«Портреты в движении» с Антоном Веселовым. Июнь. Неделя 1

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Антон Веселов
Антон Миронов
автор путеводителей по Сибири
Антон Миронов. Фото предоставлено автором
Автор путеводителей по регионам Сибири планирует выпустить брошюру «Сто чудес Кузбасса на воде» — для этого он снова и снова проходит красивые и спокойные реки.
Книга Антона Миронова «Сто чудес Новосибирской области на автомобиле» впервые попалась мне на глаза весной 2020-го, очень вовремя. До пандемии я продал машину и твёрдо решил — это после двадцати-то лет «на колёсах», — что запросто обойдусь без транспортного средства. «Каршеринг и такси спасут отца русской демократии», — что-то такое вот, глупое, вертелось в голове.

И тут локдаун.
Ломка от невозможности гореть на работе, домашняя тоска человека, у которого был трёхлетний «шенген» и распланированная поездка в Осло… Так жить было невозможно.
Книга с водопадами, скалами и прочей неабсолютной красотой (без описания многие из достопримечательностей не вызывают особого душевного жжения) показалась спасением.

За ближайшие пару дней я наспех купил у приятеля старенькую полноприводную машину, снарядил старших детей и срочно отправился покорять область. Надо признать, что попытка была не первой — мы уже объезжали владения новосибирские, обращаясь за помощью к главам районов. Пробовали «точечный» туризм — туда за маслятами, туда за закатами…

Но книга Миронова позволила облечь наши бессистемные перемещения в форму экспедиций. Забиваю координаты, выстраиваю маршрут — сын управляет направлением, дочь зачитывает культурологические подробности. Мы методически отработали Тогучинский, Маслянинский, Мошковский, Болотнинский районы — это не считая и так дотошно изученных Искитимского и Черепановского. Планировали уже зайти на территорию дальних районов, но простой расчёт показал, что ближе и проще — Хакасия и Кузбасс. И мы отправились к соседям. Тоже по книгам.

«Я выбираю всё, что интересно путешествующему по Сибири, — скалы, пещеры, водопады, исторические объекты. Работаю сейчас в нескольких направлениях.
Составляю «Сто чудес Кузбасса на воде» — вероятно, получится даже несколько томов. Интересных рек у нас много, и на севере области, и на юге, и в центре.
По другим регионам путеводителей пока не делаю — экономически невыгодно. Сейчас кризис — несмотря на то что выезжают за границу редко, книги о внутренних путешествиях тоже покупают слабо. Наверное, берегут средства. Но я создал сайт, где объединил всё, что знаю о Сибири, — там почти 900 объектов: Кузбасс, Новосибирская область, Алтайский край, Республика Алтай, Хакасия и небольшой кусочек Красноярского края.

Сейчас мы активно работаем по увековечиванию памяти Михаила Шевалье — он развивал туризм на Поднебесных зубьях. На сайте уже фигурирует стометровый водопад в истоках реки Озёрной как «Водопад Шевалье». Планируем сделать тропу от Талькового карьера до этого водопада. Раньше все ходили через приют Тайжесу — получалось на 10 км дальше.

Со временем я сделаю книгу «100 чудес Поднебесных зубьев». Это будет скорее фотоальбом с координатами достопримечательностей. Эту книгу я тоже посвящу Михаилу Шевалье, который покинул нас в январе этого года».
Юрий Шатин
доктор филологических наук
Юрий Шатин. Фото предоставлено автором
У технарей вся надежда на новые технологии, у гуманитариев — на профессуру старой школы. Только носители абсолютного и в равной степени субъективного взгляда на гуманитарные знания спасут красоту и, как следствие, мир.
У Юрия Васильевича особые права на аудиторию. Он много улыбается и слишком много знает, чтобы спорить. С ним ведут дискуссии, не боясь ошибиться, — он не высмеивает неофитов, только подначивает.
Никто в здравом уме не станет подвергать сомнению его степень погружения в литературный и театральный мир последних двух сотен лет. Другое дело, что мало кто способен составить ему достойную партию для диспутов.
Так мне говорили старшие, когда я подумывал поступать в пединститут. Во многом благодаря его главной звезде — Шатину.

Чтобы смягчить вступительную пилюлю, я нашёл обходной маршрут — конкурс сочинений, призовое место в котором гарантировало льготный вариант зачисления. Вместо сочинения вышло эссе или даже новелла, выведенная микроскопическим, но довольно эстетским почерком. Русский оценили по-разному. Те, кто не смог отличить «о» от «а» и «б» от «д», а также примерно половину других букв без ярких признаков друг от друга, ставили двойку с вердиктом «ужасный почерк». Прорвавшиеся оценивали грамотность на четвёрку. Содержание понравилось почти всем.
Один профессор написал таинственное: «В этой работе чувствуется влияние молодого Борхеса, так держать!»
Я в свои 17 не слышал про Борхеса. Да и найти его быстро не смог. Медленно, но верно собирал о нём сведения — и он нравился мне всё больше. А потом в «Букинисте» обрёл старенькое издание, погрузился. Я тогда был увлечён Платоновым, он казался мне таким идеальным пересечением сухого технического языка и эмоциональной заряженной жизни. Пережив период упоения поэтическими словесами, я тянулся к сдержанной красоте прозы.

Хотелось стать в языке экспертом. Обрести право называться поэтом и, как знать, стать когда-нибудь писателем, свести свой потомственный инженерский взгляд на мир со скупой экспрессивностью гуманитарного слова.
Планы порушил 12-й автобус — вонючее раздутое пожилое существо, соединяющее центр с педагогическими выселками, единственное средство связи пединститута с «большим миром».
Прокатившись пару раз, я выбрал путь Гастева, решил писать манифесты о новых технологиях и пользоваться тезаурусом технаря.

«В конце XX века произошёл перелом. Если 90-е годы были временем открытия целого ряда новых произведений, целая плеяда новых писателей предложила новый язык, то начиная с нулевых началось угасание. Теперь мы свидетели такого положения, когда люди стремятся уйти от языка.
Говорить стало как бы непристойно — само слово, печатное в первую очередь, перестало обладать той ценностью, которой оно обладало в прошлом веке.
Мы живем в эпоху постправды. Когда-то Платон писал, что государь имеет право обманывать и врагов, и подданных. Врагов — чтобы ввести их в заблуждение, а подданных — для их же блага. Теперь, в эпоху Всемирной сети, каждый может создавать свою правду и создавать свои тексты. И обманывать кого он захочет. Это приводит к тому, что люди не только начинают изобретать какие-то мысли, но и изобретать новый язык. Он не вполне похож на привычный, но нам придётся к нему привыкнуть».
Таня Конкина
организатор Музея новосибирских СМИ
Таня Конкина. Фото предоставлено автором
В Ночь музеев открылась для посещения новосибирская Башня. В ней расквартировался Музей новосибирских СМИ. Мне посчастливилось поработать в нём «экспонатом».
Легендарную Башню, рядом с которой я прожил 15 лет своего детства, построили в 1939 году, в то время — в чистом поле. На фотографиях этот перст с восьмиэтажку высотой и 19 метров в обхвате выглядит апокалиптично. Левобережье — тогда это был Заобский район — активно застраивали от «Сибсельмаша до самых до окраин», Башня снабжала новопоселенцев питьевой водой.

В середине века центральное водоснабжение победило, и Башню бросили — до 1985 года мы, школьники, успели облазить её сантиметр за сантиметром, даже составили карту особо опасных мест и ненадёжных деревянных лестниц. Позже там расквартировался молодёжный клуб, а в 90-е воцарилась телекомпания НТН-4 — я ходил в гости к легендарным журналистам, вздрагивая от восторга.
В 2005 году «воду» (на этот раз информационную) снова отключили. Башню облюбовали бомжи.
В музейную ночь я был готов увидеть в офисе НТН-4 абсолютную разруху. Оказалось, многое неплохо сохранилось, не зря верхние этажи были законсервированы, а атмосфера передового телевидения даже чувствовалась где-то под крышей, где раньше располагалась студия.
Я принёс подшивку журнала «Большой город», которым когда-то руководил, и уселся за печатную машинку с умным видом. Вскакивал только, чтобы обняться с журналистами, с которыми когда-то работал на телевидении или в печатных СМИ.
«Музей мы успели собрать за неделю. Проект возник давно — два месяца назад, но ключи от Башни я получила только за пару дней до Ночи музеев. Работали усиленно, искали, собирали, отмывали, общались с огромным количеством людей: с журналистами, коллекционерами, сотрудниками НТН-4. Так как времени было мало, решили, что комнаты, стены, окна мы оставляем в «первозданном», не совсем красивом состоянии.
Так помещения и остались с ветхим напылением и обшарпанные, но очень исторические, пропитанные духом телекомпании НТН-4!
За неделю у нас появилось огромное количество экспонатов: печатные электрические машинки, печатные издания разных годов (дореволюционные газеты искали в библиотеках и копировали, таких уже не найдёшь), а также декор, который мы придумывали самостоятельно. Команда состояла из двух людей — меня и моего молодого человека Данилы. Пришлось много ездить и таскать много тяжестей (лифт на Башне ещё не восстановили, а экспозиция была на всех восьми этажах). Постоянного музея на Башне, скорее всего, уже не случится. Много ценных экспонатов досталось лично нам, сейчас мы думаем, как будем ими распоряжаться.

В нашей коллекции — оригинальные плакаты с митинга сотрудников НТН, с которыми они стояли у ГПНТБ СО РАН, личные дела сотрудников (часть из них мы уже передали владельцам), финансовые отчёты, напечатанные ещё на машинке, и сами печатные машинки. Хотелось бы, конечно, собрать это в одном месте и вдохнуть жизнь, чтобы город знал о журналистике, об этой непростой творческой профессии! Пока что думаем, куда это всё отвезти на время…
Я считаю, что про работу СМИ нужно рассказывать обязательно в любом виде — это неотъемлемая часть жизни каждого человека, живущего в Новосибирске, России.
Я бы хотела, чтобы такой музей в нашем городе работал на постоянной основе, принадлежал какому-то музею истории Новосибирска. Кажется, что история журналистики небогата (именно в таком молодом городе), но когда понимаешь, что первой выпущенной газете Ново-Николаевска больше ста лет, всё-таки появляется мысль узнать, что же тогда выпускали, провести анализ тех газет и нынешних, например.

В Ночь музеев нам и правда удалось оживить Башню. Музей посетило около 450 человек! Людям была интересна в первую очередь сама Башня изнутри, а потом уже журналистика, артефакты и процессы съёмки и монтажа. В гости пришли журналисты НТН-4, мы им передали в руки их личные дела, а также личное дело Якова и Марии Лондон. Сотрудники НТН очень благодарили нас, организаторов, за такое важное событие. Они рассказали, в каких комнатах Башни работали, показывали прямо на месте!»
Сергей Карачинцев
президент Федерации мотоциклетного спорта Новосибирской области, чемпион Европы,
руководитель спортивно-технического клуба «Спидвей-Триумф-Новосибирск»
Сергей Карачинцев. Фото предоставлено автором
В минувшем сезоне команда профессиональных гонщиков «Спидвей-Триумф» сумела выиграть командный чемпионат России Высшей лиги, а также командный кубок страны. Теперь эти чемпионы будут передавать свой опыт новичкам благодаря проекту «Сибирский спидвей».
Проект «Сибирский спидвей» реализует спортивно-технический клуб «Спидвей-Триумф Новосибирск». Задача профессионалов — привлечь в мотоспорт как можно больше желающих. До конца лета спортсмены намерены набрать молодых людей до 25 лет в секцию, где планируют обучать новобранцев управлению мотоциклом, обслуживанию техники. Со временем перспективные ребята смогут пополнить ряды профессиональных гонщиков клуба, а также продолжить тренировки в сборной области.
«Мы хотим, чтобы как можно больше людей приобщилось к активному образу жизни, и если им в этом поможет наш проект, будем только рады.
«Сибирский спидвей» выиграл грант Фонда поддержки физической культуры и спорта «Стань чемпионом», и благодаря этому мы сможем сделать мотоспорт ещё доступнее для всех жителей нашего города и региона.

В августе в Новосибирске пройдёт финал командного чемпионата России по гаревому спидвею (класс 500).
Мы готовимся к этому чемпионату, хотим его выиграть в третий раз, чтобы снова получить право проводить финальный этап чемпионата России у нас в Новосибирске.
Проведём и чемпионат области для детей, подрастающего спортивного поколения. Мы сейчас заняты популяризацией нашего вида спорта — чтобы как можно больше детей и взрослых проявляли интерес к мотоспорту. Хочется, чтобы Федерация развивалась, и соревнований становилось всё больше».
Надежда Бочкарёва
гитарист, джазовый педагог
Надежда Бочкарёва. Фото предоставлено автором
«Больничные клоуны НОС» возвращают детство в больницы, играя в приёмных отделениях и палатах. Они занимаются с детьми творчеством, которое даёт им силы справиться с болезнью быстрее. Вместе рисуют, лепят, ставят спектакли, делают открытки и значки.
Клоуны тоже ведут статистику.
110 визитов в год для 2837 детей, находящихся на лечении в стационаре, 64 визита в год на дом к детям с ОВЗ и паллиативным статусом. Как и детские координаторы — у них 238 визитов для 4440 маленьких пациентов в год.
Волонтёры раскрашивают больничные стены, переключают внимание с боли на красоту. А ещё они проводят игровые тренинги для снятия эмоционального напряжения, для неформального общения с коллегами, и яркие клоунские перформансы.

«Летом происходит основная деятельность организации — выходы к детям в больницы и более глубокое исследование клоунского мира. Планируются выездные семейно-клоунские встречи на Алтае, в середине лета организуем уличные спектакли, также очень хочется в августе повторить интеграционный праздник «Выше НОС», скорее всего, в новом формате.

Прямо сейчас заканчиваем первый блок курса «Внутри игры» — «Зёрна», это такое прекрасное дело, где любой может соприкоснуться с практикой клоунады, игры и свободного творчества. Осенью будем продолжать».
поделитесь статьей