«Портреты в движении» с Антоном Веселовым. Апрель. Неделя 3

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Антон Веселов
Альберт Кувезин
лидер группы «Ят-Ха»
Альберт Кувезин. Фото предоставлено автором
В новосибирском кабаре-кафе «Бродячая собака» в поддержку нового альбома We Will Never Die выступила легендарная тувинская рок-группа «Ят-Ха».
Группу — ровесницу новой России в 1991 году создали тувинский музыкант Альберт Кувезин и московский клавишник-электронщик Иван Соколовский. После ухода Соколовского Альберт стал бессменным лидером группы, стиль которой критики называли то этно-роком, то root-rock'ом, то даже этно-панком.
Альбом We Will Never Die демонстрирует все грани величия коллектива — от тяжёлого рока до тувинского фолка, от горлового пения до песен на стихи Мандельштама.
«Начиная с альбома Aldyn Dashka, который вышел в 2000 году, мы включали хотя бы одну песню на русском языке. Обычно это были русские народные песни. А на альбоме Poets And Lighthouses (2010) впервые появились песни на русские стихи — тогда на стихи русского поэта из Тувы Кондратия Емельянова. Я люблю русскую поэзию вообще, но в особенности Серебряный век. И у меня понемногу набираются песни — пока ещё сыроватые — на стихи Игоря Северянина, Арсения Тарковского, Николая Гумилёва. Это такая маленькая мечта — сделать альбом с этими песнями…
Стихотворение «Умывался ночью на дворе» Осипа Мандельштама, на мой взгляд, через мозг напрямую попадает в сердце. Поэтому я его выбрал для альбома 2021 года».
Кувезин ворвался в нашу жизнь не только как обладатель уникального голоса, мастер горлового пения в технике хоомей, но и как антипод популярных исполнителей начала 90-х. Над некоторыми он впрямую подтрунивал, скажем, в одном из первых своих клипов отвечал на истеричное «High energy» Богдана Титомира своим угрожающе низким «Low Energy!».

«Группе «Ят-Xа» 31 год, не так уж и много. В 1991-м мы только-только записали и выпустили первый диск с Иваном Соколовским в Москве и начали играть в ночных клубах, которые как раз открывались в столице. Помните эти времена — ночная дискотека, расколбас… Самые звёзды того времени — Богдан Титомир, группы «Кар-Мэн» и «Технология». Нас, группу «Ят-Ха», бросали на амбразуру первыми — ставили «на разогреве».

Однажды мы выступали на стадионе перед группой «Технология». Положено было спеть свои 20 минут и освободить место звёздам. Но когда мы закончили, их менеджер начал отчаянно махать руками, дескать, продолжайте! Я запел горловым пением. Пою пять минут — менеджер показывает, дескать, ещё-ещё! Тянул сколько мог. Потом народ уже начал возмущаться — пришли ведь на «Технологию». Давай бросать в меня монетками, банками из-под пива, кричать: «Возвращайся петь в свою тундру!» Но я выстоял, отыграл и дополнительное время.
Позднее выяснилось, что «музыканты» «Технологии» забыли в гостинице фонограмму. Им просто нечем было петь».
Ольга Таирова
сокуратор фестиваля «Корешки»
Ольга Таирова. Фото предоставлено автором
С 22 по 24 апреля в Новосибирске пройдёт фестиваль художественного самиздата «Корешки» (Фанзинфест) — масштабное событие, направленное на поддержку и развитие независимой книжной культуры, визуального искусства и литературы.
Независимые печатные инициативы потихонечку «накрывают» мир. Причём частенько под брендом «новый самиздат». Тут «зашито» всё сразу — творческие эксперименты в области зинов и фотозинов, тиражной графики, авторских книг художников.
Вся эта движуха объединяет молодых художников, фотографов, дизайнеров и писателей.
Новосибирск — не исключение, так что необходимость создания масштабного события в честь «нового самиздата» и зин-культуры назрела давно. Кроме того, нельзя отбросить и масштабный исторический блок — так что готовьтесь стать участниками событий, посвящённых истории самиздата.

«Первое и самое большое моё открытие — интерес и количество заявок к участию в фестивале.
География, возраст, сферы интересов и наличие профессионального опыта участников настолько разнообразны, что сложно, не погружаясь в историю, проследить истоки возникновения зин-движения.
Художники, фотографы, дизайнеры, поэты, писатели, учёные, студенты и школьники, преподаватели, творческие группы и частные издательства, одним словом, авторы стремятся к участию не только своими личными зинами, фотокнигами и артбуками, но готовы предоставить собранные коллекции, лично присутствовать, рассказывать и делиться опытами, организовать событие в виде мастер-класса или лаборатории. Всё это очень вдохновляет нас как инициаторов и организаторов фестиваля.

Второе — радуют и удивляют приёмы, техники и способы создания всех присланных, привезённых и принесённых авторских высказываний, облечённых в единственный экземпляр или небольшой тираж. «Бумага всё стерпит» — говорится в известной поговорке, но в руках авторов — участников фестиваля её возможностей порой отчаянно не хватает для выразительности, и тогда в ход идут дерево, текстиль, глина, пластик и прочие нетрадиционные для книжного издания материалы. Все мыслимые и немыслимые форматы, способы печати, переплёта, тиражирования опробованы и освоены нашими авторами.
Степень свободы в материале в широком смысле этих слов и есть, на мой взгляд, основная отличительная черта фестиваля самиздата «Корешки».
Николай Пак
лидер международной школы робототехники «Лига роботов»
Николай Пак. Фото предоставлено автором
Николай Пак решил выйти из «Кружкового движения». По его мнению, национальная технологическая инициатива подменяет содержание формой. Скажем, «Лигу» ни разу не поддержали из-за того, что школа использовала нероссийские наборы Lego Mindstorms.
Предприниматели кричат о нехватке квалифицированных специалистов. Сегодня каждая более или менее крупная технологическая компания запускает свои школы, все пытаются обучить кадры «под себя». Это неэффективное средство, которое отбирает большие ресурсы компании на неключевые для неё задачи. Хотя система, которая может решить озвученные проблемы, давно уже изобретена в СССР, а в современном мире интегрирована в MIT.

Кажется, всё просто.
Необходимо создать такую же кадровую систему. Долгая образовательная цепочка с конвейерной подготовкой и доставкой в бизнес.
Ребёнок 10 лет обучается, получает все необходимые фундаментальные знания и гарантированно занимает рабочее место в технологической компании. В «Лиге роботов» такую систему создают уже 10 лет, со ступенью Школа-Вуз (более 25 000 учеников в 48 городах в России и странах СНГ) уже всё хорошо, впереди реализация ступени Вуз-Производство.
«Я опросил 10 000 человек: «Почему зима сменяет лето?» — ответили семь.
А ведь у каждого новенький айфон, крутой ноутбук, красивая одежда, в каждой школе есть тысяча учебников на выбор. Это отправная точка, которая дала мне понять, что фантик начал подменять содержание. У нас все всё «знают» про политику страны, но не знают самые базовые вещи, которые окружают их в реальном мире.
Мы свернули не туда, когда отказались от системного образования.
Часто слышу мнение, что школа устарела, родители бегут отдавать своих детей в доп. образование. Докладываю: с дополнительным образованием ситуация не лучше, сейчас все стремятся обучить навыкам «Создать сайт», «Научиться работать в Photoshop» и другим, но стоит новоявленному специалисту на шаг отойти от освоенных задач — он теряется, не знает, что делать. Как можно дать настоящие знания за год-два? А ведь большинство курсов длятся не более полугода.
Также часто вижу, как образование зарывается в теорию. Но теория в отрыве от практики не имеет связи с реальностью.
Можно на бумаге продумать каждый винтик, болтик робота, а когда воплощаешь задумку в жизнь, оказывается, что она не работает. Мы пришли к выводу, что робототехника — самый эффективный инструмент для получения знаний. Пока ты от начала и до конца не разберёшься, как устроена физика, математика, информатика, механика и другие дисциплины, твой квадрокоптер не взлетит. Знания, закреплённые на практике, и есть самые настоящие.

Нужно строить вместе систему, синхронизировать дополнительное образование с общим. «Кружковое движение», как и НТИ, и АСИ, уже с 2014 года активно создавало надежду на кооперацию, объединение усилий всех участников образования. Однако это оказался миф — они не настроены ни на какую синхронизацию усилий, и даже, наоборот, являются апологетами «свободного рынка» в образовании и цифрового образования без очного».
Аркадий Елфимов
председатель общественного фонда «Возрождение Тобольска», книгоиздатель, историк, коллекционер
Аркадий Елфимов. Фото предоставлено автором
В ГПНТБ СО РАН прошло первое заседание «Клуба библиофилов». Приглашённый герой и почётный член клуба Аркадий Елфимов передал в дар крупнейшей библиотеке Зауралья 117 книг музейного уровня.
В коллекции Елфимова, привезённой из Тобольска в Новосибирск, роскошно изданные тома по истории Сибири, произведения сибиряков — писателей и поэтов, библиографические описания, сборники опубликованных документов прошлого и многое другое.

У Елфимова богатая биография. 1 июля 1986 года он заступил на должность председателя горисполкома. А через год встретил и 400-летие города, и большую воду, второй по разрушительной силе подъём Иртыша за всю историю. В начале 90-х Аркадий Григорьевич с поста градоначальника ушёл. И стал инициатором создания благотворительного фонда «Возрождение Тобольска». Направления деятельности у фонда разные — это и издательская деятельность, и увековечивание памяти великих тоболяков, и проведение конкурсов, выставок, концертов классической музыки, встреч с выдающимися современниками, и многое другое.

«У Фонда с библиотеками почти тридцатилетняя дружба. Наши издания знают от Камчатки до Калининграда.
Мы передавали наши книги и в музеи Московского Кремля, и Эрмитажу, и Русскому музею. Очень приятно, что крупнейшая библиотека Зауралья — ГПНТБ СО РАН — хранит наши издания в отделе редких книг и рукописей, в Музее книги.
В этом году мы передали культурным центрам — музеям и библиотекам — изданий на 10,5 млн рублей. В прошлом году — на 14 млн, в позапрошлом — на 18,5 млн. А всего за пять лет — на 64,5 млн. Все эти наши дорогостоящие проекты стали возможны только при поддержке наших попечителей. Никакое коммерческое издательство не сможет потянуть такие книги — мы на всех книжных конкурсах забираем высшие награды.

В прошлом году мы передали наши книги Президентской библиотеке на Старой площади. Она объединяет фонды двух библиотек советского времени — ЦК КПСС и Совета министров СССР. У них есть ещё филиал в резиденции президента России.

Я в этом здании, которое строил Матвей Казаков ещё во времена Екатерины II, бывал только раз, но мы все его знаем — с Красной площади виден купол, над которым развевается главный флаг страны.
Там находится рабочий кабинет президента, залы для совещаний и библиотека. На главном месте в библиотеке стоит Конституция РФ.
Впервые Конституцию переместили, чтобы на этом месте устроить выставку наших изданий, которых мы передали почти на 3 млн рублей. Библиотека ещё хранит подарки президенту. Некоторые использовали в экспозиции наших книг. Скажем, они украсили выставку макетом Кремля в бивне мамонта (на табличке значится, что это подарок губернатора Тюменской области Якушева). Рядом подарок от президента Шри-Ланки (в его подчинении остров Цейлон) — копия таблички о пребывании Чехова на острове, ведь Антон Павлович возвращался с Сахалина морским путём. А самое для меня значимое — Российская государственная библиотека дала подлинники тех книг, которые мы воспроизвели, — их никогда из подвалов Дома Пашкова не извлекали. Чего стоит только «Чертёжная книга Сибири» Ремезова 1701 года…»
Жанна Лавелина
ректор Новосибирской государственной консерватории
Жанна Лавелина. Фото предоставлено автором
В Новосибирской консерватории проходит значимый культурно-образовательный проект, посвящённый 150-летнему юбилею композитора Александра Николаевича Скрябина.
После празднования 65-летия Новосибирскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки захлестнули большие проекты: участие в Транссибирском Арт-фестивале и фестивале хорового искусства «Поёт молодёжь Сибири», постановка оперы Сальери «Сначала музыка, потом слова» на малой сцене театра оперы и балета, публикация первого тома избранных трудов доктора искусствоведения профессора Бориса Шиндина (1942–2018), посвященная 80-летию со дня его рождения.

А 7 апреля открылась Всероссийская научно-практическая конференция «Фортепианное искусство: теория, история, методика», в которой приняли участие педагоги, аспиранты, студенты из Москвы, Новосибирска, Екатеринбурга, Саратова, Кемерова, Курска, Новокузнецка, Баку, Донецка.

Причём с приветственным словом выступил Александр Серафимович Скрябин (внучатый племянник композитора), президент «Фонда А. Н. Скрябина», почётный председатель Британской Скрябинской ассоциации и Общества «А. Скрябин» в Хорватии, кандидат исторических наук, член Союза композиторов России.

Впрочем, активная фаза культурно-образовательного проекта началась 18 апреля. В программе девять образовательных и творческих мероприятий — концерты педагогов и студентов консерватории в Малом зале, открытые лекции на темы творчества Скрябина и мастер-классы ведущих педагогов фортепианного факультета, круглый стол, конкурс на лучшее исполнение произведения Скрябина и смотр фортепианных отделений ссузов. Впереди, 19–20 апреля, творческая встреча и мастер-класс заслуженного артиста России, народного артиста Татарстана, профессора Казанской государственной консерватории имени Жиганова Евгения Михайлова.

«За три года работы в должности ректора Новосибирской консерватории у меня была масса открытий. Хоть и не все они носили положительный заряд, я искренне благодарна каждому человеку, появившемуся в моей жизни.
Один из излюбленных советов — «не принимать всё близко к сердцу» — я приравниваю к «почти умереть», и для меня лучше остаться непонятой окружением, но настоящей и верной себе, то есть живой.
Мне безумно повезло, что каждый мой день сопровождают живые звуки музыки, ведь она исцеляет душу, равно как и природа с её бесконечно удивительными пейзажами. Мы ждем Х Международный конкурс юных скрипачей, в жюри которого председательствует легендарный Захар Брон. Приглашаем всех на финальные состязания конкурса 22 и 23 ноября в Камерный зал Новосибирской филармонии и на Гала-концерт лауреатов 25 ноября в Государственный концертный зал имени А. М. Каца».
поделитесь статьей