«Звукосниматель». Апрель-май, 2023

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Владимир Комаров

Изобретатели гранжа, талантливая инди-роковая молодёжь, короли «умного попа» и эмбиента — и это далеко не всё, что «Звукосниматель» предлагает вам сегодня. Прекрасный месяц — вот бы все 12 раз в году наш выбор был столь богат, что мы могли бы с лёгкостью игнорировать новые альбомы Metallica, National и Jessica Ware.
Indigo De Souza — All of This Will End
Рекорд-компания: Saddle Creek
Дата релиза: 28 апреля
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Indigo De Souza. Фотография Charlie Boss, nme.com
Об альбоме одним предложением
Невероятно талантливая музыка от юного дарования из Северной Каролины.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
Индиго Де Соузу смело можно назвать голосом американского поколения зумеров. В качестве бэкграунда — провинциальный американский городок в Северной Каролине, гитара, татуировки, пирсинг септум и папа — бразильский гитарист, который редко появлялся на горизонте артистки в её детские годы. Одним словом, полный набор штампов о трудном подростке и сопутствующих ему комплексах.

В принципе, альбом, название которого можно перевести как «Всё это закончится», — не что иное, как попытка изживания тех самых комплексов. При том, что их стало только больше после неожиданного успеха, обрушившегося на провинциальную девочку пару лет назад.

Самотерапевтических альбомов, особенно после ковида, появилось так много, что впору выделять их в отдельный жанр. Хрупкие молодые артисты, ещё не закалённые перипетиями семейной жизни, опытом родительства и тяготами взрослого существования, беззастенчиво оголяют свою душу под чутким руководством продюсеров.

Неуверенность, неловкость, стыд, химический дисбаланс, испуг, разочарование терзают, разрушают и находят отзыв у слушателя, переживающего ту же боль. Кого-то бросил парень, кого-то не устраивает собственное тело, кто-то не может справиться с одиночеством и отчуждением от родителей...
В каждом поколении есть артисты, искренне и эмоционально высказывающиеся на табуированные темы от первого лица.
Индиго и её мать-одиночка часто меняли одни маленькие города на другие, потому что семья не вписывалась в окружающее их общество. Но хорошо смеётся тот, кто смеётся последним — трудный подросток с туманными перспективами оказался олицетворением последнего голливудского тренда про «сильную и независимую женщину со сложной судьбой».

Как только Индиго заметил идеально отлаженный американский шоу-бизнес, её судьба из неопределённой стала весьма предсказуемой, а перспективы — завидными. Лейбл артистки даже переиздал её первый гаражный альбом, записанный несколько лет назад и не замеченный.

Дальше можно было бы не продолжать, но очень хочется отметить высочайшее качество All of This Will End. Звук альбома хорош, игра музыкантов бесподобна, а голос певицы и тембрально, и эмоционально идеально уложен в микс — от всего этого получаешь буквально физическое удовольствие.
Indigo De Souza
Sparks — The Girl is Crying in Her Latte
Рекорд-компания: Island
Дата релиза: 26 мая
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Sparks. Фото с сайта cultfollowing.co.uk
Об альбоме одним предложением
26-й альбом классиков абсурдистско-ироничного попа.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
«С чего бы ни начинался разговор в туровом автобусе, он непременно приходит к обсуждению Sparks», — эту фразу произносит Бек в фильме «Братья Спаркс». Если у вас есть пробелы в информации о более чем 50-летней карьере эксцентричного дуэта Рона и Расселла Мэйлов — посмотрите этот фильм. Обязательно посмотрите его и в случае, если вы знаете о группе Sparks даже больше, чем сама группа. Так что мы не будем углубляться в историю, а сразу перейдём к новой пластинке.
Beck David Hansen — американский музыкант-мультиинструменталист, автор-исполнитель, многократный номинант и лауреат премии «Грэмми».
Документальный фильм режиссёра Эдгара Райта, 2021 год.
Здесь удивительно то, что эти очень немолодые люди (77 лет и 74 года) записывают музыку, которая не звучит «по-старпёрски», но и не звучит, как музыка «молодящихся старпёров».
В отличие от почти всех артистов, переступающих полувековой порог, братья Мэйлы сохранили ясность рассудка и свежесть восприятия новых идей. Если судить по саунду, эту в целом электронную пластинку мог бы записать и подросток, однако ему не хватило бы мудрости и жизненного опыта для написания таких текстов.

И тексты выдают в дуэте американцев. Хотя бродвейская традиция порой и проступает в опереточном вокале Расселла, в музыкальном и эстетическом плане Sparks — безусловные европейцы. Именно на таких парадоксальных противоречиях и возвышаются загадочные братья над миром шоу-бизнеса.

Переоценить их влияние на поп-культуру последнего полувека невозможно, так же, как и утверждать, что все постмодернистские «месседжи» группы уже поняты и расшифрованы — кажется, для этого требуется больше времени. Тем более удивительно, что на новом альбоме группа позволяет очень конкретное высказывание в по-ленноновски прямой песне It Doesn't Have to Be That Way.

Говорят, когда в 1979 году Джон Леннон увидел Sparks в одном из телешоу, он позвонил Полу Маккартни (по другой версии Ринго Старру): «Представляешь, тут по телику показывают группу, в которой поёт Марк Болан, а на клавишах играет Адольф Гитлер!»

Как и все предыдущие 25 альбомов, слушать обязательно!
Sparks
Mudhoney — Plastic Eternity
Рекорд-компания: Sub Pop
Дата релиза: 7 апреля
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Mudhoney. Фотография Emily Rieman с сайта stereogum.com
Об альбоме одним предложением
Бодрый гранж от его серых кардиналов.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
Беcсменные гитаристы Mudhoney Марк Арм и Стив Тернер ещё в 1985-м, в группе Green River, заложили основы стиля гранж на дебютном EP Come on Down — его часто называли первой записью жанра.

Распавшись двумя годами позже, Green River раздала своих музыкантов группам Mother Love Bone, Pearl Jam и, собственно, Mudhoney, которые первыми из рокеров сиэтлской волны добились успеха. В 1988-м их дебютный сингл Touch Me I'm Sick пользовался большим успехом на студенческих радиостанциях.
Успех Mudhoney открыл дверь гранжу. Впрочем, как это часто бывает в мире большого шоу-бизнеса, законодатели жанра были отодвинуты на задний план другими — большой четвёркой из родного Сиэтла.
Nirvana, Pearl Jam, Soundgarden, Alice in Chains.
При этом Марк Арм и компания не стремились зарабатывать на своём статусе первооткрывателей стиля. Когда гранж стал мейнстримом, они сознательно отошли от его звучания в сторону гаражного рока. И напротив, когда большой шоу-бизнес отвернулся от Сиэтла после самоубийства Курта Кобейна, Mudhoney вернулись к звучанию времён своих славных дебютных записей.

На 35-й год существования группы градус социальной сатиры Марка Арма не понизился. Название альбома переводится как «Пластиковая бесконечность» — как тут не вспомнить строку Летова «Пластмассовый мир победил». Темп песен не стал медленней, а гитарный драйв не смягчился.

Может быть, эта пластинка и не повторит успех культовой Superfuzz Bigmuff, но однозначно станет событием для любителей сиэтлского звука, особенно тех, кто выбирает его бескомпромиссную андерграундную ветвь.
Mudhoney
Everything But the Girl — Fuse
Рекорд-компания: Buzzin' Fly/Virgin
Дата релиза: 21 апреля
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Everything But the Girl. Фотография Edward Bishop с сайта discogs.com
Об альбоме одним предложением
Поп-меланхолики, которые вернулись спустя 24 года.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
Трэйси Торн и Бен Уотт, не выпускавшие новых альбомов с 1999-го, неожиданно вернулись с записью, которая как нельзя лучше звучит в 2023-м. Участники дуэта так часто отрицали своё воссоединение, что их возвращение получилось более чем неожиданным.

Короткий, всего 36 минут и 10 песен, альбом открывается программной Nothing Left to Lose — терять действительно уже нечего. В прошлом году оба артиста разменяли шестой десяток — возраст для электронно-песенного поп-проекта, можно сказать, близкий к критическому. Тем удивительнее то, как свежо, актуально и уверенно звучит дуэт на фоне других артистов этого поколения.

Саунд альбома спродюсирован по принципу «лучше меньше да лучше» — небольшой набор инструментов, каждый из которых ведёт свою линию сочно и современно, не перегружает пространство, а освобождает большую его часть под голос Торн, такой же сильный, как и 30 лет назад, разве что всё более напоминающий Энни Леннокс (но это скорее комплимент).
Возможно, не все, кто в 95-м сходил с ума от суперхита Missing, знают, что Everything But The Girl начинали ещё в 1982-м и прошли сквозь джаз и фолк-поп, софисти-поп, драм-н-бейс, трип-хоп и новую волну. Видимо, этот богатый опыт и подсказал мелодии и звук, которые столь органично звучат в 2023-м.
Fuse — это то, что лучше всего удавалось дуэту: тревожная поп-музыка с интонациями северного соула и многозначительными текстами. «Я ненавижу людей, дающих советы, когда ты облажался», — поёт Торн в When You Mess Up, песне, которая могла бы выйти и из-под пера Мартина Гора.

А возможно, музыкальная мода, которая, как считается, повторяется каждые 12 лет, завершила очередной цикл и вновь настигла дуэт там, где оставила его в далёком 1999-м…
BBC Music
The Orb — Prism
Рекорд-компания: Cooking Vinyl
Дата релиза: 28 апреля
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
The Orb. Фото с сайта electricbrixton.uk.com
Об альбоме одним предложением
Очередной (17-й) студийный сеанс связи с орбитальной станцией.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
В мире не так много действующих групп, уникальность которых абсолютна, а место в музыкальной истории уже давно определено и незыблемо. The Orb — одна из них. Каждый новый альбом группы становится событием, и каждый раз мы не знаем, чего ожидать от Алекса Паттерсона и его партнёра на данном историческом этапе развития коллектива.
Минимал-техно, даб, застывший на месте и словно отразившийся эхом от лунного Моря Спокойствия эмбиент?
Астрономических ассоциаций у такой музыки, конечно же, много, и само собой напрашивается сравнение дуэта с космическими экипажами — «двойками», которые состоят из капитана и бортинженера. Экспедиция астронавтов продолжается долго и успешно, но в следующий полёт капитан, возможно, выберет себе другого напарника.

Не умаляя заслуг вторых номеров, а в разные годы это были такие имена, как Джимми Каути, «Youth» и Томас Фельманн, знаем, что The Orb — это Паттерсон. И его творческое настроение полностью определяет очередную работу.
James Francis Cauty — английский музыкант, получивший наибольшую известность как участник дуэта KLF.
Martin «Youth» Glover — британский продюсер и музыкант, наиболее известный как басист группы Killing Joke и половина дуэта The Fireman вместе с Полом Маккартни.
Thomas Fehlmann — швейцарский музыкант, активный участник берлинской электронной сцены ещё с 80-х годов прошлого века.
Судя по последним трём альбомам, включая Prism, Паттерсон в танцевальном настроении.
Чистого эмбиента, классиками которого The Orb принято называть, не так уж и много. Зато достаточно ямайского грува (A Ghetto Love Story, Picking Tea leaves & Chasing Butterflies, Dragon of the Ocean), почти что диско (Tiger) и даже drum-n-bass (Living in Recycled Times). Лишь в последнем треке альбома капитан орбитальной станции словно вспоминает о своих работах с Дэвидом Гилмором, Робертом Фриппом и тех временах, когда он вообще отказывался от перкуссионного ритма.

Электронная музыка имеет один серьёзный минус — срок её годности невелик. То, что воспринималось 20 лет назад как саунд будущего, сегодня может звучать наивно. Поэтому бывает, что звёзды электроники освежают концертные аранжировки своих старых хитов. Но, кажется, The Orb эта проблема не коснулась. В стильном и часто очень остроумном сочетании несочетаемых жанров, звуков и голосовых сэмплов Паттерсону нет равных. Эклектичный постмодернизм по-прежнему актуален.

Все релизы данного обзора прошли драйв-тест в прямом смысле: велосипед-плеер-сити. The Orb вышел из него победителем — идеальный саундтрек для постоянно меняющегося, от квартала к кварталу, города.
theorbofficial
Holiday Ghosts — Absolute Reality
Рекорд-компания: FatCat
Дата релиза: 21 апреля
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Holiday Ghosts. Фотография Johnny Griffiths с сайта brooklynvegan.com
Об альбоме одним предложением
Претендент на звание главного студенческого альбома года.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
Невероятно, но факт: группа Holiday Ghosts родом с юго-западного побережья Англии, а не из Бруклина, как показалось знатокам после прослушивания их нового альбома. «Праздничные духи» совершенно не соответствуют общему тренду британской музыки последних лет и воспринимаются, вплоть до акцента, совсем как их нью-йоркские коллеги. Уточнения требует и место их происхождения: Фолмаус, Корнуолл, Великобритания — не Фолмаус, Массачусетс, США.
Как это порой бывает с британцами, влюблёнными в американскую музыку (и наоборот), попытка играть в заморском стиле приводит к интересным результатам.
Вдохновляясь записями The Velvet Underground, The Modern Lovers и прочими американскими протопанками, «Праздничные духи» записывают свои лоу-фай альбомы с 2012-го. Всё, как и положено в колледж-роке: четырёхдорожечная портативная студия, наивная и милая кривизна игры, концерты в маленьких клубах… и восторженные рецензии самых модных американских изданий!

Уверенно уходя ввысь со стартовой площадки песней Rocket, альбом Absolute Reality пролетает на одном дыхании, и после этого сразу же хочется покопаться в предыдущих релизах группы на Bandcamp.

Эти исследования наводят на мысль о том, что «Духи», не хотят взрослеть и меняться — и может быть, вопреки общему мнению о необходимости прогресса в творчестве, они приняли единственно верное для себя решение.
Tremendo Garaje
Craven Faults — Standers
Рекорд-компания: The Leaf Label
Дата релиза: 12 мая
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Craven Faults. Фотография Sara Teresa с сайта thevinylfactory.com
Об альбоме одним предложением
Радиоастрономический звук далёких туманностей.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
Знакомо ли вам то чувство, когда вы ищете настоящую «космическую» музыку, но не можете найти — именно ту, что подходила бы для путешествий к далёким звёздам, жизни на орбитальных станциях или встречи с инопланетным разумом. Либо она слишком слащавая и пафосная, либо слишком занудная и несуразная, бывает, что слишком танцевальная, а значит земная — мы же прекрасно знаем, что в условиях невесомости особо не потанцуешь.
Отличная новость — идеальный саундтрек к вашим межгалактическим грёзам наконец-то записан!
Таинственный британский диджей и саунд-продюсер, скрывающийся под именем Craven Faults, выпустил 70-минутный альбом минималистичного и гипнотического техно, под которое хочется пристегнуться в капитанском кресле космолёта и вглядываться в холодную мерцающую бесконечность.
Астрономы утверждают, что долететь с Земли до Марса при идеальном расположении орбит можно за 9 месяцев, а значит, есть возможность прослушать Standers около 6500 раз.
Автор рецензии возвращался к этой пластинке многократно, и пока она ему не наскучила по одной простой причине: создатель любой выдающейся работы (а мы имеем дело именно с таковой) неизменно приближается к пограничным красным линиям, но не пересекает их. Именно так создаются шедевры — ещё один шаг, и можно попасть в поле безвкусной банальности, но этот один маленький шаг не делается.

На Standers отчетливо слышно влияние Клауса Шульца и Tengerine Dream, проступает даже (помилуйте) техно-транс — однако лишь в той допустимой дозе, чтобы придать этой музыке «инженерный», но никак не эзотерически нью-эйджевый характер. Именно поэтому прописка Craven Faults — не Берлин или Дюссельдорф, а британский Йоркшир.
Klaus Schulze — немецкий композитор и музыкант, один из пионеров электронной музыки.
Немецкий музыкальный коллектив, один из пионеров электронной музыки и краут-рока.
Craven Faults
поделитесь статьей