В сибирском вкусе. Что такое сибирская кухня? Часть I

Tilda Publishing
КУХНЯ
Максим Марусенков

Сибирская кухня — это региональная разновидность русской кухни на северорусской основе и местных продуктах. Традиционные блюда других народов Сибири вышли за пределы этнических культур относительно недавно. Эта статья открывает цикл публикаций о главных кушаньях подлинной сибирской кухни, а также о важнейших региональных продуктах. В центре нашего внимания будет традиционная, исторически сложившаяся народная кухня, но периодически мы будем обращаться и к истории трактирного промысла в Сибири.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
На отдыхе в окрестностях города Красноярска. Фото с сайта russianhistory.ru
Если на что и бедна Сибирь, так это на кулинарные книги. До революции на этой громадной территории не было издано ни одной поваренной книги и ни одного сборника собственно сибирских рецептов.
В книгах, выпущенных в Санкт-Петербурге и Москве, рецепты с определением «сибирский» появляются с 1840-х годов, и их можно пересчитать по пальцам одной руки. Это сибирские пельмени, сибирский кисель, «варенье из сибирских янтарных яблочков» (очаровательно) и сибирские булочки — ша́нежки.
О питании жителей Сибири мы можем судить только по этнографическим описаниям, мемуарным свидетельствам и художественной литературе.

В советское время ситуация принципиально не изменилась. Понятие «сибирская кухня» актуализировалось с распадом СССР и поначалу было вполне однозначным. Автор первого (?) сборника сибирских рецептов (1992) Анатолий Тихоно́вич не видел разницы между «старинной сибирской» и «старинной русской» кухней. Известный специалист по бытовой культуре Сибири, доктор исторических наук, профессор Юрий Гончаров не даёт чёткого определения, но тоже считает сибирскую кухню составной частью русской: «Другой особенностью сибирской, впрочем, как и вообще русской, кухни было обилие мучных блюд. <...> Пироги, как и вообще у русских, были двух видов. <...> Щи в Сибири варили из ячменной крупы, по традиции северно-русской кулинарии» (2004).
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Переселенцы обедают возле столовой, фото 1908–1909 гг.: слева мужики хлебают щи из общих мисок, справа на столе лежит каравай ржаного хлеба
Однако в последние годы набирает популярность другая точка зрения. «Народная кухня северной России заложила первый камень сибирской кулинарной культуры. Затем свою лепту, обильную или малую, внёс в сибирскую кухню каждый народ», — пишет Галина Райхерт в «Сказании о еде сибирской» (2018). «Сибирская кухня объединяет кулинарные традиции многих коренных народов Западной Сибири», — утверждает кандидат исторических наук Валентина Вануйто (2020). «Сибирская кухня <...> вобрала в себя лучшее из кухонь разных уголков России и местного населения», — полагает автор одноимённой поваренной книги (2000) Елена Усачёва.

Исследователь красноярской гастрономии Игорь Шеин и вовсе считает понятие «сибирская кухня» «нонсенсом», поскольку на территории Сибири живут «сто с лишним народностей, а есть ещё очень много национальных приезжих кухонь». Соответственно, уверен Шеин, правильнее говорить о «сибирском столе»: «Это такая система, которая может воспринять все национальные кухни Сибири». Схожей «философии» придерживается модный ресторан «современной сибирской кухни» Tunguska: сибирские гастрономические традиции якобы являются «квинтэссенцией долговременного взаимодействия русской кухни с кухнями ближайших азиатских соседей, а также с особенностями рациона коренных народов Севера».
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Изображения сибирских инородцев из книги К. Ельницкого «Инородцы Сибири и Среднеазиатских владений России» (1895)
Эти определения удобно ложатся в господствующую идеологию толерантности и многонациональности, но полностью противоречат описаниям сибирских застолий. Их обильно цитирует в книге «Семейный быт горожан Сибири второй половины XIX — начала ХХ века» (2004) Ю. М. Гончаров. Возьмём для примера описание масленичного застолья в Иркутске 1860-х годов, которого нет в упомянутой книге:
Хозяйка съ утра напекаетъ множество пироговъ съ рыбою, грибами, капустою, морковью, рублеными яицами, какими нибудь ягодами; ставитъ на столъ блины, оладьи, яичницу, дрочену изъ картофеля, кисель, жареную рыбу, тѣльное изъ рыбы, кипяченое молоко съ творогомъ, черемху, вареную въ суслѣ, и непремѣнную принадлежность Масляницы, хворосты, на поварскомъ языкѣ «сушъ». Блины въ Сибири не составляютъ принадлежности Масляницы; ихъ жарятъ по праздникамъ, и непремѣнно тоненькіе. Гречневые блины лишь недавно появились въ городахъ; въ деревняхъ ихъ не знаютъ.

Н. Щукинъ. «Народныя увеселенія въ Иркутской губерніи» (1869)
Где же здесь влияние азиатских соседей и малых народов Сибири? Можно возразить, что самое известное сибирское блюдо — пельмени — было воспринято от китайцев. Другое знаменитое сибирское кушанье — строганину — русские заимствовали у «северных народов». Даже шаньга — от коми-зырян. А ведь есть ещё украинский борщ, алтайский сушёный сыр, бурятский чай... Однако убеждённость в заимствованном характере этих блюд основана на псевдоисторическом знании. Пельмени принесли в Сибирь русские колонисты, переосмыслив кундюмы (ушки), строганина — в той же мере русское, в какой и якутское национальное блюдо, малороссийский борщ — региональная версия общерусского кушанья, шаньга — собственно русское название выпечки.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Русский священник в рясе из оленьей шкуры стоит возле вешал с юколой. Гижигинск (исчезнувший город на территории Магаданской области), 1901 год. Колоризация Ольги Ширниной
Сказанное не означает, что в сибирской кухне вообще нет кушаний, отражающих влияние «коренных народов». К ним относятся, например, юкола и сагудай, о чём говорят сами эти названия. Отсутствие в современной народной русской кухне тех или иных блюд не означает их непременного заимствования. Сушёный сыр — часть алтайской национальной кухни, но аналогичным образом испокон веку его делали в Европейской России. Подобный «бурятскому чаю» затуран пили на всей территории Восточной Сибири и даже подавали на почтовых станциях.
Устанавливать же, кто первым догадался настругать ножом мороженую рыбу, ещё нелепее, чем претендовать на изобретение свекольной похлёбки (борща).
«Коренные народы Сибири» — понятие условное и манипулятивное: русское старожильческое население тоже должно считаться коренным. «Современное население Сибири принято делить на две основных группы — туземное население и пришлое. <...> Конечно, такое деление условно, так как многие туземцы такие же пришлые для районов своего обитания, как и русские. <...> Дать научную классификацию разноплеменного туземного населения и установить точную численность его весьма затруднительно», — сообщает «Сибирская советская энциклопедия» (1932).
Игорь Шеин, описывая дореволюционный «томский стол», упоминает следующие кушанья: суточные и ленивые щи, котлеты из рябчика, ржаной хлеб, пшеничные пироги с рыбой, перловая каша, супы из сорго, суп д'орж, сладкие пудинги, мясные пудинги, мороженое, пломбир, кремы, парфе, суфле, шарлотки, пироги с картофелем, жареные поросята. В книгах Шеина «Сибирский парадный стол» (2013) и «Сибирский публичный стол» (2020) мы также не находим блюд «ста с лишним народностей». Перечисляемые автором кушанья относятся к двум основным кулинарным традициям: русской и французской (в русском же восприятии).
Что касается современных «ресторанов сибирской кухни», то в их меню с трудом отыскиваются русские блюда, не говоря уже о кушаньях других народов.
Попробуйте найти в специальных меню участников фестиваля «Тайгастро», объединившего в 2022 году с десяток крупных сибирских городов, хоть что-нибудь традиционное. Дань концепции в этих ресторанах так или иначе присутствует, но дальше пельменей, строганины, сагудая и пары «этнических» блюд дело не идёт. В актуальном меню ресторана Tunguska к переосмыслению «рациона коренных народов Севера» можно отнести разве что «тувинские чебуреки хуужуры» (тувинские чебуреки?), а в недавно открывшемся в Тюмени ресторане «СибирьСибирь» — «якутский суп бухлер» и «азу по-татарски».
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Строганина из стерляди в ресторане «СибирьСибирь». Фото с сайта sibirsibir.ru
Концепция мозаичного единения разных кулинарных традиций не соответствует ни народной, ни ресторанной сибирской кухне — как исторической, так и современной. «Сибирский стол» оказывается оторванным от действительности, сугубо идеологическим конструктом, создание которого стало возможным только благодаря накоплению этнографических знаний.
Подлинную, исторически сложившуюся сибирскую кухню следует отличать от национальных кухонь малых народов Сибири.
Последние испытали мощное влияние русской кулинарной традиции, обратное же движение было едва ощутимым. Русской кухне как более богатой, разнообразной и развитой просто нечего было заимствовать из местных кулинарных культур: естественная продуктовая база Сибири кардинально не отличалась от родных мест первых переселенцев, а методы заготовления продуктов и приготовления блюд были примитивными.

Продолжение следует.
В сибирском вкусе.
Что такое сибирская кухня? Часть II
Сохранению в Сибири аутентичной русской кухни способствовали особенности колонизации этого региона. Здесь никогда не возникало ситуации «плавильного котла». В связи с этим сибирская кухня до начала XX века сохраняла старинные черты, восходящие к кухне Русского Севера.
поделитесь статьей