Как оригинальное название фильма «Шахматная новелла» стало «Королевской игрой» — бог весть, это вопрос на миллион. Наверное, потому что для англоязычного проката выбрали этот вариант. А зря. Последняя повесть австрийского классика Стефана Цвейга, по которой снят фильм, достаточно известна сама по себе. Может быть, сегодня не так, как лет сорок назад, когда популярность шахмат в мире была гораздо выше, но всё же. По повести уже было несколько экранизаций — немецкая в 1960 году, советский телефильм 1974 года с Кириллом Лавровым.
Повесть — одно из самых читаемых произведений Цвейга — вышла посмертно, книга на немецком языке — несомненный бестселлер, и желание снять новую версию естественно. Судя по откликам и рейтингам, версия получилась очень достойной.
Для тех, кто забыл, о чём писал Цвейг, стоит вкратце напомнить. На огромном трансатлантическом лайнере, во время Второй мировой войны плывущем из Европы в Америку, находится чемпион мира по шахматам. На этом же судне плывёт доктор Б. (в фильме — Барток), любитель — он научился играть в шахматы, когда несколько месяцев по приказу гестапо провёл в одиночном номере гостиницы, от него хотели получить доступ к банковским счетам. Доктор учится играть по украденному во время допроса из кармана гестаповской шинели учебнику лучших партий, лепит фигурки из хлеба, расчерчивает в клетки простыню и медленно сходит с ума.
В фильме герой (Оливер Мазуччи, «Работа без авторства», сериал «Тьма»), юрист, плывущий на корабле с женой, сразу же показан как сломленный человек, переживший ад, он дезориентирован и чужд туристическому окружению, сама шахматная игра начинается лишь к середине. Насколько важна она для картины — судить сложно, суровые немецкие критики укоряют режиссёра за то, что он слишком далеко ушёл от первоисточника.
В фильме чередуются два временных пласта, и это смешение настоящего и прошлого передаёт травмированное сознание героя, некогда блестящего светского льва, завсегдатая венских салонов. Будем надеяться, что хоть что-то в фильме осталось от непрофессионального, но яркого и гипнотически-захватывающего описания процесса шахматной игры. В своё время «Шахматная новелла» и её советская телеэкранизация привела в шахматы многих подростков. Меня в том числе. Причём было достаточно просто подробного пересказа — меня им осчастливила моя классная руководительница, узнав, что я начал заниматься в шахматном кружке. Красочный пересказ сильно поразил воображение подростка, саму повесть было читать уже незачем. Фильм, возможно, способен оказать такое же воздействие на сегодняшних тинейджеров — повлиял же американский сериал «Ход королевы», после которого все кинулись играть в шахматы.