«Звукосниматель». 10 замечательных пластинок 2022 года в алфавитном порядке

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Владимир Комаров

Искусство, каким бы элитарным оно ни было, не может быть «вещью в себе» — артист неизменно реагирует на окружающую жизнь. И чем прогрессивнее и грандиознее вселенские сдвиги, тем интереснее и революционнее работы творца. Ушедший год запомнится, к сожалению, не только своими творческими прорывами, но именно в такие времена музыка важна как никогда — она, быть может, остаётся единственным действенным лекарством для души.

По «счастливому» стечению обстоятельств, ковидный локдаун 2020–2021 гг. загнал музыкантов в студии, и они выдали так много материала, что на заводах по производству пластинок образовались многомесячные пробки. Так что душеспасительного бальзама в ушедшем году было предостаточно. «Звукосниматель» не избежал соблазна подвести некоторые итоги года, и пока мейнстрим выясняет, кто же, Beyonce или Taylor Swift, выпустил главный альбом 2022-го, вспомним 10 пластинок, которые пусть и находились глубоко внизу таблицы продаж, но в творческом плане, на наш взгляд, оставляют лидеров хит-парадов далеко позади.

The Comet Is Coming — Hyper-Dimensional Expansion Beam
Рекорд-компания: Impulse! Records
Дата релиза: 23 сентября 2022 г.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
The Comet Is Coming. Фото Fabrice Bourgelle, предоставлено автором
Об альбоме одним предложением
Межгалактический грув с саксофоном — что бы это ни означало.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
С чётким определением жанра этого лондонского трио есть проблемы. Их последний альбом попал в списки лучших джазовых релизов 2022 года, однако разные журналисты относят творчество «Кометы» и к джаз-року, и к психоделии, и даже (я вижу ужас глазах поборников традиционных джазовых ценностей) к танцевальной электронике. Столь широкий диапазон в межжанровом пространстве и есть самое интересное в творчестве данного коллектива.
Необходимо сразу заявить: это альбом сложный, обескураживающий и шумный. Музыка «Кометы» подобна высвободившемуся из ящика Пандоры хаосу, врывающемуся в космос.
Говоря словами эллинских стоиков, неупорядоченное первовещество вторгается и разрушает эстетическую гармонию. Интересно, что саунд британцев порой квалифицируют как космический фанк, правда, в этом определении больше астрономии, нежели философии.

Название альбома также говорит о многом: «Гиперпространственный луч расширения». Безусловно, сам по себе луч — это наэлектризованный, как световой меч рыцаря джедая, саксофон в руках Кинга Шабаки (в миру — Шабака Хатчингс). Признаемся, использование этого инструмента в любом жанре за пределами классического джаза вызывает «вкусовую» настороженность: как много непошлых саксофонных соло в рок-музыке вы можете назвать? Не говоря уже об электронике, где духовые по определению «на грани». Коллеги Кинга, скрывающиеся за киберпанк-именами Даналог и Бетамакс, затачивают «грань» своей музыки битами, лупами и синтезаторами до остроты лазера. Именно это и завораживает.
BBC Music
The Cure — Wish (30th Anniversary Edition)
Рекорд-компания: Fiction / Elektra
Дата релиза: 25 ноября 2022 г.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
The Cure. Фото: Niels van Iperen, предоставлено автором
Об альбоме одним предложением
30 лет спустя самый коммерчески успешный альбом Роберта Смита расцветает новыми красками.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
Страшно подумать, но альбому, который ассоциируется у меня с выпускным классом, исполнилось 30 лет. Роберт Смит такие даты не пропускает и прилежно переиздаёт юбилейные альбомы в ремастированном виде. И вот, наконец, настала очередь Wish — коммерческого пика и последнего классического альбома группы. До Wish группа осечек не давала, но вышедший через четыре года после него Wild Moon Swing разочаровал — он совершенно не отвечал стремительным переменам, произошедшим на рок-сцене. В неменьшей степени это относится и к трём другим, более поздним альбомам — все заметили, что группа начала повторяться, так и не смогла написать ни одного большого хита, а после 2008-го новых пластинок и вовсе не выпускала.
Однако это никак не отразилось на фантастически высоком уровне их концертов, программа которых в основном составлена из хитов 80-х и начала 90-х, — ведь именно во времена Wish искусство, мода и коммерческий успех были прописаны в одном рецепте группы.
The Cure — «лекарство» с англ.
Далеко не всё смогло уместиться в этом двойном альбоме 1992 года — многие бриллианты попали на вторые стороны синглов или вовсе были отложены до лучших времён — увы, не наступивших.

Юбилейное переиздание наконец-то исправляет эту несправедливость. Из 45 треков 24 ранее не издавались (в их числе много вокальных и инструментальных демоверсий). Помимо этого, ремиксы, бисайды, концертные записи и даже материал, который в 1993-м выпускался только ограниченным кассетным тиражом под именем Lost Wishes, — полная картина того, как звучала и чем дышала группа на самом пике своей карьеры.

Для кьюэ-фэнов, которых в нашей стране немало, этот трёхдисковый релиз сродни сокровищам капитана Флинта. Первым делом ваш автор переслушал ремикс на Friday I'm in Love, который буквально разбирает композицию на отдельные партии и демонстрирует, из чего сложена эта великая поп-песня. В год выхода Wish было принято упрекать в том, что он слегка «попсовый». Переслушивая альбом сегодня, удивляешься, как по-прежнему свежо он звучит — то, что раньше казалось конъюнктурой, со временем стало произведением современного музыкального искусства, а искусство, как известно, вне коммерции.
80's 90's Music Video's Remastered @Videos80s
Gilla Band — Most Normal
Рекорд-компания: Rough Trade Records
Дата релиза: 7 октября 2022 г.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Gilla Band. Фото: gillaband.com
Об альбоме одним предложением
Новая порция хлёсткого рок-шума от группы, прежде известной как Girl Band.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
Главная интрига, связанная с этой ирландской, не поддающейся привычной жанровой квалификации, группой — неожиданное переименование коллектива. C 2011-го по 2021-й мы знали их под именем Girl Band.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Girl Band. Фото Richard Gilligan, предоставлено автором
Мне импонировало их прежнее название, в нём чувствовалась заметная ирония в отношении шоу-бизнеса.
Но под воздействием некоторых обстоятельств, о которых мы можем лишь догадываться, музыканты выпустили пресс-релиз, в котором извинились за то, что «по причинам наивности и невежества выбрали имя, не соответствовавшее (видимо, своей. — В. К.) гендерной идентификации», и стали называться Gilla Band.
На случай возможного перепереименования уточним, что Gilla в переводе c ирландского гэльского языка означает «парень / молодой человек».

Что касается музыки — это всё те же «парни», над которыми порой проносится дух Марка Е. Смита. Гитарный шум ирландцев чётко структурирован и будто заперт в волшебной лампе, которую страшно открывать. Слушать пластинку больше трёх раз сложно — но она так же важна в современном эфире, как и некогда записи канадцев Nomeansno, твердивших нам на рубеже 80-х и 90-х, что помимо запоминающихся мелодий, красиво ложащихся на правильную последовательность аккордов, в музыке может быть что-то ещё.
Mark Edward Smith — покойный британский поэт и вокалист, автор песен и лидер постпанк-группы The Fall.
Gilla Band
Les Big Byrd — Eternal Light Brigade
Рекорд-компания: Chimp Limbs
Дата релиза: 25 ноября 2022 г.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Les Big Bird. Фото: Miki Anagrius, pnkslm.com
Об альбоме одним предложением
Скандинавский психоделический рок в своём лучшем виде.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
Признаемся, космонавт в скафандре на обложке — это удар ниже пояса, беззастенчивое использование гарантированных маркетинговых схем, обращение к тому немногому светлому и романтическому, что ещё не обесценено человечеством. Впрочем, простим эту расчётливость шведской супергруппе, составленной из участников коллективов Caesars, Viagra Boys и Teddybears, ведь искренность их служения психоделическому року вне подозрений.

«Менее большая птица» (позволим себе такой смелый перевод) дебютировала в 2014-м с отличным альбомом They Worshiped Cats. В дальнейшем было сотрудничество с Питом Кембером и Антоном Ньюкомби (со слов группы, не очень продуктивное), относительный успех в хит-парадах с синглом Two Man Gang, второй обласканный критиками лонг-плэй Iran Iraq IKEA и, наконец, его прошлогоднее продолжение.
Peter 'Sonic Boom' Kember — британский певец, гитарист, клавишник, рекорд-продюсер и основатель группы Spacemen 3.
Anton Alfred Newcombe — американский певец, композитор, мультиинструменталист, продюсер и основатель группы The Brian Jonestown Massacre.
С именами альбомов у потрёпанных жизнью мужчин в чёрных очках полный порядок (оцените шведскую иронию и юмор, вооружившись англо-русским словарём), так же, как и со вкусом к музыке.
Пульсирующие арпеджираторы (Иохим Ахлунд, один из основателей группы, в своё время работал с Джорджио Мородером), фузованые гитары, моторный бит ударных… Краут-рока в формуле Les Big Byrd вообще довольно много: инструментальный Katamaran явно отсылает к Neu!, а в I Gave It All Up For You местами пробивается флейта, словно сыгранная воскресшим Флорианом Шнейдером. Но ключевым элементом остаётся обезоруживающий своей меланхолической красотой вокал Ахлунда.

Все шведские группы, даже работающие в жанре гаражного рока и лоу-фая, объединяет высокое качество студийных записей. В чём их секрет — неизвестно, возможно, это ревностно охраняемая гостайна, но добротность звука не изменяет и данной пластинке. Конечно, музыкальной конъюнктуре 2022-го эта запись категорически не отвечает. Появись она в конце 90-х, она была бы на пике моды и конкурировала бы с Death In Vegas или Primal Scream. Сейчас же Les Big Birds относятся скорее уже к двойной ретроволне, и их слушателям, наверное, далеко за 40, что, впрочем, не делает эту музыку хуже! На скромный взгляд автора, это лучшая инди-роковая пластинка прошлого года.
Neu! — инструментальный дуэт из Дюссельдорфа, основанный Клаусом Дингером и Михаэлем Ротером в 1971-м. Наряду с группой Can являются основоположниками жанра крут-рок.
Florian Schneider-Esleben — немецкий композитор, мультиинструменталист и сооснователь группы Kraftwerk.
Артисты, относящиеся новым поколением к «ветеранам», которые переигрывают музыку своих родителей.
Arnaud Free Trip Downl Hop Music Blog
Luke Vibert — Grit
Рекорд-компания: Hypercolour Records
Дата релиза: 1 июля 2022 г.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Luke Vibert. Фото предоставлено автором
Об альбоме одним предложением
Минималистичная электроника для любого времени суток и дня недели.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
Британский электронщик Люк Вайберт, на днях отметивший полувековой юбилей, выпустил свой 18-й альбом. И это не считая множества пластинок под псевдонимами и другими позывными. Плодовитый артист начинал в ранних 90-х с панк-рока, далее подражал Beastie Boys, работал в жанре drill'n'bass и экспериментировал с эмбиентом. Позже сотрудничал c такими топовыми электронными лейблами, как Ninja Tune, Astralwerks, Warp и Mo' Wax, выпуская на них IDM, эйсид-техно, драм-н-бейсовые и трип-хоповые релизы.
На новом альбоме Вайбер возвращается в ранние 90-е, когда трава была зеленее, девушки красивее, а пятничные дискотеки затягивались до утра понедельника без уточнения недели.
На Grit электро встречается с эйсид-хаусом — такая комбинация не может не сработать в руках настоящего мастера. В современном звуковом ландшафте, когда музыка становится все сложнее, многослойнее и хаотичнее, этот альбом выгодно выделяется простотой и минимализмом. Олдскульная драм-машина, кислотный басовый арпеджиратор и лёгкие клавишные аккорды на заднем плане словно говорят нам: «Главное — это вкус и чувство стиля, а не десятизначное количество дорожек в вашем миксе. Звучать просто — это тоже классно!»
Hypercolour Records
Makaya McCraven — In These Times
Рекорд-компания: Nonesuch Records / XL Recordings
Дата релиза: 23 сентября 2022 г.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Makaya McCraven. Фото: Sulyiman Stokes, предоставлено автором
Об альбоме одним предложением
Грандиозная работа джазового барабанщика из Чикаго.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
Не станем ограничивать американца французского происхождения Макайю Маккрейвена рамками одного жанра и одного инструмента — это будет несправедливо. Он не только виртуозный барабанщик, но и бэнд-лидер, а главное — продюсер, разработавший собственный творческий процесс, который состоит из монтажа лупов с живыми джазовыми импровизациями, — то, что сам Макайя называет «органической бит-музыкой». Неудивительно, что альбом, который он скрупулёзно записывал и собирал в течение семи лет, вышел на легендарном лейбле XL Records.

Некоторые критики находят в звуковых коллажах Маккрейвена отголоски продюсерских работ Дэвида Аксельрода или даже параллели с альбомом Curtis Кертиса Мэйфилда.
XL Records — британский независимый лейбл, созданный в 1989 году и начинавший с выпуска рейва. После успеха своих подопечных The Prodigy компания смогла позволить себе интерес к другим жанрам. В ее ростере 2022 года, помимо прочих, мы видим Джека Уайта, Radiohead, Ratatat и Sigur Ros.
Действительно, In These Times порой напоминает симфонический соул 1970-х. Но в то же время это и очень современная запись, с оттенками Tortoise, Chicago Undergraund, Isotope 217 и других представителей чикагского нового джаза и андерграунда.
В рецензиях на подобную музыку принято использовать философские термины «хаос» и «космос». Мы вновь не избежим этих клише, проведём параллели с The Comet Is Coming (чья музыка хаосом врывается в космос и уничтожает его) и отметим, что звуковая палитра Маккрейвена имеет обратный эффект — хаос отдельных элементов его композиций непостижимым образом миксуется в космос. И кажется, только Макайя знает, как это возможно.
Makaya McCraven
Misha Sultan Roots
Рекорд-компания: Hive Mind Records
Дата релиза: 6 мая 2022 г.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Misha Sultan. Фото: Courtesy of Hive Mind Records, popmatters.com
Об альбоме одним предложением
Новосибирский аудиоэкспериментатор возвращается к электронным корням.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
Творческая биография нашего земляка, новосибирца Михаила Гаврилова изобилует неожиданными поворотами. В ранних нулевых он вместе с братом Евгением (музыкантом, кинорежиссёром и медиаартистом, хорошо знакомым нам под именем Dyad) выступал в шугейз/построковом коллективе FPRF. За 10 лет братья-перфекционисты выпустили два альбома и в 2015-м отправились в индивидуальные звуковые экспедиции. Маршрут Михаила пролегал через Питер, Таиланд, Италию и Турцию, сопровождался обретением альтер-эго Sultan и с каждой новой записью всё более ощутимым креном в восточную этническую музыку.

Первые релизы Султана выходили в эстетском и модном ныне формате компакт-кассет. Сперва на собственном лейбле братьев Гавриловых Echotourist, затем под вывеской Hair Del. Records — детища Антона Marble Глебова, ещё одного из коллег по FPRF. В самом начале 20-х Миша переключился на виниловые альбомы, выходившие в Москве — The Red Fern Road и Нью-Йорке — Translucence. Евразийского фолка и полевых записей становилось всё больше, а звук становился всё глубже и загадочней. В работе над американским релизом Султану пришлось создавать непривычно длинные для себя композиции, так как по концептуальным правилам лейбла Patience, одна сторона пластинки может содержать лишь один трек, который должен звучать от 15 до 20 минут.

Сдав запись в Штаты, Миша получил предложение к сотрудничеству от британцев с Hive Mind Records... Но так как весь свежий материал был только что выпущен, Султан принялся инспектировать старые хард-диски и коробку с кассетами от порто-студии.
Погружение в архивы часто приводит к фантомным болям от потревоженных старых ран. К счастью, это не тот случай — на свет выпорхнули восемь лёгких по нынешним временам композиций, идеально «отлежавшихся» и складывающихся в очень светлый альбом.
Помимо традиционных для артиста этнических мотивов и психоделии, мы слышим здесь элементы чилаута 90-х, брейк-бита и даба.

Султан словно обращается к своим электронным корням — на это нам недвусмысленно намекает название альбома, а аналоговый характер звука телепортирует слушателя в счастливые дни детства. Например, в композиции Beloostrov я буквально физически ощущаю тёплый летний ветер, обдувающий плечи: ранним вечером, сидя на пустынном перроне, вы встречаете родителей, пошлёпываете сандалией по горстке пыли на дне высохшей лужи и разглядываете большого красного муравья, гудят провода, а станционный громкоговоритель заботливо повторяет: «Внимание, из Бусловская приближается скоростной поезд — отойдите от края платформы!»

Бесценно!
Roots — «корни», с англ.
Various Artists - Topic
Panda Bear & Sonic Boom — Reset
Рекорд-компания: Domino
Дата релиза: 12 августа 2022 г.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Panda Bear и Sonic Boom. Фото предоставлено автором
Об альбоме одним предложением
Витаминизированный коктейль из 50–60-х в семплере Соник Бума.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
Факт коллаборации Ноа Бенджамина Леннокса и ранее уже упоминавшегося нами в рецензии на Les Big Bird Питера Кембера не сказать, чтобы неожиданный. Кембер в прошлом уже продюсировал два альбома Леннокса, и, видимо, музыканты отлично сработались и созрели к работе над совместным проектом.
Noah Benjamin Lennox — американский музыкант-мультиинструменталист, вокалист, композитор-песенник, известный по сольному проекту под именем Panda Bear. Сооснователь группы Animal Collective.
Удивительно другое — насколько радостно и счастливо звучит эта запись. Почти бабблгам-поп! Услышать такое от создателя Spaceman 3 крайне неожиданно, да и Мишка Панда никогда не производил впечатления самого жизнерадостного музыканта на Земле.
Скорее всего, этот неожиданный релиз обязан своим настроением семплам, на основе которых он и создавался. Говорят, всё гениальное — просто, а Кембер и Леннокс подошли к вопросу проще некуда. В качестве фундамента своих треков они взяли несколько первых тактов из знаменитых (но не затёртых до дыр) композиций 50-х и 60-х годов, закольцевали их, а сверху надстроили (сыграли и спели) всё остальное.

Например, в первом треке Getting to the Point мы слышим Three Steps to Heaven Эдди Кокрана, в следующем Go On — Give It to Me от The Troggs, а в выбранной нами ссылке на Edge of the Edge — песню Denise группы Randy & The Rainbows. Конечно же, не обошлось без групп The Everly Brothers и The Drifters.

Благодаря меломанскому характеру этой пластинки она была высоко отмечена критиками и попала в списки любимых записей года звёздных филофонистов вроде Тима Берджесса. Мы же отметим её за смелый подход к конструированию музыки и сильный позитивный заряд.

Теперь мы знаем, что даже самые мрачные спейс и нойз-рок записи делаются людьми, которым порой не чужды маленькие человеческие слабости.
Timothy Allan Burgess — английский музыкант, композитор-песенник, владелец рекорд-лейбла, писатель, более всего известный как вокалист группы The Charlatans.
PsychLchíc
Plaid — Feorm Falorx
Рекорд-компания: Warp
Дата релиза: 11 ноября 2022 г.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Plaid. Фото предоставлено автором
Об альбоме одним предложением
Духоподъёмный саундтрек к монотонным будням от классиков с Warp.
Warp Records — британский независимый музыкальный лейбл, специализирующийся на экспериментальной электронной музыке.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
Из всей разношёрстной семьи «варповских» артистов Plaid всегда были самыми мастеровитыми и умеющими как никто другой наполнять форму экспериментальной электроники поп-мелодикой. Иными словами, слушать их бывало порой «скучновато», но никогда не «сложно».

Со скукой на новом альбоме Эд Хэндли и Энди Тёрнер справились за счёт временного лимита: альбом неожиданно короткий — 10 треков, и лишь три из них длиннее 4 минут.
Поп-музыки в духе 80-х, а местами и 70-х (!!!), стало ещё больше — и это безусловный плюс во времена, когда у многих артистов, мелодии которых славились своей изысканностью, они вообще перестают прослеживаться.
При этом ритмические структуры Plaid будто сознательно упростились до функции метронома — просто ритм, не отвлекающий от всего остального.

Продакшен, как всегда, филигранный. Ни одного случайного звука, продолжительность каждого звука выверена с хирургической точностью.

Экстракт перфекционизма — наверное, поэтому Бьорк когда-то работала именно с ними.
Plaid
The Young Gods Play Terry Riley In C
Рекорд-компания: Two Gentlemen Records
Дата релиза: 9 сентября 2022 г.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
The Young Gods. Фото предоставлено автором
Об альбоме одним предложением
Переосмысление классики минимализма, теперь и в видеоформате.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
Пластинка «Юных Богов» — единственная из нашего списка, которая уже попадала в рецензии «Звукоснимателя». Не будем повторяться и лишь отметим, что если вы ещё не слышали эту запись, срочно исправьте данное упущение — это тот редкий случай, когда академический авангард прошлого века звучит актуально, свежо и нескучно.

На этом можно было бы и закончить, но недавно швейцарское трио опубликовало интереснейший фильм, в котором сперва рассказывает о своей подготовке к этой записи, а затем и вживую исполняет In C. И этот дубль, который, как теперь выясняется, фиксировался не только на аудио.
А дальше, как в старом анекдоте — позавидуешь, тем кто ещё не слышал эти волшебные 57 минут, ведь с видеорядом переосмысление классики Терри Райли, вероятно, будет восприниматься ещё сильнее.
Вы читали Пушкина? Нет? А Лермонтова? Нет? И Гоголя не читали? Как я вам завидую — у вас ещё всё впереди!
Любопытно, что этот фильм вечно молодых душой женевских индустриальщиков — не единственное видео из недавно выпущенных на просторы YouTube, которое может глубоко срезонировать в душах их российских поклонников. В далёком 1996-м The Young Gods проехали с туром по России, произведя настоящую революцию в умах тех, кому посчастливилось попасть на их концерты. О новосибирской части гастролей Франц Трейхлер рассказал вашему автору в коротком документальном фильме Franz Treichler: «Remembering Siberia», а концерт в Горбушке, «снёсший башню» всей прогрессивной столичной публике, был отснят «Программой А». Долгое время московские видеоисходники считались потерянными, но недавно их обнаружили и опубликовали. Рукописи не горят, а боги не стареют.
The Young Gods - Topic
поделитесь статьей