— Получается такое двуединство — дионисийское и аполлоническое начало в работе и в жизни. И выставки, и картины, и частные жизненные периоды ведь были очень разные. Как менялось это соотношение аполлонического и дионисийского в твоей жизни?
— Хороший вопрос. По натуре я классификатор, люблю всё разложить по полочкам. У меня в мастерской всегда порядок, которому очень сильно удивляются гости: «Где же творчество, свобода?!» Многие думают, что в мастерской должен быть хаос, там должно быть всё перемазано маслом — красиво и живописно. А у меня никакого художественного беспорядка, всё лежит по своим местам.
Привычнее представлять мастерскую как у Фрэнсиса Бэкона. Фотографии валяются, газетные обрезки, кучи, казалось бы, какого-то мусора, двери и все предметы мебели перепачканы краской. А ведь он никогда не пускал к себе уборщицу, потому что, не дай бог, она передвинет какой-то обрывок или клочок — разрушит систему. У него тоже всё на своём месте, в этом хаосе есть свой абсолютный порядок.
Мой порядок другой, он больше похож на обычный. По натуре я очень упорядоченный человек, склонный всему находить свое место. Так вот, когда я делал диплом, подходил к этому процессу с такой же паучьей серьёзностью. Мой руководитель,
Михаил Сергеевич Омбыш-Кузнецов, мне даже посоветовал расслабиться: «Тебе нужно пообщаться с вакханками!»