Новый сезон Елены Рудзей

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Антон Веселов

Елене Рудзей идёт сцена. Её фирменный стиль — сдержанное совершенство: и в музыке, и в движениях, и в костюме. Монаршая пластика, вселенские эмоции, одухотворение абсолютной классикой. В своё 90-летие на неё, в трансляции, смотрел сам Родион Щедрин. Уверены, он остался доволен таким громким финалом международного фестиваля «Сибирские сезоны».
Елена Рудзей. Фотография Анны Полоновой с сайта polonova.ru
На фестивале «Сибирские сезоны — 2022» нас баловали. Бахоподобно заполнял сознание Арво Пярт, вдохновенно тасовал высокое и низкое «бывший наш» Александр Новиков, заставлял левитировать Родион Щедрин. Не обошлось без классики авангарда — сочинений Денисова, Ксенакиса, Мюрая, Булеза и авангарда классики — Вустина и Лавровой. О времени и о себе нам рассказала художественный руководитель проекта Елена Рудзей.
— Как строилась программа «Сибирских сезонов»?
— Одна из главных отличительных черт «Сибирских сезонов» — обязательная премьера в программе, музыка современных композиторов и масштабная классика для баланса. Мы выбираем музыку, которая способна потрясать, взывать к лучшим чувствам, поднимать человека над обыденностью.
Мне очень нравится выражение Сергея Шебалина: «Музыка должна запечатывать звериное в человеке».
Если вы пришли на концерт и возвысились, поставили перед собой какие-то новые задачи и вопросы — значит, всё правильно. А если вышли из зала с недоумением: «Что это было, зачем я всё это услышал?!» — значит, что-то пошло не так. Я за сильные, правдивые мысли и чувства, которые вызывают, условно говоря, система Станиславского, проза Толстого, Достоевского, музыка Чайковского. Временами приходится бывать на фестивалях, где сплошной «Кафка в кубе». Вы можете меня обозвать традиционалисткой, но на это жаль тратить драгоценное время.
— Классика и эксперимент — это вопрос регистров, как и поиски, и профессионализм. Как вы переключаете масштаб своей требовательности? Ведь нельзя от любителей ждать такого же уровня мастерства, как от студентов консерватории, а тем более — от детей!
— Можно! Я всегда говорю, что у Бога прекрасное чувство юмора. Признание Провидения — это вопрос гордыни и смирения. Ранее я как человек, возможно, излишне дерзкий демонстративно заявляла, что я «очень высокий и даже слишком высокопрофессиональный профессионал», поэтому никогда не буду работать с детьми. И мне тут же — раз сверху! Уйми гордыню! И я десять лет работала со Сводным детским хором НСО.

Потом я точно так же в высокомерной позе формулирую, что никогда не стану возиться с самодеятельностью! И пожалуйста — работаю с хором молодёжи и студентов Новосибирской области. Понимаете, жизнь умнее нас. Это закон прецессии.
Закон прецессии, или закон побочных эффектов. Если некое тело движется по направлению к другому телу (вследствие силы притяжения или силы влечения), то перпендикулярно линии влечения порождается равноценный или более ценный результат.
Когда ты просто делаешь своё дело, жизнь сама дарует тебе «побочные эффекты», на которые ты не рассчитывал. Мой большой друг, регент и хормейстер камерного хора Новосибирской филармонии Александр Росляков, который подсказывает мне многое по жизни, подсказывает важное в нужный момент, как-то напомнил, что мы заняты не работой, а служением. Как в церкви. Ты просто приходишь и что-то делаешь, не надеясь на эффект, на то, что кто-то похвалит. Когда начинаешь просто служить людям — оказывается, твои мечты сбываются быстрее и ярче.
Фотография Анны Полоновой с сайта polonova.ru
— Это ведь вы инициатор создания Новосибирского хора молодёжи и студентов?
— Да. Представьте, дети пели-пели на проектах, потом куда-то пропадать начали. А на их место пришли какие-то совсем другие дети! Оказалось, опытные, те, с которыми я уже сроднилась, закончили школу и перестали быть детьми.
Невероятно жалко с ними расставаться — столько сил и души вложено! Я пошла в министерство культуры, предложила: «Давайте создадим любительский хор для ребят продолжающих». И мне дали добро.
— Это к вопросу о готовности к тяжёлым проектам, на которые никто больше не замахивается!
— Я не думаю, что другим такие проекты не под силу. Вопрос конкуренции и возможностей. Кажется, в наше время проектов — бери и делай! Но не всегда достаточно воли и профессионализма. Я, например, всю жизнь мечтаю создать большой профессиональный хоровой коллектив. Он необходим Новосибирску, он нужен Сибирскому федеральному округу! Большой — это сотня хористов, настоящий русский хор. У нас огромный округ, а хорики — маленькие…

И это Новосибирску ещё повезло — в Омске вообще нет академического хора. Хоровой культуре более 1000 лет, в ней наш национальный духовный корень, так исторически сложилось. При большом хоре должен быть оркестр. И тогда это возымеет грандиозный эффект, сможет создать ту самую общность, соборность! Слово — очень мощный инструмент, а слово с музыкой, с эмоцией — буквально пробивает любые преграды, моментально проникает в сердце, минуя голову.
Елена Рудзей на на Малой сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Фотография Анны Полоновой с сайта polonova.ru
— Вы не зря упомянули тысячелетнюю историю. На закрытии фестиваля вы исполнили выдающееся сочинение Родиона Щедрина, созданное в 1988 году, в канун празднования 1000-летия Крещения Руси. Расскажите об этом опусе.
— «Запечатлённый ангел» Родиона Щедрина — произведение по мотивам одноимённой повести Николая Лескова, написанной в 1872 году. Сын писателя Алексей в биографии Никола Семёновича утверждает, что отец основательно интересовался русской иконописью: «Когда, в довольно долголетнем отвержении от литературы... меня от скуки и бездействия заняла и даже увлекла церковная история и самая церковность, я, между прочим, предался изучению церковной археологии вообще и особенно иконографии, которая мне нравилась».

Он истово изучал старообрядческий строй, их быт, уклад, мировоззрение и в результате увидел в раскольниках хранителей древнего русского народного искусства и иконописи, в частности. Но произведение Щедрина написано по мотивам повести — никакой сюжетной линии в нём не повторяется, скорее, это эмоциональный отпечаток слова Лескова. Этакая попытка выйти за пределы физической жизни.
Во всяком случае, мы к этой программе относимся как к некоему воспитательному акту для самих себя. Выходя на сцену, мы совершаем своего рода духовный подвиг.
— На репетициях вы предлагали хористам применить для создания полотна самые неожиданные элементы!
— Всё туда отдала, всё, что умею, видела и слышала в кино, в новостях, в книгах. Большой кусок жизни на этот проект ушел. Там и Богородица, и Господь, и Иуда с его предательством, и гибель души человеческой, и её покаяние, Возрождение.

Понимаете, сейчас в искусстве не время для чего-то мелкого и проходного. Не должно быть сейчас ерунды. Игры в произведение искусства «Туалет не работает» закончились.
Пора поговорить о главном, мы должны человека сейчас поддержать. В этом наша миссия.
Не только в исполнении нот, в музыке, но и в воспитании — как минимум артистов, хора консерватории и хора молодёжи и студентов. А как максимум — всей публики.
Фотография Анны Полоновой с сайта polonova.ru
— «Сибирские сезоны» — ваш проект с дирижёром Сергеем Шебалиным. С чего всё началось?
— Я считаю себя «пристяжной». Много лет назад Сергей Шебалин пришёл ко мне и заявил, что хочет сделать международный фестиваль современной музыки. Это было очень рискованно, но он начал работать. Постепенно этот молодой порыв, замысел, вырос в колоссальный профессиональный международный фестиваль мирового уровня «Сибирские сезоны».
Главный организатор фестиваля «Сибирские сезоны» — Новосибирская государственная консерватория, основной партнёр фестиваля — НОВАТ.

Фестиваль проходил при поддержке Правительства Новосибирской области, при грантовой поддержке министерства культуры Новосибирской области, осуществляется в рамках федеральной программы Министерства культуры России «Всероссийские филармонические сезоны».

Программа закрытия МФСМ «Сибирские сезоны — 2022», где была исполнена русская литургия Родиона Щедрина «Запечатлённый ангел», состоялась в рамках масштабного всероссийского музыкального фестиваля с одноимённым названием «Запечатлённый ангел», объединяющего артистов и поклонников таланта классика отечественной культуры.
поделитесь статьей