Битва с чёрным орлом: новосибирский архитектурный шедевр и батл империй

Tilda Publishing
ГОРОД
Игорь Маранин

Павильон СССР, вытянувшийся на 150 метров, состоял из пяти залов. Макет Стоквартирного дома располагался в последнем, посвящённом строительству и реконструкции советских городов.
Фото А. Коротченко
Названия городов похожи на заклинания: стоит произнести их — и тут же, словно духи, появляются из глубин нашей памяти образы зданий и сооружений. Париж — Эйфелева башня, Лондон — Тауэр, Рим — Колизей… Дворцы, соборы, театры, университеты, крепости, башни. И очень редко — обычные жилые дома. Что такое Москва? Кремль, Большой театр, Храм Василия Блаженного, МГУ… Что такое Петербург? Зимний дворец, Исаакиевский и Казанский соборы, Петропавловская крепость…

А вот в Новосибирске в первый ряд достопримечательностей вместе с оперным театром, Краеведческим музеем и собором Александра Невского входит жилой дом, известный горожанам как Стоквартирный. Построен он был в 1934–1937 гг. для работников облисполкома: просторные светлые комнаты, паркетные полы, дорогая метлахская плитка в санузлах.

Название это («стоквартирный») в те годы ещё не было именем собственным. Жители называли так несколько городских домов, в которых число квартир приближалось к сотне. Например, здание на соседней Советской улице, построенное для руководства «Сибкомбайна». Или здание с поликлиникой по адресу ул. Авиастроителей, 3.
МиГ-15. Самолёты над Ельцовкой и «Миги» против «Сейбров»: о Евгении Пепеляеве – лучшем советском асе Холодной войны
Жилой дом специалистов «Сибкомбайна» в газетах того времени тоже назывался «стоквартирным». Ныне на его месте возведено десятиэтажное здание по ул. Советская, 8. Фото из альбома «Новониколаевск-Новосибирск. 1891–1934», предоставлено автором
Новый дом на Красном проспекте привлекал внимание своим европейским ухоженным видом и необычными для советской архитектуры архитектурными решениями. Эту европейскую эклектичность, «несоветскость» и поставил в вину авторам проекта вице-президент Академии архитектуры СССР Александр Иванович Гегелло: «У широкой публики это здание создаёт впечатление крупного архитектурного произведения, очень хорошо выполненного, импозантного и, как говорят, красивого. Мне оно представляется чересчур эклектичным. Оно даёт черты не нашего советского дома, а скорее дома в капиталистическом городе. <...> Объёмное решение, особенно эти выпадающие углы мне представляются неправильными не только для данного места, но вообще разрушающими простой объёмный вид прямоугольника» [1].
История города. Новониколаевск-Новосибирск. Исторические очерки. Т. 1 (Новосибирск: ИД Историческое наследие Сибири, 2005, с. 63).
Последнее было совершенно верно: здание на Красном проспекте ничуть не походило на «простые объёмные прямоугольники» новосибирской архитектуры «конструктивистского периода». Неудивительно, что о доме для чиновников тут же стали расходиться самые причудливые слухи.

Одна из баек гласила, что проект выбирал лично Сталин.
На стол вождя народов легло, мол, три варианта, и все три ему понравились: пришлось архитекторам А. Д. Крячкову и В. С. Масленникову объединять их в один. Это, конечно, выдумка от начала до конца.
Ещё одна подобная выдумка-легенда рассказывала, что во Франции есть дом-двойник, полностью повторяющий своего новосибирского собрата. При этом назывался даже адрес: Париж, улица Ренуар. В 20–30-е годы на этой узкой и извилистой парижской улочке проживали многие известные русские эмигранты — поэт Бальмонт, художник Ремизов, писатель Алексей Толстой. Именно здесь писался знаменитый роман «Хождение по мукам». На самом деле «двойник» новосибирского Стоквартирного — многоэтажка Огюста Перре — мало похож на дом для сибирской элиты. Хотя идеями французского архитектора Андрей Дмитриевич Крячков был, несомненно, увлечён, и это сыграло свою роль в дальнейшей истории его каменного детища.
МиГ-15. Самолёты над Ельцовкой и «Миги» против «Сейбров»: о Евгении Пепеляеве – лучшем советском асе Холодной войны
Проект дома номер 51 по улице Ренуар, Париж, 1929 год. Архитектор: Огюст Перре. Фото: hiddenarchitecture.net
За два года до мировой войны, в 1937-м, в Париже открылась Всемирная выставка искусств и техники. Та самая, на которой проект Стоквартирного дома получил Гран-при и Золотую медаль. Этот факт обычно остаётся короткой фразой в скороговорке экскурсоводов или куцей строчкой в краеведческих статьях. Хотя само участие Новосибирска в той эпохальной выставке-битве двух империй заслуживает даже не газетной статьи, а целого исследования. Несмотря на широчайшую представленность различных стран и направлений, основная борьба на грандиозном смотре мирового искусства развернулась между Германией и СССР.
Предвидя это (а возможно, желая столкнуть наши страны лбами), французы расположили советский и немецкий павильоны друг напротив друга.
Для мира искусства и архитектуры Парижская выставка была сродни состоявшейся годом ранее Олимпиаде для спортсменов. Тогда победила Германия, завоевав 33 первых места и опередив американцев на 9 золотых медалей. Теперь Гитлер жаждал доказать миру преимущество «истинных арийцев» не только в спорте, но и в искусстве.
Расстановка сил, однако, была иной: если в Олимпиаде Советский Союз не участвовал, то к выставке в Париже основательно готовился.
Был проведён закрытый конкурс на проект павильона, который выиграл Борис Михайлович Иофан — человек, оказавший большое влияние на облик Новосибирска. По его совету замоют в конце 60-х речку Каменку, так что Бориса Михайловича можно смело назвать прародителем нынешней Ипподромской магистрали.
Землянка на одном из приисков Бодайбо. Самолёты над Ельцовкой и «Миги» против «Сейбров»: о Евгении Пепеляеве – лучшем советском асе Холодной войны
Всемирная выставка искусств и техники в Париже, 1937 год. Слева — павильон Германии с фасадом в виде римской цифры III и чёрным орлом, держащим в лапах свастику, на крыше. Справа — павильон СССР, украшенный специально изготовленной для парижской выставки скульптурой В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница». Фото: arquine.com
Германский павильон создавал личный архитектор Гитлера Альберт Шпеер, будущий рейхсминистр вооружений и боеприпасов. В 1933 году Шпеер перестроил в Берлине здания министерства пропаганды, рейхсканцелярии, штаб-квартиры нацистов в Мюнхене. Он входил в ближний круг фюрера, оформлял демонстрации, а перед Второй мировой разработал план генеральной реконструкции Берлина. На нюрнбергском процессе свою вину признал, был приговорён к двадцати годам тюрьмы и полностью отсидел свой срок. Умер он в 1981 году в возрасте 76 лет.

В своих воспоминаниях о Всемирной выставке Шпеер писал: «По чистому случаю, заблудившись, я попал в помещение, где увидел сохраняющийся в тайне проект советского павильона. С высокого цоколя прямо на немецкий павильон триумфально надвигалась десятиметровая скульптурная группа. Я быстро сделал новый набросок нашего павильона в виде массивнейшего куба, расчленённого на тяжёлые прямоугольные колонны, о которые, казалось, должен был разбиться вражеский порыв, а с карниза моей башни на русскую пару сверху вниз взирал орёл со свастикой в когтях.
За это сооружение я получил золотую медаль, мой советский коллега — тоже».
«Истинные арийцы» доставили из Берлина железнодорожными составами около 10 тысяч тонн металла и камня: они не желали строить из французских материалов!
Землянка на одном из приисков Бодайбо. Самолёты над Ельцовкой и «Миги» против «Сейбров»: о Евгении Пепеляеве – лучшем советском асе Холодной войны
Павильон СССР на Всемирной выставке искусств и техники в Париже, 1937 год. Фото: photochronograph.ru
Павильон СССР, вытянувшийся на 150 метров, состоял из пяти залов. Макет Стоквартирного дома располагался в последнем, посвящённом строительству и реконструкции советских городов. Первый зал полностью был отдан под пропаганду советского строя и его достижений. Второй — науке и технике. Именно здесь демонстрировались автомобили (ЗИС-101 и ГАЗ-М1), советский трактор, образцы промышленных товаров. Украшением зала, диковиной, посмотреть на которую стекались толпы любопытных французов, стала карта производительных сил СССР, выполненная из 10 тысяч полудрагоценных камней.
Площадь её составляла 22,5 квадратных метра! Ныне это чудо хранится в Эрмитаже.
В третьем зале организаторы собрали наиболее значимые произведения искусства. Здесь же работал кинозал, в котором крутили советские киноленты. Четвёртый зал был посвящён транспорту и освоению Северного морского пути.
Землянка на одном из приисков Бодайбо. Самолёты над Ельцовкой и «Миги» против «Сейбров»: о Евгении Пепеляеве – лучшем советском асе Холодной войны
Павильон СССР на Всемирной выставке искусств и техники в Париже, 1937 год. Фото: photochronograph.ru
Битва за награды между русскими и немцами развернулась нешуточная, словно на настоящих спортивных состязаниях. Павильоны поделили Гран-при, но наград удостаивались и отдельные экспонаты. В частности, Шпеер получил главный приз за оформление территории съездов НСДАП, а Макс Браун (наверное, нет сегодня человека, не слышавшего о бытовой технике Braun) был удостоен награды «За достижения в звукозаписи».

Советский Союз брал призы один за другим: паровоз «Иосиф Сталин» и трактор Сталинградского завода, фильм «Чапаев» и типографские работы Гознака, художник Герасимов с картиной «После дождя» и журнал «СССР на стройке».

Когда создавался проект Стоквартирного дома, Крячков и не подозревал, что оценивать его творение будет сам Огюст Перре. Но волею случая и судьбы французский архитектор оказался в жюри.
Удивился ли он, увидев, что его идеи оказали влияние и нашли последователей в далёкой Сибири? Этого теперь не узнать. Но решением жюри проект новосибирского жилого дома был удостоен высшей награды — Гран-при.
Всего же СССР собрал богатейший урожай наград — 270! Из которых 95 Гран-при, 70 золотых, 40 серебряных, шесть бронзовых и более полусотни дипломов. Полученная награда сделала творение Крячкова и Масленникова гордостью города. А обычный журналистский термин обрёл силу имени собственного: теперь он принадлежал одному зданию и нередко стал писаться с заглавной буквы — Стоквартирный. Правда, повседневная жизнь восьми сотен его обитателей (столько человек проживало в доме в 1939 году) изменилась мало.

Прошло всего четыре года, и предвоенное соревнование двух держав завершилось нападением Германии на Советский Союз и многолетней кровавой войной с миллионами жертв. Дом помогал своим как мог: в декабре 1941-го его обитатели отправили на фронт полтора десятка посылок с новогодними подарками (бельё, табак, продукты) и потеснились, предоставив жильё эвакуированным соотечественникам.
Землянка на одном из приисков Бодайбо. Самолёты над Ельцовкой и «Миги» против «Сейбров»: о Евгении Пепеляеве – лучшем советском асе Холодной войны
Стоквартирный дом, фото 1947 – 1955 года с сайта Музея Новосибирска, m-nsk.ru
Всемирные выставки проводятся и сегодня, но формат их сильно изменился, и соревновательный дух давно утрачен. Чаще всего они специализированы и посвящены какой-то одной отрасли. Например, в 2017 году такое мероприятие состоялось в казахстанском Нур-Султане (тогда ещё Астане), темой его стала энергия будущего, а участниками — 115 государств и 22 транснациональных корпорации.

Стоквартирный дом по-прежнему украшает главную улицу Новосибирска, в 2008 году перед ним появился памятник архитектору Андрею Крячкову. Деньги на возведение монумента пожертвовали строительные компании Новосибирска. Интересно, что памятнику, как и дому, тоже досталось от критиков. Авторов — Арама Григоряна и Юрия Бурику — упрекали в том, что архитектор опирается на капитель, которую не использовал в своём творчестве, и в том, что у каменного Крячкова огромная голова, неправильные скулы, иное строение глаз, чем у оригинала, и сюртук пушкинских времен.
Но критика забылась, а монумент по-прежнему украшает сквер у Стоквартирного дома.
И это символично.

Лучший архитектор города стоит у лучшего жилого здания своей эпохи.


Об архитектурных особенностях Стоквартирного читайте в нашей статье «Первый из шикарных. Новосибирский гигант ар-деко».
поделитесь статьей