«Звукосниматель». Март, 2023

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Владимир Комаров

О невероятных событиях принято говорить, что произойдут они лишь тогда, «когда Луна упадёт на Землю». Выход новых, ожидаемых не один год, альбомов U2 и Depeche Mode с разницей всего в одну неделю — тот самый случай. Впрочем, на этом совпадения не заканчиваются, так как именно в марте 2023 года отмечается 50-летний юбилей одного из главных альбомов рок-музыки — The Dark Side of the Moon. Эпические масштабы и грандиозное предвкушение — на фоне нашего бурного времени в движение пришли культурные глыбы, созданные не одним поколением музыкантов.
U2 — Songs of Surrender
Рекорд-компания: Interscope
Дата релиза: 17 марта
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
U2. Фото предоставлено автором
Об альбоме одним предложением
Старые песни о главном, спетые в конце рабочей недели.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
В разговоре о U2, как и о любой серьёзной работе, нам прежде всего необходимо определиться с дефинициями. А именно — принять тот факт, что ирландский квартет уже почти 40 лет уверенно удерживает звание главной и самой успешной (просим прощения у Мика Джаггера и Кита Ричардса) рок-группы планеты Земля. Творчество U2, как и их имидж, очень серьёзно (намеренно повторяем это ключевое слово). Времена, когда ирландцы относились к себе со здоровой самоиронией, остались далеко позади…

U2 — это гигантская бизнес-корпорация, которая не выпускает пластинки просто так. Арт-подготовка последнего релиза впечатляет своими масштабами и многоходовой стратегией. В прошлом ноябре увидела свет долгожданная и широко разрекламированная автобиография Боно под названием Surender — 40 Songs, One Story. Затем подтвердилась информация о готовящемся альбоме, а в день релиза пластинки на ТВ-канале «Дисней» вышел документальный фильм Bono and The Edge — A Sort of Homecoming with Dave Letterman, в котором Боно и Эйдж рассказывают мастодонту американской тележурналистики Дэйву Леттерману об ирландских корнях и душе своих песен.
Видимо, силе убеждения Боно противостоять невозможно, и в конце фильма бедный Леттерман в буквальном смысле бросается в ледяные воды ирландского моря.
По неслучайному стечению обстоятельств альбом был выпущен в День Святого Патрика, который очень удачно выпал в этом году именно на пятницу — день недели, на который в нынешние цифровые времена принято назначать релизы — потому что расслабившиеся после трудовой пятидневки люди с большей вероятностью нажмут на кнопку «купить» музыку в своём телефоне.
Songs of Surrender — первая студийная пластинка квартета за шесть лет, однако нового материала на ней нет.
Нашему снисходительному суду представлено 40 песен из богатого каталога U2, перезаписанных в акустическом режиме под чутким продюсерским контролем Эйджа — гитариста группы и, по мнению многих, архитектора её саунда. Мы знаем Эйджа не только как интересного инструменталиста и сильного бэк-вокалиста, но и как звукового новатора. Оливер Акерман по большому секрету рассказывал вашему автору, как однажды, много лет назад, ему позвонили «от Эйджа» и попросили подготовить к продаже всю линейку педалей эффектов «бутиковой» компании Death By Audio, за которой через полчаса заехал специально отправленный в Бруклин (видимо, из резиденции Эйджа в Трайбеке) человек. Итак, нового материала на альбоме нет, как, впрочем, там почти нет и бас-гитары Адама Клэйтона, а ударных Ларри Маллена и того меньше.

Сам по себе проект, безусловно, интересен и даже несколько оригинален — разве что память неожиданно выдаёт странное сравнение с альбомом Once More ньювейверов Spandau Ballet. И здесь можно смело повторить за мэтром российской музыкальной журналистики Андреем Бухариным слова про Once More: «Новые аранжировки лишь доказывают, какими сильными авторами-песенниками были музыканты».
«Музыка позволяет путешествовать во времени, и нам стало любопытно узнать, каково это — перенести наши ранние песни в сегодняшний день и дать им возможность переосмыслить XXI век», — заявил Эйдж перед релизом.
Все свои действия U2 неизменно обосновывает концептуально, так что отнесёмся к словам гитариста как к одному из обязательных правил большой игры, а сами подумаем о другом.

На своих последних альбомах главные поп-рокеры планеты, давно выросшие из постпанк-ботинок конца 70-х, по-прежнему мелодичны и философско-лиричны. Но их успех в мировом мейнстриме прежде был обусловлен удивительным сочетанием авторской силы, исполнения, стильного саунд-продюсирования и опережающих время идеях. Иными словами, талантливые песенники адаптировали лучшие идеи андерграунда и за их счёт продвигали поп-музыку к новым рубежам и на самый высокий уровень.

Любопытное отступление: Кевин Шилдс лично рассказывал вашему автору, как в начале 90-х после одного из концертов My Bloody Valentine в их гримёрке появился восторженный Боно и купил 50 копий Soon EP. На вопрос, зачем ему так много, он ответил, что раздарит их своим друзьям в ООН: «Может быть, после этого в их головах что-то изменится к лучшему».

Да, в интервале между 1984-м и 1993-м формула адаптации достижений независимой культуры для мейнстрима работала безукоризненно. В 1997 на альбоме Pop произошёл небольшой сбой — эта работа, по мнению многих, получилась перепродюсированной или, если верить группе, — «недоделанной». Но так как эта пластинка считается завершающей частью новаторского триптиха Achtung Baby/Zooropa/Pop, не будем излишне строги.

Затем группа неожиданно притормозила в своих поисках новых звуков и образов, обратившись к традиционному поп-року. Не значит ли это, что ирландская четвёрка исписалась?
Oliver Edward Ackermann — американский музыкант, вокалист, композитор-песенник, саунд-продюсер, инженер-разработчик музыкального оборудования. Создатель группы A Place To Bury Stranger и компании Death By Audio, производящей звуковые эффекты.
TriBeCa (сокращение от Triangle Below Canal Street — «Треугольник южнее Канал-стрит») — респектабельный микрорайон, расположенный в Нижнем Манхэттене (Нью-Йорк).
Kevin Shields — ирландский гитарист, вокалист, композитор-песенник, продюсер, лидер My Bloody Valentine и крёстный отец жанра шугейз.
Четырёхтрековый мини-альбом группы My Bloody Valentine, выпущенный лейблом Creation в 1990 году.
Надеемся, что у Боно и компании ещё найдутся правильные слова и звук, соответствующий новой эпохе, в которой человечество неожиданно оказалось в 20-х годах этого века.
Тем, кто помнит падение Берлинской стены не из учебников истории, а по теленовостям 89-го, песня Songs of Surrender может стать очень близкой. Боно харизматично и проникновенно говорит о любви, чести, моральном выборе, праведности и искушении. Но сегодня это воспринимается как задокументированный рудимент ушедшей эпохи. В лучшем случае молодое поколение воспринимает Боно, как Клэя Каллоуэя — льва-рокера на пенсии из мультика «Зверопой 2», а в худшем никогда не слышало о группе.

Возможно, поэтому менеджмент и сотрудничает с компанией «Дисней», чтобы восполнить пробел в музыкальном образовании деток, годящихся U2 во внуки. Тем более, что некоторые их песни в новых аранжировках действительно звучат как колыбельные.
Depeche Mode Memento Mori
Рекорд-компания: Columbia
Дата релиза: 24 марта
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Depeche Mode. Фото предоставлено автором
Об альбоме одним предложением
Игры со смертью.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
Depeche Mode, чья история перевалила уже за четвёртый десяток, продолжает оставаться группой, каждый новый альбом которой ждут, затаив дыхание. И тот факт, что все 14 предыдущих лонгплеев неизменно попадали в британский Топ-10, говорит о том, что коллектив не растерял свою фан-базу и не вышел в тираж на фоне стремительно меняющейся музыкальной моды.

«Депеш» вне моды, проект бороздит мировой океан шоу-бизнеса, словно гигантский айсберг, упорно возвышаясь над его поверхностью вопреки законам физики и метафизики. Кажется, чем дальше он заплывает в тёплые воды нового века, подтачивающие невидимую часть глыбы, тем холоднее становится его музыка. При этом движение электрольдины пристально отслеживается как модной хипстерской прессой, так и консервативными изданиями — по обе стороны печатного поля Memento Mori получил восторженные оценки.
Неожиданная кончина Энди Флетчера в марте 2022-го пронзила весь альбом темой смерти как феномена человеческого сознания, отодвинув на задний план секс и религию — сюжеты, которым Мартин Гор раньше уделял много внимания. Можно сказать, будто Memento Mori (что с латыни переводится как «Помни о смерти») — альбом концептуальный.
Andrew John Fletcher (известный также как Флэтч) — английский музыкант, один из создателей группы Depeche Mode, её менеджер. По мнению многих, он примирял сильные и противоречивые характеры Дейва Гана и Мартина Гора, работая в группе «лучшим другом» последнего.
Martin Lee Gore — английский музыкант, вокалист, композитор-песенник, саунд-продюсер, один из создателей группы Depeche Mode и её основной автор.
Тексты песен, обложка и дебютный клип Ghost Again, напоминающий фильмы Ингмара Бергмана, указывают на неотвратимость судьбы. Но не хотелось бы думать, что любимая и уважаемая группа, оставшаяся дуэтом, решила цинично монетизировать уход в мир иной одного из её основателей, буквально следуя строчкам своего хита сорокалетней давности: «everything counts in large amount».

«После смерти Энди песни, написанные ещё в начале пандемии и отображающие то тяжёлое время, приобрели совершенно новый смысл», — говорит Гор, для которого Флетчер был лучшим другом. По мнению некоторых философов, опыт узнавания собственной смерти возможен лишь на основе восприятия и переживания события смерти «Другого», чей уход всегда внезапен и образует разрыв в метафизических «формах» не заполняемой пустоты. Кажется, что именно постижение этого опыта отобразилось в новых песнях Мартина, спетых Дейвом Ганом так чувствительно и просто, как никогда прежде. От манерности фронтмена группы не осталось и следа — не тот момент.

За свою яркую и продолжительную карьеру Depeche Mode исследовали разные музыкальные жанры. Группу принято называть пионерами электропопа и одним из самых влиятельных коллективов на техно-сцене. Но в начале 90-х в саунде квартета появилось много гитар, а с конца того же десятилетия на сцене прочно обосновалась и массивная барабанная установка — столь характерная для трэш-метала, но отнюдь не аккуратного причёсанного синти.
Двусмысленная фраза из песни Everything Counts, которую можно перевести как «Всё имеет большое значение» или «Всё считается в большом количестве».
От незатейливого электропопа — к сумасшедшему индустриальному и психоделическому рок-драйву, от душных дискоклубов — к стадионному размаху и одному из самых дорогих в мире концертных шоу. От нелепых чёлок и свитеров — к статусу икон стиля в костюмах на заказ. С годами Depeche Mode создали свой неповторимый музыкальный и сценический стиль.
Вы можете спутать Cinderella с White Snake или Shed Seven с Kasabian, но безошибочно узнаете «Депешей» и в записи, и на концерте, даже не являясь их поклонником.

В аранжировках группы можно встретить элементы джаза, госпела и даже фанка, однако блюзовый лад всегда оставался основным фундаментом Гора, на котором он строил свои хиты. По скромному мнению автора, музыку Depeche Mode можно описать как «дельта-блюз, сыгранный группой Kraftwerk». Эта парадоксальная формула лучшим образом проявляется на новом альбоме в песнях Caroline's Monkey и People Are Good. Да, это не опечатка! Среди названий двенадцати новых композиций мы сталкиваемся как минимум с тремя сильными аллюзиями. Don't Say You Love Me моментально отсылает к припевному хуку из It's No Good, Never Let Me Go освежает воспоминания о Never Let Me Down, а People Are Good напрямую адресует к другой визитной карточке группы — People Are People, некогда первому большому хиту Depeche Mode в США. Более того, в последней песне неожиданно появляется и классический рефрен Sometimes из песни Clean — спетый так же многозначительно и претенциозно. Что это, самоирония или самоповторы? Маркетинг или троллинг?..
В целом новый альбом является продолжением направления, взятого группой ещё на пластинке Delta Machine и продолженного на Spirit: грязный звук аналоговых синтезаторов и драм-машин 70–80-х — возвращение к корням.
Впрочем, Memento Mori, пожалуй, интереснее двух своих предшественников за счёт минимализма, который порой даже обескураживает. Кажется, что песни короче своего тайминга, в некоторых из них нет припевов, а аранжировки скромны настолько, что суммы мелодических идей двух-трёх песен группы из их «золотой эры» начала 90-х сегодня хватило бы на весь альбом. Впрочем, простота — это не обязательно минус, особенно для артистов масштаба Depeche Mode. Просто мы живём во времена, когда красивая баллада Мартина Soul With Me, выдающая в нём фаната глэм-рока, кажется приветом из времён чёрно-белого кино.
Чёрного цвета и белого телешума, говоря образно, в альбоме действительно много. Он начинается с тяжёлого индустриального бита, им же и заканчивается.
А один из волшебнейших моментов пластинки — вызывающее мурашки крещендо синтезаторного нойза в длинной коде Speak to Me. Кажется, что мы слышим перезаписанную ливерпульской четвёркой в 2023-м A Day in the Life, причём в полном составе.

Хочется верить, что Memento Mori — не последний альбом группы. Бизнес-машина Depeche Mode работает как идеально отлаженный механизм — туры всё грандиознее, успешнее и дороже. Люди на всех континентах по-прежнему любят группу, чьи песни уже стали важным элементом их культурного кода, и не позволят своим любимцам уйти на пенсию, даже если Дейву и Мартину этого смертельно захочется.

Настоящий этап группы, который мы условно назовём «игры со смертью», неизменно приведёт к следующему — «жизнь после смерти». Возможно, Мартин и Дейв будут первыми, кому суждено обмануть судьбу и сплясать на собственных костях.
Песня The Beatles, завершающая альбом Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band, выпущенный лейблом Parlophone в 1967 году.
Pink Floyd — The Dark Side of the Moon (50th Anniversary)
Рекорд-компания: Sony
Дата релиза: 24 марта
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Pink Floyd. Фото предоставлено автором
Об альбоме одним предложением
Назад в будущее или наоборот — вперёд в прошлое.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
Величайшие рок-альбомы продолжают справлять свои полувековые юбилеи. Очередь дошла и до «Дарксайда» — пластинки, чьё влияние на умы и вкусы землян можно сравнить разве что с «Сержантом Пеппером». Считается, что со своего выпуска в 1973 году по сегодняшний день в мире было продано свыше 50 миллионов копий альбома — это позволяет некоторым аналитикам утверждать, что нет и одной секунды в сутках, когда бы музыка этой эпохальной пластинки не звучала в одном из уголков нашей планеты.

Проверить это, наверное, пока невозможно, зато есть интересная и документально подтверждённая история названия альбома.
Оказывается, за год до исторического релиза малоизвестная британская группа Medicine Head выпустила альбом под названием Dark Side of the Moon, спутав все планы Pink Folyd.
Будущую пластинку даже планировали переименовывать в Eclipse, но удостоверившись, что релиз Medicine Head прошёл абсолютно незамеченным, Pink Floyd добавили к названию «The», а остальное стало историей.

Влияние альбома на все последующие поколения музыкантов невозможно переоценить. Задумайтесь хотя бы о том, что инструментальный трек On the Run, звучащий невероятно современно и сегодня, был записан за два года до наивного Autobahn — первого полностью электронного альбома техно-пионеров Kraftwerk.

Как и положено юбилейным переизданиям, альбом выпущен в новом ремастеринге и с дополнительным диском: The Dark Side of the Moon — Live at the Wembley Empire Pool, London, 1974.
Мы не знаем, что больше владеет умами молодого поколения — музыка или стильный принт эффектной обложки на майках, но уверены в том, что великий альбом недостаточно велик без культового оформления — вспомним Unknown Pleasure или The Velvet Underground and Nico.
Дебютный альбом группы Joy Division, выпущенный лейблом Factory в 1979 году.
Дебютный альбом группы The Velvet Underground, выпущенный лейблом Verve Records в 1967 году.
А вот что действительно интересно, так это видеоконкурс, который группа объявила в связи с юбилеем. Лучшие видеоработы на все десять треков пластинки будут отбираться барабанщиком группы Ником Мэйсоном (некогда выпускником архитектурного факультета Лондонского политехнического института), креативным директором группы Одри «По» Пауэллом и Британским институтом кино. Подробности на сайте pinkfloyd.com.

Дерзайте!
Pink Floyd
Alex Kelman — Illusia
Рекорд-компания: Self-released
Дата релиза: 15 марта
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Alex Kelman. Фото предоставлено автором
Об альбоме одним предложением
Создатель Punk TV на пике сольной формы.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
Мой друг, брат по «звуковому оружию» и «одногруппник» в коллективах Hot Zex и Punk TV, выпустил новый альбом — лучший в его сольной карьере. Хронометраж «Иллюзии» невелик — всего 32 минуты, но они представляют собой сочный концентрат всех музыкальных идей и личных переживаний Кельмана за последние восемь лет. Кто-то добавляет в скотч немного воды, кто-то предпочитает чистый — насколько я помню, Алекс не разбавляет.

Альбом продолжает музыкальную линию, которой Кельман привержен ещё со времён первых демозаписей Punk TV двадцатилетней давности, создававшихся им в своей новосибирской квартире при помощи синтезатора MicroKorg и простенького компьютера. Уже более восьми лет Алекс базируется в Братиславе, достаточно удобной локации для его насыщенной европейской концертной жизни, впрочем, в истории музыканта есть выступления в Китае и даже в Перу.

Новым словом в творчестве Кельмана стала практика фитов — в записи пяти из восьми треков альбома участие приняли друзья и коллеги Алекса, каждый из которых обогатил «Иллюзию» частичкой себя. Есть даже гостевой вокалист — рокер-мечтатель Евгений Франкевич, который солирует на первом сингле в песне VHS.

«Я сыграл три аккорда на полурасстроенной гитаре, которые навязчиво засели мне в голову, — вспоминает Алекс. — На их основе собрал первую версию трека, после чего связался с Женей из Secrets Of The Third Planet в надежде, что он сделает ремикс, а он вместо этого спел и добавил своего космического гитарного саунда.
Фит (feat.) — сокращение от featuring («с участием» — с англ.), обозначающее участие приглашённого исполнителя для совместного исполнения трека.
Получилась шугейз-песня про то время, куда мы уже никогда не вернёмся, которое останется лишь в наших снах».
Автор этой рецензии был приятно удивлён, увидев и своё имя напротив инструментального трека «00:00». Я действительно записал туда гитарные партии, но не думаю, что моё участие тянет на полноценный фит, скорее это помощь «приглашённого музыканта». И в этом проявляется моя личная иллюзия — как неоднозначность интерпретации. Впрочем, теперь есть повод добавить новый экземпляр в кассетную коллекцию своих релизов. Одна беда: купить хорошую кассету (а Illusia — это отличная кассета) стало проще, чем найти работающий магнитофон. Алекс, пора задуматься о Greatest Hits на виниле!
Alex Kelman
M83 — Fantasy
Рекорд-компания: Mute
Дата релиза: 17 марта
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
M83. Фото предоставлено автором
Об альбоме одним предложением
Сильный звуковой сигнал из другой галактики.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
Если кто не в курсе, название проекта французского мультиинструменталиста Энтони Гонзалеза не случайное красивое и мистическое сочетание буквы и двух цифр, а вполне реальное имя астрономического объекта. M83 — не что иное, как сокращение от Мессье 83 — названия спиральной галактики с перемычкой в созвездии, известной также как Южная Вертушка. Признаем, название для группы, играющей на стыке дрим-попа, новой волны, шугейза и эмбиента, — лучше не придумаешь! Впрочем, и с музыкой у коллектива полный порядок.

Стартовав как дуэт Гонзалеза и Николя Фромажо в 1999 году, в высшую лигу группа прорвалась со вторым альбомом Dead Cities, Red Seas & Lost Ghosts, выпущенным в 2003-м на культовом электронном лейбле Mute. С тех пор коллеги по рекорд-компании Depeche Mode регулярно возили M83 в свои мировые туры как разогревающий коллектив, а Мартин Гор не раз называл их в числе своих фаворитов.

В контексте данного обзора творчество M83 интересно пересекается с остальными обсуждаемыми нами артистами.
О близости к Depeche Mode уже упоминалось, в гитарной манере Гонзалеза явно узнаются некоторые интонации Эйджа, а масштаб звукового полотна выдаёт во французах поклонников Pink Floyd, причём как раннего периода (до The Dark Side of the Moon), так и позднего. Очевидно, Южную Вертушку периодически накрывает лунной тенью.
Свой успех французы развили в 2011 году с альбомом Hurry Up, We're Dreaming, эмбиента на котором было заметно меньше, зато появились «нововолновые» поп-хиты. Впрочем, после этой пластинки Гонзалез сознательно притормозил, считая, что группа превысила лимит популярности, который она может себе позволить. За следующие 12 лет M83 выпустили всего два альбома, один из которых (DSVII) был инструментально-эмбиентным, а другой (Junk) содержал гораздо меньше хитов, чем «топовый» Hurry Up, We're Dreaming. Но, кажется, с новым альбомом M83 вновь готовы испытать хит-парады на прочность.

Несмотря на наличие сильных поп-песен, выделять какие-то треки мы не будем, поскольку Fantasy — цельное произведение, слушать которое следует от начала до конца. «Идея заключалась в том, чтобы вернуться (к слушателю. — В. К.) с чем-то близким к энергии пластинки Before The Dawn Heals Us, — говорит Гонзалез. — Сочетание гитар и синтезаторов всегда присутствует в моей музыке, но, возможно, на этом новом альбоме его больше, чем на предыдущих». Именно это сочетание и навевает мысли о диалоге гитары Дэвида Гилмора и клавишных Ричарда Райта времён разгула звукового гедонизма 80-х. Удивительно, но в контексте 2023-го это звучит по-прежнему очень модно!

Аудиофилам (любителям дорогой аппаратуры и напитков многолетней выдержки) эта пластинка всё же может оказаться полезной, даже если и не понравится. Она настолько хорошо записана, что на ней можно тестировать свой hi-end (как некогда при помощи «Дарксайда»). А ребята помоднее купят двенадцатидюймовую рамку и повесят виниловый конверт на стену — уж больно крутая и провокационная у него обложка!
Третий студийный альбом группы M83, выпущенный на лейбле Mute в 2005 году.
M83
поделитесь статьей