«Портреты в движении» с Антоном Веселовым. Март. Неделя 4

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Антон Веселов
Матвей Мазуренко
предприниматель, писатель, краевед
Матвей Мазуренко. Фото предоставлено автором
Матвей Мазуренко в свободное от бизнеса время пишет философскую фантастику (в прошлом году в США вышла его книга «Пока летит апельсин») и пронзительную правду о Новосибирске.
Матвей — внук директора совхоза. Неудивительно, что ещё в школе он получил права тракториста. Приехал в новосибирскую физматшколу из маленького горного села в Восточном Казахстане, где учился в школе-восьмилетке, расквартированной в деревянной избе. После НГУ немного поработал по специальности в Институте физики полупроводников. Потом занырнул в предпринимательство.

Когда закончились бурные 90-е и начались респектабельные 2000-е, выяснилось, что в городе нет бутика, соответствующего новому формату времени. Матвей снарядил экспедицию в Милан, где в офисе Dolce & Gabbana как на экзамене доказал, что посреди Сибири есть такой город Новосибирск и ему нужен модный бутик — до Москвы слишком далеко.
Члены комиссии не поверили, взяли карту, линейку, измерили расстояние от столицы Сибири до просто столицы. Матвей открыл бутик.
Позднее основал сеть химчисток.

Многие помнят Матвея в байкерском обличии. Даже пересказывают друг другу запечатлённое на эпической фотографии: компания друзей во главе с Матвеем красуется во фраках в сердце пустыни Гоби. Это следствие. А причина в том, что Матвей перебрал все мотоциклы, от чоппера Yamaha V-Max и круизера Ямаха Gold Wing (всего сменил семь мотоциклов), и остановился на эндуро, решив уйти с дорог на бездорожье.

В прошлом году он дебютировал в качестве писателя. Роман «Пока летит апельсин», который сам автор называет не иначе как фантасмагорией и относит к жанру научно-социальной фантастики, вышел в Нью-Йорке в издательстве Liberty publishinghouse. Видимо, потому что в нём издавался Курт Воннегут — любимый писатель нашего героя.
Не бросает Матвей и цикл коротких новелл о Новосибирске, потому что у этого города есть душа. А найти её можно, лишь начав писать про неё.
«Недавно открыл для себя улицу Сусанина. Конечно, уже одно только это смешно — что такая улица есть! И естественно, узнал я про неё, заблудившись в переулках, пытаясь найти короткую дорогу с Кропоткина до ЛДС «Сибирь», дабы объехать вечернюю пробку на Ипподромской.

Когда одна из узких улочек частного сектора на склоне большого и пологого оврага Каменки вдруг закончилась тупиком, я вспомнил бессмертное: «А почему бы нам не срезать...» — подумал Иван Сусанин, невольно обрекая себя на вечную славу». Видимо, не я первый сюда забрался, что подтверждала табличка на доме с названием улицы.
Места для разворота не было, потому что улица Сусанина была узка, как в Венеции та, на которой я как-то раз встретил идущего навстречу Шварценеггера. И как тогда же, мне пришлось сдавать назад.
Пока я думал, куда ехать, залаяла собака, открылись ворота, и, наклонив под низкой перекладиной голову, вышел высокий и мрачный человек, лица которого я не разглядел. Я хотел было спросить, как отсюда выехать, но вспомнил про тех соседских ребятишек, которых маленький Иван Сусанин собирал в кучу и уводил в лес. Когда он возвращался один, и его спрашивали, где же остальные, он понижал голос до шёпота и загадочно отвечал: «Пойдём, покажу...»

Поэтому спрашивать я не стал, а молча поехал меж сугробов по косогору назад, повторяя про себя мантру «Православие, самодержавие, народность», пока не выбрался на перекрёсток с улицей Светлая, по которой благополучно выехал на широкую, как русская душа, улицу Народная. В голове патриотично и торжествующе звучал Глинка, «Жизнь за царя».
Алексей Крикливый
главный режиссёр Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус»
Алексей Крикливый. Фото предоставлено автором
В «Глобусе» горячая весна. Уже в марте — невероятная детская комедия «Великан Бобов» в постановке Полины Кардымон. А в мае — долгожданная премьера спектакля по мотивам сказок братьев Гримм «Пряничный домик» Натальи Анастасьевой.
Афиша «Великана Бобов» уже украсила фасад «Глобуса». А история творческого взлёта режиссёра этого спектакля, Полины Кардымон, по многим параметрам показательная. Прежде всего, она — выпускница Новосибирского государственного театрального института, курса Алексея Крикливого и Ильи Панькова (звезды театра «Глобус»).

В «Глобусе» она ставила свой дипломный спектакль «Фрагменты любовной речи». Открытое Полиной и другими выпускниками курса арт-пространство на улице Ленина, где проходят выставки, спектакли, перформансы, читки, концерты, вечеринки, образовательные программы, два года работало под вывеской «Мастерская Крикливого и Панькова». Наконец, две работы Полины Кардымон номинированы на Национальную театральную премию «Золотая Маска — 2022» в номинации «Эксперимент/спектакль»: спектакль-playbook «Общее место» (совместный проект с Элиной Куликовой) и аудиальный перформанс «[Сыра земля] Коромысли. Глава 2» (Лаборатория современного искусства).

Лаборатория современного искусства — это как раз новое название «Мастерской Крикливого и Панькова». Как мастер относится к тому, что его фамилию изъяли из названия прорывного театрального проекта?

«Полина работает иначе, чем мы все привыкли. Я очень рад, что она ищет, не сдаётся, идёт своим путем. Я волнуюсь, но не панически — скорее, отечески. Рад за её номинации в программе национальной премии, мне ещё предстоит их смотреть как члену жюри.
Что касается наших с Ильёй фамилий на вывеске — хочу, чтобы это поскорее ушло. Ребятам давно уже пора отправляться в самостоятельный путь, ни на кого не оглядываясь.
Важно, что они взяли процесс в свои руки. Сами занимаются всем циклом работ этого пространства — и художественным, и административным, и техническим. Им удалось избежать болтанки, работая одновременно и в репертуарных театрах, и в лаборатории».

Мэтр поддерживает смену, как-то незаметно перейдя из категории «шумной молодёжи» в разряд «мудрых всепонимающих отцов». Почти 15 лет назад назначение Крикливого на пост главного режиссёра молодёжного театра зачлось как прекрасный пример «конформистской» смены поколений. Молодые идеологи в других театрах Новосибирска надолго не задерживались, а после шумных отставок из репертуаров быстро исчезали и их авангардные постановки. Алексей никогда не воевал с «классическим» театром, гнул свою линию мягко. Вот что он говорил мне в далёком 2008 году:
«Так уж складывается, что у меня нет материала, «на костях» которого можно было бы петь или танцевать. Я никак не могу прийти к классике. Мне даже страшно становится: сколько времени я к ней иду — и всё не могу дойти.
Мой личный репертуар упрямо крутится вокруг сегодняшних, ну в крайнем случае вчерашних пьес и книжек. Так что никакого заведомого конформизма — всё получается интуитивно. Следующий вопрос: что такое классический театр? Не уверен, что мы все, произнося подобные слова, хорошо понимаем, о чём говорим. Для меня важно, чтобы, придя в театр, человек испытал эмоцию. Остальное — художественная и личностная ответственность постановщика. Для меня важно, чтобы появлялось как можно больше талантливых людей, и они были бы востребованы. А в итоге возникало то, что мы называем хорошим спектаклем».
Ирина Лизунова
директор ГПНТБ СО РАН
Ирина Лизунова. Фото предоставлено автором
В ГПНТБ СО РАН прошла международная научно-практическая конференция Libway-2022. Более полутысячи учёных и библиотекарей из стран БРИКС целую неделю делились практиками и исследованиями в сфере научных коммуникаций и организации науки, книжной культуры и библиотечно-информационной деятельности.
Говорили о глобальном. О переходе к цифровой культуре и о развитии систем поддержки научных исследований, спорили о балансе научного цифрового документопотока и сохранении научного наследия «в бумаге».
В конференции участвовало более 500 библиографов, библиографоведов, книговедов, историков и культурологов. Заслушали, обсудили и приняли к сведению 170 докладов.
География тоже не подкачала: сошлись представители 22 городов России, а также Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Китая, Индии, Турции и даже Республики Камерун.

Библиотека становится третьим домом. А для директора ГПНТБ СО РАН Ирины Лизуновой — и первым, и вторым. Ровно год назад, в марте 2021-го, состоялись выборы первого лица крупнейшей библиотеки Зауралья. «Библиотека — судьба?» — спросил я Ирину Владимировну.

«Да, библиотека — это моя судьба. Видимо, всё когда-то было предрешено. После окончания пединститута я работала школьным учителем, преподавала историю и обществознание, но однажды решила, что нужно двигаться дальше, по научной стезе. Поступила в аспирантуру ГПНТБ СО РАН, по окончании которой стала работать в любимой библиотеке, параллельно преподавала в вузах. Защитила кандидатскую диссертацию, затем докторскую. Спустя 20 лет коллектив библиотеки доверил мне руководство организацией.
Выборы нового директора прошли ровно год назад, в марте 2021-го. Но официально заступила я только в ноябре, после утверждения учредителя библиотеки — Министерства науки и высшего образования РФ. Получается, у меня за плечами только первые сто дней.
За эти три месяца мы провели научную и библиотечную сессии, завершили пятилетние научно-исследовательские проекты. 2022-й начали с масштабных мероприятий — организации Международных круглых столов «Культурно-просветительские проекты как ресурс межкультурной коммуникации в Центральной Азии» и «Сохранение русского культурного наследия в Республике Узбекистан». Открыли масштабные книжные выставки, среди которых — «Дипломатическая служба: традиции и современность», «У науки женское лицо», «Портреты для школы». Провели международную конференцию Libway-2022 и традиционный День российской науки, запустили несколько знаковых международных проектов, собрали молодёжь на «Зимний фотодень» и на «Неоклассику в библиотеке».

Теперь готовимся к Библионочи, на которой нашим партнёром станет НОВАТ. Готовимся к апрельскому фестивалю самиздата, к традиционному форуму «Книжная Сибирь».

Мы привыкли быть главной научной, выставочной, переговорной и фестивальной площадкой библиотечного сообщества Сибири. И останемся таковой для наших читателей, коллег и друзей!»
Андрей Жданов
поэт, менеджер по проектам Городского центра истории новосибирской книги им. Н. П. Литвинова
Андрей Жданов. Фото предоставлено автором
В Городском центре истории новосибирской книги 1 апреля Елена Воротникова расскажет о маслянинском периоде творчества писателя Владимира Сапожникова. А 14 апреля Екатерина Гилёва прочитает лекцию о Высоцком. За всё это спасибо новому сотруднику центра Жданову.
Главный арт-проект Андрея Жданова — его биография. Некогда фронтмен панк-группы «Коленвал» раздавал визитки креативного директора. Бывало, жарил шашлыки и заведовал лавочкой по продаже книг для высоколобых. Случалось, усмирял внутренних демонов и служил главным редактором деловой газеты.
«Мне никогда не хочется вспоминать о работе в милиции. Пять месяцев и 26 дней был старшим сержантом милиции. Думал, когда посадят в тюрьму, несладко мне придётся.
Менее неприятно вспоминать, что был художником-декоратором в «Глобусе» в 90-е. Хорошее было время, весёлое. Сейчас часто думаю, что в моей жизни всё уже было. Много чего было. Было, было, было. Куда ни плюнь, всё было. И это было, и это, и то. И ничего интересного.

Долго не хотел, чтобы меня называли поэтом. Стыдно как-то было. Потом стал писать так, что стало нравиться самому, и постепенно привык к этому слову. Теперь считаю, что это первое, что должно стоять после фамилии, — поэт.

Никогда ничего не планировал долгосрочно. Были какие-то мечтания, но новая реальность их погасила. Были и планы. Например, собирался издать в этом году новую книжку — давно написанный бестиарий «Зверинец императора всех царств и королевств». Вновь участвовать в Григорьевской премии и, возможно, в премии «Поэзия».
Стихи помогают не сойти с ума. Стихи приносят радость. Стихи нужны человеку, чтобы чувствовать себя живым. Чтобы оставаться человеком.
В прошлом году моё стихотворение «Четырнадцать татуировок капитана третьего ранга» вошло в премиальный лист премии «Поэзия», вошло в сотню самых значительных стихов, написанных за 2020 год. Это единственное моё достижение, которым я горжусь».
Евгения Шадрина-Шестакова
художник
Евгения Шадрина-Шестакова. Фото предоставлено автором
В Доме учёных СО РАН открылась выставка Евгении Шадриной-Шестаковой «Местное время». Всего у неё более 20 «персоналок». Коллективных значительно больше. Скажем, буквально на днях открылся музейный проект омского куратора Сергея Баранова с участием Евгении «Роскошные четвероногие».
В паспорте она Шадрина. С союзным билетом вышло сложнее. Так как работы Евгения делала и до замужества, то и подписывала их Шестакова, своей девичьей фамилией. Потом, чтобы избежать путаницы, вторую фамилию дописывала в скобках. Двойную фамилию создал Союз художников в Москве — с таким описанием она попала в каталоги, и это стало правилом. Шестакова — фамилия по отцу. И она для Евгении много значит. Папа со своим мощным «внутренним художником» когда-то не поступил на архитектуру в Сибстрин. Он из тех отцов, кто не сделал то, что мог бы. Не успел. Жене было 12, когда он умер. Так что вторую фамилию она оставляет на холстах ещё и в его честь.
Евгения — масштабный художник, который пишет (в смысле «красит» живописные холсты) как говорит. «Запечатывает» мимолётные состояния, чувства, мысли здесь и сейчас буквально каждый день.
Отсюда и количество выставок. Даже в Доме учёных эта — третья. Впервые Евгения появилась здесь в составе выставки молодых художников Новосибирска «Ювенильное море», в 2008 году, в рамках Х региональной выставки «Сибирь».

«Местное время. Это название придумала я в середине февраля.
Я хотела просто обратить внимание зрителя на важность своей собственной точки в пространстве и времени. Как самой ценной, настоящей.
Общее время сейчас изменилось, об этом мне активно сообщает радио в грузовой машине в данную секунду. Я везу холсты на выставку. На выставку «Местное время». И думаю, что точнее названия и не могла придумать».
поделитесь статьей