«Портреты в движении» с Антоном Веселовым. Март. Неделя 3

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Антон Веселов
Юлия Чурилова
директор V Всероссийского фестиваля камерных спектаклей «Один. Два. Три»
Юлия Чурилова. Фото предоставлено автором
В Новосибирске с 20 по 27 марта пройдёт юбилейный V Всероссийский фестиваль камерных спектаклей «Один. Два. Три». Директор фестиваля Юлия Чурилова множит модные в этом сезоне двойки — оргкомитет фестиваля получил 222 заявки из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Омска, Новосибирска и других городов страны.
В конкурсной программе тоже не обошлось без двоек — в неё вошли 12 спектаклей. Будет всё. И классические по форме спектакли, и совсем уж экспериментальные — например, совсем без актёров или для одного зрителя. Постановки по произведениям Бунина, Андрея Платонова, по текстам Черчилля и Хайдеггера и спектакли без литературной основы.
Для детей и взрослых, спектакли, которые можно просто смотреть и в которых можно принять участие самому.
В основном действо развернётся на площадке «Первого театра». Некоторые события примут театры «Красный факел», «Глобус», Лаборатория современного искусства, Новосибирский драматический театр и «13 трамвай».

Юлия — девушка обаятельная, пластичная, тонкая. Как, столько лет занимаясь организацией театральных экспериментов, найти в себе силы воздержаться от участия в них в качестве актрисы и режиссёра?

«Чтобы выйти на сцену, нужен, прежде всего, талант.
Вы, наверное, замечали, что вот сидит актёр в темноте к нам спиной, и всё наше внимание собирает эта спина? Как он или она это делают?
Я таким талантом не обладаю, к сожалению. Я люблю придумывать, и это получается реализовать в работе куратора. Пригласить художников, соединить в команду, сформулировать тему, создать условия и свободу для творчества и стать партнёром в диалоге. По сути, фестивали — это тоже такая «режиссёрская» деятельность — собирать программу как мозаику, понимая, что откликнется сегодня в локальном контексте. Хотя фестиваль «Один. Два. Три» собирается по другому принципу — это отбор команды экспертов, а не взгляд одного куратора».
Но я не отстаю. Спрашиваю, дескать, не слишком ли глубоко перемешались камерные спектакли с современным искусством. В этом смысле главный актёр и режиссёр последнего полувека — Марина Абрамович!
Театр подошёл к зрителю вплотную, избежать участия в полотне спектакля все сложнее. А ведь, кажется, иммерсивность может наскучить (утомить), отлучить от театра, стать преградой для постижения искусства!

«На самом деле традиционный театр и раньше, и теперь занимает абсолютное большинство театральных пространств. И он, надо признать, для зрителя, которому интересно наблюдать из зрительного зала за игрой актёра, увлекаться сюжетной историей и оценивать красоту сценографии, предоставляет миллион возможностей. Похожее соотношение отражает и программа фестиваля: из 12 названий — неклассический театр по форме (под классическим я имею ввиду наличие таких составляющих, как литературная основа, разделение на сцену и зал, актёры и сценография) представляют только два — это «Моя комната» — спектакль для одного зрителя, который внедряется в комнату-инсталляцию, и «Дуб Майкла Крейг Мартина», где на сцену приглашается зритель-доброволец. Выходит, даже в «Дубе…» граница между сценой и зрительным залом стирается не совсем, ведь все остальные зрители остаются зрителями.
Безусловно, не всем комфортно вне привычной конвенции «сцена-зал», и важно максимально понятно анонсировать правила игры для зрителя.
Например, в репертуаре «Первого театра» есть спектакль «Теория счастья и свободы: практика неудачников», где зрителю предлагаются некоторые действия-соучастие в зрительном кресле, а во второй части спектакля — выход на сцену и взаимодействие с актёрами и с элементами сценографии. На этот спектакль некоторые приходят по многу раз, а кого-то, причём даже из моих друзей из арт-среды, такой призыв к активности смущает. Все мы очень разные, важно предлагать выбор».
Павел Ютяев
автор «Тоски России», редактор
Павел Ютяев. Фото предоставлено автором
Запустил ироничный и местами грубоватый проект «Тоска России» с короткими фразами о Сибири, России и жизни, которые печатает дома на простом текстиле.
«Тоска России» — это во многом проект-аутотренинг, который родился из отчаяния немолодого прокрастинатора. Приходит момент, когда ты уже не можешь говорить себе: «Ты молодец, потому что у тебя есть какие-то идеи, о которых знаешь ты сам». Ты должен выйти и поделиться с другими этими своими мыслями, увидеть и принять их реакцию, а не прятаться в своей уютной раковине. Это страшно, потому что твои мысли могут оказаться даже не ерундой, а просто ничем. И вот такой способ высказаться — через надписи-картинки на футболках — даёт возможность чуть отстраниться и подстраховаться на случай, если мысль оказалась пустоватой.
«Тоска России» — это, конечно, наглость. Назвать арт-проектом какую-то деятельность, когда я даже не умею толком рисовать, — это дерзость. Но интересно же посмотреть, как мир реагирует на вызов.
Весь проект, безусловно, про сибирскость. Просто потому что он личный, а я никакой другой такой земли не знаю — тут родился и вырос. Уже есть довольно много проектов, которые монетизируют Сибирь с разной степенью успешности. Одни больше про красивый и точный дизайн, другие — про богатство выбора и моду. Но мне хотелось добавить немного афористичности, того, что сегодня скорее назвали бы мемностью.

В нём, конечно, есть провокация, попытка проверить, где же край. Хотя сегодня это уже неинтересная игра — красная линия превратилась в точку и расплылась мутным пятном.
Нельзя ничего, но, пока не бьют, всё можно: делай и не делай одновременно, стой там — иди сюда.
Все смыслы рождаются в голове зрителя — их туда далеко не всегда автор складывает. Если из палочек, кружков и треугольников у кого-то в голове складывается матерное слово — вопросы к тому, в чьей голове это происходит. Иначе мы придём к ситуации, когда «кто первый обиделся — тот и прав». Хотя почему мы говорим об этом в прошедшем времени.
Мат внезапно стал органической частью проекта «Тоска России» не сразу, так получилось случайно. Просто в какой-то момент оказалось, что самые точные и краткие высказывания о происходящем уже не укладываются в нормы литературного языка.
Мат никогда не был самоцелью, кстати, поэтому же он всегда так или иначе завуалирован — недовысказан, прикрыт до границы степени узнаваемости, разбросан и не читается единым словом.

Писать кратко сложно. Я — журналист и редактор, мне хочется подробностей, кажется, что именно они дают точность. Но это двойной вызов — быть точным, но кратким, недрогнувшей рукой отсечь лишнее.

Опять же, я ленив, а вырисовывая каждую линию вручную, хочется быть кратким. Вручную, потому что проект по-прежнему работает в режиме кустарного домашнего нанесения при помощи метода самой простенькой шелкографии — без фотовыводов, засветных столов и прочей техники. Только руки, краска, сетка, шпатель, кисти и снова руки и краска.

Есть для гуманитария отдельное удовольствие в том, чтобы делать что-то руками и иметь возможность потрогать результат своего труда.

Про будущее: сделать из этого бизнес, который мог бы кормить сам по себе, — очень хотелось бы. Но не vsemayki (при всём уважении к этому успешному проекту). Мне важно, чтобы это был мой проект, близких и созвучных мне идей».
Александр Орлов
руководитель парапланерного клуба «Командор»
Александр Орлов. Фото предоставлено автором
«Железный человек» Александр Орлов, который всю жизнь учит подниматься в горы, спускаться в пещеры, ходить на яхте, преодолевать пороги на байдарках, с 2010-х берёт с собой в небо. Взмыть на параплане можно и весной — в Шерегеше, и летом — на аэродроме Бердск-Южный.
Парусным спортом Александр начал заниматься в четвёртом классе. Мама привела его в кружок юных моряков на Областной станции юных техников. Зиму юнкера прозанимались вязанием морских узлов, а летом отправились в яхт-клуб «Водник» на Обском море — сели на яхты. С тех пор Саша Орлов сроднился с парусом. Но тогда этот парус был связан только с водой. Три года яхтенных гонок — сначала на «Оптимисте», потом на «Кадете». Когда Орлов перешёл в седьмой класс, его захватил виндсерфинг — он быстро начал хорошо «гоняться» и побеждать в областных соревнованиях, а потом и на чемпионатах Сибири. К середине 80-х он был уже пятикратным чемпионом Сибири!

Потом наступила перестройка, и с парусом Саша завязал на 20 лет. Конечно, экстремалом он быть не перестал.
Инструктор по дайвингу, лидер в сплавах по горным рекам, проводник в походах по пещерам. В конце 90-х увлёкся парашютным спортом — чтобы (не поверите!) преодолеть страх высоты…
Но в 2001-м впервые увидел параплан, и вскоре все остальные увлечения как отрезало. Так Александр Орлов перешёл в стихию воздуха.

«Как под командованием Орлова «оседлать ветер»?» — озадачиваю.

«Почти каждые выходные те, кто катается на горных лыжах и сноуборде, могут полетать со мной в Шерегеше. А с конца мая мы открываем летний лётный сезон у себя на аэродроме Бердск-Южный. В лётную погоду будем подниматься в небо каждые выходные.

Чем мне нравится параплан — своей вариабельностью. Есть с чем сравнить. Скажем, водил я в Египте группы по дайвингу. Так вот, когда ты по одному маршруту прошёл пять раз — можешь по нему вести с закрытыми глазами. Здесь такая-то пещера, тут такие-то рыбки плавают. Со временем это превращается в день сурка. Даже прыжки с парашютом довольно похожи один на другой. И на воде, когда я ходил на яхте и на виндсерфинге, по большому счету, маршруты мало чем отличаются. В этом плане каждый свободный полёт — уникальный.
Восходящие потоки всегда с новой силой и в новом месте. Их нельзя заранее предсказать — это всегда рулетка. Когда летишь вдаль — это всегда приключение. Да и вообще, высота пробирает всегда, зачитывается как вызов, преодоление!»
Ирина Коротаева
командный коуч, скрам-мастер, художник
Ирина Коротаева. Фото предоставлено автором
Ирина много лет в «помогающих профессиях» — hr, бизнес-тренер, командный коуч, скрам-мастер. Это выглядит как тарабарщина, но по сути это профессии, помогающие компании наладить внутренние процессы и коммуникации, обеспечивающие производство. Скрам — это про ответственность. Ирина помогает командам, которые разрабатывают продукт, договариваться, находить наилучшие решения, добиваться результата и расти в этом.
Возможно, вы спросите, зачем нам сейчас быть эффективными, если мы пребываем в состоянии поглощения тёмной материей, когда настоящее туманно, будущее темно. Ирина легко отзывается, что в сегодняшней ситуации ей почему-то чаще всего вспоминаются книги Виктора Франкла, которые она читала в университете. В ситуации, когда ты был «кем-то», а с тобой обращаются так, как будто ты «никто», выживали те, чьё чувство собственного достоинства имело духовную основу, кто брал на себя ответственность за то, что не было принудительно обязательным (например, каждый день чистил зубы, делал какое-то простое дело по своему выбору), кто сохранял чувство юмора (юмор помогает посмотреть на ситуацию со стороны и таким образом увидеть больше), ну и те, кто чувствовал любовь.

В психологии есть такое направление «Парадоксальная теория изменений». Коротко его можно описать так: «Изменение происходит тогда, когда человек становится тем, кто он есть, а не тем, кем хочет казаться».
Это про то, что любые изменения начинаются с признания и познания того, что есть сейчас. И кажется, что начать признавать то, что есть, можно с того, что находится в зоне влияния и ответственности каждого, — с себя. Это даёт опору.
То, что мир стремительно меняется, известно давно, гибкие подходы к управлению организациями (тот самый agile), кажется, только ленивый не попробовал. Сейчас, когда мир балансирует между высокой запутанностью и хаосом, как раз это очень спасает. Планирование на короткий отрезок времени (1–2 недели), цель на этот период, демонстрация результатов, анализ удач и неудач, поиск новых решений — и так короткими перебежками, постоянно сверяясь, где мы, подцеливаясь все точнее, есть возможность сократить потери при постоянно меняющихся вводных.

Чтобы ослабить командостроительную хватку, я решил переключиться на вопросы об искусстве. Так и сформулировал, как давно наболело: эскизы, наброски, печать, глубокая печать — даже судя по названиям, ты забираешься всё глубже. Ты видишь картинки? Чувствуешь необходимость от них освободиться? Передаёшь обществу какие-то смыслы, которые через тебя транслирует мировое добро?
«Картинки появились раньше азбуки, возможно, раньше языка. Ребёнок начинает рисовать до того, как освоил речь. Это высказывание до речи. Кажется, что мне всегда хотелось высказываться.
Бывает, конечно, какая-то тема навязчиво преследует. Например, так было с идеей про выученную беспомощность. Постоянно крутился сюжет, я очень хотела, чтобы мы сняли мультик про это в студии «ЖаЖа». Но грянул коронавирус, всё пришлось отложить на неопределённый срок, а идея пару лет одолевала. В итоге я нарисовала комикс, он был представлен на выставке «Я не знаю» в рамках фестиваля современного искусства «48 часов Новосибирск». Но это в первую очередь текст получился.

Картинки в моем случае случаются чаще «до текста». Техники печати дают возможность от этого доязыкового высказывания немного отстраниться. Часто довольно непредсказуемый результат получается именно из-за техник и их трудоёмкости. Это больше всего похоже для меня на апофатическое высказывание. Хочу картинку, но это не она, это тоже не она, это тоже не она — печатаешь 20 вариантов, и всё не то, что хотела, но красивое, и даже может получиться лучше, чем представляла. Но может и не получиться».
Василий Беляев
художник
Василий Беляев. Фото предоставлено автором
В последние дни работы коллективной выставки «С юбилеем, Николай Демьянович», посвящённой 100-летию Грицюка, в «Доме да Винчи» прошла творческая встреча с одним из её участников, художником Василием Беляевым.
Василий Беляев родился на Алтае, учился в Новосибирске, 12 лет жил и работал в Магадане. Как говорят искусствоведы, именно Север сделал его художником-профессионалом. Кажется, жизнь и творчество Василия Ивановича сложились на стыке двух понятий: география и династия.

Он из династии учителей и преподавателей — общий педагогический стаж Беляевых больше 200 лет! Отец всю жизнь проработал в школе — преподавал рисование, черчение и трудовое воспитание. Хорошо рисовал и дед. Неудивительно, что в большой семье — у Василия Ивановича четыре брата и две сестры — такая концентрация педагогов и художников.
С братом, живописцем и акварелистом, Алексеем Ивановичем и сыном, дизайнером и художником, Станиславом Васильевичем Василий Иванович даже сложил общую выставку «Три Беляева».
Вторая жизненная «координата» — география. Русский Север (Чукотка — Магадан), Русь Владимирская (да и всё Золотое кольцо), Алтай, Новосибирск, Колывань. В посёлок Колывань Василий Беляев отправился по направлению после окончания художественно-графического факультета пединститута. И не на пустое место — можно сказать, в родные места друга, живописца и акварелиста Юрия Ильича Третьякова (тот родился в деревне Пономарёвка Колыванского района). Члены Союза художников Беляев, Третьяков и Иванкин (Вадим Викторович — председатель регионального отделения Союза) — с одного курса. Беляев и Иванкин все институтские годы прожили в одной комнате в общежитии. Такое вот уплотнение реальности.

«На палитре художника богатая география, конечно, сказывается. Юг Магаданской области — одно, север (а тогда Чукотский автономный округ входил в Магаданскую область) — другое. Тысяча километров до Анадыря. Ещё 500 — до Бухты Провидения.
Большие пространства, много воздуха, пейзаж становится условным, а сердце переполняет ощущение, какая у нас великая и необъятная страна. Даже в цветах сказывается мощь!
Север и Чукотка поражают своей изумрудно-стальной силой воды, тёмными величественными скалами и сопками.

Рисовал я и на пленэрах, и в мастерской. «Дома» складывается более обобщённая символьная система — пейзаж становится условно-плоскостным, живописно-декоративным. Такой подход закладывался в учреждениях, где я работал, — то оформительство, то преподавание в Институте искусств (так получилось, что я стал заведующим кафедрой декоративно-прикладного искусства)».
поделитесь статьей