотивам биографии Ники Турбиной, ставшей поэтической знаменитостью в малолетнем возрасте.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Феномен Ники Турбиной и спустя сорок лет после её появления на поэтическом небосклоне (и через 20 лет после безвременной гибели) продолжает вызывать споры.
Страдающая астмой девочка, начавшая сочинять стихи во время бессонницы с четырёх лет, замеченная сначала Юлианом Семёновым, а потом Евгением Евтушенко, стала всесоюзной знаменитостью. В этом смысле анонс не врёт, говоря о стадионах, миллионных тиражах и толпах поклонников.

Казус Турбиной, впрочем, интересует только с точки зрения массовой культуры, в поэтическом сообществе вопрос такой толком не обсуждался — всем более или менее вменяемым людям было понятно, что к поэзии тексты, подписанные именем Ники, отношение имели косвенное (оставим сейчас в стороне вопрос, что же такое поэзия).
Писала ли она их сама? Есть разные версии, самая щадящая из которых — писала в лучшем случае в соавторстве с матерью, не чуждой втайне стихотворчества, бравшей таким образом реванш за свою несостоявшуюся поэтическую судьбу.
Юность и молодость Ники пришлись на «лихие 90-е», когда с массовой популярностью поэзии было покончено. Крошечные тиражи, отсутствие аудитории, падение престижа и сомнительность самого статуса «поэта» закономерно приводили многих в депрессию, отчаяние, алкоголизм.
Ника Турбина, попробовавшая себя на разных поприщах, так и не смогла найти себе место в новой жизни. Трагический несчастный случай (а почти все свидетельствуют, что падение из окна пятого этажа не было суицидом) был в какой-то степени закономерен.
Что из реальной биографии Ники Турбиной останется в фильме, можно только догадываться. Анонс обещает любовь к жизнерадостному Ивану и надежду на вернувшееся вдохновение к долго не писавшей поэтессе. Самым сильным ходом фильма было бы, мне кажется, сохранить Нике Турбиной жизнь: она, например, выживает после падения из окна. Или вообще не падает — а перестает злоупотреблять алкоголем, перековывается, например, в бизнесвумен и делает состояние на издании женских романов.

После сеанса 14 мая можно будет спросить обо всём этом, состоится онлайн-обсуждение с режиссёром фильма Василисой Кузьминой и сценаристом Юлией Гулян.
Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».
поделитесь статьей