«Портреты в движении» с Антоном Веселовым. Апрель. Неделя 2

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Антон Веселов
Сергей Афанасьев
художественный руководитель Новосибирского городского драматического театра
Сергей Афанасьев. Фото предоставлено автором
В «Доме да Винчи» прошла творческая встреча с Сергеем Афанасьевым. Мэтр рассказывал о себе и своем театре. Скажем, напомнил, что 11 и 12 мая в ГДТ состоится премьера спектакля «Затейник» в постановке Петра Владимирова.
Городской драматический, созданный в 1987 году (тогда – в статусе театра-студии), быстро стал культовым. Экспериментальная площадка на три десятка мест в «Кобре» (сегодня – клуб Революция), позднее – двухсотместный зал неотреставрированной еще «Победы» и нынешний подвальчик на Вокзальной магистрали – очень разные точки на карте, но каждая - чуть ли не главное сибирское прибежище авторского классического театра.
Сергей Николаевич в этом смысле – не просто знаменитый режиссер. Он ровесник и главный носитель наших позднесоветских и уже постсоветских надежд.
За ним закрепилась слава выпускника «Щуки», который привез в Сибирь столичный театр, какого мы еще не видели. Я бы еще назвал его суперзвездой. Ну просто потому, что живет он по принципу «все или ничего». Как сказали бы Лу Рид с Джоном Кейлом, его жизнь – сплошные magic and loss. Счастливые творческие случайности и закономерности уравновешены аварией, потерей площадки у Оперного театра и житейскими драмами. В театральном институте шутят, что Афанасьев – еще и наркотик. Во-первых, потому что половина выпускников его первого курса (еще театрального училища) 2001 года по-прежнему служат в его театре, мэтр не отпускает. А во-вторых, став первым ректором Новосибирского государственного театрального института в 2004ом, многими воспринимался как профессиональный допинг.
«Режиссер - это мировоззрение. Какие главные качества хорошего режиссера? Талант, хороший вкус, потрясающее чувство юмора. Мне легко, я сейчас все свои качества буду перечислять (смеется – АВ).
Еще дерзость, напористость, целеустремленность. Ты должен точно знать, чего ты хочешь. Мой режиссерский портфель постоянно разбухал от пьес, которые я немедленно хочу поставить, вот прямо сейчас – я не могу годами выбирать. Я помню, был такой справочник «Желтые страницы», так я его исписывал. До 50 пьес в списке значилось, которые немедленно надо ставить. Многие из них я поставил. Скажем, «Горе от ума». Огромное количество лет уливался слезами над «Анной Карениной». Я с ума сходил от «Женитьбы Фигаро», не знал, как к ней подобраться. А когда-то давным-давно это была «Чайка». Я даже помню, что она до такой степени меня захватила, что я хотел взять отдельно пьесу Константина Треплева - вот эту «Люди, львы, орлы и куропатки…», дописать и поставить только ее. Также я когда-то хотел вырвать из контекста романа «Мастер и Маргарита» линию Пилата и Иешуа Га-Ноцри и сделать двухчастный спектакль. Первая часть бы назвалась «Пилат и Иешуа», а вторая «Иуда Искариот» Андреева. Как у меня Анна и Левин соединены в Дилогию. Одна журналистка назвала ее «диалогия».
Так что мировоззрение - это умение чувствовать время, понимать, что этому времени нужно. Нужно не для того, чтобы добить это время, доуничтожить его, встав в один ряд с борзыми политиками и пессимистами. А как-то спасти это время, улучшить его. Превратить его в счастливое время для наших детей.
Рада Анчевская
музыкант, лидер группы Рада и Терновник
Рада Анчевская. Фото предоставлено автором
В Новосибирске, впервые за три пятилетки, в акустике выступила Рада Анчевская («Рада & Терновник»).
Мини-тур охватил три сибирских города: Кемерово (концерт в Камерном театре современной поэзии "ЛитерА на Советском"), Барнаул (концерт в UnderGROUNDе) и Новосибирск ("Хмельник" и Студия 312 в ГПНТБ СО РАН). На своих акустических выступлениях Рада рассказывала о мыслях, снах, визионерском опыте, о том, что привело к созданию той или иной песни. Певица считает, что только камерный формат позволяет ей приглашать голосом и словом своих слушателей в мир волшебства, показывать им этот мир, распахивать новые двери.

«Я не исполнитель – я сама пишу тексты и музыку. Мы – то что мы едим и слушаем, с чем пересекаемся. Поэтому либо я делаю свое, либо я упорото ваяю микс из того, что я услышала.
Когда мы учимся, нарабатываем профессионализм, какие-то навыки – важно иметь ориентиры. А когда уже научился, значимее выкинуть все лишнее из головы и действовать от первого лица.
Слушать только ту музыку, которая звучит в пространстве. Проходит через него, как через некий портал, и максимально точно пытаться воспроизвести именно ее, не нагружая всякими влияниями.

На концертах в Новосибирске - волшебство и магия.
Когда ты понимаешь, что вот 15 лет тебя здесь не было, а приходят люди и просят те же самые песни, начинают подпевать. Приходят девочки, которым мама посоветовала. И ты думаешь - круто как!
Песни всегда звучат по-разному. Но это уже наше объяснение. Они просто по-своему каждый раз приходят. В зависимости от того, в какой ситуации и в каком времени мы их поем - мы слышим их иначе».
Анастасия Некрасова
директор домашнего издательства Ирга
Анастасия Некрасова. Фото предоставлено автором
16 и 17 апреля в ГПНТБ СО РАН пройдет фестиваль «Звёзды на полке». Одна из задач фестиваля – открывать (и даже создавать) литературные проекты, которые помогают продвигать литературу в регионе, и местных авторов.
Фестиваль совпал с серьезными переменами в индустрии, так что сам бог задаться вопросом, какой теперь будет региональная литература. Разобраться в происходящих процессах помогут мелкие внутригородские издательства и даже такие, как проект Анастасии Некрасовой и Анастасии Перковой "Ирга" – домашние издательства.
Кстати, девиз «Ирги» вполне можно позаимствовать любому идейному издателю: "Жанровая литература со смыслом".
География авторов фестиваля «Звёзды на полке 2022» - почти вся Сибирь: Новосибирск, Омск, Хакасия, Новоалтайск, Новокузнецк. Гости фестиваля обещают много «изюма» - например, на конкретных книгах и авторах организаторы продемонстрируют чудо реинкарнации сибирского фольклора в современных фэнтези.

«Сибирский фестиваль фантастики «Звёзды на полке» мы проводим уже второй раз. В программе - два дня. Первый день, 16 апреля, по доброй традиции посвятим общению авторов и читателей. В прошлом году на первый день фестиваля пришло очень много посвященных, настоящих фанатов жанра. Некоторые приходили на конкретных авторов, но многие пробыли на площадке фестиваля весь день. Мы тогда пообещали, что в следующем, 2022 году, привезём много новых авторов, откроем много новых имён, и нам это удалось!

Будет Евгений Вальс из Омска, Дмитрий Лаптев из Новоалтайска, Евгения Староверова из Новокузнецка и другие. Из местных авторов ждем Мариэтту Роз, Анастасию Перкову и Кирилла Кудряшова.

Конечно, фантастику я понимаю широко - это фэнтези, космо-фантастика, сказка и даже немного - мистика
Многие авторы привезут книги, написанные на основе сибирского фольклора. Честное слово, это совпадение, так получилось! Для нас это совпадение – настоящее открытие.
Второй день, 17 апреля, будет посвящен писательской «кухне». Конечно, прийти послушать может любой, но особенно интересно будет как молодым, так и состоявшимся писателям. Говорить будем о том, как издавать и продвигать свои произведения».
Александр Попов
создатель Музея «Сибирский кедр» в Старом Искитиме
Александр Попов. Фото предоставлено автором
Резчик по дереву, писатель и краевед Александр Попов открыл частный музей в одной из комнат своего сельского дома. На десяти квадратных метрах он собрал все, что связывает с кедром народы Сибири.
Александр Попов стал одним из победителей конкурса общественных стартапов «Искитимский район – территория развития инициатив», на организацию музея ему вручили 50 тыс. рублей. Прежде чем прийти к музею Александр прошел долгий путь инженера, но в итоге детское увлечение резьбой по дереву взяло верх. Работает мастер с разными материалами – с сибирским кедром, березой, осиной, липой, даже с красным деревом. Режет кукол, мастерит народные музыкальные инструменты (от жалеек до гуслей), делает доски для изготовления печатных медовых пряников, производит деревянную посуду и даже мебель.
«Что бы ты ни резал, приходит чувство, что ты произвел на свет живое существо со своей собственной душой. А у флейточки, скажем, еще и свой особенный голос проявляется.
Было время - еще в Новосибирске жил - делаешь флейту неделю, до последнего не знаешь, как она звучит, закончишь в час ночи, садишься на табуретку и начнешь тихонечко играть, чтобы соседей не потревожить. Несколько звуков издал, кажется, 15 минут прошло, а уже 2-3 часа пролетело.
У меня тут, на стеллажах все рядом. Жалейки, флейты и тут же вот – свадебная плеть. В старину, когда отец дочь замуж выдавал, он снимал со стены и вручал жениху плеть со словами, дескать, передаю тебе дочь и вот такой вот «пульт управления». Надеюсь, он не понадобится…
Тут вот у меня старая русская забава – бирюльки. А тут - древние славянские куклы панки. По-вологодски их называли панги, то есть полено. Дескать, пошел мужик во двор, взял полено и вырубил топором ребятишкам куклу. А это – кони. Вторую неделю конями увлёкся. Раньше, в детстве, в мастерских художников удивлялся – вот стоят работы незаконченные, а мастер уже другое спешит делать. А теперь знаю – это потому что перехватывает, да и страшно не удержать порыв – он же может уйти, нужно идти за сердцем, оно всегда правильной дорогой ведет.
Юрий Ушаков
художник
Юрий Ушаков. Фото предоставлено автором
В новом арт-пространстве Новосибирска "Цоколь" открылась коллективная выставка новосибирских художников с полудюжиной работ Юрия Ушакова. Названия говорят сами за себя: классические уже «Квадрат-батюшка» и «Голуби», «Юродивый» и «Будущее наступает».
Картины и представления перформеров рассказывают о том, насколько безнадежно человек увяз в своем плену. А из понимания безнадежности начинается творческая свобода. Это магистральная тема целого сезона громких выставочных проектов под кураторством Романа Шамолина. Вначале был «Выход из Черного квадрата». Потом «Art spiritus». Теперь «Узник/Побег».

«Родился, учился и первый раз сматерился в Новосибирске. Рисую и создаю перформансы с детства.
В детстве с перформансами был даже перебор, хорошо, милиция не узнала. Но никто не пострадал (наверное).
В школе уже понял, что имею интерес смеяться над пороками людей, но без укоризны.

Вырос не в лучшем районе города. Поэтому в некоторых последних работах проскальзывает тема гопников, которых было больше половины среди жителей нашего района. На удивление, они есть тут и сейчас.

Ирония и драматизация идиотизма – вот, наверное, мое направление в творчестве. В нашем доме живет женщина, которая каждый день кормит голубей. Их прилетают сотни. Непроизвольно вижу их жизнь. Свадьбы, драки, дети. Все как у людей. Мне нравится, когда в моих работах люди видят себя. Реакция бывает разная. Отчасти я ведь тоже присутствую на своих картинах».
поделитесь статьей