Главные фильмы недели –

Tilda Publishing
что смотреть в «Победе» 19–26 августа?

СОБЫТИЯ
Сергей Самойленко
«Побег из Нью-Йорка»
(реж. Джон Карпентер, США, 1981)
21 августа
IMDb 7.2 / Кинопоиск 7.016

Иноекино
Культовый фантастический постапокалиптический боевик, в котором одноглазый ветеран спасает похищенного президента США в превратившемся в адские городские джунгли Нью-Йорке.

По случаю 40-летия в прокат в 4К выходит ставший за эти годы культовым фильм, ролевая модель для целой вереницы последовавших за ним постапокалиптических лент. Фильм — одно из высших достижений в долгой карьере режиссёра Джона Карпентера, ветерана жанров фантастики и ужасов. А Курт Рассел, сыгравший в фильме главного героя Снэйка (Змея), военного преступника с чёрной повязкой на левом глазу, однозначно считает эту роль лучшей в своей карьере. Фильм был снят на очень скромные деньги, хорошо принят критиками и публикой, а в эпоху позднего Советского Союза был гвоздём программы в репертуаре видеосалонов — хотя уже тогда мрачное пророчество о наступившем в 1997 году хаосе в США, превращённом в тюрьму Манхэттене и ставшем дикими городскими джунглями Нью-Йорке, в котором не действуют никакие законы и власть бессильна, смотрелось, мягко говоря, не очень убедительно. Плюс веселили мутные намеки на мировую войну — герой Рассела потерял глаз в некой битве за Ленинград.

Сегодня год, в котором Курт Рассел спасает президента, захваченного некой революционной Армией освобождения, далеко позади, и мы можем смотреть кино с чисто исследовательской точки зрения: какие страхи и фобии бытовали в 70–80-х годах прошлого века, насколько пугающим представлялось будущее — мы знаем, что именно массовая культура их аккумулирует и выражает чётче всего.

Кино, тем более фантастическое, не обязано, естественно, быть точным и сбывающимся футурологическим прогнозом, тут и большинство именитых учёных, съевших собаку на предсказаниях, ошибаются, не говоря уж о прорицателях антинаучных. Смысл таких фильмов — в предостережении, алармизме, пугающей картинке, служащей предупреждающим и запрещающим знаком на дороге в будущее, — дескать, туда нельзя. Общество любит, когда его пугают страшными пророчествами, и не только в кино, СМИ занимаются примерно тем же самым. Интуитивная уверенность в том, что древле всё было лучше и дешевле, а преступность растёт с каждым днем, неискоренима, она в природе человека, уверенного, что дальше будет только хуже, вопреки и окружающей действительности, и своему повседневному опыту, и всем выкладкам учёных, доказывающих, что уровень насилия снизился радикально за последние 50–70 лет, причём во всем мире. Конечно, на это можно возразить, что вот башен Всемирного торгового центра, на крышу которого приземляется герой Рассела, отправившийся выполнять миссию, не стало — но даже такие трагические события с тысячами жертв не меняют общей картины.

Натурально, такому фильму не требуется быть научным трактатом, чтобы кино было убедительно как кино, — и тут у «Побега из Нью-Йорка» почти всё в порядке, несмотря на не слишком убедительную историю, не очень динамичный темп и шаткие декорации. Во всяком случае, Курт Рассел действительно сыграл одного из самых брутальных, харизматичных и маскулинных героев постапокалиптики, этакого пирата нашего времени. Ну и то, что фильм называют в числе любимых Квентин Тарантино и Гильермо дель Торо, тоже что-то значит.

Стоит добавить, что сеанс в «Победе» 21 августа пройдёт на несколько дней раньше начала российского проката, а после фильма будет обсуждение с онлайн-включением кинокритика и редактора сайта «Искусство кино» Максима Селезнёва.
«Ненависть»
(реж. Матьё Кассовиц, Франция, 1995)
С 19 августа
IMDb 8.1 /Кинопоиск 7.759
weareaonefilms
Жестокая социальная драма, в которой три молодых маргинала из парижского пригорода конфликтуют с полицией и шляются по городу с найденным на улице револьвером.

Ещё один знаменитый фильм, добравшийся до российского проката через четверть века после создания. Один день из жизни трёх юных маргиналов из парижского пригорода, бесцельно болтающихся по городу, тогда как четвёртый из их компании — в больнице после столкновения с полицией. Травка, подобранный на улице полицейский револьвер, стычки с правоохранителями, не стесняющимися в применении насилия, желание мести. Срез жизни столицы от центра до пригородов, от районов ашэлэм (типового жилья, аналог наших хрущевок) до благополучных буржуазных кварталов, от богемных посетителей вернисажа современного искусства до скинхедов.

Чёрно-белая лента, начинающаяся пятью минутами документальных кадров уличных демонстраций, беспорядков, горящих автомобилей, разгона митингующих, показывает цепную реакцию обоюдного насилия, страха, недоверия и ненависти и смотрится так, будто снята вчера. Фильм попал в одну из главных болевых точек современной Франции (да и не только, история типична и универсальна) — как мы знаем, беспорядки вспыхивают то и дело, машины поджигают и бьют витрины регулярно. Отличные роли Венсана Касселя, Юбера Кунде и Саида Тагмауи, приз за режиссуру Каннского фестиваля, три «Сезара».

В Новосибирске фильм сегодня смотрится так, будто он снят здесь и сейчас, финал, во всяком случае. В финале фильма Кассовица полицейский, задерживая героя Касселя под дулом пистолета, случайно стреляет ему в голову. Это — до мороза по коже — как две капли воды похоже на недавний трагический инцидент в Мошкове, когда полицейский случайно убил во время задержания молодого парня-азербайджанца. Кажется, пора снимать наш вариант «Ненависти».
«Служанка»
(реж. Пон Джун-хо, Южная Корея, 2016)
20 августа
IMDb 8.1 / Кинопоиск 7.552
Официальные трейлеры HT-SiK
«Олдбой»
(реж. Пак Чхан-Ук, Южная Корея, 2003)
22 августа
IMDb 8.4 / Кинопоиск 8.073
Русский Репортаж
Два фильма культового южнокорейского режиссёра, один — лесбийский эротический триллер на грани софт-порно, другой — жесточайшая кровавая драма вины и мести в жанре детектива.

Два фильма знаменитого южнокорейского режиссёра Пака Чхан-Ука (кажется, сегодня именно так правильно пишется его фамилия), один в прокате уже был, второй — впервые. Сверхжестокий даже по меркам восточного кино «Олдбой» и изысканный эротический триллер-детектив. Вторая часть трилогии о мести по мотивам японского комикса и перенесённый на корейскую почву роман англичанки Сары Уотерс. В одном злодей нанимает мошенницу, чтобы она в роли служанки в аристократическом доме помогла обольстить хозяйку и овладеть наследством — но у служанки с хозяйкой завязывается роман. В другом простого клерка после попойки похищают неизвестные. Пятнадцать лет держат в комфортабельной тюрьме, а потом выпускают — и он пытается найти похитителя и отомстить ему. Фильмы настолько разные, что трудно поверить в их общее авторство. Тем не менее.

Общее, пожалуй, в них то, что режиссёр крайне серьёзно относится к жанру мелодрамы, доводя её до трагедийности. И то, как изощрённо строится фабула фильмов, с какой изворотливостью каждый новый сюжетный твист меняет угол зрения и искажает общую картину. «Олдбой», пожалуй, в этом смысле изобретательнее, сюжетная пружина в нём закручена до максимума, да и нашпигован цитатами и аллюзиями фильм до предела: от «Царя Эдипа» и «Графа Монте-Кристо» до Фрейда. Фильм назвали восточным ответом тарантиновскому «Убить Билла» — сам американец в это кино, по его словам, влюбился, что, впрочем, не помогло «Олдбою» получить «Пальмовую ветвь» в Каннах, хотя Тарантино и был председателем жюри. Фильм настолько поразил всех, что Спайк Ли потом снял голливудский вариант «Олдбоя» — но, как обычно, американский ремейк получился куда более пресным, бледным и предсказуемым. Пятиминутной бойни с использованием молотка в нём нет.
«Босс-молокосос 2»
(реж. Том МакГрат, США, 2021)
С 18 августа
IMDb 5.9 / Кинопоиск 5.617
Universal Pictures Russia
Продолжение мультфильма, в котором ставшим взрослыми героям-братьям надо объединиться и снова стать маленькими, чтобы спасти мир от революции детей.

Продолжение мультфильма четырёхлетней давности от студии DreamWorks. В первом появившийся в семье младший братик, с рождения обладающий талантами управленца и начальника, вместе со старшим братом успешно спасал мир. Во втором оба они благополучно выросли и повзрослели, Тед, как и ожидалось, стал крупным боссом, а Тим — любящий отец семейства, но его маленькая дочь Тина явно пошла в дядю и демонстрирует с младенчества те же деловые и интеллектуальные качества. Но миру опять грозит беда: злодей по имени Армстронг задумал совершить революцию детей против взрослых, чтобы в новом прекрасном мире обходиться без старших. Для спасения привычной модели мира братьям надо снова объединиться. Но не только — они снова должны стать детьми. И что вы думаете? Становятся. Очень забавно, что воюющие со злодеем папа и дочка — одного возраста. Злодей побеждён, как и должно быть, Тим спасает дочку — и выдерживает тем самым экзамен на звание отца.

В мире фильм вышел почти на два месяца раньше, отзывы по большей части хорошие, но факт, что в летнем прокате, кроме этого мультфильма, мало что можно найти для совместного семейного просмотра. А «Босс-молокосос» — почти идеальное укрепляющее семейные узы и способствующее взаимопониманию разных поколений зрелище.
«Всё о сексе»
(реж. Дакота Горман, США, 2020)
С 19 августа
IMDb 5.4
Русский Репортаж
Очередной фильм, эксплуатирующий паттерн «Секса в большом городе» для нового поколения, в котором три подруги в основном обсуждают свою жизнь.

Режиссёрский дебют актрисы Дакоты Горман (сериал «Мыслить как преступник»), в одной из ролей она сама и снялась. Кино создано по универсальному рецепту — три подруги, которым примерно лет по 25, Сейдж (Дакота Горман), Кейси (Натали Линез) и Морган (Эмма Декерс), встречаются в барах и кафе, разговаривают о сексе и мужчинах, работе и жизни, бродят по городу, ходят на свидания — короче, взрослеют. У одной депрессия, вторая хочет быть не бариста, а художницей, третья работает в издательстве, но чтобы свести концы с концами, подрабатывает в сфере частного интима. То есть это очередная попытка повторить успех «Секса в большом городе» для нового поколения — реклама, собственно, и эксплуатирует этот паттерн.

Фильм вышел полтора года назад на различных стрим-сервисах, но отзывов на него на удивление мало, и совсем скудно с рецензиями — сетуют, что персонажи неубедительны, взаимозаменяемы, им сложно сопереживать, да и сама история не слишком вдохновляет.
«Сирано де Бержерак»
(реж. Джейми Ллойд, Великобритания, 2019)
25 августа
IMDb 8.8 / Кинопоиск 8.363
TheatreHD
Спектакль Королевского национального театра по знаменитой героической комедии Эдмона Ростана, в котором нет ни шпаг, ни мушкетёров, ни длинного носа Сирано, но постановка от этого только лучше.

Запись спектакля Королевского национального театра. Знаменитая героическая комедия Эдмона Ростана на английском языке в версии Мартина Кримпа, без камзолов, мушкетёров, шпаг и даже без длинного носа Сирано, но с его остроумием и обаянием. В роли Сирано — Джеймс МакЭвой («Искупление», «Джейн Остин», сериал «Большая игра»). История, в которой уродливому Сирано приходится озвучивать лишённого дара слова красавца Кристиана перед красавицей и интеллектуалкой Роксаной, в спектакле поворачивается другой гранью — это рассказ об обольщающей силе языка, о его способности не только очаровывать, но и обманывать. Анита-Джой Увадже играет Роксану с недюжинным феминистским куражом, а Кристиан в спектакле хоть и туповат, но более честен, чем Сирано, который погряз в самообмане. Знаменитая сцена объяснения обходится без ночного мрака, плащей и балкона — персонажи сидят на пластиковых стульях при полном свете, но от этого грустная ирония только сильнее. В общем, свежая, очень современная без зауми постановка с отличными актёрскими работами.

«Так поступают все»
(реж. Кристоф Лой, Майкл Бейер, Австрия, Германия, 2020)
22 августа
NevafilmEmotion
Запись моцартовского шедевра с прошлогоднего, юбилейного Зальцбургского фестиваля, стильная современная постановка с превосходными вокальными партиями.

Постановка прошлого, юбилейного года к столетию Зальцбургского фестиваля. Естественно, Моцарт, одна из самых его знаменитых опер. За пультом — Йоана Малльвиц, впервые в Зальцбурге оперой дирижировала женщина. Постановка известнейшего драматического и оперного режиссёра Кристофа Лоя (немецкая премия «Фауст», английская Лоуренса Оливье), выстроившего на фоне минималистичной декорации (всё происходит на фоне белой стены с двумя дверями) визуально графичный, динамичный спектакль с живыми, вызывающими сопереживание персонажами. При этом не были утеряны ни искромётный юмор, ни изящество моцартовских ансамблей. Дирижёр сократила оперу до двух с половиной часов без антракта (условия показа во время пандемии), что сделало постановку ещё более динамичной. Критики очень хвалят и режиссуру, и дирижёра, и уровень исполнителей — актёрский и вокальный.

«Zappa»
(реж. Алекс Уинтер, США, 2020)
24 августа
IMDb 7.6
CoolConnections
Документальный фильм о великом музыканте, оказавшем влияние на несколько поколений и самые разные области музыки, — о нём говорят его коллеги, от Дэвида Боуи до Пола МакКартни.

Основу фильма составляют архивные видео и современные интервью с постаревшими участниками группы The Mothers of invention и многими музыкантами. Фильм снял режиссёр Алекс Уинтер, с благословения вдовы Гейл и при полной поддержке Фонда семьи Заппа, благодаря чему режиссёр получил доступ к сотням часов записей, хранящихся в семейном архиве. Работа длилась шесть лет, и получился сложный, отнюдь не агиографический портрет великого музыканта. Кто-нибудь может засомневаться: великого? Но если Зубин Мета, музыканты «Кронос квартета», Джон Леннон, Кент Нагано называли его великим, то сомнений не остаётся. Список высоко ценивших Заппу и как композитора, и как исполнителя, и как радикального новатора в музыке, изменившего весь музыкальный ландшафт, можно длить практически бесконечно. Считать ли Заппу музыкантом для музыкантов? Почему бы и нет, в этом нет ничего зазорного. Это не мешало ему быть гением.


Единственный показ в «Победе» — 24 августа в 19:30. После сеанса — разговор о фильме и творчестве Фрэнка Заппы с музыкальным критиком Александром Морсиным.


Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».
поделитесь статьей