«Портреты в движении» с Антоном Веселовым. Июль. Неделя 1

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Антон Веселов

География Александра Бочарникова богатая. Он руководитель столичной выправки и северной выдержки. И всё же, назначая его генеральным директором Новосибирской филармонии, министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева аттестовала его два года назад как «нашего человека». О Новосибирске, Нижневартовске и Москве новый директор Театра им. Гоголя рассказал Антону Веселову.
Александр Бочарников. Фото Александра Грибакина с сайта ведомостинсо.рф
— Александр Сергеевич, наверняка вас в каждом из этих городов считают «своим». Что вас связывает с Севером, Сибирью и Центром?
— Родился я в Новосибирске. Но совсем младенцем переехал в Нижневартовск. Вернее, на Север перебрались родители, а меня никто не спрашивал — просто взяли с собой. Вартовск рядом — каких-то 700 км от столицы Сибири. Это была столица нефтяного края Советского Союза, как раз там из знаменитого озера Самотлор качали миллионы тонн нефти, наполняя бюджет большой страны.

Я провел там детство — отсюда такое трогательное отношение к северному городу в моих соцсетях. Приятные впечатления остаются в памяти надолго, а плохое забывается. После школы я вернулся в Новосибирск — поступил в такой странный для человека, который всю жизнь занимается менеджментом в культуре, институт, как Сибирский государственный строительный. Причём закончил я уже архитектурно-строительную Академию — так стала называться моя alma mater.
— Это случайный выбор или сила обстоятельств? Вопрос инженера инженеру: как вас занесло в технари?
— Как инженер-строитель-технолог я проходил практику на заводах железобетонных изделий.
Это романтично, но я уже точно знал, что заниматься этим не буду. Наверное, догадывался и раньше. И не я один догадывался.
Школьником в Нижневартовске я выписывал журнал «Театр». И когда ходил его получать (в почтовый ящик этот журнал не приносили) в отделение связи, мне всё время напоминали, что я на 200 тыс. населения один такой любитель театра — больше никто «Театр» не выписывал.

Во всем «повинен» Томский драматический театр. Мне было девять лет, когда родители меня привели на спектакль «Кот в сапогах» и администратор театра попросил афиши расклеить. Так началась моя жизнь в шоу-бизнесе. А потом меня бесплатно пустили на взрослый спектакль «Женитьба по Гоголю». И это (а не детский спектакль) произвело на меня мощное впечатление.
Мало-помалу я начал «болеть» театром, выписал злосчастный «Театр» и «Советский экран». Хотя «Экран» жаловали многие — там были фотографии красивых артистов и артисток. А вот толстенный «Театр» почти сплошь состоял из текста.
К окончанию школы я смутно догадывался, чем хочу заниматься в жизни, но сформулировать это не мог. Я купил справочник для поступающих в вузы, нашёл там ЛГИТМиК (сейчас Государственная академия театрального искусства), в котором был некий экономический факультет. Хотелось попробовать, рискнуть, но как это осуществить — переезд в незнакомый город, поступление… И я это отложил. А окончив строительный институт и много времени уже проработав самоучкой, я, уже став москвичом, наконец получил профильное образование — корочки факультета Высшей Школы культурной политики в гуманитарной сфере МГУ им. Ломоносова.
— С географией разобрались. Давайте перейдём к персоналиям. Вы не один в культуре самоучка. Ваш руководитель в театре «Глобус», где вы служили в финале своего «второго сибирского периода», Мария Ревякина тоже по первой специальности инженер. Кажется, вы прошли путь к статусу верховных театральных жрецов примерно одной дорогой!
— Под командованием Марии Евсеевны я работал всего полгода. В те времена, когда меня взяли главным администратором в театр «Глобус», она уже жила на два города и вскоре окончательно уехала в Москву. После смены руководства, когда директором стала Татьяна Людмилина, меня назначили первым заместителем директора. Вот это был карьерный взлёт.
Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус». Фото: wikimedia.org
— Татьяна Людмилина определила весь ваш «взрослый» профессиональный путь?
— В жизни каждого человека есть люди, которые сыграли в личной и профессиональной судьбе решающие роли. Татьяна Николаевна — такой человек для меня.
Представьте, когда я заступил на должность главного администратора, я никогда не работал в театре, только журнал о нём выписывал! Было безумно интересно.
Вот это огромное здание, как все цеха устроены, по каким законам строятся взаимоотношения, как реализуются проекты… Это государство в государстве. Ни в одной институции культуры нет такой атмосферы, такого воздуха, как в театре. Я постепенно учился всему. Не приди я тогда в «Глобус» — ничего того, что произошло со мной в разных городах потом, не было бы.
— Следующий «краеугольный» персонаж — Александр Ширвиндт. Мы все его любим. А у вас он ещё и был «патроном» три пятилетки в Театре сатиры. И всё же, мне кажется, вы относитесь к нему с большим чувством, чем просто как к руководителю и народному артисту!
— Как вообще произошла эта история с Театром сатиры? В рамках Рождественского фестиваля искусств Театр сатиры приезжал на гастроли в Новосибирск. Мы показывали в «Глобусе» один спектакль. Ширвиндт приехал на день раньше. Мне дали задание опекать высокого гостя. Казалось бы, что он в театрах не видел… Но как-то он меня запомнил.

Потом через год театр приезжал на большие гастроли — уже не мы их организовывали, и мы как-то снова соприкоснулись и с Ширвиндтом, и с директором театра. И про меня вспомнили… Ширвиндт — особая история. Вы почитайте его книги — это всё он! Человек с колоссальным чувством юмора, с колоссальной реакцией на происходящие события, тонко подмечающий нюансы.
Творческие люди разные бывают, случаи всякие происходят, а он там худрук, величина. И какие-то вещи ты можешь простить за обаяние, за понимание. Александр Анатольевич — глыба.
— И ещё один человек в разделе «Персоналии» — Владимир Гусев. Я специально оставил его под конец списка, хоть в вашей жизни он и был первым руководителем, давшим самоучке-администратору шанс. Как вы, инженер, смогли пригодиться Оркестру народных инструментов ГТРК? Я представляю себе замкнутый, чётко ограниченный мир, в который имеют доступ только хорошо знающие русскую народную культуру музыканты с консерваторским образованием…
— На четвёртом курсе Сибстрина я уже понимал, что хочу чего-то другого. Как говорится, природа берёт своё, а времена лихие — в 1992–1994 гг. рыночные отношения вовсю заработали, но мало что регламентировалось, можно было делать почти все… Предысторию долго рассказывать. У меня была знакомая певица, уникальный человек, её давно уже нет в живых, мы познакомились с ней совершенно случайно через моих родственников. И я задумался о том, как бы сделать, чтобы певица выступила в Новосибирске. Почувствовал себя таким антрепренёром.
Набрался наглости, взял её демокассету и пошёл к Гусеву. Он послушал, проникся и согласился попробовать.
Его оркестр тогда не занимался концертной деятельностью — он был тогда частью ГТРК и назывался Русский академический оркестр ГТРК Новосибирск. У них было 15 минут эфирного времени по вторникам и четвергам. Для записей этих программ задействовали целую студию. Сейчас в ней находится театр «На левом берегу».

И мы провели этот концерт с певицей. А я такой ушлый — мы ещё и в Нижневартовске концерт сделали. Получился целый тур… Прошло какое-то время. Я защитил диплом, хоть и не собирался работать строителем, да и распределения уже никакого не было. И тут мне позвонил Владимир Поликарпович: «А не хочешь у нас потрудиться главным администратором? Деньги небольшие…» Я был счастлив тогда! Гусев, безусловно, сыграл одну из самых главных ролей в моей профессиональной жизни. Не будь его — ничего бы и не было, скорее всего.
ГКЗ им. Арнольда Каца новосибирской филармонии. Фото Ивана Осинцева с сайта wikimedia.org
— Такая должность предполагает полное погружение в музыку!
— Про домры и балалайки я немного знал. Я часто ходил в оперный театр — мне и сейчас очень нравится опера. К музыке я неравнодушен. Так что не испугался пойти главным администратором в оркестр. И проработал там 5,5 года. Прошло много лет, но процентов двадцать нынешнего состава оркестра Гусева помнит меня буквально «вооот таким».
— И всё же пришлось тогда, на рубеже веков, из оркестра уйти!
— Я понимал, что нужно развиваться, пробовать что-то новое. В моей жизни многое происходит по воле случая.
— На этот счёт есть цитата из ваших соцсетей: «Сколько ни прилагай усилия, главное случится неожиданно».
— Именно так! Тогда позвали в «Глобус». И я сменил работу, буквально пулей. Потом в Москву. Не такой уже пулей, были раздумья…
— А что сложнее было — переехать в Москву или вернуться в Новосибирск?
— Конечно, из Москвы в Новосибирск. 14 лет я работал в Москве.
И вот когда я приехал в Новосибирск после этих пятилеток, долго привыкал к двум вещам: к тому, что мало людей везде, и к пыли.
— Ещё одно высказывание из соцсетей, на этот раз авторства Черчилля — как раз про успех и случай: «Успех — способность шагать от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма». Судя по нашему с вами изложению жизни героя-Бочарникова, у вас не было никаких неудач. Одна счастливая фортуна!
— Это как преподнести… Ну и спешить нужно медленно — тогда и неудач будет меньше. Я глубоко обдумываю — чем грозит, что будет, что в итоге. Это не просто сомнения, это боязнь неудачи.
— А есть ведь непоправимые потери — скажем, поздно спохватился научиться играть на скрипке… Если бы дали второй шанс — прожили бы иначе эту жизнь?
— Без сомнения. Я бы многое изменил. Я, может, сразу бы в Москву уехал… Или сразу бы получил профильное образование... По поводу неудачи. Главным руководителем я был только в Новосибирской филармонии. До этого я был руководителем поменьше. И вот, когда я работал в Москве, мне делали разные предложения перейти «на повышение». И это не складывалось. По разным причинам — интриги, сомнения. Это тоже определённые неудачи…
Но надо было надеяться и ждать. Ты должен быть готов к большим переменам. И если появляется шанс — не упустить его.
Здание московского театра им. Гоголя. Фото с сайта moskvichmag.ru
поделитесь статьей