«Портреты в движении» с Антоном Веселовым. Май. Неделя 4

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Антон Веселов
Сергей Головин
заместитель председателя СО РАН по комплексному развитию,
профессор, доктор физико-математических наук
Сергей Головин. Фото предоставлено автором
В отделении ГПНТБ СО РАН открылась мемориальная библиотека Льва Овсянникова. Книги одного из крупнейших российских математиков расставлены в оригинальном порядке и «расквартированы» в домашнем стеллаже академика. Так что можно считать эту инсталляцию научной «нейросетью».
Лев Васильевич начал свою преподавательскую деятельность — преподавателем аэродинамики в ЛКВВИА — в 1945 году. И ровно с этого времени он стал формировать свою библиотеку, в основном её научную часть. Он приобретал ценные научные книги, подписывал их (фамилия и год приобретения книги), вёл каталог. Вскоре в библиотеке появились полное собрание сочинений Чаплыгина (изд. 1933–1949 гг.), полное собрание сочинений Жуковского (изд. 1948–1950 гг.), лекции Петровского, Трикоми и многих других, работа Михаила Лаврентьева 1935 года, книга, подаренная и подписанная известным математиком Ольгой Ладыженской.

В год смерти Сталина Лев Васильевич как математик-теоретик был прикомандирован к команде Михаила Алексеевича Лаврентьева в Сарове и после успешного завершения работ вернулся, переехал в Москву и работал в МФТИ, продолжая пополнять свою библиотеку новыми томами.
А в 1959 году, вместе со своей семьёй и командой Лаврентьева, приехал в Новосибирск создавать наш Академгородок. Чуть позже учёный перевёз и свою библиотеку.
Лев Васильевич считал ценными все подаренные ему и подписанные авторами или дарителями книги, бережно хранил их, пользовался ими в своей повседневной работе. Дома, на стеллажах, он расставлял книги строго в нужном для себя порядке: полка алгебры, аналитической геометрии и другие.

Интересная деталь — стеллажи, которые теперь расквартированы в отделении ГПНТБ СО РАН, были изготовлены по заказу учёного-гидродинамика Пелагеи Яковлевны Кочиной (она до семьи Овсянникова жила в коттедже академика). Размер полок был подобран под стандартный размер книг, некоторые полки более высокие. Кочина специально оставила эти стеллажи для домашнего рабочего кабинета Льва Васильевича, ему в подарок, с добрыми пожеланиями.

«Я не нахожу здесь книгу «Групповой анализ дифференциальных уравнений», у меня с ней связана история.
Как-то Лев Васильевич дал её мне со словами: «На, изучай». Я тут же попросил автограф. А он парировал: «Я её вам не подарил». Это была шутка, конечно.
Он вручал мне как своему ученику и книги, и публикации, и авторские оттиски с автографами — тогда это было что-то вроде научной «визитки».

В последние годы его жизни он часто звал к себе «на костёр». Возле его дома был участок, и мы в самом деле разжигали огонь, жарили шашлык и рыбу, много говорили. Причём не как сейчас у костра — в основном говорили про науку. Получался своего рода научный семинар. Лев Васильевич не наставлял — он своим примером показывал, как действовать. Он из того типа учителей, который показывает, как надо, и тот, кто может, идёт за ним. Мы пытались держаться того же темпа, что было непросто».
Игорь Маранин
писатель, поэт, историк
Игорь Маранин. Фото предоставлено автором
В издательстве «Свиньин и сыновья» вышло необычное издание «Тайны Оби и легенды Иртыша» Игоря Маранина и Александра Тихонова. Это книга-путешествие по разным временам и эпохам, книга-батл омича и новосибирца в форме постов в социальных сетях с комментариями читателей.
Идея этой книги родилась в обычной омской пельменной на исходе последнего спокойного года — 2019-го, когда никто ещё не думал о пандемии и прочих бедствиях третьего десятилетия. В декабре 2019 года Александр Тихонов — омский писатель, поэт, краевед — пригласил Игоря Маранина выступить с презентацией книги «Легендариум» о легендах сибирских городов перед омскими читателями. Состоялось несколько встреч и немало знакомств с омичами, писатели побывали на местном радио — и всюду встречали удивительно живой интерес к теме истории.
И главный вопрос, который звучал на всех встречах, был следующим: почему столицу Сибири сто лет назад перенесли из Омска в Новосибирск?
Так возникла идея написать книгу о легендах городов и деревень на Оби и Иртыше.

«Я совершенно не ожидал, что тема соперничества Омска и Новосибирска жива! О переносе столицы Сибири у меня есть своё мнение — я писал об этом в «Городе красного солнца» и повторил в этой книге. Можно сказать, специально для омичей.
Саша Тихонов целый день водил меня по Омску, показывая достопримечательности города. И я понял, что в старый Омск нельзя не влюбиться.
В Городке Нефтяников — это такой омский микрорайон — мы зашли в пельменную перекусить. И там, за столом под горячие омские пельмешки, разговор сам собой перешёл к теме, а почему бы нам не написать вместе книгу-путешествие по разным эпохам. Книгу-батл омича и новосибирца в форме постов в социальных сетях с комментариями читателей.

Первый фрагмент её выглядит так.

«Здравствуй, Саша!
Я на месте. Город Бийск, 1882 год.

Правильно ли я помню условия нашего спора? Ты утверждал (кажется, это было в буфете Омской научной библиотеки), что на самом деле Обь — приток Иртыша, а Омск — столица Сибири?
Я с тобой не согласился, и ты решительно предложил: «Пойдём, выйдем!»
И долго водил меня по Омску, показывая достопримечательности. Вот тогда мы и договорились (кажется, это случилось в пельменной Городка Нефтяников) устроить краеведческий батл. Ты отправишься в путешествие по Иртышу, а я — по Оби, чтобы выяснить, наконец, какая из рек главнее и чьи легенды интереснее.

Так вот, я на месте. В городе Бийске, примерно в одиннадцати верстах от стрелки Оби. Стрелка — это место слияния двух рек, Бии и Катуни: два потока соединяются вместе, образуя одну из величайших рек мира. Запись открываю для всех — пусть наш спор рассудят читатели. Вчера местный кайчи, играя на топшуре, спел мне заглавную легенду моего путешествия».


А последний — так.

«Стою на берегу Иртыша, в зябких осенних сумерках. Сколько времени прошло с момента нашего пари? Не спора, а именно пари. Часы? Дни? Столетия?
Мы не встретимся в финальной точке пути, потому что финальной точки нет. Вся жизнь — это и есть путь.
Сквозь пространство и время. С каждой прочитанной книгой, архивным документом, с каждой заметкой в газете мы всё лучше понимаем этот путь и осмысливаем свою судьбу, судьбы живущих вокруг людей.

Отсюда, из Петропавловска, я направлюсь в Омск. А может, окольными путями рвану на Алтай, где берёт своё начало Обь, и оттуда пройду твоим путём до Обской губы. Постою там, на берегу, где сейчас стоишь ты. Или тебя занесёт судьба в Усть-Ишим и Муромцево. Может, в следующий раз мы увидимся в Большеречье, у вольера бегемота Кенига или на бульваре Драверта в Омске. И поймём друг друга с полуслова, ведь оба будем знать, что это бульвар Драверта.

Кажется, мы сделали главное — прошли своими дорогами и продолжаем путь, рассказывая о нём другим — кому, быть может, суждено пройти теми же тропами.
Если вдруг соберёшься в мои края, знай, что я рассказал лишь о малой части существующих легенд, прикоснулся далеко не ко всем тайнам. Например, говорят, что в селе Ингалы есть удивительное озеро. В годы Великой Отечественной войны оно высохло, и люди смогли распахать его дно для посадки картофеля. А после Победы вода вернулась. Надо обязательно там побывать. Да, точно, я в Ингалы. До встречи».
Анна Ефимцева
автор кинопроекта «Кино о тебе»
Анна Ефимцева. Фото предоставлено автором
В Новосибирске состоялась премьера документального фильма «Твой лес» творческой мастерской Анны Ефимцевой. Это уже второй фильм Анны. Первый, «Быть женщиной», увидел свет в феврале 2021 года.
Оба фильма объединены в один проект — серию фильмов «Кино о тебе». В каждом фильме несколько героинь. «Твой лес» объединяет десять историй. На протяжении фильма десять женщин из разных городов России рассказывают о себе, раскрываясь зрителям с разных сторон.

Съёмки проходили в разных городах страны с сентября 2021 года по март 2022 года. География съёмок впечатляет — от Семинского перевала Алтая до пляжей Тихого океана.
Было отснято более 30 часов видеоматериала, из которого съёмочная команда смонтировала каждой героине личный фильм, не для публичного просмотра.
Зрителям на премьере в «Победе» представили итог проекта — «Твой лес», фильм-компиляцию личных фильмов участниц, жизни каждой героини, пропущенный через призму восприятия автора проекта Анны Ефимцевой.

Режиссёр проводит своих героинь, а следом за ними и зрителей, через метафорический лес с целью исследовать свои природные черты и корни.
Это древний, первоначальный лес, где сказки заканчиваются хорошо, но путь опасен — зубы у волка острые, а Баба-яга не похожа на родную бабушку.
Участницы проекта в кадре честно рассказывают о себе, своей жизни, раскрывая её разные грани — тайны рода, притяжение любви, ценность самореализации, безграничность выбора.

«Мой фильм — для женщин и про женщин. И это, с одной стороны, результат проекта «Кино о тебе»: о каждой героине уже снят самостоятельный фильм, не предназначенный для показа публике, а в итоговом фильме видны отголоски этих личных историй.
С другой — «Твой лес» стал самостоятельной единицей смысла: полупритча, полусказка, полуинтервью. Взгляд на современную женщину через извечные архетипы.
История сложена из 10 глав — по числу героинь из разных городов. Я планирую и дальше снимать, будет и третий сезон. Очень важно — в проекте может принять участие любая женщина, которой он откликается! Фильм, который сейчас получился, проведёт каждого человека по его собственной Жизни через героинь. От рождения до социальной проявленности. Ответит на очень актуальные вопросы сегодняшнего дня — как жить в нестабильном мире.

Мое хобби — люблю печь хлеб. Это сакральный процесс, он помогает мне сконцентрироваться и войти в состояние ноля. А проще говоря, в состояние «здесь и сейчас». Своего рода медитация. Ну и ещё здоровье, конечно же, моё и моей семьи».
Елена Воротникова
директор Центра развития туризма Маслянинского района
Елена Воротникова. Фото предоставлено автором
Новый сезон гарантирует развитие внутреннего туризма. Лучше всего к рывку подготовлены специалисты Маслянинского района. Уже сегодня здесь готовы организовывать практически все виды туризма, включая активный и познавательный туризм.
Я прочно связан с этим районом. Не только потому, что провел здесь несколько чудесных экспедиций с тогда ещё маленькими старшими детьми, и не только из-за состоявшегося где-то в прохладе золотоносной Суенги бракосочетания. Городскому туристу в его редкие свободные недели хочется концентрации первозданного и уютного.
В Маслянинском районе всё в шаге — горы и реки (вернее, 76 рек), отроги Салаирского кряжа, тайга, жемчужина-Бердь.
Этот край называют мини-Алтаем. А мне райцентр дороже чужого края. Как журналиста меня завораживают масштаб и азарт предприятия «Сибирская Нива». Как сибиряку в третьем поколении ласкает слух фольклорный ансамбль «Горлинка». Как краеведа манит усадьба старателя в селе Егорьевское и реальный разрез, занятый золотодобычей. Поплавать отправляюсь на Суенгинскую ГЭС. Погулять — в спортивно-развлекательный парк для детей и молодёжи в село Мамоново.
Ради ребячьего восторга устремляюсь на самый длинный подвесной мост через реки Суенга и Бердь — это же 254 метра удовольствия!
Зимний Маслянинский район с его горами Юрманка и Скакуша я ещё почти не знаю — это моя зона развития. Уповаю и в этом деле на главного проводника в Маслянинскую реальность Елену Воротникову.

«Мне хочется стать крутым специалистом по развитию туристских территорий.
С этой целью я и переехала в Маслянино — происходящее здесь даёт возможность не только реализовать свои знания и опыт, но и выйти на новый этап.
Развитие туризма невозможно без поддержки власти, взаимодействия с бизнесом и творческими индустриями, в целом без видения перспектив и грамотной стратегии. Всё это присутствует здесь.

В Новосибирске я занималась созданием авторских экскурсий, проектированием современных музейных экспозиций, обучением гидов и научно-исследовательской деятельностью. Много ездила по России, была в других странах, и тот опыт, который меня впечатлял или вдохновлял, я стараюсь реализовывать в тех местах, где живу и работаю».
Михаил Панарин
гитарист, джазовый педагог
Михаил Панарин. Фото предоставлено автором
Михаил Панарин стал героем проекта «Люди как книги» в «Доме да Винчи». На встречу пришли ученики и поклонники мастера, воспитавшего несколько поколений музыкантов и меломанов.
Михаил Евстафьевич родился в небольшом рабочем посёлке Мишкино Курганской области. В окружении не было музыкантов, первое посвящение будущий гитарист прошёл благодаря пластинке Армстронга-Фитцджеральд в детстве, закрепил, самостоятельно осваивая гитару, а потом — уже в армии — валторну в военном оркестре.

После армии Михаил примкнул к движению ВИА — гастролировал в качестве гитариста с филармоническими ансамблями Саратова, Кургана и Новосибирска. И только в 1980 году — в 24 года — поступил в Новосибирский музыкальный колледж на эстрадное отделение! Здесь же, уже став признанным мастером джазовой гитары, он преподаёт искусство игры на гитаре.
Параллельно Панарин больше 20 лет был солистом джаз-ансамбля «Сибирский диксиленд». Удалось основательно поездить — выступали на многих российских джазовых фестивалях, в Финляндии, Голландии, Китае, Германии.
Гитаризм Панарина давно уже изучают, применяя такие вот малопонятные немузыкантам термины: «Широкое использование одновременных полифонических линий в игре, в импровизации, соло аккордовыми комплексами, развитие линии джазового basso continuo и сложное гармоническое мышление легло в основу музыкального мастерства Михаила Евстафьевича».

Сегодня Михаил Панарин продолжает преподавательскую деятельность в Музыкальном колледже имени Мурова. По состоянию здоровья он уже пять лет как отказался от сольных выступлений — последнее состоялось в 2016 году в составе трио, оно доступно в сети.

«Я демобилизовался в 1976 году и начал выступать с ВИА. Тогда они приносили филармониям колоссальные деньги. ВИА запросто могли собрать стадион на 2–3 тыс. человек.
Мы следовали линии, заданной ВИА «Песняры» и «Ариэль». Они настолько профессионально играли уже тогда — с той ужасной аппаратурой и на тех «деревянных» гитарах! Это было правда здорово — и мы старались играть так же.
Но мне покоя не давал «жаркий» стиль, который сидел во мне с детства. Многое я отдал бы за наставника — и вот в Саратове выпал случай. В Саратове тогда работал известнейший коллектив «Интеграл» Бари Алибасова. В нём было два гитариста — Юрий Лоза и Михаил Лазарев. Лазарев увлекался джазом, играл не только на гитаре, но и на банджо! И вот тут всё встало на своё место, я начал осваивать джазовые секреты.

Постепенно оторвался от своих — музыка ВИА меня перестала интересовать. А тут ещё из-за денежного конфликта с администратором распался наш коллектив, и я отправился на родину жены — в Новосибирск. Это был 1980-й. Первым делом пришёл устраиваться в филармонию.
А мне отвечают: «В этом году вышло постановление Министерства культуры, которое запрещает брать на работу без профессионального образования». Так мне пришлось записаться в Музыкальное училище.
Только позднее я понял, как мне повезло!»
поделитесь статьей