История FPRF. Часть 2. Что-то совсем другое

Tilda Publishing
КУЛЬТУРА
Владимир Комаров

Детские мечты, первые успехи, профессиональный рост, амбиции, творческие победы, эйфория, разочарование, стагнация или распад — примерно таков маршрут, по которому проходят все музыкальные коллективы.

Не избежала его и группа FPRF, но, в отличие от многих команд, самороспуском она не кичилась, участники сохранили прекрасные отношения и вместо почивания на лаврах продолжают расширять свои артистические горизонты. Сегодня основатели FPRF братья Евгений и Михаил Гавриловы — самодостаточные сольные артисты, занятые во многих музыкальных и мультимедийных проектах.

Они уже давно живут в разных квартирах, и даже в разных странах, но продолжают совместное творчество. О своих взглядах на современную музыку, а также о временах, когда FPRF находились на пике формы, а созданное вокруг группы комьюнити и рекорд-лейбл Echotourist меняли музыкальный ландшафт Сибири, Евгений и Михаил рассказывают во второй части интервью.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Фотография Алисы Аив
Итак, если вы «не рок, не метал и даже не «Битлз» — что же это за музыка?
М. Г.: В начале это была 100%-ная инструментальная электроника с прямой бочкой, глитчевым треском и пэдами. Первый альбом 2.5 D Sketch был закончен в 2005-м и несколько лет гулял по локальным сетям, пока не был выпущен в 2008-м на CD силами московского инди-лейбла 299 Records.

Е. Г.: Цифровая запись давала практически неограниченные возможности — тут главное вовремя остановиться и двигаться дальше. С первым альбомом мы решили долго не мудрить.

М. Г.: А вот потом нас вновь начало тянуть к живой игре. Мы стали покупать серьёзные инструменты и звуковое оборудование, слушать много шугейза и построка. Пример Hot Zex и Punk TV показывал, как можно совмещать электронику и гитары. Можно сказать, что эти группы были тогда некой ролевой моделью, и, кстати, очень нас поддерживали.

На фоне всего этого мы начали искать барабанщика, что оказалось практически безнадёжным делом. Все «профессиональные» ударники в округе были упёртыми рокерами, а нам эти «казаки-банданы-косухи» были совершенно параллельны, начиная лет с 14. Я уже не говорю о разнице музыкальных вкусов. В итоге мы решили пойти другим путём. У нашей подруги был младший брат Данил (Шаромов. — В. К.), который только-только начинал играть на ударных. Мы ему предложили присоединиться к группе, потому что поняли: легче вырастить своего барабанщика, чем найти «готового» со стороны.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Фотография из личного архива Евгения и Михаила Гавриловых
Локальная интернет-сеть — группа компьютеров на одной территории (дом, квартал, район), объединённых между собой по сети. Это явление было широко распространено в России в эпоху раннего интернета 00-х.
Post-rock — жанр экспериментальной музыки, для которого характерно использование инструментов, связанных с рок-музыкой, но ритм и музыкальные формы нехарактерны для традиционного рока.
Читайте интервью с основателем Hot Zex и Punk TV Владимиром Комаровым на «Искрах»: https://iskry.life/culture/zeki-v-sobstvennom-soku
Evgeny Gavrilov
— Получилось?
Е. Г.: Да! И когда у нас появились барабаны, FPRF превратилась в рок-группу.
Теперь мы встречались на репетиционных базах, которые к тому времени уже открылись в Новосибирске, и порой играли очень и очень громко!
Следующим нашим шагом стало приглашение в группу Антона Глебова на роль вокалиста и клавишника. Мы практически не знали его до этого, но услышав первые записи проекта Space Holliday Rocks, были полностью покорены и предложили ему попробовать записать что-то вместе. В итоге на треке Inhabitant появились вокал Антона и семплы, которые он срезал с какой-то пластинки. Результат нам очень понравился, и мы решили продолжать вместе.
Один из сольных проектов Антона Глебова.
Бисайд сингла Inhalation, выпущенный силами группы в 2010 году.
— После чего группа начала записывать второй, одноимённый, альбом. Как долго продолжалась работа над ним?
М. Г.: Очень долго — 6 лет. Он вышел на Hopneck Sound в 2012-м. Это был первый виниловый релиз этого лейбла, и как бывает у людей неопытных, наш друг, хозяин лейбла, напечатал какое-то колоссальное количество копий.
Сколько?
М. Г.: 500. Сейчас такие тиражи печатаются только когда предзаказ подтвердит нужную цифру. За эти годы альбом почти разошёлся, но несколько копий ещё лежат в московском Digstore.

Е. Г.: Некоторые треки были написаны, когда FPRF был ещё дуэтом. Потом появился барабанщик, и мы стали адаптировать эти треки уже под живую группу. Каждый из четырёх участников теперь приносил свои идеи, а мы учились их органично сочетать. Аранжировки развивались, проект становился всё более зрелым. Мы пробовали разные новые инструменты, студии, звукоинженеров — в итоге даже добрались до Москвы, где записывались Hot Zex и Punk TV. А помнишь ли ты, что записывал Rhodes Piano?
Нет! Помню только, что играл на гитаре в Inhalation
Е. Г.: Мы пришли писать гитары и басы, но увидели там винтажный Rhodes, на котором и записали с тобой экспромтом по очереди много дорожек в разные треки. Кстати, некоторые из них попали в финальный микс и интересно отразились на звуке альбома — такой вот неожиданный поворот.
FPRF - Topic
На мой взгляд, это очень амбиционный в хорошем смысле альбом. Цельный.
Е. Г.: Я люблю слушать музыку альбомами, с началом и концом — ценю концептуальную законченность.
Идея цикличности отразилась и в названиях песен на альбоме: первый трек назывался Inhalation («вдох» — с англ.), а последний — Exhalation («выдох» — с англ.). Недавно я его переслушивал, и он по-прежнему хорошо звучит.
Не думаю, что у нас были какие-то конкретные ориентиры, мы воспринимали эту пластинку как самостоятельное произведение, лишённое определённых влияний. Единственным чётким требованием было высокое качество записи — альбом должен был отличаться по звуку от наших предыдущих лоу-фай записей.

М. Г.: В общем, FPRF превратились в рок-группу, и причиной этой трансформации, на мой взгляд, было то, что бэкграунд, условно говоря, у нас был рокерский. Видимо, та гитарная школа позади не давала спокойно жить.

Е. Г.: Но в итоге перфекционизм, который был на втором альбоме, сошёл на нет. Следующие релизы мы писали вживую, не обращая внимания на незначительные косяки, печатали на кассетах маленькими тиражами и продавали их через Bandcamp.
FPRF - Topic
Компакт-кассеты уже лет десять снова в моде. И вы были подвижниками их вращения в Сибири. Откуда у вас возник интерес к кассетам?
Е. Г.: Во-первых, все наши релизы, по сути дела, всегда были самиздатом. У FPRF никогда не было лейбла, который бы серьёзно занимался не только продажами музыки группы, но и её карьерой в целом.
В итоге мы пришли к тому, что нужно всё делать самим — и организовывать концерты, и выпускать музыку на физическом носителе, который очень важен слушателям как артефакт более ценный, нежели безликий компьютерный файл.
Но какой носитель? Винил — дорого и сложно. Компакт-диски, казалось, перестали быть людям интересны. А кассеты, на самом деле, никуда не уходили. В панк-хардкор-тусовке они существовали всегда.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Фотография Алисы Аив
М. Г.: У нас ведь с Женей было кассетное детство — на улицу без плеера не выходили. И куча кассет дома, от которых я потом хотел избавиться, думая, что CD — это классно и удобно. Интерес к плёнке в нашей тусовке вернул Антон, когда в 2014-м издал импровизационный альбом FPRF ODD DAYS на своём маленьком лейбле Hair Del., который как раз специализировался на такого рода экспромтах. ODD DAYS стал первым кассетным релизом и для лейбла (раньше он выпускал всё в цифре), и для группы.
FPRF - Topic
Е. Г.: Кстати, Hair Del. до сих пор активен — там тиражи до 30 штук с уникальным ручным оформлением каждой копии. Эти кассеты — настоящее сокровище для коллекционеров.
А тогда мы с Мишей так вдохновились первым опытом, что на базе нашего комьюнити Echotourist организовали свой кассетный лейбл, в работу которого Антон, кстати, тоже был вовлечён.

М. Г.: Ну и конечно, кассетный ривайвл — это «модно и прикольно». Но всё равно это подземный прикол — полный андерграунд… Мы и записываться стали на кассетные портастудии, и тиражировать свои альбомы на кассетах. Однако не стоит думать, что всё переписывается дома на бытовом двухкассетнике. Нет, существуют профессиональные студии со спецоборудованием — мы, например, свои тиражи заказывали на известной питерской мануфактуре GoTape. Именно в таком формате были выпущены наши записи 2013–2014 годов — мой любимый период в истории группы, о котором я вспоминаю с особым теплом.
Творческое объединение, образованное 12 апреля 2010 года братьями Гавриловыми, Антоном Глебовым и двумя музыкантами новосибирской дрим-поп группы Patience: Никитой Чепурным и Антоном "Psee" Губиным. Изначально Echotourist занимался организацией концертов, вечеринок и выпуском музыки в интернете, но с 2015 года превратился в независимый кассетный рекорд-лейбл — https://echotourist.bandcamp.com/.
— Почему?
М. Г.: Эти два года оказались очень продуктивными, что было неожиданно для нас самих, ведь в 2012-м Антон переехал в Питер. Но через год он неожиданно вернулся на несколько месяцев, а у нас к тому времени уже было много музыкальных идей, которые мы довольно быстро оформили в новые треки. Их запись прошла очень легко и быстро — за два дня. Сведение потребовало больше времени, но в итоге в декабре 2015-го на кассетах вышел наш последний альбом 87% Chill.
FPRF - Topic
— Кажется, будто вы сознательно идёте наперекор законам шоу-бизнеса. А не было искушения попробовать написать хит, и кто знает, может быть, потом и чистым творчеством было бы заниматься проще?
М. Г.: Ну вот на последнем альбоме была песня Parks, которая неплохо завирусилась. Сейчас посмотрим, что там на Spotify — ничего себе, 25 тысяч прослушиваний. Надо же, у FPRF ещё есть тут какие-то слушатели…
Е. Г.: Мы все — прежде всего импровизаторы, и никогда не знаем, куда нас уведёт музыка. Такой подход приносит нам больше удовлетворения.
Песни к альбому 87% Chill были собраны из обрывков репетиционных импровизаций — наверное, написать хит можно и таким способом, но искать какую-то формулу хита, рискну ответить за всех, нам было не особо интересно. К тому же мы всегда были больше нацелены на музыку, а не на текст — и вокал использовали как дополнительный инструмент.
Но всё же песни у вас есть — о чём они?
Е. Г.: Зачастую там нет сложного текста — суперабстрактные повторяющиеся две строчки, фонетически хорошо ложащиеся на основную фонограмму. Но иногда в песнях даже рассказывается какая-то история. Например Parks — про прогулку в парке, а This is What We Talk About со второго, «амбициозного», альбома — про то, как человек улетает в космос и знает, что, скорее всего, не вернётся на Землю.
FPRF - Topic
Что с группой сейчас? FPRF довольно давно не проявляет активности. Есть ли шанс, что вы снова соберётесь?
М. Г.: Сложно представить ситуацию, в которой мы соберёмся все вместе и снова будем играть ту же музыку. Но ревизией архивов вполне можем заняться...

Е. Г.: Да, у нас есть неизданные импровизационные записи, которые мне очень нравятся. В целом же история с группой закончилась органически. Сперва мы росли: дуэт, трио, квартет...

М. Г.: ...и я считаю, что рост группы, не только количественный, но и творческий являлся главным её достижением.

Е. Г.: Потом Антон уехал в Питер, а тремя годами позже Данил — в Москву. Какое-то время мы с Мишей ещё музицировали вдвоём, а наш последний концерт под вывеской FPRF мы сыграли в декабре 2016-го, кстати, с тобой, когда ты на несколько дней прилетал в Новосибирск из Нью-Йорка. А после отъезда Миши в 2017 году в Питер cтало окончательно понятно, что в том виде, в котором FPRF существовал, его больше нет.
А как же онлайн-репетиции? Интернет ведь ваша территория с тинейджерских лет...
М. Г.: Конечно, можно репетировать онлайн, но для меня группа всегда была про дружбу и единение, а музыка — ещё одной формой общения и братства.
Мушкетёрство — мы против всего мира, эскапизм стопроцентный. И сейчас, когда я «играю сам с собой» в компьютерe, у меня дикое желание джемовать с другими музыкантами, но очень важно, чтобы это были только «твои люди».
Е. Г.: Да, как выяснилось, для творчества FPRF критически необходим эффект присутствия. Впрочем, если мы вдруг вчетвером снова соберёмся в одной студии, совсем не значит, что это будет FPRF, — возможно, это будет что-то другое.
Довольны ли вы наследием группы или стоит что-то исправить, пока ещё не поздно?
Е. Г.: Вот я сейчас открыл Apple Music, и мне в принципе всё нравится, и обложки, и музыка — эстетических и музыкальных претензий нет.
FPRF - Topic
М. Г.: Возможно, вместо многолетнего шлифования записей в поисках абсолюта нужно было действовать быстрее и, например, рискнуть и переехать в Москву или Петербург всей группой. Но что бы из этого вышло, мы уже никогда не узнаем, так что и переживать не стоит.
Автор этого материала вспоминает одно из ранних московских выступлений FPRF в клубе «Кризис жанра». Столичная публика с брит-поп и рок-н-ролльными вкусами была совершенно не готова к полуэлектронному шугейзу / построку и была полностью нокаутирована — весь зал впал в экстатическое состояние. Думаю, такого эффекта не ожидали ни сами музыканты, ни публика, ни руководство клуба, которым я рекомендовал пригласить парней, ни уж тем более я сам.
В целом я рад, что такая страница в моей жизни была. Теперь нужно двигаться дальше — мне как музыканту было бы грустно сказать, что FPRF — моё главное достижение.
— Вы считаете себя успешными музыкантами?
М. Г.: Даже если то, что сейчас происходит с моей музыкой в текущих звуковых, временных и географических координатах, назвать скромным признанием — всё равно это дичайший андерграунд. И даже это немногое пришло уже в зрелом возрасте, когда мне почти сорок.

Е. Г.: Успешность — это вообще очень относительная категория, да и какие у неё критерии? Фидбэк приходит в разных формах: мне часто пишут слова поддержки в соцсетях, порой приглашают принять участие в каких-то ивентах, или, например, как с фильмом «Сталь-Городъ» — попадание в шорт-листы и получение наград на фестивалях. Работа с видео в моей жизни появилась как дополнительный творческий инструмент, но потом всё больше стала превращаться в средство для зарабатывания денег и рутину.

Правда, сейчас я стараюсь даже в коммерческих работах делать только то, что интересно мне самому, поэтому и появляются такие проекты, как «Сталь-Городъ». Но музыка всё равно была и остаётся у меня на первом месте.
Короткометражный хореографический фильм, участник шорт-листов многих международных кинофестивалей. Режиссёр и композитор оригинального саундтрека — Евгений Гаврилов, 2020 год.
Раньше, когда в видеотусовке узнавали, что я ещё и музыкант, обычно говорили: «Ого, ты, оказывается, ещё чем-то занимаешься!» Я же чувствую это так, будто я занимаюсь музыкой и ещё чем-то другим — хотя это другое чаще приносит больше денег.
Как вы чувствуете музыку в настоящий момент и чем она остаётся для вас?
М. Г.: Конечно, сегодня уже нет тех эмоций, которые были 20 лет назад. Я стал относиться ко всем музыкальным поворотам спокойнее — это просто моя жизнь. Сейчас для меня важнее удовольствие в момент создания музыки, чем фидбэк после релиза или концерта. Открыта новая глава.

На самом деле, где-то лет пять назад я почувствовал: то, что мы тогда делали, начало терять свою актуальность — и для меня, и вообще в целом. Причём вскоре после нашей конечной остановки многие отечественные шугейз-группы (например, Pinkshinyultrablast или Blankenberge) получили известность — сейчас у них есть армии поклонников, менеджеры, бесконечные гастроли и распроданные релизы. И это очень здорово!

Но сегодня мне кажется, что эта музыка — пройденный этап. В настоящий момент мне как музыканту она совершенно неинтересна и в целом неактуальна. Беседуя сейчас, я понял: для нашей музыки, которой мы занимаемся всю жизнь, плохо то, что мы всё время пытаемся открывать что-то новое, кардинально менять курс, переходить из жанра в жанр. Поправлюсь — для музыки хорошо, для наших карьер плохо. Мне как музыканту переход от шугейза к world music кажется совершенно естественным движением, но с точки зрения рынка это игра против правил.
Misha Sultan - Topic
Е. Г.: Сейчас я понимаю, что занимаюсь музыкой не потому, что я хочу кому-то понравиться или ради денег, например, а просто потому, что я не могу этого не делать. Передо мной никогда не стоял выбор — бросить музыку, чтобы направить все усилия на что-то другое, или остаться в ней. Музыка всегда была со мной и во мне.

Среди участников FPRF отсутствовал музыкальный дефицит — параллельно с группой мы все творили индивидуально и записывали что-то для сольных релизов друг друга. У Миши с Антоном, например, ещё был и другой проект, под названием Japanese Ash. Не могу сказать, что чувствовал себя тесно в группе, но под именем Dyad я записываюсь и выступаю сольно уже с 2003 года. Мне очень нравится сочинять одному, и мне также очень нравится играть с кем-то — в этом для меня нет никакого противоречия.
М. Г.: Недавно мы с Женей впервые за пять лет сделали совместную запись. Отлично получилось — очень непринуждённо. Но это не FPRF, а что-то совсем другое.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Фотография Алисы Аив
Несмотря на важную роль, которую FPRF играли в сибирском культурном пространстве, после распада группы братья Гавриловы смогли двинуться дальше и переросли свой выдающийся проект. Причём сделали это каждый по-своему.

Михаил сфокусировался исключительно на звуке. После переезда в Санкт-Петербург, а позже в Таиланд, он занимался саунд-дизайном и аудиоинжинирингом во многих российских рекламных и коммерческих проектах. Не забывал Михаил и об арте и рок-музыке: среди его работ — звуковые эффекты мультимедийной выставки Бэнкси и саунд-продюсирование группы «Буерак».

Евгений развивал свой талант в области видео. Он осуществляет монтаж и графику популярных YouTube-каналов Wylsacom, «Послезавтра», «А поговорить?», снимает рекламу. Евгений не оставил музыку, совмещая её в своих мультимедийных арт-проектах с видео — его фильм «Сталь-Городъ» стал заметным событием не только в российском, но и в европейском кинематографе.

И последнее: на стадии публикации этого интервью стало известно, что новый альбом братьев Гавриловых уже закончен и готовится к релизу на британском лейбле Hive Mind Records.

История FPRF. Часть 1.
Это не рок, не метал — это даже не «Битлз»!
Сохранению в Сибири аутентичной русской кухни способствовали особенности колонизации этого региона. Здесь никогда не возникало ситуации «плавильного котла». В связи с этим сибирская кухня до начала XX века сохраняла старинные черты, восходящие к кухне Русского Севера.
поделитесь статьей