В «Работнице», самом популярном советском женском журнале, выходящем тиражом в несколько миллионов, в основном печатали современных художников — советская женщина на производстве и в поле, спортсменка и комсомолка. Но иногда среди этого бодрого соцреализма попадалась то грустная ренуаровская Жанна Самари, то голубые балерины Дега. А в «Огоньке» встречались даже картины не из советских музеев — помню, допустим, большую подборку Эдуарда Мане, при этом ни одной работы художника русские купцы — какое упущение! — не купили, хотя имели возможность.
Но купили, к счастью, много чего другого. Купили столько, что их коллекций хватило на два советских музея, и когда эти коллекции после смерти Сталина наконец начали понемногу экспонировать и репродуцировать, то вскоре каждая советская домохозяйка знала имена Моне, Матисса и Ван Гога.
Стоит, наверное, вкратце рассказать о том, почему творчество французских художников, работавших в последней четверти XIX века, сейчас единодушно считается началом нового, современного искусства, почему его признали таковым далеко не сразу, что в нём было такого нового и непривычного и при чём тут русские купцы. Но если рассказывать подробно, то с лёгкостью можно размахнуться на многотомную монографию или авантюрный роман — благо материала достаточно, а тема приключений произведений искусства настолько жгуче интересна, что тянет на детектив. Даже если в нашем случае нет громких похищений, подделок и расследований.
Итак, конец 60-х позапрошлого века, Париж, художественный бомонд. Торжествует безжизненный, выродившийся в салон академизм, с псевдоантичными литературными сюжетами, многофигурными историческими костюмными композициями, аллегориями и тому подобными масштабными картинками, которые раз в год показывают на Салоне, своеобразной выставке достижений изобразительного искусства.
И вот находятся несколько художников, которые хотят писать натуру и пленэр, не стараются вылизывать картину до блеска, пренебрегают точностью и схожестью, предпочитают чистые яркие цвета и широкие мазки, берут сюжетами картин, изображая события обычной, повседневной жизни.
Это Эдуард Мане, самый старший из них, Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писарро, Альфред Сислей…
Их картины отказываются выставлять в Салоне, они правдами и неправдами, добившись поддержки императора Наполеона III, организуют свою выставку — Салон отверженных.