«Звукосниматель». Октябрь, 2022, часть 1

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Владимир Комаров

«Гитарные группы выходят из моды» — такие прогнозы мы слышим последние 60 лет, но они всё не сбываются. И новые пластинки — отличное тому подтверждение. Alvvays записали один из лучших инди-альбомов года, а King Gizzard & The Lizard Wizard выпустили целых три лонгплея за один месяц! Лондон, Торонто, Мельбурн, Нью-Йорк, Ростов-на-Дону — такова география данного обзора, ведь хорошая музыка не имеет границ.
Alvvays — Blue Rev
Рекорд-компания: Polyvinyl
Дата релиза: 7 октября
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Alvvays. Фото: Eleanor Petry, предоставлено автором
Об альбоме одним предложением
Громкая и амбициозная попытка прорыва из независимых подвалов в мейнстрим.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
После того как в 1988-м My Bloody Valentine выпустили альбом Isn't Anything, гитарная музыка перестала быть прежней. Тысячи подростков по всему миру стали предпочитать всем другим моделям гитар Fender Jaguar и Fender Jazzmaster — только за то, что на них играет Кевин Шилдс, терзать рычаг тремоло и пропускать звук через десятки педалей с эффектами.

Первому поколению шугейзеров — группам Ride, Slowdive, Swervedriver, Curve — удавалось создавать интересную и оригинальную музыку, тут же становившуюся каноном жанра. Однако последующие волны артистов систематически затапливали рынок релизами, в которых безуспешно пытались переиграть предшественников.

Возникновение чего-то самобытного в чётко регламентированных жанровых рамках всегда воспринимается восторженно, подобно глотку свежего воздуха в душной комнате.
Kevin Shields — ирландский гитарист, вокалист, продюсер, лидер My Bloody Valentine и крёстный отец жанра шугейз.
Тремоло — рычаг, установленный на струнодержателе гитары, позволяющий повышать или понижать высоту тона и изменять музыкальный строй инструмента.
Именно таким глотком для шугейза и его верных поклонников может стать новый альбом канадцев Alvvays. На первый взгляд, ничего нового, если бы не два «но».
Во-первых, голосовые данные вокалистки Молли Ранкин настолько сильны, что прятать их за шквалом гитарного шума было бы кощунством. Видимо, понимая это, продюсер записи Шон Эверетт прибрал гитарный перегруз, освободив место под вокал. Во-вторых, в альбоме много атмосферных синтезаторов, однако темп почти всех композиций быстрый, и эта неожиданная комбинация создаёт интересный эффект. Итогом отличного сонрграйтерства и стильного продюсирования стала весьма оригинальная пластинка, сваренная из знакомых вроде бы ингредиентов.

Альбом, со слов группы, создавался долго и сложно.
Shawn Everett — канадский саунд-продюсер, известный своей работой с The War on Drugs, The Killers, Джулианом Касабланкас и Ким Гордон.
Сперва был похищен рекордер с большинством уже готового демоматериала. Затем потоп на репетиционной базе уничтожил практически всё оборудование. Закрытие границ из-за ковида, застигшее членов коллектива в разных странах, готово было поставить жирную точку в судьбе этого предприятия.
Но, вопреки всему, альбом записан и может вывести Alvvays из тени величия классиков, попутно катапультировав группу к более широкой аудитории. Blue Rev получил очень высокие оценки в прессе, сингл Pharmacist часто звучит в эфире колледж-радиостанций, а клип на этот трек набрал уже больше 300 тысяч просмотров на YouTube. Теперь дело за менеджментом и правильной расстановкой звёзд на небе.

Если бы мы сопровождали наши рецензии оценками, этот альбом получил бы 4,5 из 5 баллов. На мой взгляд, он смотрелся бы ещё элегантнее без пары песен в конце. Да и некоторые вокальные пассажи могли бы быть сдержаннее: в одной из американских рецензий встретился смешной эпитет «адель-караоке» — тонкий намёк на некоторую схожесть с вокальными излияниями попсовой певицы Адель.
Alvvays
Но не будем слишком строги к столь хорошей пластинке, видимо, такова цена компромисса, без которого большой успех, увы, невозможен.
King Gizzard & The Lizard Wizard — Ice, Death, Planets, Lungs, Mushrooms and Lava
Рекорд-компания: KGLW
Дата релиза: 7 октября
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
King Gizzard & The Lizard Wizard. Фото: Jason Galea, предоставлено автором
Об альбоме одним предложением
Семь треков из параллельной реальности от последователей Джима Моррисона.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
Непросто быть фанатом этого австралийского секстета. С момента своего образования в 2010-м группа выпустила более 20 альбомов, причём только в октябре этого года вышли уже три релиза из этого эпического «собрания сочинений».

Музыканты строго придерживаются психоделической концепции: песни длиннее 10 минут, тексты о контроле над разумом и путешествиях во времени, названия альбомов, отсылающие к древнегреческой мифологии, и жонглирование жанрами в диапазоне от гаражного рока до трэш-метала с элементами анатолийского рока, джаз-фьюжна, краут-рока и дальше по списку. Да и вообще, альтер эго Джима Моррисона — King Lizard — закодировано в самом названии коллектива.
Король ящериц.
«Лёд, смерть, планеты, лёгкие, грибы и лава» — не что иное, как перечисление всех участников коллектива и тех субстанций, с которыми они ассоциируются по Декарту. Не спрашивайте, лучше посмотрите 9-минутное мультипликационное видео к песне Iron Lung.
Октябрьскую серию продолжили ещё две работы — 12 октября увидела свет пластинка с двумя 15-минутными песнями под смелым названием Laminated Denim, а 28 октября — семитрековый релиз Changes. Но данный обзор посвящён исключительно локомотиву этого октябрьского психоделического экспресса родом из Австралии.

Как ни одна брит-поп группа не может откреститься от влияния The Beatles, The Rolling Stones, The Kinks и The Who, так и у неопсиходеликов калифорнийского разлива также есть четыре кита, на которых стоит жанр: The Doors, Grateful Dead, Фрэнк Заппа и Майлз Дэвис.

Все эти влияния в равной степени присутствуют и здесь — «приколы» Заппы, длинные импровизации The Doors, эклектика Gratefull Dead, джаз-роковый фьюжн с духовыми в духе позднего Майлза Дэвиса. Все семь композиций звучат так, будто были записаны в конце 60-х, — легко, тепло и очень грувово. Исполнительское мастерство австралийцев находится на очень высоком уровне, но ритм-секция, кажется, всё же переигрывает остальных музыкантов.

Удивительно, как без широких радио- и ТВ-ротаций эта непростая для восприятия группа добилась коммерческого успеха. Пластинки раскупаются хорошо, все билеты на концерты проданы на месяцы вперед, а российские слушатели до сих пор вспоминают эпохальное выступление King Gizzard & The Lizard Wizard на московском «Пикнике Афиши» в 2018 году.
«Ламинированная Джинса».
nygirly 420
Так что, если вы хотите совершить путешествие во времени и пространстве, эта пластинка точно для вас — она и сентябрьский альбом Бьорк однозначно намекают на то, что осень-2022 выдалась на редкость грибной.
PVA — Blush
Рекорд-компания: Ninja Tune
Дата релиза: 14 октября
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
PVA. Фото: Sebastian Kapfhammer, предоставлено автором
Об альбоме одним предложением
Постпанк, техно и электропоп в одном флаконе.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
Дебютный альбом лондонского электро-рокового трио подтверждает тот факт, что 90-е всё ещё в тренде. Если задуматься, то всё тот же тридцатилетний интервал отделяет наши дни от времён гранжа и рейва, пришедшихся на десятилетие Ельцина, которое, в свою очередь, было отдалено тем же промежутком от времён покорения космоса и «британского вторжения» в поп-музыке.

Поразительно, но как бы гитарные группы 90-х ни старались копировать звук молодости своих отцов, всё равно получалось слишком «современно». А вот копировать саунд 90-х у современных электронщиков выходит отлично. И пусть название альбома — Blush — можно перевести как «Краска смущения», делают они это уверенно и без какой бы то ни было тени стыда.

Первые два трека пластинки, Untethered и Kim, нагнетают достаточно мрачную атмосферу благодаря синтезаторам, отсылающим к Nitzer Ebb и Sheep on Drugs. Вокальная манера здесь тоже напоминает ранние электронно-индустриальные группы — это скорее читка, чем пение. Но следующий трек, Hero Man, выпущенный чуть раньше синглом и сильно подогревший интерес к альбому, звучит более радийно и хитово.
Тем не менее на протяжении всей пластинки напряжение сохраняется: «Can't eat, can't sleep, can't go to work, I can't leave» («Не могу есть, спать, ходить на работу — не могу выйти»). Если вы всё-таки сможете выйти, Blush — отличный саундтрек для промозглого утра, толкучки в метро и заваренного покрепче кофе.
PVA
Минималистичный цепкий звук, использование живых барабанов, серьёзные лица — во всём этом есть что-то готическое. Не удивимся, если Трент Резнор позовёт PVA на разогрев, когда Nine Inch Nails отправятся в свой следующий тур.
Sun Ra Arkestra — Living Sky
Рекорд-компания: Omni Sound
Дата релиза: 7 октября
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Sun Ra Arkestra. Фото предоставлено автором
Об альбоме одним предложением
Астральный свинг о жизни и смерти.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
Новый альбом «Аркестра» (кажется, именно такая транслитерация с латиницы будет корректной), состоящего из 19 музыкантов, стоит послушать хотя бы из уважения к возрасту его нынешнего лидера. 98-летний альт-саксофонист Маршалл Аллен, сменивший на этом посту и на планете Земля основателя коллектива Сан Ра, звучит столь же проникновенно и дерзко, как и в прежние десятилетия.
Сам же Сан Ра, пришелец с Сатурна и основоположник афрофутуризма, отправился в загробное путешествие в 1993-м, предварительно заложив основы модального джаза и свободной импровизации, которым строго следует коллектив, носящий его имя.
Ра — египетский бог Солнца, Sun — «солнце» в переводе с английского.
Несмотря на множественные отсылки к светилу, нельзя сказать, что музыка «Аркестра» очень солнечная. Скорее, это саундтрек пасмурного дня в беспокойном центре мегаполиса, когда внешний городской шум сливается со звуком в наушниках и создаёт идеальный авангардный импровизационный микс. И этот микс каждый раз будет новым, покуда люди кричат, полицейские включают сирены, а уличные барабанщики колотят по вёдрам.

Что удивительно, музыка «Аркестра» успокаивает и снимает напряжение. Как любил квалифицировать своё творчество сам пришелец с Сатурна, это не что иное, как сеанс психотерапии космическими тональностями.

Остротой мысли Аллена и парадоксальностью его выбора импровизационных тем остается только восхищаться: Шопен в Chopin, западноафриканская музыка в Day of the Living Sky, интонации Каунта Бейси в Firefly.

Living Sky уже успел получить высокие оценки у многих критиков и может повторить успех предыдущей пластинки Swirling, номинированной в 2020-м на «Грэмми».
Американский джазовый пианист, органист, руководитель биг-бэнда, один из ключевых музыкантов в истории свинга.
Omni Sound
Говорят, нынешний альбом — это размышления о смерти и, возможно, завещание великого музыканта, но мне кажется, что это очень жизнеутверждающая музыка.
Aerofall — Rh
Рекорд-компания: Hands and Moments
Дата релиза: 28 октября
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Aerofall. Фото: Влад Винокуров, предоставлено автором
Об альбоме одним предложением
Шугейзеры из Ростова-на-Дону записали свой третий и лучший альбом.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
Aerofall — первые российские артисты, попавшие в обзоры «Звукоснимателя». Данная шугейз-формация из Ростова-на-Дону образовалась вокруг гитариста Владимира Карпова и поющей гитаристки Яны Комешко на стыке нулевых и десятых.

Карпов — ветеран ростовской независимой сцены. В его послужном списке — группы Futbol, Nyk Antares, X-brotherz, Starlove и Rostov On Drone. В каждом из этих проектов он возводил на записях стену гитарного шума, постепенно шлифуя свой звук, который на Rh уже не уступает уровню законодателей жанра.
«Rh» — сначала это было кодовое название одной нашей инструментальной идеи, ещё не оформившейся в песню, а потом пришло озарение, — так гитарист объясняет происхождение названия альбома. — Здесь переплетаются много смыслов: и музыка, которая в крови, и не музыка, и трагедия всего происходящего».
Ростовчане любят игру слов — они назвались неологизмом, сгенерированным из «Аэрофлота» и The Fall — любимой группы музыкантов.

Интересно, что Aerofall не перешли на русский язык, как сделали большинство их коллег по отечественному инди-цеху. Комешко продолжает петь полушёпотом на английском, который больше похож на неизвестный прежде лунный диалект этого языка.

Пластинка долго записывалась на родине коллектива и быстро была сведена в Глазго. Все три своих альбома Aerofall выпускают на небольшом японском лейбле Hands and Moments, и Rh однозначно закрепляет хорошую репутацию группы в мировых шугейз-кругах.
HANDS AND MOMENT
Жаль, что порадовать концертами своих зарубежных фанатов им сейчас вряд ли удастся. Зато есть где развернуться на родине.
поделитесь статьей