Когда образование утратило сакрально-магическую функцию и зримо стало услугой, в нем воцарилось понятие покупательской правоты. Той самой правоты из мира магазинов, служб качества, жалобных книг и «Фламп»-профилей.
Но эта правота, будучи рождённой в своём сугубо предметном мире, при пересадке в хрупкий мир школы встала там колом. И принялась рвать небосвод этого мира, всю его парусину. Церемонное «Покупатель всегда прав» превратилось в хабальское «Я ж мать, мне лучше знать!».
Причём государство во всех конфликтах встаёт на сторону потребителей-экстремистов. И в этой битве за потребительское ублажение мы как-то между делом разучились слышать друг друга. «Я прав» — это позиция самооглушения, глухариная. «Школа должна» — к носителю этого тезиса очень трудно найти подход. Между тем, сибирский субтип русской цивилизации — это именно плод навыка компромисса. Результат умения договариваться. С местными племенами, друг с другом. С природой, в конце концов.
Поколение, выросшее в режиме потребления образовательных услуг, рискует стать инфантильным, без навыка социальной импровизации. И их с порога взрослой жизни сметут в совок более инициативные ровесники. А они есть, их немало, таких ровесников. Воспитывают их нетиповые, специализированные школы, которые, будучи абсолютно модернистскими по учебному контенту, вызывающе, отважно старорежимны по своей учебной этике. Там лень называют ленью, ошибку — ошибкой. Там ставят «двойки» и «колы», и даже (о, мамочка!) исключают за неуспеваемость. И вот эти-то повзрослевшие дети, для которых их необычная школа до сих пор храм и Хогвартс, не глядя, затопчут погрузневших 25-летних «яжеребёнков», которых защитили от травм взыскательного обучения их праведные «яжматери».
— Возвращать школу к нормальной социальной роли можно только в соратничестве с родителями, — резюмирует Ольга Гудовская. — Другой вопрос, что и соратничетво предполагает не просто единство действий. Союзные войска, так сказать, должны быть взаимно равны численностью и по убеждениям друг с другом едины. Если с нами заодно будет лишь маленькая группка родителей, зримых перемен к лучшему не добиться. Потому мы и зовём родителей на помощь школе, зовём ради их же детей. Хотя, по большому счёту, ещё и ради них самих.
Ведь папы и мамы нынешних школьников — это выросшие, но зачастую глубоко травмированные дети 90-х. Со своими внутренними демонами и клише, доставшимися от той тяжёлой эпохи — эпохи пёстрой, яркой, как румянец чахоточного больного, но жестокой. Послевкусие детства 90-х — это ощущение тревоги, одиночества в толпе и перекошенной этики, когда добро и зло слиплись в какой-то пёстрый пластилиновый ком. И такой житейский опыт, конечно, даром не проходит.
Бывшим детям 90-х, родителям нынешних детей тоже нужна социальная терапия, по большому-то счёту! И борясь за школу, они, можно сказать, духовно очищают собственное детство, проживают его заново, но уже гармонично. Сейчас мы плавно, шажками переходим к новому политическому укладу — совсем иному, чем был лет тридцать назад. И в школе тоже что-то должно измениться. Спасение школы нужно нам всем, как залог выживания популяции, залог спасения коллективного интеллекта и коллективного этно-эго. Но одна лишь школа, в одиночку, без содействия государства не сможет выбраться из-под купола шопинг-молла!