Моё время — цветное

Tilda Publishing
КУЛЬТУРА
Антон Веселов, проект «Большие величины»

Михаил Сергеевич Омбыш-Кузнецов — масштабный художник, во всех смыслах. И титульно — ему присвоено максимальное для российского живописца звание народного художника РФ, и институционально — он пестует молодых художников с 1970-х, и линейно — размер его работ частенько превышает площадь стен в галереях.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Михаил Омбыш-Кузнецов. Фотография предоставлена автором
— Михаил Сергеевич, давно собирался у вас спросить: откуда двойная фамилия?
— Конечно, от родителей, от моего отца — Сергея Осиповича Омбыш-Кузнецова. Он был известным журналистом и писателем. А его отец якобы воспитывался в двух семьях — родители рано умерли, и его взяла на воспитание другая семья.
Из уважения к ним он взял вторую фамилию — и таким образом встроился в галерею Петровых-Водкиных, Маминых-Сибиряков, Римских-Корсаковых и т. д.
Пытаясь найти в интернете значение слова «Омбыш», я обнаружил село Омбыш в Черниговской области, основанное ещё в XVII веке. Есть ли связь моего деда с этим селом? Не знаю, все мои родственники родились в Сибири: отец — в Новогутово под Барабинском, мать — в селе Сафоново под Прокопьевском. Я как человек ленивый дальше копать не стал.
— Художники и писатели часто готовы максимально точно назвать момент, когда они ощутили себя деятелями искусства. Обычно ещё в детстве-отрочестве увидели какой-то холст, услышали какую-то музыку… У вас был такой момент?
— В 6 лет я оказался в Москве: мы с мамой отправились к моему отцу, который учился там в Высшей партийной школе при ЦК КПСС.
Конечно, меня повели в Третьяковку. И мне настолько запомнился «Иван Грозный и сын его Иван» Репина, что до сих пор хочется кого-нибудь убить. (Смеётся.) Особенно из тех, кто несколько раз портил эту картину. Потрясающее произведение!
Ещё меня зацепила выставка дрезденской коллекции — её показывали перед отъездом на родину. Я тогда не задумывался, конечно, о своём будущем, но след в памяти эти картины оставили.

Следующая веха случилась, когда моя семья из Барабинска переехала в Новосибирск, а я пошёл в школу. Меня шестилетнего сначала не хотели брать, но быстро выяснили, что я умею читать и писать, — и приняли в первый класс. Моя бабушка была заслуженной учительницей — под ее руководством школьные навыки приобретались быстро!
А в восемь лет мне подарили альбомчик и карандашики. Тогда это был очень хороший подарок. Я взялся срисовывать животных из какой-то детской книжки — и сразу же получилось. Мне это сильно понравилось, и я побежал во Дворец пионеров.
Благо он рядом был, в Доме Ленина.

Мы жили тогда на улице Байдукова (сегодня это Депутатская), буквально во дворе оперного театра, напротив трамвайной остановки. Эти деревянные исторические домики снесли, а остановка осталась. Хорошо помню наш дом — замечательный, с резьбой, добротный. К сожалению, в Новосибирске в то время много деревянных домов снесли, не уберегли. А вот томичи до сих пор гордятся своей деревянной архитектурой — у нас тоже был такой повод для гордости…
— У вас наверняка фотографическая память, вы готовы воспроизвести картину далёкого прошлого — скажем, своего появления во Дворце пионеров?
— Не всё запомнилось, хотя… Во Дворец пионеров я попал к пожилому руководителю художественного кружка по фамилии Иванов. Своих подопечных он всё время заставлял рисовать чучела птиц с натуры. Я уже готов был бросить, но через пару месяцев Иванова сменил Михаил Павлович Гнусин. Он всю свою жизнь посвятил детскому творчеству — преподавал в изостудиях во Дворце пионеров и в клубе Пичугина. У него занимались многие новосибирские художники — Владимир Гранкин, Анатолий Сляднев, Наталья Толпекина, а также те, кто позднее стал архитектором, скажем, Марина Колпакова. Многие серьёзные люди прошли школу Михаил Павловича. С ним мы, конечно, птиц не рисовали — взялись за композиции. Одна из таких композиций стала для меня событием. Картинка была про строительство Академгородка. Можно сказать, тогда я сделал первые шаги в разработке производственной темы.
Как ни странно, графический вариант этой картинки у меня сохранился — в этом году буду делать выставку в НГХМ, покажу её ради смеха.
Сейчас подумал, что производственная тема заинтересовала меня намного раньше, ещё в Барабинске. Мне нравилось, как монтёры со своими «когтями» забираются на телеграфные столбы, — тоже хотелось стать каким-нибудь строителем…

Так вот, картинка моя попала на Всесоюзную выставку. Мне тогда было лет 12. Но я и раньше участвовал в выставках. Примерно в 10 лет у меня прошла первая персональная выставка — я показал свои акварели в кинотеатре «Пионер». Мне тогда очень нравились иллюстрации в журнале «Юность» — плотные, чёрные. В то время я ощущал себя графиком. Сейчас меня представляют как живописца, но ведь я больше акрилом всегда красил, так что свои работы я не очень-то делю на живопись и графику. Вот и Грицюка считают живописцем, хотя если оценивать формально по материалам, он график.
— Вы ведь были с Николаем Демьяновичем знакомы?
— Поскольку я жил в центре, а Грицюк почти каждый день ходил на этюды, я из-за его спины смотрел, как он работает, а лично познакомился с ним, когда учился в 10-м классе. Спасибо отцу, главному редактору книжного издательства, вокруг него был такой художественный водоворот.
Мне даже дали возможность сделать иллюстрации для книги «Дед Самоя, Кам Шатый и закон тайги». Она вышла, когда я учился в старших классах. Всё было официально, я даже деньги за работу получил.
Не помню сумму, не очень это было важно — родители кормили. Мне хотелось закрепить успех — я продолжал дома рисовать иллюстрации к детским книгам. Потом набрался смелости и пришёл к Виталию Порфирьевичу Минко, художественному редактору Западно-Сибирского книжного издательства, показал ему свои работы, он посмотрел и сказал задумчиво: «Хорошо». И тут же добавил: «У нас мало детских книг и много замечательных художников: Эдуард Гороховский, Вениамин Чебанов, Хайм Аврутис, Спартак Калачёв — они уже давно и успешно делают замечательные иллюстрации. Вот когда ты сделаешь полностью свою книгу — тогда и подходи». Я как человек ленивый так и не закончил книжку, а вот Александр Шуриц — на таких же основаниях — и дальше продолжил заниматься книжной графикой. А я ушёл в другое издательство — «Внешторгиздат», там я делал буклеты про станки, даже про тучные клетки соединительной ткани! Однажды рисовал обложку для проспекта бритвы «Бердск».
И вроде всё складывалось для меня удачно. В школе я занимался в классе художников-оформителей. Школа № 74 находилась на улице Мостовой — сейчас там Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Преподавали в этом классе приехавшие из Москвы молодые художники: Кирьянов, Наседкин, Семёнов, Брук. Проработали они в школе не очень долго — всё же преподавание не слишком благодарное дело. Тем не менее, мы успели в этом классе отучиться — первым выпустился Виктор Бухаров, вторым — я, далее Владимир Мандриченко и Сергей Сергеев, а также и другие будущие художники и архитекторы.
— Где вы черпали вдохновение? В конце 50-х ведь в Новосибирске почти ничего про изобразительное искусство не было. Даже к созданию картинной галереи приступили в 1958 году — только начали процесс передачи фондов!
— Я в то время жил уже на Серебренниковской, часто ходил в картинную галерею. Представьте, тогда как раз открылась выставка итальянского художника Ренато Гуттузо!
Даже не представляю, каким ветром выставку мастера занесло в Новосибирск. Глядя на его работы я понял, что искусство должно быть сильным.
Позже прошла выставка американского художника Рокуэлла Кента. То ли Грицюк поспособствовал, то ли Павел Дмитриевич Муратов — не знаю. Для Новосибирска это были колоссальные события. Я даже сделал картину «Выставка Ренато Гуттузо в Новосибирске». К сожалению, она не сохранилась. Даже фотографии нет — мы тогда не особенно переживали за свои работы, не пытались их архивировать.
— И снова Грицюк. Так как вы познакомились?
— Как-то рядом с выставочным залом мы встретились с художником Аврутисом. Он шёл в гости к Грицюку и позвал меня с собой, вот так запросто. Я в то время уже видел в выставочном зале Союза художников (сегодня на этом месте Художественное училище) работы Николая Демьяновича Грицюка, посвящённые Новосибирску. И меня зацепило. Я даже начал бегать по тем же местам, чтобы нарисовать свой вариант города.

Так вот, когда мы пришли в мастерскую к Николаю Демьяновичу, он только что приехал из Переславля-Залесского, привёз серию, которая позже стала знаменитой. Можно сказать, мы были первыми зрителями! Сейчас в такое везение трудно поверить. Но тогда художники были другие — или люди в целом.
Все хорошо, уважительно относились друг к другу, даже к детям. (Смеётся.) Вот пришёл какой-то мальчик, высказал своё мнение, ему понравилось, и он стал чуть не каждую неделю приходить. И его пускали!
Надо признать, мы и сами к такому отношению привыкли — учась в классе художников-оформителей, мы ходили в гости к своим преподавателям. В этом не было никаких проблем, не нужно было созваниваться и договариваться — достаточно было заскочить и постучать в дверь. Вот так мы с моим товарищем того времени Сергеем Новосёловым постоянно путешествовали по мастерским художников. Именно там можно было не только как следует рассмотреть картины, но и понять, как они сделаны.
— К кому чаще всего наведывались?
— К Василию Кирьянову. Этот монументалист многое сделал для Новосибирска. Возможно, с тех пор у меня какая-то особая любовь к монументальному искусству. Даже когда мы сдавали большие живописные работы — о них писали «монументальное панно». Наверное, они были правы, раз уж нам была уготована судьба монументалистов.

Заходили на чай к замечательному художнику Виктору Семёнову, его сейчас мало кто помнит в Новосибирске. К сожалению, он быстро уехал на свою родину, в Питер.
В Новосибирске ему совсем не нравилось. Запросто мог сказать: «Едешь в трамвае — а вокруг такие морды страшные!»
Потом я приезжал к нему в гости в Ленинград.
Я в то время сделал картину о строительстве новосибирского Академгородка, показал её на выставке, даже получил какую-то награду. Но главное — меня послали делегатом Второго Всесоюзного слёта пионеров в «Артек». Там я познакомился со многими серьёзными художниками и, кстати, со своей будущей женой. В «Артеке» я, естественно, писал этюды акварелью, а художник Немецкий, известный советский мастер, и похвалил, и покритиковал, и дал советы по цвету.
Я был в лагере на особенных правах — после обеда вместо сончаса мне позволяли работать. Я либо отправлялся на этюды, либо шёл общаться с художниками. До «Артека» хотел стать пейзажистом, представлял себя этаким Левитаном, а после «Артека» стал жутким формалистом — ведь узнал Кандинского и Малевича!
Вот с таким багажом я поступил в класс художников-оформителей.
— «Артек» — отличный трамплин!
— За выставку я получил большую золотую медаль «Артека». Время было замечательное — к нам приезжали актёры, художники, космонавты… Там же я начал писать портреты своих товарищей. Кажется, у меня до сих пор сохранился портрет Авангарда Леонтьева, ныне известного актёра театра и кино, народного артиста РФ, лауреата Государственной премии РФ. Мне вообще в жизни везло — я встречался с хорошими людьми.
— Неужели совсем рафинированным были, не хулиганили?
— Ну почему же!
Не только искусство меня интересовало. Играли постоянно в футбол на улице Щетинкина, дрались. Помню, таскали алюминиевые листы из какого-то склада, чтобы сдать на металлолом и немного заработать.
— Расскажите про вашу фирменную палитру. Она менялась с годами — вот, скажем, когда вы с Левитана переключились на Кандинского?
— Менялась, но не очень сильно. В картинах я всегда использовал серый, красный и синий цвета. Сразу вспоминаю свою первую работу, которую я сделал в доме творчества «Сенеж», — с неё я уже считаю себя живописцем. Это 1974 год. Руководителем у нас был Николай Ерышев, замечательный советский художник из Оренбурга. А пригласил в «Сенеж» меня и Бухарова Игорь Павлович Обросов. Тогда я первый раз на холсте работал — до этого только бумага, акварель, темпера. А ведь я уже и в Союз вступил! В «Сенеже» я сделал первую большую и, конечно, индустриальную картину на тему строительства Димитровского моста. Эта работа находится в фондах Новосибирского краеведческого музея. Недавно была на какой-то музейной выставке.
— Котёл идей!
— «Сенеж» — это «фабрика звёзд» молодых художников, эта наша постоянная школа, где собиралась молодёжь со всего Союза. Всем было интересно, что у кого творится. Каждый день ходили по мастерским, разрабатывали свои темы. Так выросла целая плеяда хороших советских художников, которые до сих пор остаются лидирующими в нашем изобразительном искусстве. Два месяца мы работали, потом делали выставку, представляли комиссии из ведущих художников и искусствоведов страны. Помню, в 1976 году ЦК ВЛКСМ предложил нам с Бухаровым сделать панно к молодёжной выставке, которая называлась «Нефть Сибири». Потому что мы с Бухаровым каким-то образом каждый своими путями постоянно ездили на Тюменский Север и что-то там рисовали — к тому времени я уже познакомился с Омским нефтекомбинатом, на котором сделал много работ. Хотя это сложно было — секретное производство, куча справок, бумажек. А нашим коллегам Яковлеву Якову Яковлевичу и Наталье Толпекиной была предложена тема «Молодые учёные новосибирского Академгородка».
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
«Нефть Сибири», 1976 год
В то время замечательный художник Александр Сергеевич Чернобровцев написал на нас «телегу» в ЦК Комсомола, что мы с Бухаровым — не советские художники, неверно понимаем изобразительное искусство и прониклись школой формализма. Так что тем панно о сибирской нефти мы должны были доказать, что мы советские художники и достойны оставаться «в обойме».

Времени было мало, мы впряглись. Вовсю делали эскизы, когда пришло известие, что Грицюк умер. Я остался работать над панно, а Бухаров поехал на похороны. Наверное, и хорошо, что я не поехал, — для меня Николай Демьянович до сих пор живой человек. Известие о смерти Грицюка быстро облетело все мастерские в «Сенеже», вот тогда мы поняли масштаб его личности — все 70 художников из разных республик, работавших на творческой даче, его знали. Все они говорили, что ушла эпоха. И сейчас я понимаю, что это действительно так: тогда мы все проснулись в другой художественной реальности.
— Вам удалось «сдать экзамен» на статус советского художника?
— Больше того, мы получили на всесоюзной выставке первую премию!
Журналисты любят рассказать, как плохо художникам жилось при советской власти, как их заставляли что-то делать, что было противно их натуре. Я сразу скажу, что меня никто никогда не заставлял делать индустриальные картинки — мне просто это было интересно.
Прежде всего, индустриальный пейзаж можно делать, по сути, полуабстрактным — и такие работы проходили через выставочный комитет на выставки. И потом я продолжал эту тему уже в живописных работах.
— Наверное, имеет значение, кто «присматривал» за искусством в комсомоле и в партии…
— Конечно. В новосибирском комсомоле искусством ведала Мария Ревякина — потом она руководила театром «Глобус», а сейчас в Москве. Это она организовывала выставки, заключала с художниками договоры. Один портрет передовика производства я даже в своём альбоме опубликовал — вполне нормальный портрет. Так что я бы не сказал, что всё было плохо. Мы жили и крутились в этой ситуации, выбивали командировки, участвовали в выставках, ездили к друзьям по всему Союзу — благодаря творческим дачам друзья и правда были буквально везде.
Мы жили какой-то общей жизнью, друг другу помогали, гордились друг другом.
— И Ленина рисовали?
— Да, в художественном комбинате были подобные заказы, и я соглашался их делать. И неплохие картинки получались. Хотя бы потому, что нужно было провести их через художественный совет. А там всегда сидели злые взрослые люди, которые обязательно начинали критиковать.

Нас с Бухаровым довольно часто начали избирать в правление — кому-то ведь нужно было курировать молодых художников. И мы этим занимались с удовольствием — как раз в то время появились интересные плакатисты. Они быстро стали лучшими в России! Я даже один раз на своём горбу вёз выставку в Болгарию. Вот такую пачку оргалита через все границы...
— Вы имеете в виду молодёжную группу во главе с Сергеем Мосиенко?
— Да, но руководителем был скорее Владимир Мандриченко. Мосиенко, Таиров, Паршиков, кажется, тоже были в группе.
— Вы ещё и свободным были — много поездили, с Болгарии ведь всё только началось!
— Да, там я был в составе творческой группы из троих болгарских и троих советских художников. Прокатились по всей Болгарии на персональном автобусе, работали, общались, выставлялись. Я в СССР был, наверное, первым художником, кто использовал монтажный принцип, а в Болгарии такие художники были.
Я посмотрел, как они это делают, и позавидовал — такие они свободные молодцы. К тому же они работали по большей части акрилом.
И я тогда тоже накупил себе акрила — все мои первые большие работы написаны им. В то время я делал 2–3 больших работы в год — это «выставочный фонд». Картинки для заработка, эскизы и этюды не в счёт. Кстати, я тогда очень любил оформлять детские сказки для детсадов. Кажется, получалось неплохо, надеюсь, где-то эти работы остались.
И Владимира Ильича мне рисовать нравилось. Напишешь одну большую работу — качественно, с душой — и едешь всей семьёй в Крым на основательный отдых.
Или праздник урожая какой-нибудь, или что-то про комсомольцев. Однажды я сделал картинку о приёме в комсомол — за столом изобразил всех своих товарищей и даже себя в роли секретаря, рядом — моя супруга, над нами — Владимир Ильич. Все остались довольны.
— Вы не только живописец и график, но ещё и летописец Новосибирска! На ваших холстах — все значимые события города от строительства Димитровского моста до полумарафона им. Раевича!
— Я ведь и сам легкоатлетом был. Первый юношеский, спринтер, бегал 100 и 200 метров. После первого курса института пришлось бросить — и травму получил, и заниматься нужно было много, не успевал каждый день на тренировки. Я тогда ещё всерьёз занимался поэзией. Ходил на литобъединение к Илье Фонякову. В то же время туда ходили многие новосибирские поэты, которые потом стали известными, — и Нина Грехова, и Нелли Закусина, и Саша Плитченко. И я что-то писал, участвовал в семинарах, отдавал свои стихи в печать... Для меня это увлечение было логичным, потому что отец литератор. Потом я благополучно это дело бросил, как перед этим бросил и спорт. Надо было серьёзно заниматься изобразительным искусством.
— Авторские сборники не издавали?
— Нет, остались только публикации в газетах, какие-то дипломы даже получал. Мы ходили на вечера поэзии с Овчинниковым, с Малышевым, выступали вдвоём-втроём в разных местах… Так что я ко многому прикоснулся… У всех моих друзей своя судьба сложилась, часто тоже богатая. Вот в институте мы «за одной партой» сидели с Яковом Яковлевичем Яковлевым.
Теперь это отец Иннокентий, епископ Александровского собора в городе Александрове. Его папа был генерал-лейтенантом КГБ, кто бы мог подумать, что сын придёт к религии!
Недавно приезжал в гости, я подписывал какие-то бумаги для выдвижения его на почётного академика Академии художеств. В молодости он был одним из лучших цветных офортистов! Так что мне в жизни просто повезло — и с событиями, и с интересами, а особенно — с людьми.
— Вы и фотореалист, и формалист, и график, и живописец, но главное — во всём жизнеутверждающий! Мне кажется, в ваших работах много солнца, лета, цвета и силы. Может, за исключением нескольких сумрачных работ про нефтеносный Север…
— Самая грустная моя картинка — «Чёрная речка». Много лет к ней подбирался, и вот к юбилею Пушкина, наконец, сделал. Нарисовал Чёрную речку и плывущие по ней несколько гипсовых масок Пушкина. Не все оценили, но в Петербурге многим понравилось. Из чёрного у меня ещё была работа «4 на 3». В ней — чёрно-белые документальные портреты из комсомольского билета, из паспорта, с каких-то пропусков… Это, так сказать, моя личная эволюция.
А шестой кадр (их обычно в такой печати было шесть) — полноцветный портрет из реального времени, в котором я нахожусь. Моё время — цветное.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
«Чёрная речка», 2004 год
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
«4х3 - история», 2004 год
поделитесь статьей