Главные фильмы недели:

Tilda Publishing
что смотреть в «Победе» 7 — 12 апреля?
СОБЫТИЯ
Сергей Самойленко
Андрей Тарковский. Ретроспектива.
С 3 по 17 апреля
Фото: vpobede.ru
Иноекино
О ретроспективе одним предложением
Фильмы великого режиссёра, сегодня актуального как никогда более.
О ретроспективе развёрнуто (многобукв)
«Победа» показывает фильмы главного русского режиссёра, которому 4 апреля исполнилось бы 90 лет. Выходившие в советское время крошечным тиражом копии можно было посмотреть в основном по маленьким залам киноклубов.
Эти фильмы сразу же становились событием, легендой и получали призы на крупнейших европейских фестивалях — но на родине при жизни режиссёра их официально не особо жаловали.
Громкая, оглушительная слава Тарковского началась в последние годы советской власти и — увы — уже после его смерти, он умер в 1986 году в эмиграции, в Париже. Все его фильмы считаются безусловной мировой классикой, о нём и о его кинематографе написаны сотни книг на разных языках, он повлиял на многих знаменитых режиссёров, которые не раз признавались в любви к его фильмам. Более того, он, как это обычно и бывает с культовыми фигурами, пережил период ниспровержения и отрицания, особенно в недавнее время.
Но очевидно, что без его фильмов современное кино невозможно представить, настолько глубоко вошли они в плоть и кровь кино, изменили его оптику и акустику.
Победа» начала показы с «Зеркала», самого поэтичного, личного и автобиографичного из его фильмов, в котором сложный комплекс идей и мыслей, связанный с отечественной историей, спаян с картинами детства, семьи, воспоминаниями о войне и размышлениями о творчестве. Мысли о вине и ответственности пронизывают всё творчество Тарковского, но в «Зеркале» они выражены максимально лично, без какой-либо абстракции.

«Иваново детство» (6–9 апреля) — первый полнометражный фильм тридцатилетнего режиссёра, снятый по короткой военной повести Владимира Богомолова (автора романа «В августе 44-го»). Герой фильма — 12-летний подросток, семья которого расстреляна фашистами, он становится разведчиком, много раз из-за линии фронта добывающим важные сведения.
Тарковский говорил, что ему было важно показать абсолютную несовместимость, абсолютное противоречие войны и детства.
Иван в фильме практически ровесник Андрея Тарковского в момент начала Отечественной войны: ему было девять лет, и он тоже, хоть и не настолько полно, как герой его фильма, знает, что такое ужасы войны. Позже режиссёр говорил, что считает свой первый фильм излишне красивым и претенциозным, что мальчик (это вторая роль Николая Бурляева в фильмах Тарковского) играет очень плохо… Тем не менее эту ленту высоко ценили многие: Бергман, Сартр, Кесьлёвский, а следы этого фильма находят во многих лентах — так, сцена в берёзовом лесу в «Мертвеце» Джармуша считается явным оммажем «Иванову детству», и даже в характере Энакина Скайуокера из «Звёздных войн» находят черты Ивана.

«Андрей Рублёв» (10–12 апреля) — важнейший в творчестве Тарковского фильм, снятый более полувека назад, но сегодня ставший ещё более современным, чем тогда — вопросы о национальной истории России, православии, русском характере, войне и искусстве, поставленные в нём, в наши дни болезненно, обжигающе актуальны. Вышедший через три года после съёмок в ограниченный прокат фильм критиковали за жестокость, антиисторичность, мрачность.
Сегодня после этого фильма впору прийти в полное отчаяние — смерть, кровь и мрак, кажется, не рассеиваются с веками, а сгущаются.
Но «Андрей Рублёв» не только погружает нас в бездну отчаяния, но и даёт надежду и просвет: в финале чёрно-белой кинофрески появляется цвет — рублёвские иконы и пасущиеся лошади пытаются нас убедить в том, что жизнь сильнее войны и смерти.
«Всё везде и сразу»
(реж. Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт, США, 2022)
С 7 апреля
IMDb 8.9
Кинокомпания ВОЛЬГА
О фильме одним предложением
Фантастическая экшен-комедия о возможности прожить множество параллельных жизней с другими версиями себя.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Пишут, что фильм сочетает в себе хардкорную научную фантастику и семейную драму, отсылая зрителя одновременно к «Матрице», «Любовному настроению», гонконгским боевикам и ещё много к чему. А все вместе эти элементы, уверяют критики, создают непрекращающийся визуальный праздник.

Что ж, похоже на правду: у фильма, вышедшего месяц назад в прокат, какой-то запредельный рейтинг на IMDb и на сайте Rotten Tomatoes. Некоторые, впрочем (а именно обозреватель «Гардиан»), чувство юмора режиссёрского дуэта (предыдущая их работа «Человек — швейцарский нож» вовсе не такая искромётная) в метафизической эпопее о боевых искусствах описывают так:
анальная пробка рассматривается как потенциальный источник силы, а фаллоимитаторы длиной в руку — как приемлемая замена ножам сай (это такое колющее оружие типа стилета в виде трезубца, если кто вдруг не знает).
История в фильме довольно запутанная: владелица китайской прачечной, эмигрантка Эвелин Ван (Мишель Йео, «Мемуары гейши», «Марко Поло», «Крадущийся тигр, затаившийся дракон») получает призыв о помощи из параллельной вселенной от своего параллельного мужа — и отправляется его спасать. Каким-то образом во всё это впутана налоговый инспектор, угрожающая прачечному бизнесу (Джейми Ли Кёртис, «Достать ножи», «Правдивая ложь»), и она пострашней древнего таинственного зла, с которым Эвелин предстоит сразиться.
А New Yorker упрекает фильм в пустоте и утверждает, что если бы не привлекательный и харизматичный актёрский состав, то от него не осталось бы ничего, кроме клубов дыма, которые рассеиваются при включенном свете.
Так ли это и кто прав — высоколобые эстеты-критики или простые зрители, массово голосующие за это кино, — лучше убедиться самим.
«Мальчик-дельфин»
(реж. Андрей Гоголев, Мохаммад ХейрАндиш, Россия, 2022)
С 7 апреля
Central Partnership
О фильме одним предложением
Трогательный мультфильм про дельфинёнка, спасающего мальчика, чудом выжившего в авиакатастрофе.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Дельфинёнка зовут Снежок, мальчик остаётся безымянным, в фильме наличествуют также злой Осьминог, пытающийся изгнать человеческого детёныша из моря на сушу, помогающий друзьям капитан, а также рыбы разных сортов и черепаха. Ожидаются приключения на море и островах. Мультипликационный гибрид «Человека-амфибии» и «Маугли» для младшего возраста.
«Гарри Хафт: Последний бой»
(реж. Барри Левинсон, Венгрия, Канада, США, 2021)
С 7 апреля
IMDb 7.5
M Distribution
О фильме одним предложением
История польского боксёра, выжившего в Освенциме и дравшегося там со своими солагерниками.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Фильм в оригинале называется просто «Выживший», сценарий написан по биографической книге о Гарри Хафте — это польский еврей, попавший в семнадцатилетнем возрасте в концлагерь, где его благодаря крепкому сложению заметили эсэсовцы и стали тренировать как боксёра.
С 1943 года он принимал участие в боксёрских поединках с такими же заключёнными, как и он, — в общем, это был род гладиаторских боёв, за которыми, как в свое время римская знать, наблюдали нацисты.
С 1943 года он принимал участие в боксёрских поединках с такими же заключёнными, как и он, — в общем, это был род гладиаторских боёв, за которыми, как в свое время римская знать, наблюдали нацисты. Бои проходили в одном из филиалов Аушвица (сейчас это название даже более употребительно, чем Освенцим), но для пущей кинематографичности действие перенесли в самый известный лагерь смерти.

Фильм снял ветеран Голливуда Барри Левинсон, его пик карьеры пришелся на 90-е, стоит напомнить, что в его фильмографии значится «Плутовство» («Хвост виляет собакой»), едкая комедия о лицемерии политиков, готовых на любую ложь, именно с неё, кажется, началось повальное увлечение фейками как движущей силой и поводом для политических решений, развязывания войны, например, в вымышленной восточноевропейской стране.

В «Гарри Хафте», пишут критики, выдающаяся роль Бена Фостера, который демонстрирует всю сложную гамму чувств героя — гнев, скорбь, утрату, стремление выжить любой ценой.
Фильм, пишут, не заставляет зрителей корчиться от ужаса, но ощутимо передаёт чувство безнадёжности и близость смерти: будто доносится запах гари от работающих печей.
Барри Левинсон в конце своей продолжительной карьеры снял лучший фильм за долгие годы, поставив вопрос о вине и ответственности — и возможности эту вину искупить. Нет никакого сомнения, что герой, Гарри Хафт, практически полный коллега рабочих из зондеркоманд, обслуживающих газовые камеры и печи концлагерей, и вопрос не в том, заключил ли он сделку с дьяволом, чтобы выжить, а в том, возможно ли его простить после всего пережитого.

Но фильм также — и о надежде, и он, пишут, позволит в финале зрителю засмеяться сквозь слёзы (когда Гарри на пляже рассказывает еврейский анекдот) и сделать освобождающий вдох полной грудью.
«Скрежет»
(реж. Ханна Бергхольм, Финляндия, Швеция, 2022)
7, 8 апреля
IMDb 6.9
В Рейтинге
О фильме одним предложением
Скандинавский комедийный ужастик о том, что может вылупиться из найденного в лесу яйца.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Очаровательно гротескная комедия ужасов о хаотичности воспитания, пишут критики. Фильм попал в программу «Полночь» фестиваля независимого кино «Сандэнс» этого года и получил уже неплохую прессу.

Двенадцатилетняя девочка Тинья занимается спортивной гимнастикой, потом что её заставляет мама-видеоблогер: для неё успехи дочери — возможность выложить очередной ролик. Однажды Тинья находит в лесу птичье («Знаем мы этих птиц», — тут же подумает искушённый зритель и будет прав) яйцо и приносит домой.
В оригинале фильм называется «Вылупление» — на русском звучит диковато, конечно, но точнее, чем «Скрежет», — потому что главные ужасы не в яйце, а в семейной педагогике.
«El Teatro Real: Фауст»
(реж. Алекс Олье, Испания, 2019)
10 апреля
Teatro Real
О фильме одним предложением
Киноверсия знаменитой оперы Шарля Гуно, в которой Фауст работает в лаборатории над выращиванием гомункула.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Премьера 2018 года Королевского театра Мадрида, постановка каталонского режиссёра Алекса Олье, одного из шести постановщиков знаменитой театральной труппы La Fura dels Baus из Барселоны, всемирно известной своими впечатляющими спектаклями в городской среде.

Собственно, в постановке «Фауста» труппа и принимала участие, тем более что для них тема фаустианства не чужая — в 1997 году у них был спектакль «Фауст 3.0», а 20 лет назад они сняли фильм «Фаусто 5.0». Так что это уже третье или четвёртое их обращение к фаустианскому мифу, но, по мнению критиков, на полноценную масштабную версию спектакль не тянет.

Эксперимент Фауста, целью которого является создание биомеханического искусственного интеллекта, способного выйти за пределы природы, держит внимание в первом действии, но затем эта фабульная нить почти теряется.
Оказывается, что вся история про связь с Мефистофелем, обмен души на молодость и соблазнение Маргариты — плод воображения Фауста, похоже, что и дьявола в этом спектакле тоже создали в пробирке.
Главное достоинство — звёздный состав: непревзойдённая Марина Ребека в партии Маргариты, яркий Пётр Бечала в роли Фауста.
Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».
поделитесь статьей