«Портреты в движении» с Антоном Веселовым. Сентябрь. Неделя 4

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Антон Веселов
Сергей Масликов
президент Новосибирского астрономического общества
Сергей Масликов. Фотография предоставлена автором
23–25 сентября под Новосибирском пройдёт очередной, уже 17-й по счёту астрономический форум «СибАстро».
Форум традиционно проводят в середине сентября — ночи уже тёмные, но всё ещё тепло. В это время при достаточном удалении от города с его «световым шумом» можно увидеть через любительские телескопы и планеты Юпитер, Сатурн, Марс, и объекты «глубокого неба»: шаровые и рассеянные звёздные скопления, двойные звёзды, планетарные туманности и галактики. Многие новички влились в это движение в 2008 году — после наблюдения полного солнечного затмения.

Помимо собственно наблюдений, у форума есть и «деловая программа». Например, в пандемию собравшиеся обсуждали возможность резервного копирования человечества в космосе и опасности, подстерегающие нашу цивилизацию на Земле.
В этом году поговорят о первом частном спутнике, о будущем МКС и наконец ответят на вопрос, есть ли жизнь на Марсе.
«Даже не верится, что наш астрономический форум будет проходить уже в 17-й раз. С далёкого 2006 года он проводится в окрестностях Новосибирска каждый сентябрь, не было перерыва даже в сложные ковидные годы. Всякий раз я волнуюсь, ожидая его приближение. Занимаясь организацией форума вместе с единомышленниками, хочется сделать его ещё интереснее и насыщеннее.

Я предвкушаю общение с друзьями по увлечению из других городов. Для всех нас «СибАстро» — это прекрасный повод для встречи. Предвкушаю интересные выступления авторитетных людей — астрономов-профессионалов и космонавтов. А что может быть романтичнее совместных ночных наблюдений, когда на площадке выставлены лучшие телескопы города? И у каждого телескопа работает увлечённый своим делом человек».
Евгений Иванов
председатель регионального отделения Союза фотохудожников России
Евгений Иванов. Фотография предоставлена автором
В сентябре в Новосибирске пройдёт групповая выставка сибирских фотомастеров «Фотографическое достояние Сибири», организованная Новосибирским региональным отделением Союза фотохудожников России.
Сибирь — родина выдающихся фотографов. О масштабе клубной работы и уровне творческой фотографии с 1970-х говорят и международные награды, и выставки, и фотоальбомы. Здесь жили, живут и будут жить авторы пронзительных фотоисторий, в которых судьбы цепляются за изображение и за текст.

Чего не хватает всей этой многослойной работе — целостности и музейной аналитики. Безусловно, сибирской фотографии нужен свой музей, в котором работали бы искусствоведы и историки, способные описать, соотнести, ранжировать фотографические явления. Попытки создать такой музей предпринимали многие фотографы и предприниматели. Пока создать коллекцию и обеспечить к ней доступ — задача нерешаемая.

Однако большие персональные и групповые выставки, демонстрирующие искусство фотомастеров под девизом «Фотографическое достояние Сибири» (а таких в новом веке прошло уже больше 30), — первые шаги в правильном направлении. На этих выставках были показаны работы фотографов старшего поколения от Тюмени до Красноярска. На предпоследний квартал 2022 года запланирована ещё одна.
«Герои выставки уже известны. Мы покажем избранные работы сибирских мастеров федерального уровня старшего поколения.
Получается, каждую территорию будут представлять один-два, реже три-четыре фотохудожника. Скажем, Барнаул — это работы Александра Волобуева, Иркутск — Александра Аносова, Томск — Михаила Дронова, Тюмень — Сергея Киселёва.

Три региона в этот раз будут представлены бо́льшим количеством авторов. Красноярск — двумя хорошо известными новосибирцам фотографами Александром Кузнецовым и Александром Кустовым. Новосибирск — тремя мэтрами. В их числе — основатель новосибирского отделения Союза легендарный Андрей Иванович Лашков и работы его друга, уже ушедшего из жизни учёного и фотографа Льва Львовича Макаршина, а также популярный фотохудожник, основатель фотодинастии Александр Копалов.

Наконец, Новокузнецк представит сразу четырёх авторов, это связано с интересом к кузбасской школе и лично к Николаю Бахареву, Владимиру Воробьёву, Владимиру Соколаеву и Александру Трофимову.

Это первая выставка такого плана. Мы понимаем, что это далеко не полный список авторов, достойных представлять творческую фотографию Сибири. Работа по созданию «Музея сибирской творческой фотографии» только начинается.
Представленные на выставке мастера и есть «фотографическое достояние Сибири», на работах которых можно многому научиться. Они творят в различных стилях и жанрах, и все эти работы входят в «золотой фонд» сибирской и российской фотографии».
Михаил Марченко
профессор РАН, доктор физико-математических наук, директор Института вычислительной математики и математической геофизики Сибирского отделения РАН
Михаил Марченко. Фото предоставлено автором
Директор Института вычислительной математики и математической геофизики Сибирского отделения РАН Михаил Марченко стал героем проекта «КПД Идеи» — серии интервью с лидерами сибирской науки.
Программа «КПД Идеи» — своего рода «Жизнь замечательных людей» третьей по значимости российской библиотеки, ГПНТБ СО РАН. В ней крупнейшие учёные Российской академии наук рассуждают о ближайшем будущем нашей страны и мира, объясняют суть передовых технологий и фундаментальных открытий.

Первым героем проекта стал Сергей Алексеенко, академик РАН, научный руководитель Института теплофизики им. Кутателадзе СО РАН, (читайте «Вулканические войны. Член-корреспондент РАН — о рисках для землян» на «Искрах»). Теплофизик заявил, что петротермальной энергии достаточно, чтобы навсегда обеспечить человечество энергией.

Герой второго выпуска — член-корреспондент РАН, доктор геолого-минералогических наук, вулканолог, заведующий лабораторией сейсмической томографии Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН Иван Кулаков. Иван Юрьевич напомнил, что каждые сто лет происходят извержения планетарного масштаба, которые приводят к изменению климата, но в XX веке такого извержения не было, а значит, оно неизбежно произойдёт в ближайшие годы.
Герой третьего выпуска проекта «КПД Идеи» Михаил Марченко рассуждал о значимости математического моделирования — так уж вышло, что математики первыми не только «предчувствуют» будущее, но и в буквальном смысле оценивают его эффективность.
«Помимо того, что математика ум в порядок приводит, как говорили классики, её вычислительные методы остаются фундаментом современного естествознания, в том числе и гуманитарных наук. Современные программные пакеты и методы искусственного интеллекта построены на методах вычислительной математики. Ими пользуются очень многие — и в науке, и в индустрии. И доверяют результатам численных расчётов иногда слепо, без должной критики.

Хорошо известен пример академика Сергея Константиновича Годунова, как он со своими магистрантами разбирался с проблемой собственных чисел для матриц в общем виде. Полвека назад он начал с матрицы семь на семь с целыми элементами. Он считал на ЭВМ собственные числа этой матрицы, результат запоминал. Затем транспонировал матрицу и считал собственные числа для новой матрицы. Результат не должен был меняться, но программы — и в России, и за рубежом — выдавали совершенно непохожий результат.

Затем он менял местами две строки и два столбика матрицы, от этого тоже ничего не должно меняться, а получался третий результат. Повысив точность расчётов с 10 в –16-й степени до 10 в –22-й, выяснилось, что для компьютера любое число из огромного круга радиуса 7,5 стало собственным! То есть любое из них можно было выдать за результат.

Подобные ошибки возможны и сегодня. Нужен сведущий человек, который смог бы проверить справедливость результата. То же относится и к методам искусственного интеллекта или методам машинного обучения. Там идёт речь об обучении объекта под названием нейросеть закономерностям на основе известных данных, чтобы потом, когда на вход подаются неизвестные, получать прогнозные значения. Вот доверие к этим прогнозным значениям должно быть дозированным, математикам нужно провести валидацию и пакетов, и результатов вычислений».
Александр Бабичев
художник
Александр Бабичев. Фото предоставлено автором
Председатель секции живописи регионального отделения Творческого союза художников Александр Бабичев устроил персональную выставку в глэмпинге «Стрекоза» в Новососедово. Здесь же проводит пленэры и мастер-классы.
Матушка Александра Бабичева родилась в селе Петени. Это на границе Новосибирской области и Алтайского края — в самом сердце Салаирского кряжа. Теперь многие знают этот населённый пункт в сотню домов из-за Мраморного карьера, подвесного моста через Бердь, Настасьиного камня, Петеневских ельников и Медвежьей сопки. Название диковинное, а ведь поначалу, с 1790 года, было просто Петенёво — по фамилии основателя деревни…

Что касается самого Александра, то он из Самары, учился на худграфе, остался на кафедре, преподавал, много лет возил молодых художников на пленэры — «на натуру», чаще всего на природу. Теперь Саша фактически живёт и работает в режиме непрекращающегося пленэра — под открытым небом.

Рядом теплится кухня, мекают породистые длинноухие англо-нубийские козочки, прыгают кролики. Променял шумный Новосибирск на Новососедово — говорит, временно. Раньше здесь действовал популярный горнолыжный курорт Новососедово (а поблизости был ещё один — Юрманка). Теперь из достопримечательностей — Бердские скалы, экотропа «Зверобой» и художник… Бабичев.

«Мы с женой основательно тут осели. В пандемийный 2020-й самоизолировались и… остались. Теперь мы занимаем поместье, в котором последние лет 15 своей жизни жил и работал народный художник России Анатолий Николаевич Никольский. Между прочим, у него есть картины, посвящённые Новососедово. Теперь и я обобщаю то, что подметил на пленэрах, — дело дошло до небольшой экспозиции. В основном представлены пейзажи.

Новососедово — одно из самых красивых мест в Новосибирской области. И знаменитые Бердские скалы — только один из бесчисленных вариантов разнообразных природных ландшафтов, которые можно найти в Маслянинском районе.
Всё рядом — болота, озёра, скалы, реки, леса… Одна только скромная речка Ик — бесконечное поле для вдохновения.
Скоро перелётные птицы отправятся на юг, а я двинусь на север, в Новосибирск, назад, в мастерскую».
Константин Заварин
диджей
Константин Заварин. Фото предоставлено автором
Осенью в «Подземке» пройдёт презентация альбома One More City белорусского исполнителя ЛСП. Про ЛСП говорят так: «белорусский DJ Krush» и «жестокий коктейль из обречённой романтики и сентиментальной лирики с грубыми деталями». А диджей Константин Заварин называет его «хип-хоп с замашками рок-звезды» и вспоминает гастроли DJ Krush, которые он когда-то организовал.
Увлечение хип-хопом у Константина Заварина проходило разные стадии, через разные стили и течения, которых в хип-хопе огромное количество — от old school, new school и gangsta rap до всевозможных альтернативных стилей вроде abstract, underground, cloud и до Atlanta, Memphis, южного хип-хопа и популярного сейчас трэпа.

Но DJ Krush для него всегда был особым примером, в котором всё совпало — и довольно абстрактный звук, близкий к индустриальному, и бит, раскачивающий вечеринку не хуже гангста рэпа, и яркие MC, читающие на его треках.

«В далёком 1996 году я отдыхал в Италии, в известном курортном городке Римини. И как-то вечером заглянул в довольно приличный музшоп в поисках техно, которым тогда плотно увлекался. Набрал классики — Juan Atkins, Jeff Mills, но на этом не остановился. Хотелось свежего.

Продавец порылся в новинках и выдал мне несколько компакт-дисков, один из которых был в картонной упаковке, тогда их называли «тетрапак». Минималистичная обложка с японскими иероглифами и какой-то размытой картинкой. Я закинул его вместе с другими компакт-дисками в пакет, оплатил и отправился в гостиницу.
На месте первым делом включил неизвестного рекомендованного исполнителя. И это был рэп! Не классический американский рэп, а очень минималистичный, с жёстким абстрактным звуком и английским и, что самое интересное, японским речитативом.
В то время я не воспринимал хип-хоп как жанр, заслуживающий внимания и тем более покупки фирменного CD за 20 долларов.

Слегка разочарованный, я отложил диск и вернулся к нему только спустя пару лет, когда через увлечение корнями современной танцевальной музыки, такими как фанк, диско и соул, я пришёл этому многогранному и разнообразному музыкальному жанру. Альбом назывался Meiso, и автором его был японский продюсер, диджей и музыкант DJ Krush.

Много лет спустя, летом 2008 года, один мой хороший знакомый пришёл с идеей провести очередную годовщину дилерского центра японской автомарки. Я связался с московскими промоутерами, которые занимались музыкальными вечеринками с довольно продвинутым музыкальным наполнением. И — о чудо! В это лето у них в планах был привоз DJ Krush! Концерт должен был состояться и в Новосибирске!

Пришлось решать огромное количество проблем — поставить оборудование и звук, соответствующий уровню музыканта, срастить цепочку авиарейсов, найти люксовую гостиницу, отобрать соответствующих формату местных музыкантов, разработать визуальное оформление, продумать меню… Всё это было настолько сложно и даже нереально, что я поверил, что мероприятие состоится, только когда встретил DJ Krush в Толмачёво.

Сейчас рассчитывать на визит DJ Krush в Новосибирск не стоит, а станет ли ЛСП ему заменой — проверим в «Подземке».
поделитесь статьей