Главные фильмы недели:

Tilda Publishing
что смотреть в «Победе» 16–23 сентября?
СОБЫТИЯ
Сергей Самойленко
«Дюна»
(реж. Дени Вильнёв, США, Канада, Венгрия, 2021)
С 16 сентября
IMDb 8.7
WBRussia
О фильме одним предложением
Космоопера-блокбастер про далёкое будущее с галактической Империей, войнами, интригами, чудовищными песчаными червями и наркотиком меланж.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Самый ожидаемый релиз сезона, премьера состоялась на только что завершившемся Венецианском фестивале. Фантастический блокбастер по роману Фрэнка Герберта 1964 года, породившего многочисленные продолжения и от автора, и от подхватившего семейную франшизу сына.

Считается, что в книге черпали вдохновение многие фильмы и проекты: «Звёздные войны», «Хроники Риддика», «Дрожь земли», даже «Навсикая из долины ветров». Собственно «Дюну» пытались экранизировать несколько раз, но все попытки экранизации этого космического эпоса, по почти единодушному мнению, оказались неудачными. Многочасовой проект Алехандро Ходоровски семидесятых годов, в котором должны были сниматься Мик Джаггер, Сальвадор Дали и Орсон Уэллс, а музыку играть «Пинк Флойд», естественно, и не мог осуществиться. Но и Дэвиду Линчу не удалось создать убедительную космооперу, получилась, скорее, китчевая оперетка, удивительно несвоевременная для 1984 года, даже по картинке, не говоря о смыслах — к тому времени уже вышли «Звёздные войны» (ответом на них и должна была стать «Дюна»), «Бегущий по лезвию» и первый «Чужой». «Дюна» провалилась в прокате, и считается самым неудачным фильмом Линча, даже со скидкой на то, что студия не дала ему самому смонтировать фильм (хотя, как обычно, как и у любого неудачного фильма, у этого есть легион поклонников). Но про сиквелы и два последовавших сериала и говорить не стоит.

Новая «Дюна» — попытка студии Warner Bros. создать свою киносагу, способную соперничать и с франшизой «Звёздных войн», и со вселенной Marvel. То, что основой для этого проекта выбрана не самая новая книга, сильно, на взгляд многих знатоков и ценителей фантастики, устаревшая, — ход понятный. Это значительно удешевляет и ускоряет проект, обеспечивает внимание миллионов потенциальных зрителей, так или иначе знакомых с Миром Дюны во всех изводах в различных медиа. Что до заведомой архаичности этого будущего, но опрокинутого в прошлое мира, — что ж, это почтенная традиция ретрофантастики, легко сочетающая футуристические технологии с самыми замшелыми схемами государственного устройства и общественных отношений. Не говоря уж о моделях одежды и видах оружия — всё отсылает скорее к тёмной древности, чем к ослепительному будущему.

Дени Вильнёв выбран для реализации первой части этого амбициозного проекта по понятным причинам — после «Прибытия» и нового «Бегущего по лезвию» он считается «главным по фантастике» в Голливуде, хотя сиквел шедевра Ридли Скотта и вызвал кислую реакцию у критиков. В «Дюне», судя по отчётам видевших фильм в Венеции, проявились все лучшие и худшие черты режиссёра. Лучшие — перфекционизм, создание детально проработанного мира, блестящий кастинг, неспешность повествования, невероятной красоты эффекты и картинка. Худшие — замедленность, отсутствие динамики и иронии (юмор в гомеопатических дозах всё-таки присутствует), напыщенность и пафосность мегаломанского проекта. Справедливости ради надо сказать, что для пролога большой саги ему без особых изменений удалось уложить многофигурную композицию сюжета в два с половиной часа, хотя экранизирована только половина романа, продолжение уже обещано. Фильм не является ремейком линчевской «Дюны», речь можно вести о новой интерпретации, хотя история без малых деталей осталась та же.

Вот она, история, без риска спойлеров. В мире далёкого будущего, в галактической Империи, властитель её направляет герцога Лето, главу Дома Атрейдесов, вместе с сыном Полом и всей семьёй, на планету Арракис, сплошь покрытую пустыней, где добывается драгоценная специя-спайс под названием меланж, благодаря которой пилоты космических кораблей могут бороздить просторы Вселенной со скоростью света. Меланж охраняют чудовищные песчаные черви. Планету контролирует клан Харконнен, который власть отдавать не хочет. Полу снятся странные мистические сны, он наделён сверхспособностями, и ему придется повзрослеть, победить Харконненов и стать настоящим Мессией для синеглазого народа фременов.

Вопрос, удалось ли режиссёру превратить скудный сюжет космооперы не просто в визуально насыщенное зрелище, но и в историю, к которой способен подключиться зритель и следить за ней от начала до конца. Большинство критиков ставят фильму очень высокие оценки, уверяя, что при некоторой неубедительности и замедленности повествования кино потрясает зрелищностью, атмосферой и звёздным актерским составом. Меньшинство задаётся вопросом, достаточно ли этой зрелищности для безусловного зрительского успеха, который только один и сможет обеспечить выход продолжения. В любом случае, ничего подобного по масштабам в этом сезоне не было и не будет. А зрители по блокбастерам просто соскучились.
«Холостяк на свадьбе»
(Лоран Тирар, Франция, Бельгия, 2020)
С 16 сентября
IMDb 6.4
Exponenta Film
О фильме одним предложением
Французская комедия о семье, родственниках и любви, в которой смешаны юмор, абсурд и немного грусти.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Французская комедия, место и время действия которой ограничено семейным ужином. Адриана на нём всё раздражает — папа травит старые анекдоты, мама готовит традиционную баранью ногу, сестра смотрит в рот будущему мужу так, будто он Эйнштейн. А подруга не отвечает на СМС, поскольку она взяла паузу. Ко всему будущий зять (да, муж сестры у нас называется зятем, если кто не знал) просит Адриана произнести свадебную речь — коротко, но трогательно. А тревога Адриана превращается в панику, но, возможно, это лучшее, что с ним может случиться.

Так примерно анонсировали фильм во Франции, где он вышел год назад. Собственно, в оригинале кино и называется «Речь» (или «Тост»), но этого, естественно, российским прокатчикам мало, как-то неубедительно. Кино снял Лоран Тирар («Астерикс и Обеликс в Британии», «Маленький Николя» и «Каникулы маленького Николя», «Сердцеед»), уверявший, что фильм стал для него возможностью «обнулить» счётчик — после масштабных фильмов сделать малобюджетную камерную комедию. Фильм снят по одноимённому роману Фабриса Каро, автора популярных комиксов, в главной роли — Бенжамен Лаверн, больше известный своими театральными работами в «Комеди Франсез» («Антигона» «Проделки Скапена»). Он говорил, что в сценарии его привлекла смесь поэзии, фантазии, юмора, абсурда, бурлеска — и одновременно грусти. Почувствует ли то же самое российский зритель — бог весть. Отзывы и критиков, и зрителей на киносайтах крайне противоречивы — от восторженных до разгромных. Одни восхищаются остроумием и игрой актёров, другие жалуются на статичность и затянутость. По мне, некоторая театральность фильма (Лаверн периодически ломает «четвёртую стену», обращаясь прямо в камеру, к зрителю, тогда как остальные в это время замирают) ему не вредит, а хороший кастинг стоит того, чтобы сходить в кино.
«Сюзанна Андлер»
(реж. Бенуа Жако, Франция, 2021)
С 16 сентября
IMDb 5.3
HD Трейлеры
О фильме одним предложением
Камерная драма с Шарлоттой Генсбур в роли жены миллионера, выбирающей между обеспеченной жизнью с нелюбимым мужем или нищей свободой с любовником.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Экранизация малоизвестной пьесы Маргерит Дюрас 1968 года с Шарлоттой Генсбур в главной роли. Героиня — сорокалетняя жена миллионера, приехавшая в несезон на роскошную виллу на французской Ривьере с молодым любовником. Первым за всю жизнь, хотя муж ей изменяет давно и не скрываясь. Перед героиней выбор: обеспеченная, но по сути одинокая и несчастная жизнь, или свободная — но без всякой надёжности.

Фильм вышел в начале года, и отзывы критиков в основном положительные — атмосферность, воздушность, чуткость к деталям, звуку, психологическим нюансам. Шарлотту Генсбур называют великой (так оно и есть) и рекомендуют к обязательному просмотру всем её фанатам. Пишут, что в этом феминистском фильме слышен из 60-х сдавленный женский голос, обычно не слышный из-за звуконепроницаемой респектабельной буржуазности. Режиссёр Бенуа Жако — автор нескольких десятков фильмов, не самых кассовых, но очень достойных — например, «Маркиз де Сад» с Даниэлем Отоем, «Фальшивая служанка» по пьесе Мариво с Изабель Юппер, «Дневник горничной».
«Узники страны призраков»
(реж. Сион Соно, США, 2021)
С 16 сентября
IMDb 5.2
В Рейтинге
О фильме одним предложением
Фантастический триллер с Николасом Кейджем в главной роли, спасающем внучку властителя города, исчезнувшую в сверхъестественном мраке страны призраков.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Фантастический боевик-триллер с Николасом Кейджем в главной роли. Этого, в принципе, должно бы и хватить, учитывая репутацию Кейджа последних лет. Но всё-таки. Пишут, что это, ко всему, ещё и отчасти вестерн, более того, вестерн неонуарный. Такой вот невозможный микс.

Сама история не настолько любопытна: в недалёком будущем выпущенный из тюрьмы уголовник по кличке Герой должен найти похищенную внучку жестокого правителя города с погонялом Губернатор, канувшую в сверхъестественном мраке страны призраков. Если не найдёт за сутки — взлетит на воздух на закреплённой на нём взрывчатке. То есть ему надо и внучку найти, и одолеть проклятие, тяготеющее над страной призраков. Фильм снял японский режиссёр Сион Соно, для которого «Узники» — первая англоязычная лента.

Критики и зрители встретили кино, скажем так, терпимо, на Rotten Tomatoes у него очень приличный рейтинг, на IMDb поменьше, но каких-то проклятий не слышно. Как и чрезмерных восторгов, впрочем. Если вы ещё не окончательно потеряли веру в актёрский талант Кейджа, сильно скомпрометированный в последние годы участием в фильмах класса B, — идите и смотрите.
«Над обрывом»
(реж. Чжан Имоу, Китай, 2021)
19 сентября
IMDb 7
Movie Trailers Source
О фильме одним предложением
Китайский шпионский ретротриллер, от которого невозможно оторваться.
О фильме развёрнуто (многобукв)
В рамках фестиваля «Китай. XX век» «Победа» показывает несколько фильмов на этой неделе (драму «Возвращение домой» Чжана Имоу, триллер «Тихая война»), но я особенно рекомендую «Над обрывом» выдающегося режиссёра. Те, кто хоть немного следит за мировым кино, знают его начиная с «Красного гаоляна», после которого было не сосчитать сколько шедевров. Новый фильм не разочарует — это потрясающе красиво и изощрённо снятый шпионский ретротриллер, в котором есть и невероятная изобразительность «Героя» и «Дома летающих кинжалов», и стильная чёрно-белая мрачность нуаров.

Действие — зима 1932 года, четырёх обыденных в СССР агентов забрасывают в район Харбина, занятого японской армией, чтобы они получили свидетельства зверств японцев по отношению к китайскому населению. Их предают — и с этого момента интрига закручивается всё круче и круче, и каждый сюжетный твист меняет расклад. Схватки и погони сменяются паузами саспенса и психологического противостояния, натуралистично снятые жестокие сцены — невыносимо прекрасными кадрами зимнего леса и городскими видами. При этом полфильма идёт снег — и эти крупные хлопья, днём и ночью, делают это жестокое кино невероятно поэтичным. Работе оператора можно спеть панегирик — такие ракурсы и планы достойны хрестоматии. Фильм держит в напряжении до самого конца, при этом он лишён какой-либо пропагандистской назидательности, которой немного грешит очень достойная «Тихая война». В общем, замечательное кино, обязательное к просмотру.
«Красота по-американски»
(реж. Сэм Мендес, США, 1999)
17 сентября
IMDb 8.3 / Кинопоиск 7.975
Кинотеатр ПОБЕДА
О фильме одним предложением
Один из лучших американских фильмов 90-х годов, в котором Кевин Спейси влюбляется в подругу дочери-школьницы и пускает на ветер американскую мечту.
О фильме развёрнуто (многобукв)
В повторном прокате абсолютный шедевр от английского театрального режиссёра, его дебют в большом кино. При этом и сценарист Алан Болл для большого экрана до этого не писал. По легенде, мысль о сценарии пришла ему, когда он смотрел у Всемирного торгового центра на бумажный пакет на ветру. Пакет и стал своеобразным лейтмотивом фильма — символом его невероятной ироничной лёгкости. Фильм сразу же растащили на цитаты, от этого пакета до алых лепестков роз на девичьем теле, — но странно, он и сейчас смотрится столь же свежо, после своих пяти «Оскаров», после всех статей и высших мест в рейтингах, в том числе и в рейтинге самых переоценённых фильмов.

И всё же «Красота по-американски», безусловно, один из лучших фильмов об Америке 90-х, с её культом успеха, молодости, семьи. Фильм не менее подрывной, чем «Бойцовский клуб», — все ценности «американской мечты» здесь поставлены под сомнение и вывернуты наизнанку. Это фильм не о кризисе среднего возраста, в результате которого главный герой (великолепный Кевин Спейси, которого так не хватает сегодня в кино) влюбляется в школьную подругу своей дочери-старшеклассницы, это фильм, упаси господи, не вариация «Лолиты» (хотя все отсылки налицо), это кино именно о крахе американской мечты и наступлении новой эпохи. Которая не преминула вскоре начаться — а именно 11 сентября 2011 года.
«Загадочное ночное убийство собаки»
(реж. Ник Викхэм, Марианн Эллиотт, Великобритания, 2012)
22 сентября
IMDb 8.6 / Кинопоиск 8.711
TheatreHD
О фильме одним предложением
Спектакль Королевского национального театра о подростке, расследующем убийство соседской собаки, а обнаруживающем причину семейной драмы.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Запись спектакля Королевского национального театра по одноимённому роману англичанина Марка Хэддона. Формально — детектив, по сути — роман взросления и воспитания. История о том, как пятнадцатилетний подросток обнаруживает убитую (садовыми вилами) собаку своей соседки и берётся выяснить, кто её убил. Расследование открывает ему тайны его семьи, а именно — причину того, почему их с отцом оставила мать. И книга, и пьеса по роману пользуются популярностью во всём мире, в том числе и в России, одна из причин: общее читательское мнение гласит, что у героя книги, подростка Кристофера — аутизм или синдром Аспергера. Автору пришлось опровергать это всеобщее заблуждение, но традиция делать героя, прекрасно успевающего по математике, но не очень ладящего с людьми, «странным» — осталась. Отзывы о спектакле — только в превосходной степени: «восхитительно», «нежно и трогательно», «пронзительно».
«Травиата»
(реж. Вилли Деккер, Австрия, 2005)
19 сентября
IMDb 8.6 / Кинопоиск 8.65
TheatreHD
О фильме одним предложением
Невероятно стильная постановка одной из самых знаменитых опер с участием мировых звёзд: Анны Нетребко, Роландо Вильясона и Томаса Хэмпсона.
О фильме развёрнуто (многобукв)
В программе «Опера в кино» запись поставленной немцем Вилли Деккером на фестивале в Зальцбурге «Травиаты». Стильная, в минималистичных белых декорациях (кроме белых диванов и большого круглого циферблата, красного платья героини и чёрных костюмов, ничего нет) мелодраматическая история завоевала сердца не только опероманов, но и до этого довольно равнодушных к искусству бельканто зрителей, которые смотрели и слушали оперу на DVD, выпущенную миллионными тиражами. В главных партиях Анна Нетребко, Роландо Вильясон и Томас Хэмпсон — и они не только великолепно поют в этой постановке, но и блестяще играют. Слава Нетребко после этого взлетела до небес, а фанатами оперной классики (ну, оперной попсы, но это неважно) стали миллионы простых зрителей по всему миру. Есть шанс увидеть эту культовую постановку на большом экране.
Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».
поделитесь статьей