«Звукосниматель». Сентябрь, 2022, часть 1

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Владимир Комаров

Сентябрь — урожайный месяц не только для кладовых, но и для полок музыкальных магазинов и онлайн-стримингов. Но нынешний сентябрь превзошёл все ожидания — такого изобилия релизов не было давно. К тому же, словно сговорившись, в последний день месяца тяжеловесы вроде Pixies, Bjork и Yeah Yeah Yeahs одновременно выпустили свои новые, долгожданные альбомы. Поэтому наш самый первый, сентябрьский «Звукосниматель» будет разбит на две части, и сегодня мы представляем первую из них.
Santigold Spirituals
Рекорд-компания: Little Jerk Records
Дата релиза: 9 cентября
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Santigold на выступлении в House of Blue в Бостоне, июнь 2012 года. Фото: digboston, flickr.com
Об альбоме одним предложением
Американская многожанровая певица проводит сеанс самотерапии в окружении 15 продюсеров.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
Альбомы, записанные во время ковидного затворничества, продолжают выходить, и название Spiritual для новой пластинки американской певицы Santigold неслучайно.

Сама она говорит об этом так: «Эта запись стала моим личным спасением, источником свободы и красоты во времена неволи и страха — как и некогда музыка спиричуэлс для моих предков».

Про Santigold я узнал благодаря её коллаборации с великими Beastie Boys в треке Don't Play No Game That I Can't Win. Песня выходила синглом, попала на альбом патриархов хип-хопа Hotsaucecommitteeparttwo и на их недавний сборник всех хитов Beastie Boys Music, а также легла в основу выдающегося одиннадцатиминутного видеоклипа.
Фит на альбоме Beastie Boys — это путёвка в жизнь и индульгенция от любых ошибок и промахов.
Помимо этого, Santigold также сотрудничала с Дэвидом Бирном, специалистом по женскому попу Марком Ронсоном и хип-хоп тяжеловесами Jay-Z и Kanye West. Её творчество находится в широком диапазоне от панк-рока и хип-хопа до танцевальной электроники.

Новая пластинка, первая за четыре года, не очень слащавая, не очень мрачная и в меру романтичная, идёт в ногу с основными коммерческими тенденциями, но не шаг в шаг, а как бы сопровождая их. Примерно так же сделал Beck на альбоме Colors в 2017-м.

Приятный реверберированный звук, ямайские интонации, тропикалия, синтезаторы и драм-машины из 80-х — все эти элементы, казалось бы, стали уже общим местом, но на этой пластинке они идеально сбалансированы, использованы очень ненавязчиво и совершенно не напрягают. Возможно, в этом заслуга 15 (!!!) продюсеров, работавших над альбомом. Как и положено в хип-хопе, тут много «гостей», в том числе и гитарист Yeah Yeah Yeahs Ник Зиннер.

При всём этом пластинка длится только 30 минут, что ещё один несомненный плюс — не устаёшь слушать её целиком и удивляться неожиданным изгибам аранжировок. Хороший саундтрек к ранней осени — бабьему, или, как его называют в США, индейскому лету.
Santigold
Даже если вы не являетесь фанатами хип-хопа — смело включайте, не исключено, что понравится.
Pixies — Doggerel
Рекорд-компания: BMG
Дата релиза: 30 сентября
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Pixies на концерте в Театре Линкольна в Вашингтоне, май 2017 года. Фото: Theresa C. Sanchez, flickr.com
Об альбоме одним предложением
Лучший альбом Блэка Фрэнсиса и компании с 2014 года.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
Перефразируя известное выражение, можно сказать: «Мир делится на тех, кто ждёт новый альбом Pixies, и тех, кто нет». Лично я всё ещё жду новый альбом The Cure, но новинки от трёх эльфов и феи, речь о которых идёт в этом обзоре, слушаю регулярно.

И с каждым новым альбом удивляюсь тому, что они до сих пор продолжают выпускать хорошие пластинки. Важный момент — это уже восьмой альбом Блэка Фрэнсиса и компании и четвёртый после возвращения группы в студию в 2014-м после 23-летней паузы и без Ким Дил на басу.

Помнится, в 90-е Charles Michael Kittridge Thompson IV (как в миру зовут Блэка Фрэнсиса, или Фрэнка Блэка, когда он выступает сольно) заявлял, что воссоединению Pixies не бывать никогда, чем, конечно, разбивал сердца фанатам, но и вселял надежду на то, что есть ещё на свете чистый, непродажный инди-рок, иконами которого является бостонская четвёрка. Но спустя 10 лет после распада группу вернули на сцену, возможно, соблазнив большими гонорарами или чем-то ещё, а с 2014-го Pixies снова начали выпускать альбомы, каждый из которых сильнее предыдущего.
Пикси (англ. Pixie) — мифическое существо из английской мифологии и британского фольклора в целом, считаются разновидностью эльфов или фей.
Pixies — абсолютный культ, возможно, потому что нет ни одного артиста, кто смог бы скопировать их звук и игру. Не говоря уже об абсолютно неповторимой сонграйтерской манере Фрэнсиса. Многие пытались — не получилось ни у кого.
Известно заявление Курта Кобейна, что на Nevermind он просто «хотел «передрать» Pixies». Правда? Я бы ни за что не догадался, Pixies, на мой взгляд, в сотни раз изящней и глубже.

Открывающая альбом Nomatterday кажется выкраденной со студии записью времён Bossanova и не оставляет никаких сомнений в том, что следующие 42 минуты станут увлекательнейшим нойз-поп приключением. Запущенное на затравочку пару месяцев назад видео Vault of Heaven — классический пиксисовский стёб, с характерным гитарным рифом Джо Сантьяго.

Лирического пика пластинка достигает в The Lord Has Come Back Today — песне, которую сложно снять с повтора. Сюрпризы ожидают фанатов Pixies вплоть до последней заглавной композиции, в аранжировке которой пробиваются ростки фанка. Излишне говорить, что качество пения, игры и записи даже не обсуждается. Паз Леншантин, заменившая «незаменимую», как казалось, Ким Дил, окончательно влилась в группу — и пазл сложился.
Felipe AO
Нет, чудеса всё-таки случаются!
The Young Gods The Young Gods Play Terry Riley In C
Рекорд-компания: Two Gentlemen
Дата релиза: 9 cентября
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Солист The Young Gods Франц Трейхлер на выстурлении в Берне, октябрь 2007 года. Фото: nudevinyl, flickr.com
Об альбоме одним предложением
Блестящая интерпретация классики американского минимализма от швейцарских индустриальщиков.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
Всё же причислять The Young Gods только к индустриальному цеху не совсем правильно. За свою долгую и очень интересную карьеру они исследовали разные жанры: электронную музыку, как в ритмичных, так и в эмбиентных формах, психоделию — намекая на любовь к The Doors композицией Summer Eyes, и даже выпустили акустический (!!!) альбом Knock on Wood, продемонстрировав великолепное владение инструментами (настоятельно рекомендую!).

Не забывают швейцарцы и о классике XX века. В 1991-м, когда от них этого меньше всего ожидали, молодые и яростные боги индастриала выпустили дарк-кабаре альбом The Young Gods Play Kurt Weill, пропитанный сатирой и гедонизмом.

Свежий релиз — живое исполнение знаменитого произведения Терри Райли In C, записанное за один день, — 21 октября 2021 года в женевской студии. Сочинённая в 1964 году композиция признаётся многими критиками первым минималистическим опусом в истории мировой музыки и состоит из 53 коротких музыкальных фраз в тональности «до» (С) разной длины, каждая из которых может повторяться произвольное колличество раз. Исполнение этого алеаторического произведения обычно длится от 45 до 90 минут.

«In C подобна игре жизни: чтобы получилось, все должны внимательно слушать друг друга. Кто-то может сказать, что это относится ко всей музыке, но In C — нечто большее, чем одновременное исполнение: это произведение приглашает вас в другое измерение, где прошлые и будущие события переплетены так, что вы постоянно находитесь в поле всех возможностей», — утверждает лидер The Young Gods Франц Трейхлер.
Терри Райли (Терренс Митчелл Райли) — композитор и музыкант, один из основоположников и классиков американского минимализма.
Согласитесь, пока что всё это выглядит как занудный академический авангард, если бы не одно «но» — сам звук, и он всё меняет.
То, что в далёком 1964 году, а зачастую и сегодня, исполнялось на скрипках, дудочках, фисгармонии, теперь извлекается из синтезаторов, семплеров, гитары и пропущено через массу эффектов. Арпеджираторы и перкуссионные доставляют буквально физическое удовольствие. И да — Цезаре Пиззи, Франц Трейхлер и Бернард Тронтин прекрасно слышат друг друга и извлекают абсолютно новую музыку из старых партитур.

Эта концептуальная пластинка, которую принципиально необходимо слушать от начала до конца не отвлекаясь, уверенно стремится в мой личный топ-5 альбомов года.
The Young Gods — Topic
В очередной раз The Young Gods ставят перед собой сверхамбициозную задачу, филигранно выполняют её — и делают это скорее как пытливые естествоиспытатели, а не упивающиеся собственным величием мэтры.
John Coltrane — Blue Train: The Complete Masters
Рекорд-компания: Blue Note
Дата релиза: 16 cентября
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Джон Колтрейн в 1963 году. Фото: wikimedia.org
Об альбоме одним предложением
Аудиофильское переиздание первого шедевра Колтрейна с ранее не издававшимися бонус-треками.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
Во время этой записи, в сентябре 1957-го, Колтрейн был членом квартета Телониуса Монка, выступавшего в легендарном джазовом клубе The Five Spot Café на Манхэттене. Воспользовавшись окном в концертном графике, он отправился в небольшую студию в соседнем Нью-Джерси в компании басиста Пола Чамберса и ударника Филли Джо — с обоими Колтрейн играл ещё у Майлза Дэвиса, духовиками команды Арта Блэйки Jazz Messengers Ли Морганом (труба) и Кёртисом Фуллером (тромбон), кроме того, к записи присоединился пианист Кенни Дрю.

Телониус Сфир Монк — джазовый пианист и композитор, авангардист, примитивист, один из родоначальников бибопа.
Легендарное джазовое кафе, работавшее в 1956–1967 гг., многие выступления в его стенах были записаны и выпущены как концертные альбомы.
Пол Лоренц Данбар Чемберс-младший — американский контрабасист, выступавший с Джоном Колтрейном, «Сонни» Роллинсом, Биллом Эвансом, Майлзом Дэвисом и др. Колтрейн говорил, что исполнение Чемберса «выходит за рамки невозможного».
Джозеф Рудольф (Филли Джо) Джонс — американский джазовый барабанщик. Майлз Дэвис отмечал, что Джонс был «лучшим ударником, с которым он когда-либо сотрудничал».
Майлз Дэвис — американский джазовый трубач и бэнд-лидер, родоначальник модального джаза, кул-джаза и фьюжн. Один из самых влиятельных музыкантов ХХ века.
Артур (Арт) Блэйки — американский джазовый барабанщик, работал в стилях бибоп, хард-боп, оказал большое влияние на соул и фанк.
Эдвард Ли Морган — американский джазовый трубач, игравший в стиле хард-боп. В 33 года застрелен на сцене ревнивой подругой.
Кёртис Дюбуа Фуллер — американский джазовый тромбонист, выступавший с Джоном Колтрейном, Бадом Пауэллом, Артом Блэйки, Диззи Гиллеспи и др.
Кеннет Сидни (Кенни) Дрю — американский джазовый пианист, выступавший с Коулменом Хокинсом, Лестером Янгом, Чарли Паркером, Джоном Колтрейном и др.
Так был записан Blue Train, который позднее назовут первым шедевром Колтрейна.
65 лет спустя джазовый лейбл Blue Note переиздал классический хард-боп альбом на двойном виниле в стереомиксе и с новым ремастерингом с оригинальной мастер-пленки. К релизу были добавлены семь бонус-треков, четыре из которых были ранее неизвестны.

Новое издание сопровождает буклет с не публиковавшимися прежде фотографиями от Фрэнсиса Вулфа и эссе исследователя творчества Колтрейна Эшли Кана. Подобные аудиофильские деликатесы стоят недешево — «Амазон» продает двойник за 55 долларов, в магазинах, скорее всего, он будет стоить ещё дороже.

Наряду с Монком и Майлзом, Колтрейн — один из трёх столпов джаза, масштаб творчества которых продолжает увлекать за собой всё новые и новые поколения меломанов, причём даже тех, кто далёк от подобной музыки. Слушать и знать Колтрейна среди продвинутой молодёжи так же круто, как разбираться в архитектуре Баухауса, абстрактном экспрессионизме или литературе битников.
Фрэнсис Вулф — американский фотограф и топ-менеджер джазового рекорд-лейбла Blue Note.
John Coltrane - Topic
А значит, не всё ещё потеряно — есть повод наполнить бокал и провести вечер в компании с гениальным саксофонистом.
Tim Burgess Typical Music
Рекорд-компания: Bella Union
Дата релиза: 23 cентября
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Тим Бёрджесс на концерте в Осло, июнь 2019 года. Фото: wikimedia.org
Об альбоме одним предложением
Полтора часа солнечного психоделического поп-рока от вокалиста культовых The Charlatans.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
В чём мы всегда уверены перед прослушиванием очередного сольника Тима Бёрджесса — это будет совсем не похоже на The Charlatans. Мы уже слышали его кантри, соул, фанк и экспериментальный поп. На этот раз, по словам самого Бёрджесса, он стремился сочинить сай-фай панк и сай-фай сёрф песни, вдохновляясь продюсерскими работами Джо Мика и Кима Фоули.

Тим — известный меломан, написавший книгу о коллекционировании винила, и ведущий популярного музыкального канала в «Твиттере» — неудивительно, что каждый его новый сольник представляет собой калейдоскоп из разных жанров и настроений.

Проведя 30 дней в уэльской студии Rockfield, где The Charlatans некогда записывали легендарный Tellin' Stories в компании мультиинструменталистов Тимоти Льюиса aka Thighpaulsandra, сотрудничавшего с Джулианом Коупом, Spiritualized, Coil и Даниелем О'Салливаном, Бёрджесс выдал 22 песни о детях, родителях, дружбе и непростых отношениях.

Несмотря на название альбома, эта музыка не совсем обычная. Скажу сразу: много панка и сёрфа у Тима не сочинилось, но получился очень хипстерский (в американском понимании) и студенческий (в хорошем смысле) психоделический поп-альбом, где периодически возникают ассоциации то с Velvet Underground, то со Sparks, то с The Beach Boys, то с другой поп-музыкой 70-х и 80-х.

Как это и принято в психоделике, пробиться к песне сквозь сложную аранжировку с первых секунд, как правило, не удаётся, однако ко второму куплету композиции раскрываются во всей своей красоте.
Джо Мик — британский саунд-продюсер, пионер экспериментального попа и музыки Space Age. Сочинил и спродюсировал знаменитую инструментальную композицию Telstar группы The Tornados.
Ким Фоули — американский певец, автор песен, менеджер, радиоведущий, поэт и продюсер, создатель группы Ranaways. Его композиции исполняли The Byrds, The Beach Boys, Soft Machine, Кэт Стивенс и др.
Тимоти Льюис — британский мультиинструменталист, специализирующийся на экспериментальной и электронной музыке.
Tim Burgess — Topic
Идеальный альбом для долгого путешествия поездом и авто, когда череда полей за окном не заканчивается, как не заканчиваются песни на этой пластинке.
EMF Crime of Passion
Рекорд-компания: Self-release
Дата релиза: 29 сентября
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Группа Epsom Mad Funkers. Фото: Скота Джоли, emf-theband.com
Об альбоме одним предложением
Свежий сингл с первого за 27 лет альбома EMF — некогда главной мэдчестерской группы в советском телеэфире.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
Пользуясь служебным положением, расскажу вам о релизе, к которому сам имею отношение. Речь идёт о втором сингле EMF с их камбэк-альбома Go Go Sapiens, выпущенного в апреле этого года. Предыдущий альбом выходил 27 лет назад, и с тех пор действительно утекло много воды: группа несколько раз распадалась и собиралась вновь, в итоге от оригинального состава осталось всего три человека, один из которых, шоумен-клавишник Дерри Браунсон, сейчас не всегда принимает участие в выступлениях группы, а в студии и вовсе не появляется.

Отметив тридцатилетие своего глобального мегахита Unbelievable (который летом 1991-го неоднократно пробивался даже в эфир Первого канала советского телевидения) и суперуспешного дебютного альбома Schubert Dip делюксовым переизданием всего каталога группы, вокалист Джеймс Аткин и гитарист Иан Дэнч решили, что время для новой музыки EMF наконец-то пришло.

Альбом был достаточно быстро сочинён и записан в домашних студиях Джеймса и Иана ещё в 2021-м, но его выход задержала очередь, образовавшаяся на заводах виниловых пластинок, — музыканты по всему миру, лишённые возможности выступать во время локдауна, практически одномоментно закрылись в студиях и создали много записей, которые теперь нужно было напечатать.
Пусть цифровые копии уверенно опережают остальные форматы по продажам, но без винилового тиража презентация альбома сегодня снова немыслима.
Возвращение артистов после длительного перерыва всегда воспринимается со скепсисом, однако Go Go Sapiens звучит свежо и игриво, как и должны звучать EMF. Впрочем, именно Иан и Джеймс всегда были основной творческой силой группы, и, растеряв большую часть оригинального состава, EMF не утратили своей креативности. Выбрав Sister Sandinista первым синглом, Джеймс попросил меня спродюсировать более дерзкую версию и сделать ремикс. Я переиграл бас, добавил немного гитар и электроники. Результат группе понравился, и мы занялись вторым синглом, продолжая работать в том же ключе. «New Order и The Smiths сильно повлияли на формирование нашего музыкального вкуса — думаю, это слышно в Crime of Passion, — признаётся вокалист.
— А сама песня о любви к тому, кто жестоко разбивает твоё сердце. Эта история стара как мир, но рецепта от несчастной любви так и не изобрели».
Удивительно, что повзрослевшие кумиры девочек-тинейджеров поют об этом по-прежнему очень убедительно.
EMFtheband
Есть ещё порох в пороховницах.
Editors — EBM
Рекорд-компания: PIAS
Дата релиза: 23 сентября
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Editors на фестивале «Пикник «Афиши» в Москве, июль 2010 год. Фото: wikimedia.org
Об альбоме одним предложением
Один из лидеров британского пост-панк ривайвела перезагружается.
Об альбоме развёрнуто (многобукв)
Да не введут вас в заблуждение обложка и новое название пластинки бирмингемской группы, чьё имя не может не интриговать многих музыкальных редакторов, — к Electric Body Music (индастриал-дэнс) прямого отношения она не имеет. Хотя синтезаторов и драм-машин у Editors действительно добавилось, будем надеяться, что при всей своей серьёзности группа всё же иронизирует над собой и над нами.

Дополнительной электроникой коллектив обязан своему новому участнику Benjamin John Power — его сольный дарк-индастриал проект называется Blanck Mass, и комбинация Editors / Blanck Mass дала альбому его «стилеобразующее» название.

Когда в 2005-м бирмингемцы выпустили дебют The Back Room, их воспринимали как прилежных имитаторов: «британская копия Interpol, которые в свою очередь копируют Joy Division». Амбициям группы это не отвечало, и они продолжили развиваться, не делая особых перерывов между выпуском альбомов.
В нынешней инкарнации Editors ближе к насыщенной индитронике New Order, чем к разряженному минимализму Joy Division. Местами элементы дарк-вэйва и синти-попа великолепно работают в аранжировке, но порой группа перегибает планку и начинает напоминать немецких подражателей Depeche Mode.
Альбом очень ровный — сплошь состоящий из гимнов (9 песен на 53 минуты), но открывающий его трек Heart Attack благодаря структурному и мелодическому развитию его второй половины, на мой взгляд, сильнее остальных. Скупые на гармонии постпанки, скорее всего, разделили бы его на две самостоятельные песни.
Editors - Topic
Editors упиваются своим стадионным пафосом и готовы к долгому туру по всем континентам. Кто мы такие, чтобы осуждать их за это?
поделитесь статьей