Главные фильмы недели:

Tilda Publishing
что смотреть в «Победе» 10 — 16 марта?
СОБЫТИЯ
Сергей Самойленко
«От кутюр»
(реж. Сильви Оайон, Франция, 2021)
С 10 марта
Кинопоиск 6.434 / IMDb 6.4
GPM KIT
О фильме одним предложением
Комедийная мелодрама из жизни высокой моды: уходящая на пенсию швея передаёт свой опыт уличной воровке.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Второй полный метр Сильви Оайон, больше известной как писательница, первый её фильм был поставлен по дебютному роману. «От кутюр», как нетрудно догадаться по названию, имеет отношение к миру высокой моды.

Эстер, ведущая портниха ателье Диора на авеню Монтеня, близка к пенсии и всё чаще задумывается о том, кому она передаст свои умения и секреты мастерства. Помогает случай: в метро у неё крадет сумку юная преступница по имени Жади, уроженка парижских пригородов. Жади сумку возвращает, а Эстер не заявляет на неё в полицию. С этого начинаются отношения абсолютно разных героинь, что само по себе не самая оригинальная, но очень плодотворная почва для развития сюжета.
Непокорная и своевольная Жади не раз готова бросить обучение и вернуться к своей забубённой жизни, а Эстер то и дело задумывается, не обманулась ли она, поверив малолетней преступнице.
Бесспорный плюс фильма в том, что он приоткрывает завесу над миром большого дома моды, критики пишут, что очарование и магия тканей и атмосфера священнодействия в фильме ощутимы физически, режиссёр рассказывала, что она для убедительного воссоздания этой скрытой от посторонних глаз жизни много разговаривала с мастерами домов Шанель и Диор, была допущена в ателье и наблюдала этот модный улей своими глазами. Критики особенно хвалят дуэт актрис — Эстер играет великолепная Натали Бэй, ничуть не померкнувшая с возрастом, юную Жади — Лина Кудри, засветившаяся недавно во «Французском вестнике» Уэса Андерсена.
«История моей жены»
(реж. Ильдико Эньеди, Германия, Венгрия, Франция, Италия, 2021)
10, 11 марта
Кинопоиск 6.815 / IMDb 6.3
Русский Репортаж
О фильме одним предложением
История капитана торгового флота, на спор женившегося на первой вошедшей в кафе девушке, и что из этого вышло.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Режиссёр получала «Золотую камеру» в Каннах в 1989 году, «Золотого медведя» в Берлине в 2017-м за ленту «О теле и душе» и считается одной из самых влиятельных венгерских кинематографистов. Фильм снят по одноименному роману венгерского писателя Милана Фюста, изданному в 1942 году, — на родине известному, на другие европейские языки (на русском нет) переведённому не так давно.

Действие разворачивается в 20-х годах прошлого века. Голландец Якоб Штэрр, капитан торгового судна, в шуточном пари с другом обещает жениться на первой вошедшей в кафе девушке.
Ею оказывается француженка Лиззи, очаровательная и сумасбродная, но не слишком верная. Мучения и терзания капитана, собственно, и составляют большую часть почти трёхчасовой ленты.
Критики пишут, что фильм не без шарма, но его обаяние главным образом складывается из операторской работы, тщательно воссозданных на экране Парижа и Берлина начала прошлого века и исторического академизма, если можно так сказать. Тогда как эмоциональности картине ощутимо не хватает, а зрителю приходится ломать голову над истинными мотивами поступков героя и над тем, кто же всё-таки его жена — фам фаталь, искусная манипуляторша, безупречно верная супруга?

Эпический размах копродукции, пишут, иногда трещит по швам, а актёры подчас заслонены декором. Хотя в ролях сплошь звёзды: Леа Сейду, Гийс Нейбр, Луи Гаррель, Серджо Рубини. Особо язвительные уверяют, что смотреть можно не без удовольствия, хотя и с вежливой скукой, а от Ильдико Эньеди ожидали больше страсти и риска. Фильм был представлен в конкурсной программе прошлогоднего Каннского фестиваля.
«Господин Никто»
(реж. Жако ван Дормель, Бельгия, Германия, Канада и др., 2009)
С 10 марта
Кинопоиск 7.909 / IMDb 7.8
Moviclips Coming Soon
О фильме одним предложением
Повторный прокат амбициозной философско-фантастической мелодрамы о 118-летнем старике, вспоминающем развилки собственной жизни.
О фильме развёрнуто (многобукв)
…Мальчик стоит на перроне и держит за руки обоих родителей, решивших расстаться. Он может поехать с матерью в Канаду или остаться с отцом в Англии.
Сделать выбор трудно, практически невозможно. А что если бы можно было выбрать то и другое, прожить две жизни?
Дальше развилки судьбы множатся, получается не то борхесовский сад расходящихся тропок, не то слоёный кинопирог.

Биография Жако ван Дормеля сама может быть материалом для байопика: чудом выжил после родовой травмы, с трудом получил школьный аттестат, сумел сделать карьеру циркового клоуна, а потом стал кинорежиссёром. Непростые жизненные обстоятельства развили в нём чуткое отношение к жизни и смерти. Его первый фильм «Тото-герой» рассказывал о двух мальчиках, спасённых из горящего роддома: потом всю жизнь один объясняет свои несчастья тем, что его перепутали с отпрыском богатой семьи, подменили судьбу.

«Господин Никто» — первый англоязычный фильм режиссёра, он работал над ним девять лет, при немыслимом для Бельгии бюджете в полсотни миллионов долларов фильм был отвергнут Каннским фестивалем, в Венеции после триумфального показа был разнесён в пух и прах критикой и награждён утешительным призом «За техническое совершенство», а после фестиваля в Торонто так и не попал на американский рынок.
Критики радикально разошлись во мнениях. Одни ругают картину на чём свет стоит, другие — превозносят.
Ругают за псевдофилософствование и замах на глобальность, по их словам, режиссёр решил высказаться обо всём сразу — о теории суперструн и эффекте бабочки, механике любви и психологии всех возрастов, о будущем человечества и свойствах памяти. Встряхнув и перемешав всё это, он довёл хронометраж до двух с лишним часов повторением во всех ракурсах всевозможных скоропостижных смертей главного героя, а то, что получилось, поражает красотой Джареда Лето с огромными, но совершенно пустыми голубыми глазами.

Хвалят, собственно, за то же самое. За смесь научной фантастики, социальной сатиры, любовного и интеллектуального романов и цитат из Кассаветиса, за вторжение на территорию позднего Дэвида Линча и Алена Рене — и за оглушительную смелость всё это соединить. Достаточный повод посмотреть или даже пересмотреть. На большом экране.
«Наёмник»
(реж. Тарик Салех, США, 2022)
С 10 марта
M distribution
О фильме одним предложением
Американский боевик об уволенном из армии десантнике, нанимающемся в частную военную компанию.
О фильме развёрнуто (многобукв)
История как нельзя более актуальная, судя по анонсам. Джеймсу Риду, мечтавшему всю жизнь служить в армии, приходится повесить зелёный берет на гвоздь, после полученных ранений его демобилизуют, и он не у дел в мирном обществе, здоровье ему приходится поддерживать не самыми рецептурными лекарствами.
Чтобы материально обеспечить семью, он идёт на службу в частную организацию, вспоминает навыки воина, но в заморской операции у него главная задача — не погибнуть самому, уничтожить врагов и вернуться домой живым.
В главной роли Крис Пайн (сериалы «Скорая помощь», «Звёздный путь: Стартрек», «Клиент всегда мёртв» и другие сериалы), у режиссёра в активе работа над сериалами «Мир Дикого Запада» и «Рэй Донован»).
«Три цвета: Синий, Белый, Красный»
(реж. Кшиштоф Кесьлёвский, Польша, Франция, Швейцария, 1993–1994)
Спецпоказы 11, 12, 13 марта соответственно
Кинопоиск 7.593 - 7.833 / IMDb 7.6 - 8.1
О фильме одним предложением
Культовая трилогия великого польского режиссёра, посвящённая цветам французского флага.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Впервые в российском прокате. Три цвета французского флага (ровно те же, что и цвета российского триколора, только перпендикулярно) означают свободу, равенство, братство. Кесьлёвский, впрочем, всегда далёкий от политики и какой-либо исторической повестки, в трилогии, ставшей для него последней работой (меньше чем через два года после этого он умер на 55-м году жизни), тоже не касается ни социальной жизни, ни политических проблем. Он моралист в первую очередь, и интересует его в первую голову проблематика нравственная и философская.
Однако в этих трёх фильмах нет ничего абстрактного и «головного» — это не иллюстрации его тезисов, а истории конкретных людей, живых, полнокровных.
Три истории в итоге соединяются в финале — герои всех фильмов оказываются среди спасённых во время кораблекрушения… Это ли не метафора надежды в самые смутные и отчаянные времена. В трилогии снялись большие актёры: роли Жюли Дельпи, Ирен Жакоб и Жюльет Бинош — из лучших в их кинокарьерах. Прекрасен Збигнев Замаховский в «Белом», а Жан-Луи Трентиньян в роли бывшего судьи-мизантропа просто велик.
«Вечное сияние чистого разума»
(реж. Мишель Гондри, США, 2004)
12 марта
Кинопоиск 8.031 / IMDb 9.0
Трейлеры к фильмам
О фильме одним предложением
Культовое кино о том, что любовь продолжает жить, даже если её стёрли из памяти.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Самый известный фильм сделавшего до этого головокружительно успешную карьеру клипмейкера.
Поэтическая и фантастическая история о том, что встретившиеся случайно в поезде незнакомые мужчина и женщина чувствуют, что они знали друг друга.
Лучшая роль Джима Керри (он здесь лучше, чем даже в «Маске») и одна из лучших — Кейт Уинслет. Запредельные рейтинги, миллионы фанатов по всему миру, ставшие мифами и легендами подробности создания и съёмок. Очень грустное, поэтичное и нежное кино, многие считают, что чуть ли не важнейшая лента американского кино нулевых, несмотря на национальность режиссёра.
«Тартюф, или Обманщик»
(реж. Иво ван Хове, Франция, 2022)
Спецпоказы 10 и 16 марта
TheatreHD
О фильме одним предложением
Первая, запрещённая версия великой комедии в постановке выдающегося бельгийского режиссёра.
О фильме развёрнуто (многобукв)
В рамках проекта TheatreHD совсем свежая премьера — киноверсия спектакля Иво ван Хове, премьеру которого театр «Комеди франсез» показывал 15 января, в 400-й день рождения Мольера.
Спектакль поставлен по самой первой, короткой версии, которая была запрещена королём Людовиком XIV после первого же показа в версальском салоне.
Версия эта реконструирована не так давно историком и биографом Мольера Жаном Форестье, не факт, что результат очень убедителен, но как маркетинговый ход привлечения внимания к спектаклю — очень результативный.

Обычно в программе TheatreHD спектакли идут в существующих переводах, часто — очень старых, столетней давности, и контраст современных постановок классики, перенесённых в сегодняшний день, и архаики субтитров режет глаз и слух.

В случае с «Тартюфом» всё по-другому, спектакль идёт в переводе автора этих строк — я сам адаптировал свой же перевод, сокращал, переписывал, делал субтитры и тайминг.
Мне кажется, что получилось, мягко говоря, неплохо. Спектакль — потрясающий.
Я за время работы над субтитрами посмотрел его раз пятнадцать, знаю и текст, и каждую мизансцену практически наизусть, поэтому рекомендую всем, кому небезразличны хороший театр, французский язык, Мольер. Все роли выше любых похвал, но класс игры Дени Подалидеса (Оргон) и Кристофа Монтене (Тартюф) просто непредставимо высок.

Ещё один нюанс — во всех анонсах полное название спектакля указывается как «Тартюф, или Обманщик», хотя на самом деле эта версия называется «Тартюф, или Лицемер». Спектакль выходит на экране «Победы» 10 марта, на день позже московской премьеры, следующий сеанс — 16 марта. Перед сеансом я расскажу немного о режиссёре, Мольере и работе над переводом. А после можно будет обменяться мнениями.
Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».
поделитесь статьей