«Портреты в движении» с Антоном Веселовым. Март. Неделя 2-я

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Антон Веселов
Екатерина Кузнецова
пресс-секретарь Первенства РФ по парусному спорту — 2022 в классе «сноукайтинг»
Екатерина Кузнецова. Фото предоставлено автором
В Новосибирске завершилось Первенство России по сноукайтингу в классах «курс-рейс лыжи» и «курс-рейс доска». Звучит весьма экзотично. Так и соревнования стали первыми в истории этого вида спорта в стране.
Организаторы выполнили программу-максимум — 15 гонок в том самом ветровом коридоре, который хорош для кайтеров, 49 юных спортсменов из 9 регионов страны.
Лидерами соревнований стали ребята из Новосибирска, Санкт-Петербурга, Москвы, Перми и Екатеринбурга. Первые строчки в основном за питерцами и новосибирцами, хотя есть и победители-москвичи. Исключение — категория U13, в которой весь пьедестал заняли спортсмены из Перми, и доска среди мальчиков — в ней властвует Екатеринбург.

«Море и паруса открыла для себя уже в очень сознательном возрасте. Влюбилась. Так же, как все, ахнула: всю жизнь жила рядом и не знала, что Обское — тоже море, а в нем яхты, мили, регаты…
Захотелось войти в этот ни на что не похожий мир, выучить все премудрости: «Рубим спинч, отдай спинакер-фал!»
И сейчас для меня это не набор красивых слов: пусть не всё, но азы яхтинга освоила. Могу не гулять в море, а ходить.
Помогаю морякам и спортсменам и как журналист, как пиарщик. Людям нужно знать больше про этот красивейший вид спорта, что он есть, что он рядом. Что яхтинг — это про спорт, преодоление, силу, азарт и выносливость, а не про прогулочные суда миллиардеров.

И вообще, когда выходишь в море на паруснике — чувствуешь ветер, волны и тишину: полное единение с природой, никаких гремучих и вонючих моторов.
И в голове всё встает на место, лишние мысли выветриваются, душа успокаивается, и ты снова знаешь, что в жизни главное.
И да, у моей дочери 3-й юношеский разряд по парусному спорту. Она тоже влюбилась в паруса. Потому что по-другому — невозможно».
Анатолий Григорьев
актёр театра «Старый дом»
Анатолий Григорьев. Фото предоставлено автором
На днях состоялся последний показ легендарного «Пер Гюнта» в театре «Старый дом». С этого спектакля (ну или с «Калеки с острова Инишмаан» на шесть лет раньше) началась эпоха большого экспериментального театра.
Я и раньше любил облдраму, но считал его скорее камерной площадкой для проникновенных диалогов. Кажется, сто раз ходил послушать, как взаимодействуют Анатолий Узденский с Халидой Ивановой.
А тут вдруг — взрыв, безумие и ярость, страсть и отчаяние, взлёт и низвержение, качели до солнышка, в носу щиплет от слёз, жар и мощь вбивают в кресло.
«Пер Гюнт» в «Старом доме» буквально поставил вопрос ребром. Почему итальянская постановочная группа способна творить чудеса в русском театре? Чем режиссёр Антонио Лателла, не владеющий русским, так пробирает, подпаивает, заколдовывает актёров, что они становятся способными сыграть от пианиссимо до самых смелых форте, оказываются готовыми к сбивкам ритма, не превращая при этом полифонию в шум?

Сами итальянцы после премьеры магию объясняли просто: спасибо труппе, директору театра Антониде Гореявчевой, великому Генрику Ибсену и залу. Но мне всё же кажется, что этого мало для столь детальной проработки каждой мизансцены и для такого уровня дисциплины.

От буффонады до «Гамлета» (его время придёт чуть позже), от горячих танцев (господи, до чего хороши — во всех смыслах — актрисы!) до интимных монологов.

В этом спектакле мы ещё раз — и уже навсегда — открыли и полюбили Анатолия Григорьева. Мощно проявил себя Сергей Дроздов, вскоре создавший собственный театра «Понедельник выходной». Сил и обаяния Ларисы Чернобаевой хватит на целую труппу. Но она не выпячивается, не солирует — команда монолитна.
Тут как в рок-музыке — ни одной гитары нельзя изъять из общего результата. Вернее, можно, но это получилась бы уже другая музыка, другой спектакль.
В 2022 году я устроил публичную встречу с Григорьевым в рамках проекта «Люди как книги». И я, ведущий, восклицал: «Каково это — стать героем, лидером театрального мнения даже для солидных возрастных скептически настроенных мужчин?» На что Анатолий мне ответил:

«Когда на тебя смотрят с надеждой, ты уже не имеешь морального права быть меньше, чем от тебя ждут. Я понимаю, какая на мне лежит ответственность.
Вообще, живой артист, который выходит на сцену, это же бомба какая-то. Он непредсказуем — вот чего от него ждать?! Вдруг у него настроение плохое! А ведь у него в заложниках люди. 200 человек в зале сидят.
И вот он вышел на сцену и… готов с ними что-то делать… Важно точно знать, чего ты хочешь от публики и что ты намерен с нею сделать».
Сергей Шкуркин
врио директора ВНИИ агрохимии имени Д. Н. Прянишникова
Сергей Шкуркин. Фото предоставлено автором
В Новосибирске объявили о запуске масштабного научного исследования производственного потенциала отрасли растениеводства на пашнях площадью более 30 миллионов гектаров, расположенных на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока. Головной научной организацией по комплексной программе исследований стал Всероссийский научно-исследовательский институт агрохимии имени Д. Н. Прянишникова.
Звучит тяжело, а в исполнении, кажется, и совсем невозможно — это же крупнейшее со времен СССР отраслевое научное исследование!
Без заказчика из бизнеса не обойтись — в первый день марта ФГБНУ «ВНИИ агрохимии» подписало соглашение о совместной реализации проекта с производственно-экспортной компанией «ЭПТ», входящей в группу компаний «Новый Сухопутный Зерновой Коридор».

Инициаторы намерены нащупать возможности регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока по производству зерновых, зернобобовых и масличных яровых культур. Даже больше — к оценке добавят и ожидания, которые по силам претворить в жизнь благодаря передовой генетике растений, удобрениям адресного применения и другим способам повышения продуктивности почв и культур.

Учёные соберут и обработают макро-, микро- и натурные, в том числе полевые данные с территории более 30 миллионов гектаров. Дальше их ждут районирование, картирование, моделирование оптимальных культур, удобрений, агрохимии и необходимых технологий.
Надеюсь, они подтвердят ощущение, что мы живём в благоприятном для масштабного земледелия регионе.
На руку и политическая конъюнктура — постановления и инициативы Правительства РФ. Все они звучат муторно, но на русский язык почти не переводятся. Речь идёт о вовлечении в оборот земель сельхозназначения и развитии мелиоративного комплекса на период с 2022 по 2031 год, создании отраслевого сельскохозяйственного кластера и определении направления развития с учётом экономических зональных специализаций регионов СФО, прогнозируемых изменений климата, а также планируемых объёмов экспорта производимой сельскохозяйственной продукции.

«Любимая растениеводческая культура? Картошка! Будучи студентами Белгородской сельскохозяйственной академии (я учился на экономическом факультете), мы часто ездили на эту картошку.
И настолько глубоко она интегрировалась в мою жизнь, что стала не просто частью расписания, а буквально судьбой. Благодаря этим поездкам я познакомился со своей будущей женой. Мы вместе уже 30 лет.
У нас и фирменное блюдо есть. Я его для любимой регулярно готовлю — тонкие ломтики картошки, пожаренные на масле. Такое классическое советское блюдо. Картошка — то, что нас всех на этой территории объединяет. Почти как язык».
Алексей Шамов
руководитель фонда «Познание истории и развития Арктики, Крайнего Севера, Сибири»
Алексей Шамов. Фото предоставлено автором
При поддержке ряда крупных российских компаний в Сибирском регионе идёт создание проектного офиса «Транси б-СевМорПуть» и фонда «Познание истории и развития Арктики, Крайнего Севера, Сибири».
Проектный офис «Трансиб-СевМорПуть» готов к реализации программ по развитию Сибири. К проекту подключаются системообразующие предприятия угольной, углехимической, горнодобывающей промышленности, металлургии, энергетики, машиностроения, речной, морской, железнодорожной и смежных с ними отраслей, предприятия нефтегазодобывающего комплекса.

В ближайших планах фонда — проведение мероприятий, посвящённых труду и подвигу сибиряков, организация Дней Сибири в Москве 7–8 ноября, создание музея Арктики имени Сенаторова.

Между прочим, Юрий Егорович Сенаторов, почётный полярник, один из организаторов Ассоциации полярников, родился в Новосибирске, закончил Новосибирский институт инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии!

«Что меня связывает с Арктикой и Севером? Будучи студентом Новосибирского института инженеров водного транспорта, работал на Колыме. Доставляли уголь и топливо на территории Заполярья.

Я принимал участие в создании первого праздника на берегу Оби «День Арктики», посвящённого 75-летию победы над фашизмом в Арктике, организованном Союзом Силовых Структур Родины и мэрией Новосибирска в 2019 году.
Моим фондом совместно с Творческим союзом художников России в 2021 году проведена первая всесибирская выставка художников Сибири «Мир Арктики», приуроченная ко Дню полярника.
Открытие состоялось на территории Новосибирского отделения ТСХ, далее в течение полугода выставку можно было увидеть в ГПНТБ СО РАН. В этом году планирую принять участие в гуманитарно-просветительских программах на ледоколах России».
Егор Плитченко
член Союза писателей России,
руководитель фонда поддержки литературного творчества «Сибирский писатель»
Егор Плитченко. Фото предоставлено автором
В Новосибирске завершился Цикл культурно-просветительских лекций «Улицы прошлого» некоммерческой организации «Сибирский писатель», а мне — как одному из авторов — только-только попала в руки изданная Егором Плитченко книга. В ней — цикл о шести десятках улиц в Новосибирске и области, которые названы в честь важнейших исторических событий и деятелей России.
В рамках проекта, конечно, не только тексты создавались, основной упор организаторы делали на встречи с молодёжью — студентами и школьниками.
Если взглянуть на список участников проекта, становится понятно, что слушатели открыли город заново: свои истории рассказывали историк и краевед Константин Голодяев, арт-деятель Александра Зайцева, поэт Юрий Татаренко и даже мэр наукограда Кольцово Николай Красников.
Четыре основные темы: улицы, названные в честь событий и участников Великой Отечественной войны; улицы, носящие имена деятелей искусства — художников, писателей, композиторов; улицы, названия которых связаны с покорением космоса; улицы, получившие названия в честь героев мирного времени периода новейшей истории России — участников локальных войн, служащих МВД, МО, МЧС.

Я как замдиректора ГПНТБ СО РАН буквально вцепился в идею разобраться с историей улицы Восход.
По одной версии, она названа в честь космического корабля «Восход». По другой — в честь светила: гуляя по ней от моста до библиотеки, гарантированно застанешь волнительные восходы солнца.
Для меня это улица восхода двух кораблей — космического и библиотечного, ГПНТБ СО РАН. У кораблей много общего — у нового витка эволюции в космонавтике и нового этапа развития библиотечного дела в Сибири. Их строили в оттепельных 60-х. Библиотеку — на месте Закаменского базара, корабль «Восход» — взамен серии кораблей «Восток». В отличие от «Востока», на «Восходе» запроектировали больше свободного пространства — на борту помещались сразу три космонавта. Трудно оценить рынок, а вот вытеснившая его библиотека стала домом для 10 млн книг, в гости к которым и на массовые мероприятия приходят 100 тыс. человек в год.

На корабле «Восход» космонавты впервые в мире квартировали без скафандров. Именно с борта «Восхода» герои СССР совершили первый в истории выход в открытый космос.
ГПНТБ СО РАН — тоже особенная, наследница первой библиотеки новой власти, Государственной научной библиотеки, повергала посетителей в шок пневмопочтой и срабатывающим на нужном этаже книжным подъёмником.
Корабль «Восход» состоял из двух модулей: спускаемого и агрегатного. Первый — «дом» с системами жизнеобеспечения и парашютами для возвращения на землю. Второй — «завод» с системами ориентации, антеннами и тормозным двигательным агрегатом для схода с орбиты. У ГПНТБ СО РАН пять этажей над землей — для солнца, четыре подземных — для луны. На верхотуре — музей книги, выставочный центр и мой кабинет.

Здание, космический корабль «Восход» и улица, очевидно, ровесники, шестидесятники. Хотя если покопаться в истории, окажется, что ничего подобного. Космическая программа нашей страны началась в 1921 году с основания Газодинамической лаборатории. Датой основания библиотеки считается 1918 год. А улица еще старше. Правда, до 21 октября 1964 года она носила другое название — Сузунская. В те времена на ней размещался кинотеатр «Октябрь», занявший здание бывшей церкви, построенной ещё в 1907 году в честь Казанской иконы Богоматери. И вообще это был культурный центр Закаменского района.
Каменка давно в трубе, кинотеатр-церковь снесли, а доминантой Октябрьского района стала ГПНТБ СО РАН. Только связующее звено осталось прежним — улица Восход, в девичестве Сузунская. По ней по-прежнему путешествует солнце.
поделитесь статьей